Как добывают бурый уголь
---
Когда меня пригласили снимать добычу угля в Амурскую область, я не сразу сориентировался куда лететь. Я помнил, что область находится на Дальнем Востоке, но не знал, что там добывают уголь. Москву и Амурскую область, где находятся угольные разрезы разделяют тысячи километров, шесть часов полета и шесть часов разницы по времени встречи солнца. В полете высплюсь, подумал я, собрал аппаратуру, затянул часовые пояса потуже и полетел.
Сегодня в kak_eto_sdelano мы узнаем, как добывают бурый уголь.
Когда я приехал на залежи угля и сказал "карьер", меня поправили - правильно "разрез". Разрез, потому что что способ добычи угля таков, что при выемке пустой породы получаются длинные углубления в земле, которые похожи на разрезы. Если посмотреть на Северо-Восточный разрез близ Райчихинска с космоса, то видно такую картину - характерные для добычи угля полосы в земле..
Добыча на Северо-Восточном разрезе (площадь 500 км2) ведется с 1932 г. Ерковецкое месторождение (площадь 1250 км2) начало давать уголь после открытия в 1958 году. Слой угля здесь около 5 метров.
Бурый уголь лежит не очень глубоко под землей, потому добывается открытым способом, который считается более безопасным, экономичным и быстрым. С первого взгляда на кусок угля возникает вопрос "почему он бурый, если он черный?" Но мне специалисты объяснили, что качество угля определяют не по цвету самой породы, а по следу черты, оставляемой на фарфоровой пластинке. Он, как вы поняли оставляет бурый след.
К тому же он менее калорийный, чем каменный уголь и антрацит. Смотрим в википедию и выясняем, что калорийность, то есть теплота сгорания - количество выделившейся теплоты при полном сгорании массовой или объёмной единицы вещества. То есть чем лучше горит, тем больше калорийность. Низкокалорийный уголь - то что нужно фитоняшкам).
Все здесь довольно просто - шагающий экскаватор вынимает пустую породу, а экскаватор поменьше грузит его в самосвалы или в вагоны. Вот и все! Но если бы это было так просто, от желающих добывать уголь не было бы отбоя). Не буду нагружать вас информацей о том, как геологи ищут уголь, как получают лицензию на добычу ископаемых, а сразу перейдем к самому интересному и понятному
Добыча угля у меня всегда ассоциировалась с большими, нет, с огромными экскаваторами. Собственно их больше всего и заметно на угольных разрезах. Выглядят они внушительно.
В названии каждого экскаватора стоят аббривеатуры. Например ЭШ 15/90 значит - Экскаватор Шагающий, 15 – объем ковша, а 90 – длина стрелы. Всего на разрезах задействовано 24 таких мастодонта отличающихся глубиной и объемом ковша. В одни спокойно поместится уазик "буханка", в другие ковшы Лэнд Крузер.
Вскрышка (выемка песчаника и глины) происходит так: машинист экскаватора опускает ковш на грунт, затем подтягивает на себя, заполняя его.
Потом переносит ковш в сторону и опустошает его. За месяц бригада экскаватора из трех человек должны вскрыть около 300 тыс. кубометров породы.
Там, где поработал драглайн (так еще называют шагающие экскаваторы) остаются горы пустой породы, отвалы. Местность, где добывают уголь напоминает местами лунные пейзажи.
По стенам разреза можно изучать геологию.
Кстати, после того, как драглайн добрался до угля, а потом уголь выбрали (то есть выкопали полностью на какой-то площади), разрез обратно засыпается той же породой, а уже после полной выработки местность ждет рекультвация, но это уже другая история.
Для меня было открытием, что шагающие экскаваторы (и другие экскаваторы тоже) работают на электричестве. Каждый разрез обслуживается подстанциями мощностью 220/110/35/ кВт.
