Железнодорожное зазеркалье Питера
---
Под зазеркальем принято понимать параллельный мир, живущий по принципам, которые в привычном нам обществе часто не понимают и не принимают. В этой главе я хочу показать немного железнодорожного, если можно так сказать, зазеркалья: картинок, показывающих, что железная дорога – это не только современные скоростные поезда и удобные вокзалы. Даже в Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира.
Если вы прибыли из Минска или, как я, из Великих Лук на Витебский вокзал города на Неве, а вам нужно попасть на Балтийский, чтобы уехать в Гатчину, совсем необязательно для этого спускаться в метро. Наземный транспорт тоже не нужен, от одного вокзала до другого можно дойти пешком. При условии, разумеется, что это сделать позволяют здоровье, время и погода. Выйдя из здания Витебского вокзала со стороны вестибюля метро «Пушкинская» и обойдя его вокруг, попадём на улицу Введенский канал. Когда-то здесь действительно был канал, построенный в начале XIX века и засыпанный в 1967 году. Пройдём мимо здания Императорского павильона Царскосельской железной дороги, полузаброшенных построек бывших лейб-гвардейских казарм и меньше чем через километр выйдем на набережную Обводного канала, по которой, не спеша двинемся в сторону Балтийского.
Здание Императорского павильона
Набережная Обводного канала
Чётная сторона набережной Обводного канала – это витрина промышленной архитектуры XIX века, которая требует отдельной прогулки и отдельного описания. Разумеется, бродить нужно там, где это не запрещено законом и нет опасности для жизни и здоровья. У меня цели – окунаться вглубь старинных производственных корпусов – в тот момент не было. Я шёл в сторону Балтийского вокзала (Балтов, как его называют питерцы) и, глядя по сторонам, пытался понять, что может порадовать взгляд гостя в большей степени – круглые башни-газгольдеры, краснокирпичные здания Общества электрического освещения (сейчас – территория Центральной ТЭЦ) или некий архитектурный компот из дореволюционных доходных домов с эркерами и закомарами и застройки уже советского периода на противоположной стороне канала.
Первую остановку сделаем напротив… Как вы думаете, чего? Правильно, здания бывшего Варшавского вокзала, ныне торгово-развлекательного комплекса «Варшавский экспресс». Ещё полтора года назад здесь размещался музей железнодорожной техники имени В.В. Чубарова. Точнее сказать, доживал последние дни. Я успел застать здесь экспозицию в ноябре 2015 года, впечатления об этом изложены в заметке «Туманный Питер. Музейное». Теперь музей располагается на соседнем Балтийском, туда мы заглянем чуть позже. Сначала посмотрим, что же сегодня происходит на месте, где не так давно радовали публику снятые с эксплуатации паровозы и электровозы, где уходила в тяжёлые питерские облака пусковая установка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК), грозя показать заокеанским хищникам «кузькину мать».
А здесь забор, из-за бетонных прясел которого, словно цапли, торчат мачты башенных кранов. Забор огораживает участок, где раньше были пути Варшавского вокзала, и прилегавшую к ним территорию. Скоро, судя по всему, там вырастет 15-этажный (если не выше) жилой район под названием ЖК «Галактика». Галактика! Раз уж возводят на месте железнодорожных построек, то и название бы дали соответствующее. Скажем, «Варшавский». Глядя на всё это, вспоминается Державин: «Где стол был яств, там гроб стоит». К слову сказать, ликвидация и снос Варшавского вокзала были прописаны ещё в Генеральном плане от 1935 года, и удивительным образом этот пункт реализовался спустя 80 лет. Хорошо, хоть само здание стоит на своём месте. Пока стоит.
* * *
Перед Балтийским вокзалом расположен сквер «Балтийский сад», в нём – монумент в память о народных ополченцах. А справа от здания вокзала – арка, ведущая в некий Гатчинский двор. В этом дворе и будет вход в музей техники. Только он закрыт. Полтора года назад открытие планировали к концу 2016-го, теперь обещают к октябрю года нынешнего.
