Кричев, Могилёвская область...Беларусь.
---
1) Дорогие читатели этого блога! Предлагаю вам отправиться в Могилёвскую область Беларуси, там мы посмотрим город Кричев, расположенный почти на самой границе с Россией. Этот город я осмотрел 28 февраля в конце путешествия по Орловской области, откуда я маршруткой отправился в восточную Беларусь из Орла, дабы напоследок прокатиться на одном из последних международных маршрутов пригородного железнодорожного сообщения между нашими странами, о котором я рассказывал в репортаже "Из Беларуси в Россию на дизель-поезде сообщением Кричев-Сураж".
2) В процессе подготовки репортажа, неоднократно натыкался на различные полунационалистические посты,в которых всё сводилось к тезису о том, что благоустройством восточная Беларусь отличается от западной части страны (Брестской, Гродненской и западной половины Витебской областей) в худшую сторону близостью и влиянием России. Не знаю, где здесь правда, а где вымысел, рассчитанный на то, что не каждый читатель полезет проверять эти сведения, так ли это. Вездесущая закономерность Восток-Запад: восточная и западная Германия, Польша западнее и восточнее Вислы, восточная Эстония и Латвия с русскоязычным населением в Нарве и Даугавпилсе, восточная Украина. Даже на президентских выборах во Франции в восточных регионах якобы голосуют за более консервативных кандидатов в президенты, можно взять также Запад и Юго-восток Москвы.
В Беларуси, если взять объём и удельный вес Валового регионального продукта по областям страны, получится, что наибольший вклад дают Минск и область (это понятно), затем Гомельская область, после Брестская, Витебская и Гродненская регионы, а Могилёвская область на последней позиции.
Если посмотреть схему количества микро-, малых и средних предприятий на 1000 человек по районам и городам областного подчинения Белоруссии (на 1 января 2014), то жирными красными пятнами будут выделены Минск и Могилёв.
3) Да, всё же я согласен, что восточная часть страны выглядит значительно проще в отличие от приграничных районах с Литвой и Польшей Гродненской и Брестской областей. Опять же, если разобрать (по-философски, деконструировать) тезис о близости России, которая плохо влияет на благополучие востока Беларуси, то, во-первых, укажу на то, что благодаря обескровленным Смоленской, Псковской, Тверской областям граница России начинается не с Белгорода. Во-вторых, в 70 км от границы расположен мой родной город Клинцы, являющийся одним из благоустроенных в России, а также приграничные с Беларусью Красногорский и Гордеевский районы Брянской области.
4) В Кричеве остановился в местной гостинице "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" в номере люкс за 420 рублей. Самое интересно было то, что в прейскруранте цен, самый дешёвый трёхместных номер стоил 380 российских рублей, за 400 рублей - одноместный без удобств, а вот за 420 - то, что видите.
5) В принципе, даже подумал сначала, а не пойти ли в трёхместный, в нескольких из которых остановились "командировочные" мужики, устроившие свои проводы зимы с песнями и плясками под Верку Сердючку и Григория Лепса на обе ночи, но передумал. После первой ночи посетил Мстиславль (о нём в следующий раз), перед закатом успел погулять по Кричеву, а после второй ночи до дизеля на Россию - поснимал то, что не успел днём ранее. Сразу скажу, город остался осмотрен мною не полностью, не посетил я Дворец графа Григория Потёмкина, пожалуй, главную достопримечательность и жемчужину города. Я осознавал, что не успеваю, поэтому постарался поснимать непосредственно жилые кварталы, частный сектор, городища "Замковая гора" и "Городец". Поэтому, в определённом смысле, в этом репортаже - город для своих, Кричев глазами местного жителя.
5) А, и немного географии. Положение Кричева относительно государственной границы с России. Отметки внизу снимка - это посещённые места родной Брянской области. Вверху флажки - Смоленск.
6) Карта исследованной территории.
7) Логично рассказать сначала о тех местах, благодаря которых вы можете приехать/уехать из Кричева.
На фото - железнодорожный вокзал, станция Кричев-1 - единственный маршрут с пассажирским сообщением из Могилёвской области на Брянщину.