Тяжелая техника на разрезах работает круглосуточно и без выходных: бригады трудятся посменно. Небольшие послабления в работе могут сделать в случае аномально низкой температуры.
Но подробнее о драглайнах я расскажу позже в отдельном посте. Следите за обновлениями.
Угольные пласты залегают близко к грунтовым водам, потому необходимо ее постоянно откачивать насосами. Здесь наглядно видно какой слой породы был снят, чтобы добраться до залежей угля.
Ну а дальше все просто - экскаватор ЭКГ-5А набирает уголь в ковш и грузит его в самосвалы, который везет его на перегруз.
Или грузит сразу в вагоны, который увезет уголь на сортировку.
В ковш экскаватора ЭКГ-5А помещается 5 кубометров угля, а стандартный вагон он заполняет за 10 заходов.
На сортировку уголь поступает для того, чтобы разбить его на разные фракции. Местные Райчихинская ГРЭС и Благовещенская ТЭЦ потребляют уголь мелкой фракции, а более крупная идет на нужды ЖКХ, проще говоря для отопления.
Так выглядит сортировочная станция изнутри. Если не знаешь, что это и как работает, то следующее действо будет сюрпризом, как и для меня.
Это такая "карусель" для вагонов. Оператор со стороны проверяет, что все нормально, дает сигнал, и вагон, который стоит на специальной платформе поднимается вверх и опрокидывает содержимое в приемник.
Через несколько секунд этот громадный механизм (вагоноопрокидыватель боковой стационарный) ставит вагон в прежнее положение.
Впечатляющее зрелище!
После чего из приемника уголь по сложной системе лент отправляется на рассортировку, где с помощью грохоток и вибросит делится на разные фракции.
Ну а дальше в печь, чтобы добывать электроэнергию на тепловых станциях.
На этом все! Спасибо что дочитали.
Спасибо за приглашение компании ОАО "Русский уголь"!
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.
Жми на иконку и подписывайся!
- http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
- https://www.facebook.com/kaketosdelano/
- https://www.youtube.com/kaketosdelano
- https://vk.com/kaketosdelano
- https://ok.ru/kaketosdelano
- https://twitter.com/kaketosdelano
- https://www.instagram.com/kaketosdelano/
Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/
Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto
Сегодня в kak_eto_sdelano мы узнаем, как добывают бурый уголь.
Когда я приехал на залежи угля и сказал "карьер", меня поправили - правильно "разрез". Разрез, потому что что способ добычи угля таков, что при выемке пустой породы получаются длинные углубления в земле, которые похожи на разрезы. Если посмотреть на Северо-Восточный разрез близ Райчихинска с космоса, то видно такую картину - характерные для добычи угля полосы в земле..
Добыча на Северо-Восточном разрезе (площадь 500 км2) ведется с 1932 г. Ерковецкое месторождение (площадь 1250 км2) начало давать уголь после открытия в 1958 году. Слой угля здесь около 5 метров.
Бурый уголь лежит не очень глубоко под землей, потому добывается открытым способом, который считается более безопасным, экономичным и быстрым. С первого взгляда на кусок угля возникает вопрос "почему он бурый, если он черный?" Но мне специалисты объяснили, что качество угля определяют не по цвету самой породы, а по следу черты, оставляемой на фарфоровой пластинке. Он, как вы поняли оставляет бурый след.
К тому же он менее калорийный, чем каменный уголь и антрацит. Смотрим в википедию и выясняем, что калорийность, то есть теплота сгорания - количество выделившейся теплоты при полном сгорании массовой или объёмной единицы вещества. То есть чем лучше горит, тем больше калорийность. Низкокалорийный уголь - то что нужно фитоняшкам).