Монумент в памть об ополченцах
Здесь будет музей железнодорожной техники
Экспозицию подвижного состава – в том виде, в каком она будет представлена, – увидеть можно, хоть и не с парадного входа. Для этого нужно пройти по находящейся чуть правее от вокзала (если стоять к нему лицом) улице Шкапина до переезда и далее налево вдоль промышленной железнодорожной ветки. Шкапина – улица контрастов. Чётная её сторона – мрачные и, одновременно, притягательные старые доходные дома, часть которых расселена, противоположная нечётная – новостройки. Словно две временных эпохи каким-то образом оказались рядом. Новостройки как бы свысока, с презрением поглядывают на своих визави – так, как смотрит одетый с иголочки денди на человека в поношенном пальто. А пережившие несколько революций, бомбёжки и блокаду старые дома отвечают с назиданием: «Время никого не щадит, и вы такими же скоро будете».
Улица Шкапина
Вот и переезд через ту самую ветку. Судя по шлагбауму и работающему светофору, движение по ней есть. Будка хоть и выглядит бесхозной, выкрашена, как и полагается объекту ОАО «Российские железные дороги», в знаковый серый цвет. Метров через 200 подходим к тыльной стороне Балтийского вокзала. Здесь не продают билеты, а пассажиры не спешат к электричкам. Только редкие служащие ходят, да рабочие-гастарбайтеры, ныряющие в проезд за разрушенным деревянным зданием и исчезающие за углом разрисованного с наглухо задраенными окнами списанного пассажирского вагона.
Экспонаты на обновлённой площадке будут, по всей видимости, находиться как в закрытых павильонах, так и под открытым небом. Посмотрим на то, что пока ещё скрыто за решётчатой оградой: зелёный М62 с неестественно большим крытым вагоном – скорее всего, БЖРК; вагон поезда «Красная стрела», дореволюционный вагон. И пожелаем, чтобы железнодорожный музей имени В.В. Чубарова поскорее открылся. Может, место под него выбрано и более удачно – как в плане экспозиционного показа, так и транспортной доступности – но Варшавский всё равно жалко.
* * *
А напоследок пройдёмся вдоль той самой промышленной ветки, что привела нас к музею. Первое, что привлекает внимание, это корпуса из красного кирпича Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения – гараж и мастерские. Построены в начале XX века (первый омнибусный маршрут от Балтийского вокзала до Александровского сада, что примыкает к южной стороне Адмиралтейства, был открыт в 1907 году), сейчас там железнодорожные склады.
Между улицами Шкапина и Розенштейна ветка проходит вдоль стены Хладокомбината №4. Предприятие также дореволюционное, построено в 1908 году как склад-холодильник товарищества «Унион». Появление его на этом месте не случайно. Участок, где располагается Хладокомбинат, в народе был известен как «холодная поляна». Позже исследования показали, что народная молва права: температура на поверхности почвы здесь на 3-5 градусов ниже средней по городу. После Розенштейна нас встречает бывший доходный дом без окон и дверей, построенный в 1902-1904 гг. архитектором Марианом Ляшевичем и сменивший с тех пор и до «исторического материализма» нескольких владельцев. В советское время – обычный коммунальный дом, сотрясавшийся при движении грузовых составов. Несколько лет назад расселён как аварийный и, вероятно, подготовлен к сносу. Другая половина дома – та, что дальше от железной дороги – выглядит обитаемой.
Хладокомбинат
Улица Розенштейна
Бывший доходный дом Ляшевича
В сквере, что напротив бывшего дома Ляшевича, стоит деревянный крест, надпись на котором гласит, что с 1900 по 1931 гг. на этом месте располагался деревянный храм святого преподобного Сергия Радонежского. После сквера линия разветвляется: часть уходит налево на завод железобетонных конструкций, а основной путь продолжается мимо легендарного завода «Красный треугольник» – конечного пункта этой ветки.