8) Сам маршрут проходит по некогда существовавшей большей железнодорожной магистрали Орша-Унеча-Харьков, разделённой границами в связи с распадом СССР на 3 участка: белорусский, российский и украинский. Белорусский участок линии активно используется по назначению вплоть до настоящего времени: так по маршруту Кричев-Орша в обе стороны курсируют 5 дизелей с утра до вечера, из Кричева до последней крупной с Россией белорусской станции Костюковичи аналогично 5 пригородных поездов. Интересно даже то, что бывшая линия пересекает линии государственных границ аж 9 раз (спасибо Андрею Щелкунову schelkunov за дополнение).
9) До недавнего времени относительно неплохо использовалась северная часть российского участка от Унечи до Суража, по которой ходили пассажирский поезд Гродно — Унеча (отменён в 2013 году) и пригородные Унеча — Сураж (отменён в 2005 году) и Кричев — Унеча (сокращён до Суража в 2014 году). Таким образом, на участке Сураж — Унеча пассажирского движения нет с июня 2014 года. Интересно, что, даже когда поезд Кричев — Унеча ещё не был единственным на этой линии, вокзал на станции Сураж закрывался до утра сразу после его отправления обратно на Кричев.
10) По южной части линии от Унечи до Сумской области Украины до середины 2000-х годов ходило 2 пары пригородных поездов Унеча — Чигинок, согласованных с поездами Чигинок — Хутор-Михайловский; ещё ранее ходили прямые поезда Унеча — Хутор-Михайловский и Унеча — Свесса. С 1 октября 2004 года 15-километровый трансграничный участок Селецкая — Знобь — Чигинок закрыт для движения поездов и к апрелю 2008 года полностью разобран, линия таким образом стала тупиковой веткой. Пригородный поезд из Унечи периодически ходил то до платформы Селецкой, то до станции Погар, то одной парой, то двумя, дважды отменялся на зиму и в итоге с 1 января 2013 года окончательно отменён в связи с низким пассажиропотоком. В настоящее время по линии осуществляется слабое грузовое движение до станции Жеча и эпизодическое — до станций Стародуб и Погар.
При этом, никто уже не помнит, что до 1996 года курсировал пассажирский поезд Орша-Донецк через белорусский Кричев, российские Сураж, Унечу, Погар, украинские Сумы, Харьков до Донбасса.
11) В самом Кричеве жд-сообщение появилось в 1923 году по линии Орша-Коммунары, в 1929 году при постройке магистрали сообщением Орша-Харьков появилось сообщение в сторону Суража и Унечи.
12) "Отец и сын" возле артиллерийской пушки "Д-44", установленной в 70-летнюю годовщину победы советского народа над нацистской Германией. В районе железнодорожного узла 29 сентября 1943 года при освобождении Кричева вели ожесточённые бои воины 572 пушечно-артиллерийского полка (находящийся в 152 км южнее мой родной город Клинцы был освобождён 25 сентября).
13) Привокзальная площадь при станции. Кричев-1 расположен на пересечении однопутных тепловозных линий Рославль — Могилёв и Орша — Унеча. Кричевский узел также включает в себя станции Осовец, Ходосы, Кричев II и Климовичи.
14) Вид с наземного перехода через вокзал на частный сектор.
15) Предприятие "Кричевцеметношифер" - первый белорусский цементный завод, обслуживающий нужды массового жилищного строительства. Первый цемент на заводе был получен в 1933 году, а первая партия шифера – в феврале 1950 года. Заложено предприятие ещё в 1929 году по постановлению Высшего совета народного хозяйства СССР. В 2016 году президент Беларуси Александр Лукашенко совместно с инвесторами из Китая запустили новый цементный завод, рядом с Кричевым теперь появилась китайская община из 1500 специалистов (есть же в египетском Каире, Хургаде, Шарме или вьетнамском Нячанге русскоязычные общины, в Беларуси теперь зоны компактного проживания рабочих из Поднебесной).
16) Отмечу, что подобные проекты, особенно в кооперации с другими странами, жизненно важно для экономики страны. Ибо, может это только депрессия от долгой зимы и отсутствия солнца, но народ был сильно раздражён падением занятости, что массово обсуждали на улицах. В воздухе чувствовалось разлитое напряжение. Увы, знакомо по опыту работы в школе в Брянской области, знакомо пренебрежение работником, отчётностью и зарплатами на уровне 8000-10,000 российских рублей. Скажете мне, что у вас в России также, я не отрицаю, сам знаю по соседней с Могилёвщиной Брянской областью.
