Марийские музыкальные инструменты
---
Марийцы - очень талантливый народ. В их культуре огромную часть занимают разнообразные песни, а также народная музыка различных жанров. У мари очень много мелодий, использовавшихся как в быту во время различных жизненных событий, так и в религиозных и сезонных обрядах. Издревле такие мелодии исполнялись (а частью исполняются и по сей день) на народных музыкальных инструментах. О некоторых из них я сегодня и хочу рассказать.
1. Мальчик справа держит тумыр (барабан). К сожалению, я видел не все инструменты, о которых хочу рассказать, поэтому обратимся к композиции "Дерево жизни" в Центральном парке культуры и отдыха Йошкар-Олы
Итак, тумыр - это двухсторонний барабан. Когда-то его корпус изготавливали из стволов липы или осины, выдалбливая сердцевину. Сейчас используют гибкую фанеру. Диаметр этого музыкального инструмента доходил до 40 см, высота - до 70 см.
Для приготовления мембран брали собачью или телячью кожу. По мембранам надо ударять двумя дубовыми или кленовыми колотушками, достигавших в длину до 25 см.
Музыкант может играть стоя, подвесив барабан на ремне через плечо, или сидя, положив его на колени. Когда-то тумыр был сольным обрядовым инструментом (через его игру народу повествовали о начале племенных сборов, обрядов или праздников), но сейчас используется и в ансамбле с другими - шувыром (волынкой), гармоникой или с хором.
Некоторые исследователи рассказывают, что тумыр применялся и в некоторой "наказательной" роли: если народ замечал внебрачные отношения между мужчиной и женщиной, то их водили по улицам связанными с друг другом и обвешанными старьём под громкий бой барабанов.
2. Снова посмотрим на этот же монумент, но теперь на мужчину слева. Он играет на волынке, которая называется шувыр. Название этого духового музыкального инструмента происходит от слова "шявырон", что означает "мочевой пузырь" животного. И это не случайно, поскольку пузырь здесь - главная составляющая часть, благодаря нему обеспечивается беспрерывное звучание.
Интересен этот инструмент тем, что все его основные части выполнены из натуральных материалов. Шувыр состоит из бычьего или лошадиного пузыря (диаметр до 90 см), в который вставлено несколько трубок. Одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и ещё две игровые, мелодические, из птичьих костей, меди или олова одинаковой длины (до 30 см). Левая с двумя отверстиями, правая - с четырьмя. "Голос" инструмента резкий, сильный, жужжащий
Шувыр выполнял в первую очередь ритуальные функции. Центральное место волынке отводилось не только во время общинных и семейных праздников, свадеб, похорон, но и во время ритуальных молениях в рощах. Его применяли во время обрядов (весеннего ритуального обхода поля с просьбой урожая и защиты). Даже современные карты (жрецы, языческие священники мари) говорят, что через музыку шувыра, основанную на ритме звуков животных и природы, можно установить контакт с миром духов.
А вот чтобы изготовить такой инструмент, а потом настроить его для правильной игры, может уйти год и даже больше. Сейчас в Марий Эл осталось не так много мастеров, которые занимаются изготовлением шувыров. Однако при этом марийцы не забыли место, которое считается родиной шувыра. Это деревня Верхний Регеж Куженерского района.
3. Кусле (марийские гусли) - самый распространённый марийский музыкальный инструмент. Корпус гуслей делают из тонких дощечек клёна или берёзы, а для верхней деки используется ель или пихта. Для струн раньше применяли жилы или кишки животных (15-18 штук), ныне их делают из металла (35-40 штук). Музыканты обычно держат гусли на коленях, однако играть на них можно стоя и даже на ходу
По традициям каждая марийская девушка должна была уметь играть на гуслях. В противном случае - её не брали замуж
Основная мелодия играется правой рукой, а аккомпанемент - левой. Марийские гусли достаточно лёгкие, весят около 4 кг
Без кусле в культуре мари не проходил ни один языческий обряд и праздник. Во время таких ритуалов музыканты играли особые гусельные мелодии, прославляющие богов, священные рощи, просящие об урожае и плодородии.
Кроме религиозных мероприятий гусли можно было услышать на праздниках или свадьбах в составе целого ансамбля с волынкой и барабаном.
Гуслярами поначалу могли быть только мужчины, постепенно же этим занялись и женщины.
4. И наконец шиялтыш (свирель) - один из видов свистковой флейты, которая первоначально использовалась пастухами. Подобную свирель можно встретить выполненную и из дерева
Название идёт от глагола "шиялтыш" - "свистеть", "дуть". На таком инструменте возможно играть больше количество различных песен
Как уже сказал, часть инструментов я видел лишь на памятнике, а часть - в живую. Посмотреть получилось в рамках первого в истории Марий Эл Межрегионального экономического форума "Время возможностей", который недавно проходил в Йошкар-Оле. В нём участвовало более 500 бизнесменов, руководителей производств, представителей различных министерств и ведомств, учёных и других важных гостей. Как раз за спинами девушек можно разглядеть некоторые выставочные площадки, рассказывающих о предприятиях региона. Если честно, не ожидал, что в такой небольшой республике столько всего производится. Надеюсь, со временем всё это будет только развиваться и приносить новые плоды на благо жителям.
Во время форума работали дискуссионные площадки, проходили выступления специалистов. Среди всего прочего можно было услышать доклады и принять участие в обсуждениях о реформах, про развитие внутреннего туризма и уникальность Марийской земли.
Я, как интересующийся путешествиями и традициями различных народов нашей страны, послушал про туризм, открыл для себя новые направления и экскурсии по Марий Эл и её соседям, набрал различных буклетов)
Понял, что хочу вернуться в Йошкар-Олу побродить по музеям с марийским колоритом (увидеть Национальную художественную галерею, музей Истории города с мастер-классом по росписи магнитика "Йошкин кот", Национальный музей Марий Эл) и может даже совместить новые путешествия в этот регион с другими (посетить наконец-то нормально Казань, Свияжск, Самару и Саратов, проехать по Чувашии).
После презентаций различных городов стал ностальгировать и вспоминать студенческие годы, когда побывал в Ульяновске, Пензе и самой Йошкар-Оле в уже далёком 2009-м году)
Из фольклора запомнилась легенда о богатыре Онаре, написанная в одном из буклетов, и рассказы, как люди собирали в марийской глубинке традиции и рецепты продуктов. В частности, чтобы испечь исконный марийский хлеб. О подобном интересном ещё обязательно расскажу)
Также ещё прогуляемся по местному Кремлю, где в рамках форума проходила большая ярмарка с выступлением различных коллективов, угощениями, сувенирами, показом народных традиционных костюмов и тому подобного. Такое я тоже люблю)
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]