
Полёты под мостами: какими они были в кино и наяву?
---
В марте 1941 года, незадолго до начала войны, на экраны вышел фильм «Валерий Чкалов», снятый на киностудии «Ленфильм». Одной из самых запоминающихся сцен стал эпизод, где Чкалов пролетает на самолете под мостом Равенства (так тогда назывался Троицкий мост).
Многие современные исследователи сомневаются, что такой полет в реальности совершал сам Чкалов. По некоторым данным, эту сцену придумал специально для фильма режиссер Михаил Калатозов. Как же было на самом деле?
Создатели картины вспоминали, что им пришлось выбирать только самые важные факты из богатой биографии летчика. Первоначальный сценарий не нравился Калатозову — там, по его мнению, не хватало любовной линии и не были ясны причины увольнения Чкалова из авиации, поэтому сценарий несколько раз переделывали.
На главную роль режиссер выбрал актера МХАТа Владимира Белокурова. Критики тех лет отмечали, что у него было что-то общее с Чкаловым.
Однажды во время съемок консультировавшие фильм летчики рассказывали, что еще во время Первой мировой войны пилоты пролетали под мостами Петрограда. Калатозов внимательно их слушал. Уже на следующий день он потребовал переписать сценарий, чтобы включить в фильм эпизод с полетом под мостом — как способ завоевать сердце возлюбленной. А чтобы другие летчики не повторяли такой трюк, по сюжету за этот хулиганский поступок Чкалова уволили из авиации.
В октябре 1940 года ленинградские газеты восхищались мастерством летчика Евгения Борисенко, который на съемках несколько раз успешно пролетел под Кировским мостом. Для безопасности использовали самолет-амфибию Ш-2.
Съемки прошли успешно, но в конце произошел несчастный случай. После их окончания оператор Александр Гинцбург попросил подвезти его поближе к «Ленфильму». Были уже сумерки. Борисенко посадил гидросамолет на воду, но он наткнулся на затонувшее бревно. Получив пробоину, самолет быстро затонул. Борисенко, вынырнув, не увидел оператора и, нырнув, спас его.
Что касается реальных полетов под мостами, то один из первых документально подтвержденных случаев совершил пилот-самоучка Харитон Славороссов. В 1912 году под Варшавой он пролетел под мостом через Вислу. А непосредственно под Троицким мостом в Петрограде в 1916 году это впервые сделал на летающей лодке летчик-инструктор Георгий Фриде.
Его друг, лейтенант Алексей Грузинов, усложнил задачу, пролетев под всеми мостами на Неве подряд. Также известен случай с летчиком Александром Прокофьевым-Северским, который среди бела дня пролетел под центральным пролетом Николаевского (ныне Благовещенского) моста, едва не столкнувшись с речным трамваем.
Сам Валерий Чкалов повторил этот трюк в октябре 1925 года. Как вспоминал летчик Михаил Водопьянов, Чкалов долго готовился, изучал мост и высоту. В итоге он пролетел не под центральным, а под третьим пролетом, который был уже и ниже.
Полет прошел на глазах у сотен людей. Большинство летчиков восхищались мастерством Чкалова, хотя некоторые считали это ненужным трюкачеством. На критику Чкалов отвечал шутками: «Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал…».
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Многие современные исследователи сомневаются, что такой полет в реальности совершал сам Чкалов. По некоторым данным, эту сцену придумал специально для фильма режиссер Михаил Калатозов. Как же было на самом деле?
Создатели картины вспоминали, что им пришлось выбирать только самые важные факты из богатой биографии летчика. Первоначальный сценарий не нравился Калатозову — там, по его мнению, не хватало любовной линии и не были ясны причины увольнения Чкалова из авиации, поэтому сценарий несколько раз переделывали.
На главную роль режиссер выбрал актера МХАТа Владимира Белокурова. Критики тех лет отмечали, что у него было что-то общее с Чкаловым.
Однажды во время съемок консультировавшие фильм летчики рассказывали, что еще во время Первой мировой войны пилоты пролетали под мостами Петрограда. Калатозов внимательно их слушал. Уже на следующий день он потребовал переписать сценарий, чтобы включить в фильм эпизод с полетом под мостом — как способ завоевать сердце возлюбленной. А чтобы другие летчики не повторяли такой трюк, по сюжету за этот хулиганский поступок Чкалова уволили из авиации.
В октябре 1940 года ленинградские газеты восхищались мастерством летчика Евгения Борисенко, который на съемках несколько раз успешно пролетел под Кировским мостом. Для безопасности использовали самолет-амфибию Ш-2.
Съемки прошли успешно, но в конце произошел несчастный случай. После их окончания оператор Александр Гинцбург попросил подвезти его поближе к «Ленфильму». Были уже сумерки. Борисенко посадил гидросамолет на воду, но он наткнулся на затонувшее бревно. Получив пробоину, самолет быстро затонул. Борисенко, вынырнув, не увидел оператора и, нырнув, спас его.
Что касается реальных полетов под мостами, то один из первых документально подтвержденных случаев совершил пилот-самоучка Харитон Славороссов. В 1912 году под Варшавой он пролетел под мостом через Вислу. А непосредственно под Троицким мостом в Петрограде в 1916 году это впервые сделал на летающей лодке летчик-инструктор Георгий Фриде.
Его друг, лейтенант Алексей Грузинов, усложнил задачу, пролетев под всеми мостами на Неве подряд. Также известен случай с летчиком Александром Прокофьевым-Северским, который среди бела дня пролетел под центральным пролетом Николаевского (ныне Благовещенского) моста, едва не столкнувшись с речным трамваем.
Сам Валерий Чкалов повторил этот трюк в октябре 1925 года. Как вспоминал летчик Михаил Водопьянов, Чкалов долго готовился, изучал мост и высоту. В итоге он пролетел не под центральным, а под третьим пролетом, который был уже и ниже.
Полет прошел на глазах у сотен людей. Большинство летчиков восхищались мастерством Чкалова, хотя некоторые считали это ненужным трюкачеством. На критику Чкалов отвечал шутками: «Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал…».
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]