На фото - озеро Молодёжное, образованное путём затопления мелового карьера. Глубина водоёма достигает 57 метров.
17) Панорама предприятия и озера. В 1970 году карьер был использован как съёмочная площадка фильма "Могила льва". Кстати, на дне озера покоятся останки лётчика Виктора Дашкина и его самолёта Су-9, потерпевшего аварию в 1964 году. Лётчик направил неисправный скоростной перехватчик в карьер и ценой своей жизни спас, возможно, многих жителей города.
18) Частный дом у берега озера. Население Кричева на 2016 год - чуть более 26,000 человек. Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году, когда он под названием Кречут упоминается в числе городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века город переходит под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году входит в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город получает Магдебургское право (выборные органы местного самоуправления), создан городской магистрат.
19) После нашествия шведов в 1708 году при первоначальном походе шведского короля Карла XII на Москву Кричеву был нанесён большой урон: из 500 домов осталось 200. Это позже уже после разгрома шедшего на помочь основным силам шведской армии при деревне Лесной, Карл XII повернул в сторону Украины через Брянскую область, что и привело к битве под Полтавой в 1709 году.
Уже после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Кричевском старостве, владельцем Кричева был надворный маршалок великий коронный граф Михаил Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II был конфискован в казну и подарен императрицей князю Григорию Потёмкину. В 1780-е года строится судоверфь, со стапелей которой спускались корабли, которые через Днепр выходили в Чёрное море. В частности, на флотилии судов Кричевского производства осуществлялось путешествие Екатерины II в историческую область Новороссию (Северное Причерноморье, присоединённое к России по результатам серии русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., ныне здесь расположены такие города Украины, как Днепропетровск (он же, Днепр), Кировоград (он же теперь, Кропивницкий), Николаев, Херсон, Одесса, Тирасполь, Мариуполь.
20) Производимая в Кричеве парусина и канаты во второй половине XVIII столетия отправлялись по Днепру в Херсон, где под началом адмирала Фёдора Ушакова строились корабли для Черноморского флота России, который в боях не потерял ни одного корабля за всё время сражений.
У князя Потёмкина родился необычный замысел (ему далеко до Самбуровской крепости под Орлом) — вооружить против турок еврейскую общину Кричева. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из евреев Кричева. В декабре 1787 года светлейший князь создал еврейский казачий полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. По мысли Потёмкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков, вооружённых пиками). В марте 1788 года уже прошли учения первых тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потёмкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутил принц де Линь, «чтобы не ссориться с Библией».
21) В результате ссоры с окрестным населением, Григорий Потёмкин лишает города самоуправления, что сказалось на экономическом развитии города на последующий XIX век. По переписи 1897 года, В Кричеве проживало 3700 человек, В 1931 году он получает статус города из местечка. Индустриализация В 1930-е гг. дала Кричеву мощный импульс, что сказалось и на числе жителей города, достигнув 16,000 человек.
22) Вскоре после начала Великой Отечественной войны войска Вермахта подходят к городу, и 17 июля 1941 года части Красной Армии оставляют Кричев. Однако, в окрестностях города бои продолжаются до середины августа. Во время оккупации на территории города действуют группы подпольщиков. 29 сентября 1943 года части Красной Армии получают приказ освободить Кричев и 30 сентября справляются с этой задачей. По итогам боёв особо отличившиеся соединения: 212-я стрелковая дивизия полковника Мальцева, 385-я стрелковая дивизия полковника Супрунова и 572-й пушечно-артиллерийского полк полковника Савина приказом Верховного Главнокомандующего получают почётное наименование «Кричевская». Кричев становится первым белорусским городом, имя которого присваивается воинским частям. К моменту освобождения в Кричеве осталось всего 32 неразрушенных дома и 860 человек населения.
Полностью восстановить и превысить довоенный уровень производства городу удалось только к концу 1950-х годов. В 1959 году в городе 19,000 жителей. В 1970 году — 25,700.
23) Автостанция. Из российских городов отсюда добраться можно до Орла, Брянска, Смоленска, Санкт-Петербурга и Москвы. До юго-запада Брянщины - только утренним дизелем, не останется и его - придётся делать крюк или до Гомеля или до Брянска, это лишние 12 часов минимум.