Аэростаты и резиновые игрушки, покрышки и калоши, детали для военной техники, железной дороги, авиации. Можно назвать любое изделие из резины, которое не производилось бы в разное время на «Красном треугольнике». Он основан в 1860 году Фердинандом Краузкопфом как Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ), в 1888-м у предприятия появился товарный знак в виде треугольника с вписанной внутри аббревиатурой «ТРАРМ», которым оно маркировало свои изделия, в 1908-м завод стал именоваться «Треугольник». После революции название сохранили, добавив слово «красный». Сегодня, как отмечается на официальном сайте завода, здесь производится более тысячи наименований, в том числе, конвейерная лента, гидроуплотнения, используемый при ремонте судов привальный брус. Впрочем, полностью производственные мощности завода сегодня вряд ли используются: часть территории, по информации соответствующей группы Вконтакте, часть помещений заброшена, часть сдаётся в аренду. Всё же лучше, чем совсем ничего. Хотя есть планы, так сказать, в духе времени: превратить территорию «Красного треугольника» в некий культурно-развлекательный объект.
Здесь был деревянный храм
"Красный треугольник"
Бродя среди расписанных заборов, над которыми возвышаются живые и полуживые строения, кажется, что сейчас раздастся гудок, и мимо тебя, хрипя простуженным дизелем, медленно проползёт ТГМ с парой-тройкой вагонов. Но нет, движения я в тот день не застал. Исторически эта линия связывала Балтийский вокзал с Сухопутной таможней, бывшей с момента основания 1844-м по 1852 год Гальванопластическим заведением герцога Лейхтенбергского, а в годы СССР ставшей филиалом табачной фабрики имени Урицкого. Здания экс-таможни и экс-фабрики по производству сигарет и папирос находятся на сразу за «Красным треугольником» и выходят на Старо-Петергофский проспект, сейчас в них очередной бизнес-центр. Нынче же ветка заканчивается метрах в 150 от площади Стачек и вестибюля станции метро «Нарвская». Заканчивается весьма символично: брошенным и заваленным мусором вагоном-хоппером. Что это за вагон, давно ли он здесь стоит, может, имеет криминальное происхождение – похищен и спрятан на задворках подъездного пути – история умалчивает.
Станция метро "Нарвская"
Нарвские Триумфальные ворота на площади Стачек
Выйти из железнодорожного зазеркалья и попасть обратно в привычный мир можно через дырку в бетонном заборе. Которой, как мне кажется, раньше пользовались рабочие для прохода на «Красный треугольник».
Если вы прибыли из Минска или, как я, из Великих Лук на Витебский вокзал города на Неве, а вам нужно попасть на Балтийский, чтобы уехать в Гатчину, совсем необязательно для этого спускаться в метро. Наземный транспорт тоже не нужен, от одного вокзала до другого можно дойти пешком. При условии, разумеется, что это сделать позволяют здоровье, время и погода. Выйдя из здания Витебского вокзала со стороны вестибюля метро «Пушкинская» и обойдя его вокруг, попадём на улицу Введенский канал. Когда-то здесь действительно был канал, построенный в начале XIX века и засыпанный в 1967 году. Пройдём мимо здания Императорского павильона Царскосельской железной дороги, полузаброшенных построек бывших лейб-гвардейских казарм и меньше чем через километр выйдем на набережную Обводного канала, по которой, не спеша двинемся в сторону Балтийского.
Здание Императорского павильона
Набережная Обводного канала
Чётная сторона набережной Обводного канала – это витрина промышленной архитектуры XIX века, которая требует отдельной прогулки и отдельного описания. Разумеется, бродить нужно там, где это не запрещено законом и нет опасности для жизни и здоровья. У меня цели – окунаться вглубь старинных производственных корпусов – в тот момент не было. Я шёл в сторону Балтийского вокзала (Балтов, как его называют питерцы) и, глядя по сторонам, пытался понять, что может порадовать взгляд гостя в большей степени – круглые башни-газгольдеры, краснокирпичные здания Общества электрического освещения (сейчас – территория Центральной ТЭЦ) или некий архитектурный компот из дореволюционных доходных домов с эркерами и закомарами и застройки уже советского периода на противоположной стороне канала.
