
Исчезнувшая Екатерина. У памятника императрице в сквере на Невском был «предшественник»
---
Идея и первые шаги
В 1859 году архитектор Александр Ладан предложил Императорской академии художеств создать памятник Екатерине II к ее столетнему юбилею. Он подчеркивал, что императрица сыграла ключевую роль в истории академии: именно при ней учреждение получило самостоятельный статус и переехало в специально построенное здание на Васильевском острове.
Инициативу поддержали президент академии великая княгиня Мария Николаевна и вице-президент Григорий Гагарин. Император Александр II распорядился установить монумент в Царскосельском (ныне Екатерининском) дворце — любимой резиденции своей прабабушки.
Конкурс и неожиданный выбор
Сначала к работе над памятником привлекли ведущих скульпторов того времени: Романа Залемана, Давида Йенсена и Николая Токарева. Однако их проекты академия отвергла. Последующие конкурсы тоже не дали результата — скульпторы отказывались участвовать.
Тогда Александр II неожиданно предложил поручить проект Михаилу Микешину — молодому художнику, прославившемуся памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Хотя Микешин не был профессиональным скульптором, он с энтузиазмом взялся за работу.
Первый вариант памятника
Микешин изобразил Екатерину II в стиле рококо: в пышном платье и мантии, со скипетром в одной руке и лирой (символом искусств) — в другой. Вокруг постамента разместились бюсты ее сподвижников: Потемкина, Суворова, Румянцева, Бецкого и Державина.
Императору проект понравился, но академики раскритиковали его за «непропорциональность» и «неуместную» лиру в руках монархини. Тем не менее, бронзовую статую отлили и даже отправили на Всемирную выставку 1862 года в Лондон.
Трагическая судьба памятника
После выставки монумент установили в Екатерининском парке Царского Села. Но когда в 1873 году в Петербурге решили воздвигнуть новый памятник императрице, Микешину пришлось полностью переработать композицию — первый вариант оказался слишком камерным для столицы.
А во время Великой Отечественной войны оригинальная статуя бесследно исчезла. Вероятно, ее вывезли нацисты.
Возвращение императрицы
Лишь в наше время Екатерина II «вернулась» в Царское Село — теперь в виде нового памятника работы скульптора Владимира Горевого. Он не копирует творение Микешина, но продолжает традицию увековечивания памяти великой императрицы в ее любимой резиденции.
Так история первого памятника Екатерине II, полная взлетов и падений, завершилась — но не была забыта.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
В 1859 году архитектор Александр Ладан предложил Императорской академии художеств создать памятник Екатерине II к ее столетнему юбилею. Он подчеркивал, что императрица сыграла ключевую роль в истории академии: именно при ней учреждение получило самостоятельный статус и переехало в специально построенное здание на Васильевском острове.
Инициативу поддержали президент академии великая княгиня Мария Николаевна и вице-президент Григорий Гагарин. Император Александр II распорядился установить монумент в Царскосельском (ныне Екатерининском) дворце — любимой резиденции своей прабабушки.
Конкурс и неожиданный выбор
Сначала к работе над памятником привлекли ведущих скульпторов того времени: Романа Залемана, Давида Йенсена и Николая Токарева. Однако их проекты академия отвергла. Последующие конкурсы тоже не дали результата — скульпторы отказывались участвовать.
Тогда Александр II неожиданно предложил поручить проект Михаилу Микешину — молодому художнику, прославившемуся памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Хотя Микешин не был профессиональным скульптором, он с энтузиазмом взялся за работу.
Первый вариант памятника
Микешин изобразил Екатерину II в стиле рококо: в пышном платье и мантии, со скипетром в одной руке и лирой (символом искусств) — в другой. Вокруг постамента разместились бюсты ее сподвижников: Потемкина, Суворова, Румянцева, Бецкого и Державина.
Императору проект понравился, но академики раскритиковали его за «непропорциональность» и «неуместную» лиру в руках монархини. Тем не менее, бронзовую статую отлили и даже отправили на Всемирную выставку 1862 года в Лондон.
Трагическая судьба памятника
После выставки монумент установили в Екатерининском парке Царского Села. Но когда в 1873 году в Петербурге решили воздвигнуть новый памятник императрице, Микешину пришлось полностью переработать композицию — первый вариант оказался слишком камерным для столицы.
А во время Великой Отечественной войны оригинальная статуя бесследно исчезла. Вероятно, ее вывезли нацисты.
Возвращение императрицы
Лишь в наше время Екатерина II «вернулась» в Царское Село — теперь в виде нового памятника работы скульптора Владимира Горевого. Он не копирует творение Микешина, но продолжает традицию увековечивания памяти великой императрицы в ее любимой резиденции.
Так история первого памятника Екатерине II, полная взлетов и падений, завершилась — но не была забыта.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]