24) Город очень холмист. Дым от печного отопления, деревянный частный сектор, городище придают ощущение живой истории, стыка Востока-Запада, начала переплетения России и Европы.
25) Школа. Тематика рисунка на тему олимпиады оправданна. Белорусская сборная в последних летних олимпийский играх завоёвывала и 4 золотые медали (как в 2008 году в Пекине), и 2 золота в 2012 году в Лондоне, и 1 медаль высшей пробы в Рио. На зимней Олимпиаде в Сочи Беларусь завоевала 5 золотых медалей.
26) Спальный район. Внизу речка Кричевка.
27) Отсылка к Кричевскому восстанию 1743-1744 гг. крестьян под руководством Василия Ващилы (белорусский Емельян Пугачёв) против феодальной эксплуатации со стороны Иеронима Радзивилла, наместника короля Речи Посполитой. Князь земли короля сдавал в аренду, сами же арендаторы за отведённое время сдачи в аренду были заинтересованы в получении максимальной доли прибыли. По этой причине арендаторы нарушали установленные инвентарями повинности крестьян. Для подавления крестьянских волнений Радзивиллом была прислана регулярная армия, сумевшей разгромить восставших.
Василий Ващила убежал в тогда уже российский Стародуб, где попал в заточение в крепости и затем умер от дизентерии (ту тюрьму вы можете увидеть в репортаже о райцентре Брянской области).
28) 880-летие города.
29) Центральная площадь Ленина, точка пересечения улиц Комсомольской, Советской, Ленина и Кооперативной. На фото - Свято-Воскресенский Параскевинский Собор 1880 года постройки. Храм простоял до 1930-х годов, когда был закрыт. В здании церкви был открыт Дом социалистической культуры. В 1976 году рядом было построено новое здание Дома культуры, тогда бывшая церковь стала кинотеатром «Родина» до конца 1980-х гг. Уже в постсоветской Беларуси храм возвращён верующим.
30)
31) Сквер за храмом.
32) Церковь расположена на центральной площади напротив памятника Ленину, причём Владимир Ильич изображён шагающим — «Ленин идёт в церковь» — шутят местные.
33)
34) Почётные граждане города.
35) Теперь пройдём с вами по Первомайской улице в сторону городища "Замковой горы" - остаткам земляных валов XI-XVIII вв.
36) Кричевский замок существовал до XVIII столетия, который и являлся центром Кричева на берегу реки Сож. Письменные сведения о планировке замка в XII — начале XVII веков отсутствуют. Но во время археологических исследований 1974 и 1976 годов Михаил Ткачёв зафиксировал в слоях XII—XIII веков на южной стороне замковой горы остатки строений, которые размещались вдоль трассы вала. Так же по археологическим источникам известно, что в XIII веке на 3,5 метра был увеличен оборонительный вал. Предположительно город мог посещать великий литовский князь Витовт, исходя из того, что в замке в 1581 году упоминается «Витовтов погреб».
В результате войн с Москвой конца XV века граница Великого княжества Литовского и Московского княжества стала проходить в непосредственной близости от Кричева. Поэтому многие последующие войны с Московским государством проходили в том числе и в окрестностях Кричева, который подвергался осадам в 1507, 1508, 1514, 1535 гг. Личнй историограф польско-литовского короля Сигизмунда I Бернард Ваповский (он же ещё и "отец польской картографии") свидетельствует, что осенью 1507 года войска князя Василия III осадили и пробовали взять замки кричевский и мстиславский. Король Сигизмунд I послал осаждённым на помощь воевод и «московиты» отступили. В 1514 году войска московского князя ненадолго овладели городом, уйдя отсюда после битвы под Оршей.
Большие разорения принесла Северная война (1700—1721), особенно компания 1708—1709 годов, тогда боевые действия между русскими и шведскими войсками проходили на восточных землях Речи Посполитой. После вкючения Кричева в состав Российской империи по 1 разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Если раньше замок был форпостом на границе с русским государством, то теперь необходимость в нём отпадает — замок пришёл в запустение и постепенно разрушился сам.
37) Вид на частный сектор города.
38)
39) Внутри городища расположен православный деревянный храм Святого Николая 1945 года постройки взамен сожжённой фанатиком-атеистом. С 1962 года, когда был закрыт Свято-Покровский храм, церковь осталась единственной работающей в городе и окрестностях, вплоть до начала 90-х годов
40)
41)
42)
43) Ещё пару снимков с Ленинской улицы после того ,как покинул гостиницу и направился к жд-вокзалу.
