Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома
05.05.2025 4 671 0 +166 DarjaPa

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома

---
+166
В закладки
После распада СССР материальная культура постсоветских стран породила любопытные феномены — от эклектичного «нового русского» дизайна до увлечения заброшками, известного как «ruins pornography». Режиссёр и социальный антрополог Диана Мацепуро рассказывает, как советские интерьеры трансформировались в абсурдный кич домов новых русских и почему обстановка гостиной может стать отражением социальных процессов в стране.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Дом на перекрестке эпох

Дом — это не только архитектурная структура, но и сообщество, укрытие, пространство для интимных моментов и памяти. Он постоянно формируется и трансформируется, дом становится центральным экспонатом, через который можно проследить материальные и нематериальные аспекты жизни России в разные исторические периоды.

Одна из методик любого расследования —  составление психологического портрета людей по пространству, в котором они проживают. Это связано с тем, что изменения в обществе и в сознании человека всегда находят отражение в визуальном облике пространства, в котором он существует. Чаще всего такие изменения становятся заметными только на большом временном отрезке, так как происходят медленно.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Но существуют исторические периоды резких переходов — от одной экономической системы к другой, от одного социального строя к другому, которые заставляют общественные структуры и пространство изменяться стремительно и драматично. Примером такого периода служит распад СССР и достаточно резкий с исторической точки зрения переход от социализма к капитализму.

В 1991 году 15 новых независимых постсоветских стран впервые столкнулись с капитализмом после социализма. Это означало, что в период перехода эти территории либо были исключены из капиталистической экономической системы, либо не были в нее полностью интегрированы.

Переходный процесс превратился в мощный инструмент анализа взаимоотношений между капиталом, государством, людьми и местом.

Один из самых интересных современных исследователей этого периода — антрополог Кристен Годси, изучающая повседневный опыт социализма и постсоциализма в Восточной Европе. В своей книге “Lost in Transition” Годси использует этнографические эссе и короткие рассказы, чтобы пролить свет на распространенную ностальгию по коммунистической эпохе и процесс переосмысления социалистического прошлого в регионе. Вот одна из ее бесед с таксистом в Болгарии:

“Когда строишь новый дом, ты обычно продолжаешь жить в старом, пока новый не будет готов. В Болгарии же, — сказал он, — мы разрушили старый дом, прежде чем новый был достроен. Теперь всем приходится жить на улице”.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Эта простая, но мощная метафора объясняет возникающее физическое и эмоциональное опустошение, рост количества пустующих пространств в регионе и всепроникающее чувство утраты, которое испытывали люди в переходный период. Вдобавок к этому возникла необходимость в поспешном строительстве или перестройке собственного жилищного пространства без четкого понимания новых «правил игры» и своих возможностей в ней.

Квартиры, утонувшие в безвременье

Возможно, именно отсюда берет начало эклектичность постсоветских квартир, в которых к унифицированному «советскому интерьеру» (румынской стенке и чайному набору, красному в белый горох), который должен был быть одинаковым у всех, хаотично добавлялись продукты нового времени. Эти элементы появлялись настолько быстро, что не успевали прижиться и найти свое место в жилом пространстве, создавая хаос, иногда выглядевший безвкусно и странно с точки зрения стороннего наблюдателя.

Это состояние постсоветских домов и квартир хорошо отражало внутреннее состояние людей и общества в тот период: новые идеи и ценности не успевали осознаваться и приниматься, порождая внутреннее ощущение “безвременья”.

Новая эпоха, пришедшая после разрушения «старого дома», своим стремительным распространением не давала людям возможности адаптироваться к ней. Вместо этого она требовала от каждого эмоциональной стойкости, чтобы суметь подстроиться под изменения. Поэтому трансформировалось восприятие реальности.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Люди, пережившие этот переход, приобрели глубокую убежденность в том, что «будущее всегда неопределенно, и правила игры сегодня могут сильно отличаться от правил завтрашнего дня». То есть мир никогда не был и не будет статичным, а это резко контрастирует с обещанной стабильностью и предсказуемым будущим, заложенным в коммунистической идеологии. Именно отсюда берет начало ностальгия по стабильности коммунистического прошлого.

Возможно, для многих румынская стенка и чешский хрусталь, которые до сих пор можно найти в интерьерах, не прошедших реновацию, — это символ стабильности советского периода, которой не хватает людям и по которой они испытывают ностальгию. Эмоциональная ценность этих уже исторических артефактов сегодня может перевешивать их массивность и устаревший облик, превращая их в материальное напоминание о времени, когда будущее казалось предсказуемым, а правила игры — неизменными.