Первую остановку сделаем напротив… Как вы думаете, чего? Правильно, здания бывшего Варшавского вокзала, ныне торгово-развлекательного комплекса «Варшавский экспресс». Ещё полтора года назад здесь размещался музей железнодорожной техники имени В.В. Чубарова. Точнее сказать, доживал последние дни. Я успел застать здесь экспозицию в ноябре 2015 года, впечатления об этом изложены в заметке «Туманный Питер. Музейное». Теперь музей располагается на соседнем Балтийском, туда мы заглянем чуть позже. Сначала посмотрим, что же сегодня происходит на месте, где не так давно радовали публику снятые с эксплуатации паровозы и электровозы, где уходила в тяжёлые питерские облака пусковая установка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК), грозя показать заокеанским хищникам «кузькину мать».
А здесь забор, из-за бетонных прясел которого, словно цапли, торчат мачты башенных кранов. Забор огораживает участок, где раньше были пути Варшавского вокзала, и прилегавшую к ним территорию. Скоро, судя по всему, там вырастет 15-этажный (если не выше) жилой район под названием ЖК «Галактика». Галактика! Раз уж возводят на месте железнодорожных построек, то и название бы дали соответствующее. Скажем, «Варшавский». Глядя на всё это, вспоминается Державин: «Где стол был яств, там гроб стоит». К слову сказать, ликвидация и снос Варшавского вокзала были прописаны ещё в Генеральном плане от 1935 года, и удивительным образом этот пункт реализовался спустя 80 лет. Хорошо, хоть само здание стоит на своём месте. Пока стоит.
* * *
Перед Балтийским вокзалом расположен сквер «Балтийский сад», в нём – монумент в память о народных ополченцах. А справа от здания вокзала – арка, ведущая в некий Гатчинский двор. В этом дворе и будет вход в музей техники. Только он закрыт. Полтора года назад открытие планировали к концу 2016-го, теперь обещают к октябрю года нынешнего.
Монумент в памть об ополченцах
Здесь будет музей железнодорожной техники
Экспозицию подвижного состава – в том виде, в каком она будет представлена, – увидеть можно, хоть и не с парадного входа. Для этого нужно пройти по находящейся чуть правее от вокзала (если стоять к нему лицом) улице Шкапина до переезда и далее налево вдоль промышленной железнодорожной ветки. Шкапина – улица контрастов. Чётная её сторона – мрачные и, одновременно, притягательные старые доходные дома, часть которых расселена, противоположная нечётная – новостройки. Словно две временных эпохи каким-то образом оказались рядом. Новостройки как бы свысока, с презрением поглядывают на своих визави – так, как смотрит одетый с иголочки денди на человека в поношенном пальто. А пережившие несколько революций, бомбёжки и блокаду старые дома отвечают с назиданием: «Время никого не щадит, и вы такими же скоро будете».
Улица Шкапина
Вот и переезд через ту самую ветку. Судя по шлагбауму и работающему светофору, движение по ней есть. Будка хоть и выглядит бесхозной, выкрашена, как и полагается объекту ОАО «Российские железные дороги», в знаковый серый цвет. Метров через 200 подходим к тыльной стороне Балтийского вокзала. Здесь не продают билеты, а пассажиры не спешат к электричкам. Только редкие служащие ходят, да рабочие-гастарбайтеры, ныряющие в проезд за разрушенным деревянным зданием и исчезающие за углом разрисованного с наглухо задраенными окнами списанного пассажирского вагона.
Экспонаты на обновлённой площадке будут, по всей видимости, находиться как в закрытых павильонах, так и под открытым небом. Посмотрим на то, что пока ещё скрыто за решётчатой оградой: зелёный М62 с неестественно большим крытым вагоном – скорее всего, БЖРК; вагон поезда «Красная стрела», дореволюционный вагон. И пожелаем, чтобы железнодорожный музей имени В.В. Чубарова поскорее открылся. Может, место под него выбрано и более удачно – как в плане экспозиционного показа, так и транспортной доступности – но Варшавский всё равно жалко.
* * *
А напоследок пройдёмся вдоль той самой промышленной ветки, что привела нас к музею. Первое, что привлекает внимание, это корпуса из красного кирпича Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения – гараж и мастерские. Построены в начале XX века (первый омнибусный маршрут от Балтийского вокзала до Александровского сада, что примыкает к южной стороне Адмиралтейства, был открыт в 1907 году), сейчас там железнодорожные склады.
