Заключительный этап Керченской оборонительной операции, май 1942 года
01.09.2017 500 0 0 foto-history

Заключительный этап Керченской оборонительной операции, май 1942 года

---
0
В закладки
Оригинал взят у papagdepylo в Заключительный этап Керченской оборонительной операции, май 1942 года

Керченская оборонительная операция – одно из тяжелых поражений Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

В декабре 1941—январе 1942 года в результате Керченско-Феодосийской десантной операции советские войска вернули Керченский полуостров и продвинулись за 8 дней на 100—110 км. Однако уже 18 января немецкие войска вернули Феодосию.

В феврале—апреле 1942 года советские войска трижды предпринимали попытки переломить ход событий в Крыму, но в итоге только понесли большие потери (за период с 14 января по 12 апреля 1942 года потери Крымского фронта составили более 110 тыс. человек, в том числе более 43 тыс. безвозвратно).

Большие потери советских войск в значительной степени обусловливались просчетами командования. В частности войска имели плохое снабжение, отсутствовали госпиталя (раненые ждали эвакуации на Тамань), зенитная артиллерия.

Немецкое наступление началась 7 мая. Первый удар был нанесен с воздуха. Бомбардировщики нанесли прицельный удар по заранее разведанным целям. В результате советские штабы, долгое время не менявшие своего расположения, понесли большие потери: командующий 51-армией генерал-лейтенант В. Н. Львов был убит, а его заместитель генерал-майор К. И. Баранов — тяжело ранен. Исполняющим обязанности командующего стал начальник штаба армии полковник Г. П. Котов.

8 мая после артиллерийской подготовки началось наступление 30-го армейского корпуса в полосе советской 44-й армии. К концу дня оборона войск Крымского фронта была прорвана на фронте 5 км и на глубину 8 км. Успеху противника способствовала и высадка немцами шлюпочного десанта с моря численностью до батальона в тылу 63 горно-стрелковой дивизии, что вызвало панику.
9 мая начала наступление немецкая 22-я танковая дивизия, к 10 мая она прорвалась в глубину обороны Крымского фронта и развернулась на север, выходя на коммуникации 47-й и 51-й армий.

Ночью 10 мая в ходе переговоров между комфронта Д. Т. Козловым и И. В. Сталиным было принято решение отвести войска фронта на Киммерийский вал (он же Узунларский или Аккосов вал — от Казантипского залива на севере до Узунларского и Кояшского озёр на юге) и организовать на его линии оборону. Но получить приказ на отход 51-я армия уже не смогла.

К исходу дня 10 мая передовые части немецкого 30-го армейского корпуса вышли к Киммерийскому (Узунларскому) валу. 12 мая немцы высадили воздушный десант в тылу 44-й армии. 13 мая советская оборона была прорвана.

В ночь на 14 мая маршал С. М. Будённый разрешил эвакуацию с Керченского полуострова.
15 мая противник занял Керчь. Эвакуация продолжалась по 20 мая (после исчерпания возможностей к сопротивлению в городе защитники Керчи ушли в Аджимушкайские каменоломни).

На видео показаны сражения уже в самой Керчи, обращает внимание мощная поддержка наступающих немецких войск со стороны артиллерии и самоходных штурмовых орудий. В конце мелькают советские пленные и довольные лица солдат Вермахта. Осталось всего полгода до перелома в войне, потом толпы пленных будут уже с немецкой стороны.

Кстати, обратите внимание на использование немцами самоходных зенитных орудий для стрельбы прямой наводкой. Похоже на Sd.Kfz. 7/1 и Sd.Kfz.6/2, также показаны и 88-мм орудия на двухосном прицепе.

Существует мнение о бесполезности занятия Керчи Красной Армией. Однако это не так. Захват Керченского полуострова облегчало положение Севастополя и блокировало Керченский пролив для судоходства врага. К сожалению, до сих пор нет оценки важности морского судоходства по Черному и Азовскому морям в наступлении немцев на Украине и юге России. А оно было чрезвычайно велико. Немцы приложили много усилий для переброски транспортных судов и боевых кораблей на Черное море. Получался чрезвычайно удобный и дешевый транспортный коридор – из Германии по Дунаю до устья Дуная, а оттуда в порты Одесса, Николаев, Херсон, порты Крыма, Азовского моря, Кубани. Один морской транспорт был равен 5-10 железнодорожным составам, которые еще надо было довести.

Оборона Одессы, Днепро-Бугского лимана, Севастополя, Керчи в значительной степени поломала возможности немцев по доставке так им нужных военных грузов, топлива, подкреплений. Но, надо сказать и о том, что Черноморский флот, покрыв себя славой в оборонительных сухопутных сражениях, на море проявлял изрядную пассивность, не используя всех возможностей для нанесения ущерба противнику.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]