Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси
21.01.2025 18 856 0 +479 ytibed

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси

---
+479
В закладки
Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Мифические люди, обитающие в разных уголках земли, имеющие странную внешность и наделенные сверхъестественными способностями, всегда были частью русского фольклора и присутствовали в легендах и преданиях Древней Руси. От маленьких гномов, обитающих под землей, до огромных великанов, населяющих дремучие леса, эти мифические создания очаровывали и пугали людей с давних времен, становясь героями сказок, песен и произведений искусства. Их фольклорные образы, передаваемые из поколения в поколение, и сегодня продолжают волновать наше воображение, побуждая изучать древний эпос русского народа.

«Дивьи» люди

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Дивьи люди в русском фольклоре

Человекоподобных существ и людей с необычной внешностью на Руси всегда называли - «дивьи» люди, что означает «дикий», «удивительный», «странный». Это было собирательное название, потому что в воображении древних людей эти человекоподобные существа могли иметь разный облик. В одних преданиях они описываются как существа, похожие на человека, но поросшие шерстью, в других - как великаны с собачьими головами. Некоторые старинные повествования наделяют «дивьих» людей одним глазом или хвостом.

По легендам «дивьи» люди жили в разных уголках Древней Руси, а также за ее пределами. Из древних книг известно, что с такими существами встречался Александр Македонский во время своих походов. В частности, в средневековом романе «Александрия» упоминается о «диковинных созданиях», населяющих разные земли, которых великий полководец встречал на своем пути в Азию.

Жители Урала по-другому описывают «дивьих» людей, которые по преданию издавна живут в пещерах Уральских гор. Они соорудили там бесчисленные подземные лабиринты и туннели, вход в которые невозможно отыскать. Зато сами «дивьи» люди иногда выходят на поверхность, бродят по окрестным лесам, поют песни. У них красивый мелодичный голос, и сами они описываются, как необычайно красивые. Но увидеть этих людей и услышать их пение может далеко не каждый, а только достойный человек. Говорят, они могут предсказывать грядущие события, но выбирают для этого только избранных.

Блаженные рахманы

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Острова блаженных в русском фольклоре

Упоминание о блаженных рахманах также встречается в древних книгах о походах Александра Македонского, который, согласно легенде, проплывал мимо загадочной земли мудрецов, когда направлялся в Индию. Также рахманы описаны в средневековых рукописях об устройстве мира как блаженные люди, не владеющие никакими материальными ценностями, не знающие болезней и страданий.

По преданию, земля Блаженных находилась на краю Океана, где было вечное лето, изобилие даров моря и фруктовых деревьев, плодоносящих круглый год. Эта земля была отделена от грешного мира глубокой рекой и недосягаема для других людей, птиц и животных. Там жили благочестивые мудрецы, которые ходили без одежды, питались дарами природы.

Блаженные рахманы были христианами, у них не было ничего, кроме Бога и молитвы. Мужчины и женщины жили отдельно и встречались только раз в год для продолжения рода. Им были неведомы болезни, горе и страдания. Они не боялись смерти, потому что знали, что в назначенный час за каждым из них придет ангел, чтобы забрать его в вечность.

Великаны

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Чудь белоглазая и лесные великаны в русском фольклоре

В русском фольклоре встречаются упоминания о разных великанах. «Чудью белоглазой» называли великанов, обитавших на севере. Русское название «чудь» относится к слову «чудной», непонятный. «Белоглазыми», то есть слепыми, их называли потому, что по преданию эти люди потеряли зрение из-за своей языческой веры и противостояния православной церкви.

Нередко в русском фольклоре встречается упоминание о громогласных великанах, которые обитали в дремучих лесах. Они могли переговариваться друг с другом на расстоянии многих километров, а их громогласный голос часто слышали люди, которые жили неподалеку, но никто никогда их не видел. Зато останки «громогласных великанов» часто находили в лесу.

В русском фольклоре сохранился еще один образ великанов, живших в лесах, перекликавшийся с народными представлениями о нечисти - огромные дикие существа описывались как поросшие шерстью, с длинными спутанными волосами и горящими огненными глазами. Встреча с такими существами считалась очень опасной и сулила масштабные пожары.

Леший, водяной и Баба-Яга

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Баба-Яга и леший - самые известные персонажи русского фольклора

Легенды о человекоподобных обитателях леса и болот встречаются в эпосе разных народов, но в русском фольклоре они приобрели зловещее значение. Эти персонажи считаются хозяевами своих мест обитания, не любят чужаков, равно как и тех, кто относится к их владениям без должного почтения: таких они нередко пугают, сбивают с дороги и даже забирают в потусторонний мир.

Леший в славянской мифологии - дух леса, это обычно старик с огромной бородой, поросший мхом, одетый в звериную шкуру, или наделенный рогами и копытами. Считалось, что встреча с ним в лесу не сулит ничего хорошего, и спастись от него можно, только быстро сняв с себя одежду и вывернув ее наизнанку - тогда леший отстанет.

Водяной во многом похож на лешего, только он царствует в воде, на болотах, озерах и реках. Иногда ему приписывали гусиные лапы вместо рук и рыбий хвост вместо ног. Он считался хозяином водной стихии, враждебно относящимся к людям. Увидев человека в местах своих владений, он мог его сильно напугать или даже утопить.

Наиболее знакомый персонаж русского фольклора - Баба-Яга, которая живет в лесу, в избушке на куриных ножках, и летает в каменной ступе. Ее образ достаточно сложный и многогранный, с одной стороны олицетворяющий зло, старость и корысть, с другой - мудрость, силу, знания толка в травах и снадобьях. Недаром она стала героем многих народных сказок, где выступает в разных ролях.

«Чуждые инородцы»

Чудь, рахманы, инородцы: Кто они - мифические люди в преданиях и легендах древней Руси людей, русском, фольклоре, только, которые, разных, называли, древних, своих, русского, «дивьи», потому, существа, многих, преданию, великанов, земли, всегда, также, время

Чуждыми инородцами на Руси всегда называли неславянские этносы

Все чужое на Руси издавна воспринималось настороженно и враждебно, как неприемлемое и греховное, а всякий представитель иной этнической группы воспринимался как опасное, непредсказуемое и почти «потустороннее» существо. Всех людей, не принадлежавших к славянам, называли «чуждыми инородцами», многих из них наделяли мифологическими образами, им приписывали черты, характерные для демонических существ, способности к «оборотничеству», колдовству, магии. Считалось, что «чуждые инородцы» не имеют души и могут общаться с потусторонним миром.

Внешность этих людей описывали по-разному, но признаком «инородцев» считались даже веснушки, рыжий или черный цвет волос. К «чуждым инородцам» относили не только «диковинных заморских» жителей, но и волжских поселенцев, и народ Сибири. В русском эпосе сохранились предания о Югорской земле, которая простирается за Уралом и населена «чужаками». В древних легендах упоминались их способности к охоте, меткой стрельбе и умению управлять собачьими и оленьими упряжками.

«Чуждые инородцы», населяющие Сибирь, считались носителями тайных знаний, полученных от своих предков, их предметы, попадавшие к славянам, служили амулетами, с помощью которых лечили разные болезни, снимали порчу.

Даже в «Своде законов Российской империи» говорилось, что «Инородцами считаются племена нероссийского происхождения, обитающие в Сибири», а их представители долгое время освобождались от военной службы в царской России.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]