Все здесь довольно просто - шагающий экскаватор вынимает пустую породу, а экскаватор поменьше грузит его в самосвалы или в вагоны. Вот и все! Но если бы это было так просто, от желающих добывать уголь не было бы отбоя). Не буду нагружать вас информацей о том, как геологи ищут уголь, как получают лицензию на добычу ископаемых, а сразу перейдем к самому интересному и понятному
Добыча угля у меня всегда ассоциировалась с большими, нет, с огромными экскаваторами. Собственно их больше всего и заметно на угольных разрезах. Выглядят они внушительно.
В названии каждого экскаватора стоят аббривеатуры. Например ЭШ 15/90 значит - Экскаватор Шагающий, 15 – объем ковша, а 90 – длина стрелы. Всего на разрезах задействовано 24 таких мастодонта отличающихся глубиной и объемом ковша. В одни спокойно поместится уазик "буханка", в другие ковшы Лэнд Крузер.
Вскрышка (выемка песчаника и глины) происходит так: машинист экскаватора опускает ковш на грунт, затем подтягивает на себя, заполняя его.
Потом переносит ковш в сторону и опустошает его. За месяц бригада экскаватора из трех человек должны вскрыть около 300 тыс. кубометров породы.
Там, где поработал драглайн (так еще называют шагающие экскаваторы) остаются горы пустой породы, отвалы. Местность, где добывают уголь напоминает местами лунные пейзажи.
По стенам разреза можно изучать геологию.
Кстати, после того, как драглайн добрался до угля, а потом уголь выбрали (то есть выкопали полностью на какой-то площади), разрез обратно засыпается той же породой, а уже после полной выработки местность ждет рекультвация, но это уже другая история.
Для меня было открытием, что шагающие экскаваторы (и другие экскаваторы тоже) работают на электричестве. Каждый разрез обслуживается подстанциями мощностью 220/110/35/ кВт.
Тяжелая техника на разрезах работает круглосуточно и без выходных: бригады трудятся посменно. Небольшие послабления в работе могут сделать в случае аномально низкой температуры.
Но подробнее о драглайнах я расскажу позже в отдельном посте. Следите за обновлениями.
Угольные пласты залегают близко к грунтовым водам, потому необходимо ее постоянно откачивать насосами. Здесь наглядно видно какой слой породы был снят, чтобы добраться до залежей угля.
Ну а дальше все просто - экскаватор ЭКГ-5А набирает уголь в ковш и грузит его в самосвалы, который везет его на перегруз.
Или грузит сразу в вагоны, который увезет уголь на сортировку.
В ковш экскаватора ЭКГ-5А помещается 5 кубометров угля, а стандартный вагон он заполняет за 10 заходов.
На сортировку уголь поступает для того, чтобы разбить его на разные фракции. Местные Райчихинская ГРЭС и Благовещенская ТЭЦ потребляют уголь мелкой фракции, а более крупная идет на нужды ЖКХ, проще говоря для отопления.
Так выглядит сортировочная станция изнутри. Если не знаешь, что это и как работает, то следующее действо будет сюрпризом, как и для меня.
Это такая "карусель" для вагонов. Оператор со стороны проверяет, что все нормально, дает сигнал, и вагон, который стоит на специальной платформе поднимается вверх и опрокидывает содержимое в приемник.
Через несколько секунд этот громадный механизм (вагоноопрокидыватель боковой стационарный) ставит вагон в прежнее положение.
Впечатляющее зрелище!
После чего из приемника уголь по сложной системе лент отправляется на рассортировку, где с помощью грохоток и вибросит делится на разные фракции.
Ну а дальше в печь, чтобы добывать электроэнергию на тепловых станциях.
На этом все! Спасибо что дочитали.
Спасибо за приглашение компании ОАО "Русский уголь"!
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.
Жми на иконку и подписывайся!
- http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
- https://www.facebook.com/kaketosdelano/
- https://www.youtube.com/kaketosdelano
- https://vk.com/kaketosdelano
- https://ok.ru/kaketosdelano
- https://twitter.com/kaketosdelano
- https://www.instagram.com/kaketosdelano/
Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/
Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto
Взято: aslan.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]