И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР
09.05.2025 20 076 0 +630 CruzCurrier8090

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР

---
+630
В закладки
И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Жизнь И-153 оказалась короткой, но насыщенной. Фактически этот самолёт можно было считать устаревшим уже в момент своего появления. Последний военный биплан Советского Союза появился в тот самый момент, когда самолёты-монопланы крепко взялись за покорение неба. Тягаться с представителями более совершенного семейства «Чайка» в теории уже не могла. Однако, как это часто бывает, на практике все оказалось куда сложнее.

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Последний в своем роде.

Разработка нового истребителя-биплана в КБ Поликарпова началась в 1938 году. За основу новой машины была взята модель И-15 бис, которая в свою очередь стала дальнейшим развитием И-15. И если между первыми двумя самолётами разница не была принципиальной, то И-153 стал продуктом глубокой модернизации. Так, в конструкцию «Чайки», например, внедрили убирающееся шасси, а на замену винтам с фиксированным шагом пришли винты с изменяющимся. Обновили в самолёте и двигатель. Что интересно, установка «Чайки» была на 250 «лошадок» слабее установки И-15 бис. Однако, несмотря на это обстоятельства, новый самолёт все равно вышел более скоростным и манёвренным. Максимальная скорость новинки стремилась к 400 км/ч, что приближало её по характеристикам в самолётам-монопланам середины 1930-х годов.

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Почти все потерли в первые годы войны.

Что касается вооружения, то И-153 оснастили четвёркой пулеметов ШКАС. Были также самолёты с парой 20-мм пушек, правда, сделали их всего пять штук. Небольшой партией выпустили «Чайки» с 2 ШКАН и одним пулемётом Березина калибром 12.7 мм. Таких машин выпустили около 150. В добавок к пулемётному вооружению биплан мог нести до 200 кг бомбовой нагрузки. Кроме того, в 1940 году для «Чайки» разработали приспособление, позволявшее вести огонь реактивными снарядами модели РС-82. За годы войны ракетами дооснастили не менее 4 сотен самолётов. Благодаря такому набору огневых средств, «Чайка» могла использоваться не только в качестве истребителя, но также в качестве лёгкого штурмовика.

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Самолёт почти сразу устарел.

В 1939 году самолёт пошел в серийное производство. За первый год было произведено не менее 1 тысячи экземпляров. В 1940 московский ГАЗ №1 выпустил уже более 2.3 тысяч «Чаек». Боевое крещение самолёт прошел на Халхин-голе. Затем применялся в советско-финской войне. В обоих конфликтах И-153 использовался в основном в качестве истребителя. Встречи с современными монопланами показывали противоречивые результаты. С одной стороны, возможностей И-153 совершенно очевидно начинало не хватать для борьбы с современными истребителями. С другой стороны, специфика применения на Дальнем Востоке и в Финляндии все еще позволяла собирать машине высокие оценки от советских лётчиков.

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Хороший был самолёт.

И все же к 1941 году биплан И-153 в качестве истребителя безнадёжно устарел. Разрыв в скоростях с современными монопланами шел на сотни километров в час. А в сравнении с лучшими образцами своего времени и он вовсе достигал отметки в 200 км/ч. В связи с этим обстоятельством от разработки новой машины такого рода в Союзе решили всё-таки отказаться. В 1941 году «Чайкам» пришлось воевать как полноценным истребителям, что привело к быстрому сокращению числа этих машин. Уже к июлю 1941 года в истребительных частях на советско-германском фронте осталось чуть больше 540 этих самолётов, пятая часть которых находилась в ремонте. В итоге, уже к зиме 1941 года основная масса исправных И-153 осталась во флотских частях. Справедливости ради, последние испытали куда меньшее давление противника.

И-153 «Чайка»: как показал себя в годы Великой Отечественной войны последний военный биплан СССР самолёт, качестве, частях, «Чайки», истребителя, стороны, биплан, более, также, самолётов, «Чайка», современными, монопланами, могла, Однако, самолёты, фронта, менее, новой, выпустили

Служил до 1945 года.

К моменту начала контрнаступления под Москвой исправные И-153 остались только в частях Ленинградского фронта. К лету 1943 года в частях остаётся всего 36 этих самолётов, а уже в 1944 году «Чайка» полностью исчезает с фронта. Воевать оставшиеся самолёты будут вплоть до победы, однако использовать их станут главным образом в тылу. Исключением станет Балтика, где И-153 будет постоянно использоваться для сопровождения конвоев, а также Кавказ, где показал себя с лучшей стороны. В случае с последним, И-153 использовался главным образом в качестве штурмовика, а не истребителя.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]