Магнитогорск: величественный город-вонючка
---
В Магнитогорске я был проездом. Мне надо было съездить в Башкирию на карьеры, и так вышло, что ближайший аэропорт был как раз в Магнитогорске. Сразу хочу предупредить, что это не полный отчёт о городе, так как на изучение у меня было всего несколько часов. Объехать и посмотреть всё за такое время невозможно, поэтому можно не писать мне в комментариях вопросы типа "а почему нет фото такого-то района или такого-то памятника?".
Магнитогорск запомнился мне запахом. Самолёт прилетает в 5 утра, солнце ещё не взошло, заря окрашивает небо в красный цвет, и ты едешь вдоль комбината. Десятки труб извергают разноцветный дым, который стелется утренним туманом. Металлургический комбинат огромен, и мы едем вдоль него минут 20. За это время сменилось с десяток разных запахов. Я даже почувствовал себя покупателем в парфюмерном магазине дьявола, где тебе дают на тест последние ароматы из преисподней. Запах сероводорода сменяется запахом сырой ржавчины, потом вдруг резкий химический чесночный запах... Я вначале пытаюсь закрыть окно в машине, но сразу понимаю всю бессмысленность затеи, таксист смеётся:
– Первый раз, что ли? А мы уже привыкли: кто в Магнитке живёт, на запах внимания не обращает, а вот кто уехал, лишний раз старается к комбинату не приближаться. Сейчас рассветёт, и воздух почище будет. Ветер разгонит всю эту дрянь!
В отличие от большинства промышленных городов Урала, Магнитогорск – город новый, он был основан только в 1929 году.
Несмотря на это, сейчас он второй по величине в Челябинской области (418 тысяч человек) и один из крупнейших городов России, не являющихся столицами регионов. Магнитогорск находится на западе области, на границе с Башкирией. При этом аэропорт Магнитогорска залез на территорию соседней республики. То есть из аэропорта ты сначала какое-то время едешь по Башкортостану и уже потом въезжаешь в сам город.
Если посмотреть на герб Магнитогорска, то можно увидеть чёрный треугольник. У вас в школе наверняка были карты полезных ископаемых, и вы помните, что этим символом обозначались месторождения железной руды (иногда, правда, треугольники были красными, но ничего страшного). Геральдисты уверяют, что это не треугольник, а пирамида, которая символизирует не только руду, но и гору Магнитную и "Первую палатку" – памятник строителям города. Но 3D в геральдике не очень развито, так что треугольник остаётся треугольником.
Кстати о руде! В ней-то всё и дело. Её добыча началась ещё при Российской империи, когда города никакого не было, а была лишь небольшая крепость Магнитная. Пока не наступил Совок, руду возили на Белорецкий завод (сейчас он в Башкирии).
В 1924 году в Свердловске – тогда это была столица Уральской области, к которой относился и будущий Магнитогорск – было создано Уралпроектбюро, которое принялось разрабатывать план создания завода.
Панорама строительства ММК, 1930 г.
Завод помогали проектировать наши лучшие враги – американцы! Официальная историография этого теперь не признаёт, но ММК, похоже, является увеличенной копией комбината U.S. Steel в штате Индиана. Иностранцев тогда привлекать не стеснялись: например, центральную электростанцию комбината построила немецкая компания AEG. Впрочем, американцы сорвали сроки запуска завода, и все чертежи были переданы советским руководителям Магнитостроя. Всех их потом расстреляли (не шутка).
ДК Металлургов, 1937 г.
Площадь перед заводоуправлением, 1937 г.
На самом деле, это была одна из первых всесоюзных строек: завод и город вокруг него возводили 40 тысяч человек. К 1934 году комбинат уже работал. Буквально за 10 лет население города выросло до 150 тысяч.
Вид на гору Магнитную
Памятник Сталину
Проходная комбината
Из-за ММК Магнитогорск входит в десятку самых загрязнённых городов России. Вредные выбросы в атмосферу часто превышают допустимую норму в десятки раз, и содержание тяжёлых металлов в водоёмах тоже сильно превышено. Хуже всего приходится жителям левого берега: их дома находятся ближе всего к дымящим заводам.
Те, у кого есть хоть какие-то деньги, стараются переезжать отсюда на правый берег. Из-за неблагоприятной экологической обстановки жильё на левом берегу Магнитогорска стоит какие-то копейки. Здесь живут в основном самые малообеспеченные и не самые благополучные слои населения.
Я был уверен, что именно здесь Балабанов снимал "Груз 200". Помните, когда герои въезжают в Ленинск, там примерно такие же пейзажи были. Полез даже в интернет посмотреть, но нет, "Груз 200" снимали в другом месте. Но по атмосфере очень похоже.
Завод виден из любой точки города. Куда бы вы ни поехали, всегда на горизонте будут маячить огромные конструкции, изрыгающие ядовитый дым.
Ещё завод – это бесконечная пыль и смог. Многие люди, которые приезжают на работу, накрывают машину чехлом. Если этого не делать, то через неделю на кузове образуется маслянистая плёнка из ядовитых осадков, которая очень тяжело отмывается, уверяют местные.
Красивый локомотив. Комбинат – настоящая находка для любителей фотографии. Тут можно наснимать много всякого промышленного ада.
С самого начала Магнитогорский металлургический комбинат был и остаётся градообразующим предприятием. Если вы вдруг не в курсе, ММК производит сталь и металлические изделия. Из магнитогорской стали делают, например, автомобили, комбайны и корабли.