44) сама гостиница "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" на 50 мест, где останавливался.
45) В следующем репортаже - Мстиславль.
2) В процессе подготовки репортажа, неоднократно натыкался на различные полунационалистические посты,в которых всё сводилось к тезису о том, что благоустройством восточная Беларусь отличается от западной части страны (Брестской, Гродненской и западной половины Витебской областей) в худшую сторону близостью и влиянием России. Не знаю, где здесь правда, а где вымысел, рассчитанный на то, что не каждый читатель полезет проверять эти сведения, так ли это. Вездесущая закономерность Восток-Запад: восточная и западная Германия, Польша западнее и восточнее Вислы, восточная Эстония и Латвия с русскоязычным населением в Нарве и Даугавпилсе, восточная Украина. Даже на президентских выборах во Франции в восточных регионах якобы голосуют за более консервативных кандидатов в президенты, можно взять также Запад и Юго-восток Москвы.
В Беларуси, если взять объём и удельный вес Валового регионального продукта по областям страны, получится, что наибольший вклад дают Минск и область (это понятно), затем Гомельская область, после Брестская, Витебская и Гродненская регионы, а Могилёвская область на последней позиции.
Если посмотреть схему количества микро-, малых и средних предприятий на 1000 человек по районам и городам областного подчинения Белоруссии (на 1 января 2014), то жирными красными пятнами будут выделены Минск и Могилёв.
3) Да, всё же я согласен, что восточная часть страны выглядит значительно проще в отличие от приграничных районах с Литвой и Польшей Гродненской и Брестской областей. Опять же, если разобрать (по-философски, деконструировать) тезис о близости России, которая плохо влияет на благополучие востока Беларуси, то, во-первых, укажу на то, что благодаря обескровленным Смоленской, Псковской, Тверской областям граница России начинается не с Белгорода. Во-вторых, в 70 км от границы расположен мой родной город Клинцы, являющийся одним из благоустроенных в России, а также приграничные с Беларусью Красногорский и Гордеевский районы Брянской области.
4) В Кричеве остановился в местной гостинице "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" в номере люкс за 420 рублей. Самое интересно было то, что в прейскруранте цен, самый дешёвый трёхместных номер стоил 380 российских рублей, за 400 рублей - одноместный без удобств, а вот за 420 - то, что видите.
5) В принципе, даже подумал сначала, а не пойти ли в трёхместный, в нескольких из которых остановились "командировочные" мужики, устроившие свои проводы зимы с песнями и плясками под Верку Сердючку и Григория Лепса на обе ночи, но передумал. После первой ночи посетил Мстиславль (о нём в следующий раз), перед закатом успел погулять по Кричеву, а после второй ночи до дизеля на Россию - поснимал то, что не успел днём ранее. Сразу скажу, город остался осмотрен мною не полностью, не посетил я Дворец графа Григория Потёмкина, пожалуй, главную достопримечательность и жемчужину города. Я осознавал, что не успеваю, поэтому постарался поснимать непосредственно жилые кварталы, частный сектор, городища "Замковая гора" и "Городец". Поэтому, в определённом смысле, в этом репортаже - город для своих, Кричев глазами местного жителя.
5) А, и немного географии. Положение Кричева относительно государственной границы с России. Отметки внизу снимка - это посещённые места родной Брянской области. Вверху флажки - Смоленск.
6) Карта исследованной территории.
7) Логично рассказать сначала о тех местах, благодаря которых вы можете приехать/уехать из Кричева.
На фото - железнодорожный вокзал, станция Кричев-1 - единственный маршрут с пассажирским сообщением из Могилёвской области на Брянщину.
8) Сам маршрут проходит по некогда существовавшей большей железнодорожной магистрали Орша-Унеча-Харьков, разделённой границами в связи с распадом СССР на 3 участка: белорусский, российский и украинский. Белорусский участок линии активно используется по назначению вплоть до настоящего времени: так по маршруту Кричев-Орша в обе стороны курсируют 5 дизелей с утра до вечера, из Кричева до последней крупной с Россией белорусской станции Костюковичи аналогично 5 пригородных поездов. Интересно даже то, что бывшая линия пересекает линии государственных границ аж 9 раз (спасибо Андрею Щелкунову schelkunov за дополнение).