Но отношение к этим вещам различается: одни стремятся избавиться от них как от тяжелого воспоминания, другие хранят до полного износа. Этот выбор иллюстрирует способы переживания общих исторических событий и подчеркивает, насколько глубоко коллективный опыт находит отражение в материальном мире.

Порнография руин и триумф мещанства

Феномен «порнографии руин» (ruin pornography) стал последствием запустения и описывает эстетическое восхищение заброшенными, разрушенными или разрушающимися зданиями и ландшафтами. Такое визуальное искусство нередко романтизирует урбанистический распад, особенно в местах, переживших экономический кризис — например, в постиндустриальных районах или среди исторических руин.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Но критики указывают, что подобные изображения могут быть эксплуататорскими, поскольку превращают разрушение в красивую картинку, игнорируя при этом социальные и экономические причины упадка.  Исследователь Самюэль Гофф пишет о концепции ruins pornography:

Порнография руин берет грандиозность и идеологию старой советской империи и превращает их в очередное сырье для индустрии интернет-контента; это жанр фотографии, связанный с нарративами Холодной войны, напоминающий нам о том, что коммунистический эксперимент был экзотическим провалом, не способным выжить в «реальном мире».

Руины визуально демонстрируют, как после поражения в Холодной войне вся физическая среда Восточной Европы и бывшего СССР стала пространством провала и упадка, привлекая к себе чрезмерное внимание и в конечном итоге вызывая романтизацию этих мест. Социальный антрополог Виктор Бухли анализирует феномен запустения через каталогизацию материального мира. Он фокусируется на быте — например, на исследовании коммунальных квартир. Бухли описывает борьбу с мещанским сознанием в советском интерьере.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Эта борьба с мещанством, предпринятая в советский период, в конечном итоге потерпела крах с приходом Перестройки и последующим распадом СССР.

После этого эпохального перелома новое поколение элит, так называемые новые русские, радикально изменили дискурс: ценности, которые раньше осуждались как мещанские, внезапно стали рассматриваться как позитивные и социально прогрессивные.

Попытка стремительно принять эти новые ценности, с которыми ранее велась ожесточенная борьба, в условиях резкой смены общественного порядка ярко отражена в интерьерах домов и квартир новой российской элиты. Как маятник, качнувшийся в противоположную сторону, этот эстетический сдвиг часто уходил в крайности.

Многие решения, принятые в дизайне домов новых русских, сегодня кажутся абсурдными и безвкусными, но тогда они были естественной социальной и психологической реакцией на внезапную смену ценностных ориентиров.

Если максимально упростить эту взаимосвязь, можно сказать, что чем сильнее давление на что-то, тем резче оно высвобождается, когда давление ослабевает.

Это объясняет, почему местность вдоль Рублёвского шоссе в пригороде Москвы, некогда символ престижа, сегодня славится множеством заброшенных коттеджей. Многие возведенные там в период или сразу после Перестройки элитные особняки стоят по-прежнему очень дорого, но не находят покупателей и со временем просто ветшают. Эти дома стали материальными артефактами эпохи и отражают ценности времени, когда они были построены, но сейчас утратили значение и необходимость в новых реалиях общественного сознания.

Постсоветский дом: почему мы любим заброшки и зачем новым русским такие дома новых, период, постсоветских, домов, квартир, социализма, можно, после, ценности, когда, только, стали, берет, антрополог, этого, времени, новый, новые, исторических, периода

Подход к мещанским ценностям как к чему-то позитивному и социально прогрессивному после распада СССР можно также рассматривать как следствие растущей неопределенности в повседневной жизни того периода. Как пишет об этом социальный антрополог позднего социализма Алексей Юрчак, в советское время люди могли участвовать в институтах и ритуалах советской системы, но интерпретировали их по-разному, зачастую не так, как того ожидало государство.

Перестройка и распад Советского Союза привели к тому, что эти скрытые противоречия стали очевидными: общество столкнулось с необходимостью не только осмыслить окружающую реальность, но и выстроить новую систему.

Эта смена социальных ценностей находит отражение в материальной среде: в одних случаях это привело к разрушению старых пространств, в других — к внедрению новых элементов, символизирующих изменившиеся идеалы.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]