Между улицами Шкапина и Розенштейна ветка проходит вдоль стены Хладокомбината №4. Предприятие также дореволюционное, построено в 1908 году как склад-холодильник товарищества «Унион». Появление его на этом месте не случайно. Участок, где располагается Хладокомбинат, в народе был известен как «холодная поляна». Позже исследования показали, что народная молва права: температура на поверхности почвы здесь на 3-5 градусов ниже средней по городу. После Розенштейна нас встречает бывший доходный дом без окон и дверей, построенный в 1902-1904 гг. архитектором Марианом Ляшевичем и сменивший с тех пор и до «исторического материализма» нескольких владельцев. В советское время – обычный коммунальный дом, сотрясавшийся при движении грузовых составов. Несколько лет назад расселён как аварийный и, вероятно, подготовлен к сносу. Другая половина дома – та, что дальше от железной дороги – выглядит обитаемой.
Хладокомбинат
Улица Розенштейна
Бывший доходный дом Ляшевича
В сквере, что напротив бывшего дома Ляшевича, стоит деревянный крест, надпись на котором гласит, что с 1900 по 1931 гг. на этом месте располагался деревянный храм святого преподобного Сергия Радонежского. После сквера линия разветвляется: часть уходит налево на завод железобетонных конструкций, а основной путь продолжается мимо легендарного завода «Красный треугольник» – конечного пункта этой ветки.
Аэростаты и резиновые игрушки, покрышки и калоши, детали для военной техники, железной дороги, авиации. Можно назвать любое изделие из резины, которое не производилось бы в разное время на «Красном треугольнике». Он основан в 1860 году Фердинандом Краузкопфом как Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ), в 1888-м у предприятия появился товарный знак в виде треугольника с вписанной внутри аббревиатурой «ТРАРМ», которым оно маркировало свои изделия, в 1908-м завод стал именоваться «Треугольник». После революции название сохранили, добавив слово «красный». Сегодня, как отмечается на официальном сайте завода, здесь производится более тысячи наименований, в том числе, конвейерная лента, гидроуплотнения, используемый при ремонте судов привальный брус. Впрочем, полностью производственные мощности завода сегодня вряд ли используются: часть территории, по информации соответствующей группы Вконтакте, часть помещений заброшена, часть сдаётся в аренду. Всё же лучше, чем совсем ничего. Хотя есть планы, так сказать, в духе времени: превратить территорию «Красного треугольника» в некий культурно-развлекательный объект.
Здесь был деревянный храм
"Красный треугольник"
Бродя среди расписанных заборов, над которыми возвышаются живые и полуживые строения, кажется, что сейчас раздастся гудок, и мимо тебя, хрипя простуженным дизелем, медленно проползёт ТГМ с парой-тройкой вагонов. Но нет, движения я в тот день не застал. Исторически эта линия связывала Балтийский вокзал с Сухопутной таможней, бывшей с момента основания 1844-м по 1852 год Гальванопластическим заведением герцога Лейхтенбергского, а в годы СССР ставшей филиалом табачной фабрики имени Урицкого. Здания экс-таможни и экс-фабрики по производству сигарет и папирос находятся на сразу за «Красным треугольником» и выходят на Старо-Петергофский проспект, сейчас в них очередной бизнес-центр. Нынче же ветка заканчивается метрах в 150 от площади Стачек и вестибюля станции метро «Нарвская». Заканчивается весьма символично: брошенным и заваленным мусором вагоном-хоппером. Что это за вагон, давно ли он здесь стоит, может, имеет криминальное происхождение – похищен и спрятан на задворках подъездного пути – история умалчивает.
Станция метро "Нарвская"
Нарвские Триумфальные ворота на площади Стачек
Выйти из железнодорожного зазеркалья и попасть обратно в привычный мир можно через дырку в бетонном заборе. Которой, как мне кажется, раньше пользовались рабочие для прохода на «Красный треугольник».
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]