9) До недавнего времени относительно неплохо использовалась северная часть российского участка от Унечи до Суража, по которой ходили пассажирский поезд Гродно — Унеча (отменён в 2013 году) и пригородные Унеча — Сураж (отменён в 2005 году) и Кричев — Унеча (сокращён до Суража в 2014 году). Таким образом, на участке Сураж — Унеча пассажирского движения нет с июня 2014 года. Интересно, что, даже когда поезд Кричев — Унеча ещё не был единственным на этой линии, вокзал на станции Сураж закрывался до утра сразу после его отправления обратно на Кричев.
10) По южной части линии от Унечи до Сумской области Украины до середины 2000-х годов ходило 2 пары пригородных поездов Унеча — Чигинок, согласованных с поездами Чигинок — Хутор-Михайловский; ещё ранее ходили прямые поезда Унеча — Хутор-Михайловский и Унеча — Свесса. С 1 октября 2004 года 15-километровый трансграничный участок Селецкая — Знобь — Чигинок закрыт для движения поездов и к апрелю 2008 года полностью разобран, линия таким образом стала тупиковой веткой. Пригородный поезд из Унечи периодически ходил то до платформы Селецкой, то до станции Погар, то одной парой, то двумя, дважды отменялся на зиму и в итоге с 1 января 2013 года окончательно отменён в связи с низким пассажиропотоком. В настоящее время по линии осуществляется слабое грузовое движение до станции Жеча и эпизодическое — до станций Стародуб и Погар.
При этом, никто уже не помнит, что до 1996 года курсировал пассажирский поезд Орша-Донецк через белорусский Кричев, российские Сураж, Унечу, Погар, украинские Сумы, Харьков до Донбасса.
11) В самом Кричеве жд-сообщение появилось в 1923 году по линии Орша-Коммунары, в 1929 году при постройке магистрали сообщением Орша-Харьков появилось сообщение в сторону Суража и Унечи.
12) "Отец и сын" возле артиллерийской пушки "Д-44", установленной в 70-летнюю годовщину победы советского народа над нацистской Германией. В районе железнодорожного узла 29 сентября 1943 года при освобождении Кричева вели ожесточённые бои воины 572 пушечно-артиллерийского полка (находящийся в 152 км южнее мой родной город Клинцы был освобождён 25 сентября).
13) Привокзальная площадь при станции. Кричев-1 расположен на пересечении однопутных тепловозных линий Рославль — Могилёв и Орша — Унеча. Кричевский узел также включает в себя станции Осовец, Ходосы, Кричев II и Климовичи.
14) Вид с наземного перехода через вокзал на частный сектор.
15) Предприятие "Кричевцеметношифер" - первый белорусский цементный завод, обслуживающий нужды массового жилищного строительства. Первый цемент на заводе был получен в 1933 году, а первая партия шифера – в феврале 1950 года. Заложено предприятие ещё в 1929 году по постановлению Высшего совета народного хозяйства СССР. В 2016 году президент Беларуси Александр Лукашенко совместно с инвесторами из Китая запустили новый цементный завод, рядом с Кричевым теперь появилась китайская община из 1500 специалистов (есть же в египетском Каире, Хургаде, Шарме или вьетнамском Нячанге русскоязычные общины, в Беларуси теперь зоны компактного проживания рабочих из Поднебесной).
16) Отмечу, что подобные проекты, особенно в кооперации с другими странами, жизненно важно для экономики страны. Ибо, может это только депрессия от долгой зимы и отсутствия солнца, но народ был сильно раздражён падением занятости, что массово обсуждали на улицах. В воздухе чувствовалось разлитое напряжение. Увы, знакомо по опыту работы в школе в Брянской области, знакомо пренебрежение работником, отчётностью и зарплатами на уровне 8000-10,000 российских рублей. Скажете мне, что у вас в России также, я не отрицаю, сам знаю по соседней с Могилёвщиной Брянской областью.
На фото - озеро Молодёжное, образованное путём затопления мелового карьера. Глубина водоёма достигает 57 метров.
17) Панорама предприятия и озера. В 1970 году карьер был использован как съёмочная площадка фильма "Могила льва". Кстати, на дне озера покоятся останки лётчика Виктора Дашкина и его самолёта Су-9, потерпевшего аварию в 1964 году. Лётчик направил неисправный скоростной перехватчик в карьер и ценой своей жизни спас, возможно, многих жителей города.
18) Частный дом у берега озера. Население Кричева на 2016 год - чуть более 26,000 человек. Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году, когда он под названием Кречут упоминается в числе городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века город переходит под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году входит в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город получает Магдебургское право (выборные органы местного самоуправления), создан городской магистрат.
19) После нашествия шведов в 1708 году при первоначальном походе шведского короля Карла XII на Москву Кричеву был нанесён большой урон: из 500 домов осталось 200. Это позже уже после разгрома шедшего на помочь основным силам шведской армии при деревне Лесной, Карл XII повернул в сторону Украины через Брянскую область, что и привело к битве под Полтавой в 1709 году.
Уже после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Кричевском старостве, владельцем Кричева был надворный маршалок великий коронный граф Михаил Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II был конфискован в казну и подарен императрицей князю Григорию Потёмкину. В 1780-е года строится судоверфь, со стапелей которой спускались корабли, которые через Днепр выходили в Чёрное море. В частности, на флотилии судов Кричевского производства осуществлялось путешествие Екатерины II в историческую область Новороссию (Северное Причерноморье, присоединённое к России по результатам серии русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., ныне здесь расположены такие города Украины, как Днепропетровск (он же, Днепр), Кировоград (он же теперь, Кропивницкий), Николаев, Херсон, Одесса, Тирасполь, Мариуполь.
20) Производимая в Кричеве парусина и канаты во второй половине XVIII столетия отправлялись по Днепру в Херсон, где под началом адмирала Фёдора Ушакова строились корабли для Черноморского флота России, который в боях не потерял ни одного корабля за всё время сражений.
У князя Потёмкина родился необычный замысел (ему далеко до Самбуровской крепости под Орлом) — вооружить против турок еврейскую общину Кричева. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из евреев Кричева. В декабре 1787 года светлейший князь создал еврейский казачий полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. По мысли Потёмкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков, вооружённых пиками). В марте 1788 года уже прошли учения первых тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потёмкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутил принц де Линь, «чтобы не ссориться с Библией».
21) В результате ссоры с окрестным населением, Григорий Потёмкин лишает города самоуправления, что сказалось на экономическом развитии города на последующий XIX век. По переписи 1897 года, В Кричеве проживало 3700 человек, В 1931 году он получает статус города из местечка. Индустриализация В 1930-е гг. дала Кричеву мощный импульс, что сказалось и на числе жителей города, достигнув 16,000 человек.
22) Вскоре после начала Великой Отечественной войны войска Вермахта подходят к городу, и 17 июля 1941 года части Красной Армии оставляют Кричев. Однако, в окрестностях города бои продолжаются до середины августа. Во время оккупации на территории города действуют группы подпольщиков. 29 сентября 1943 года части Красной Армии получают приказ освободить Кричев и 30 сентября справляются с этой задачей. По итогам боёв особо отличившиеся соединения: 212-я стрелковая дивизия полковника Мальцева, 385-я стрелковая дивизия полковника Супрунова и 572-й пушечно-артиллерийского полк полковника Савина приказом Верховного Главнокомандующего получают почётное наименование «Кричевская». Кричев становится первым белорусским городом, имя которого присваивается воинским частям. К моменту освобождения в Кричеве осталось всего 32 неразрушенных дома и 860 человек населения.
Полностью восстановить и превысить довоенный уровень производства городу удалось только к концу 1950-х годов. В 1959 году в городе 19,000 жителей. В 1970 году — 25,700.
23) Автостанция. Из российских городов отсюда добраться можно до Орла, Брянска, Смоленска, Санкт-Петербурга и Москвы. До юго-запада Брянщины - только утренним дизелем, не останется и его - придётся делать крюк или до Гомеля или до Брянска, это лишние 12 часов минимум.
24) Город очень холмист. Дым от печного отопления, деревянный частный сектор, городище придают ощущение живой истории, стыка Востока-Запада, начала переплетения России и Европы.
25) Школа. Тематика рисунка на тему олимпиады оправданна. Белорусская сборная в последних летних олимпийский играх завоёвывала и 4 золотые медали (как в 2008 году в Пекине), и 2 золота в 2012 году в Лондоне, и 1 медаль высшей пробы в Рио. На зимней Олимпиаде в Сочи Беларусь завоевала 5 золотых медалей.
26) Спальный район. Внизу речка Кричевка.
27) Отсылка к Кричевскому восстанию 1743-1744 гг. крестьян под руководством Василия Ващилы (белорусский Емельян Пугачёв) против феодальной эксплуатации со стороны Иеронима Радзивилла, наместника короля Речи Посполитой. Князь земли короля сдавал в аренду, сами же арендаторы за отведённое время сдачи в аренду были заинтересованы в получении максимальной доли прибыли. По этой причине арендаторы нарушали установленные инвентарями повинности крестьян. Для подавления крестьянских волнений Радзивиллом была прислана регулярная армия, сумевшей разгромить восставших.
Василий Ващила убежал в тогда уже российский Стародуб, где попал в заточение в крепости и затем умер от дизентерии (ту тюрьму вы можете увидеть в репортаже о райцентре Брянской области).
28) 880-летие города.
29) Центральная площадь Ленина, точка пересечения улиц Комсомольской, Советской, Ленина и Кооперативной. На фото - Свято-Воскресенский Параскевинский Собор 1880 года постройки. Храм простоял до 1930-х годов, когда был закрыт. В здании церкви был открыт Дом социалистической культуры. В 1976 году рядом было построено новое здание Дома культуры, тогда бывшая церковь стала кинотеатром «Родина» до конца 1980-х гг. Уже в постсоветской Беларуси храм возвращён верующим.
30)
31) Сквер за храмом.
32) Церковь расположена на центральной площади напротив памятника Ленину, причём Владимир Ильич изображён шагающим — «Ленин идёт в церковь» — шутят местные.
33)
34) Почётные граждане города.
35) Теперь пройдём с вами по Первомайской улице в сторону городища "Замковой горы" - остаткам земляных валов XI-XVIII вв.
36) Кричевский замок существовал до XVIII столетия, который и являлся центром Кричева на берегу реки Сож. Письменные сведения о планировке замка в XII — начале XVII веков отсутствуют. Но во время археологических исследований 1974 и 1976 годов Михаил Ткачёв зафиксировал в слоях XII—XIII веков на южной стороне замковой горы остатки строений, которые размещались вдоль трассы вала. Так же по археологическим источникам известно, что в XIII веке на 3,5 метра был увеличен оборонительный вал. Предположительно город мог посещать великий литовский князь Витовт, исходя из того, что в замке в 1581 году упоминается «Витовтов погреб».
В результате войн с Москвой конца XV века граница Великого княжества Литовского и Московского княжества стала проходить в непосредственной близости от Кричева. Поэтому многие последующие войны с Московским государством проходили в том числе и в окрестностях Кричева, который подвергался осадам в 1507, 1508, 1514, 1535 гг. Личнй историограф польско-литовского короля Сигизмунда I Бернард Ваповский (он же ещё и "отец польской картографии") свидетельствует, что осенью 1507 года войска князя Василия III осадили и пробовали взять замки кричевский и мстиславский. Король Сигизмунд I послал осаждённым на помощь воевод и «московиты» отступили. В 1514 году войска московского князя ненадолго овладели городом, уйдя отсюда после битвы под Оршей.
Большие разорения принесла Северная война (1700—1721), особенно компания 1708—1709 годов, тогда боевые действия между русскими и шведскими войсками проходили на восточных землях Речи Посполитой. После вкючения Кричева в состав Российской империи по 1 разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Если раньше замок был форпостом на границе с русским государством, то теперь необходимость в нём отпадает — замок пришёл в запустение и постепенно разрушился сам.
37) Вид на частный сектор города.
38)
39) Внутри городища расположен православный деревянный храм Святого Николая 1945 года постройки взамен сожжённой фанатиком-атеистом. С 1962 года, когда был закрыт Свято-Покровский храм, церковь осталась единственной работающей в городе и окрестностях, вплоть до начала 90-х годов
40)
41)
42)
43) Ещё пару снимков с Ленинской улицы после того ,как покинул гостиницу и направился к жд-вокзалу.
44) сама гостиница "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" на 50 мест, где останавливался.
45) В следующем репортаже - Мстиславль.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]