Основной владелец ММК – Виктор Рашников, который возглавил предприятие ещё при Ельцине, а в 2000-м году стал доверенным лицом Путина и с самого начала имел тесные отношения с "Единой Россией". Сейчас Рашников ещё и президент хоккейного клуба "Металлург", главной скрепы города. Логотипы "ЕдРа" висят на всех проходных.
Сейчас это один из крупнейших подобных заводов на территории бывшего СССР: на ММК работают 18,6 тысяч человек. Ну а город существует, собственно, для того, чтобы обслуживать ММК.
Странная история: ни у одной проходной я не видел нормальной парковки, везде машины кидают на обочинах в грязи. Неужели у комбината нет денег, чтобы заасфальтировать и организовать парковки для сотрудников? Что за скотское отношение к людям? Хотя логотипы "ЕдРа" многое объясняют.
Кстати, на левом берегу расположен один из самых старых районов города – Соцгород (улицы Маяковского, Пионерская и Чайковского). Его строили одновременно с заводом. По сути это бараки для рабочих, такие одинаковые унылые коробки высотой до четырёх этажей. Сейчас они представляют интерес как образец массового жилищного строительства 30-х годов.
Такие же рабочие посёлки в то время строили во многих советских промышленных городах: Челябинске, Электростали, Уфе, Новосибирске, Ижевске, Казани и т.д. Магнитогорский Соцгород стал считаться неблагоприятным районом ещё в 60-е годы, и тем не менее он до сих пор существует, несмотря на все программы переселения и ликвидации ветхого жилья.
К разработке плана Магнитогорска советская власть привлекла франкфуртского архитектора Эрнста Мая и его команду, в которую вошли не только немцы, но и, например, голландцы со швейцарцами. К тому времени (1930 год) Май был известен в Европе как создатель районов массовой жилой застройки.
Эрнст Май был воодушевлён возможностью построить город с нуля по плану: "Пока существует частная собственность, и политика предпочитает частные интересы общественным, все разговоры о плановом строительстве городов останутся без продолжения. Совершенно по-другому относятся к этим вещам в Советском Союзе. Впервые в истории у нас есть возможность систематического градостроения или развития городов с полным учетом человеческих нужд и требований людей. Мелочные спекулятивные интересы мешают развитию города в 20-м столетии".
На деле всё оказалось не так радужно. Когда группа архитекторов приехала в СССР, оказалось, что нельзя просто строить так же, как в Германии. Например, в годы первой пятилетки железо было дефицитом, и его не разрешалось использовать при строительстве.
Пионерская улица, 1933 г.
Когда архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки впервые приехала в Магнитогорск, оказалось, что спроектированные ей в Москве детские сады строят киргизские девушки под руководством киргизского прораба, который даже не понимал по-русски. Строители прошли 6-недельные курсы подготовки, и всё. "Отклонения часто были даже не в 5 сантиметров, а в 10", – рассказывала Маргарете.
"Строчная" застройка (это когда дома стоят в ряд перпендикулярно улице) магнитогорского Соцгорода была связана с тем, что "в таком случае в квартирах было меньше шума и дурного запаха". Тогда это считалось новаторством по сравнению с квартальной застройкой.
Здесь за 80 лет почти ничего не поменялось.
Всё, конечно, заброшено и разрушено, но весь кайф в том, что элементы исторические.
Старые фонари, старый фонтан. Сейчас ничего не работает, но можно представить, как здесь было раньше.
Такое впечатление, что наткнулся на заброшенный и чудом не разграбленный дом в какой-то глуши.
Экология даёт о себе знать. В Магнитогорске много больных людей – это и инвалиды, и люди с различными физическими отклонениями. Особенно это видно по детям.
Часть первых домов ещё жилые.
Но многие разрушаются.
Бедные районы города выглядят так:
Магнитогорск разделён пополам рекой Урал, вернее, образованным на реке водохранилищем. На правом берегу находится собственно город – жилые кварталы, парки, вокзал, аэропорт (тот самый, что в Башкирии) и т.д. На левом берегу раскинулась гигантская промзона с примыкающим к ней частным сектором.
Если разделить Магнитогорск на 5 частей, то окажется, что "классические" городские кварталы занимают в лучшем случае 1/5. Ещё 2/5 – это металлургический комбинат и обслуживающие его предприятия, а остальное – частный сектор старого "сельского" и нового "дачного" типа.
На правом берегу с точки зрения экологии дела обстоят получше. Эта часть города была застроена по строгому плану, чтобы при западном или восточном ветре он продувался насквозь, и воздух тут оставался относительно чистым.
Кстати, любопытно, что многие кварталы и микрорайоны сохранили свои "строительные" названия, но я очень сомневаюсь, что даже местные жители в них хорошо ориентируются.
Эта часть города интересна своей архитектурой.
Строилось всё при Сталине, денег не жалели. Получился такой величественный Магнитогорск, который по пышности убранства может сравниться со сталинскими ансамблями Москвы, а где-то даже превзойти их.
Главное, что тут почти всё сохранилось в первозданном виде.
Да, где-то народ застеклил балконы, но в целом мы имеем непрерывную историческую ткань советского города.
Один из немногих городов, где Ленин смотрится вполне органично.
Многие здания поддерживаются в неплохом состоянии.
Здесь до сих пор сохранились старые вывески.
Местами Магнитогорск похож на ВДНХ до его реконструкции. Когда под слоем нелепых современных вывесок и пристроек скрывалась подлинная история.
Магнитогорск тоже успели изгадить.
Местами и непонятно, где ты находишься.
Но стоит зайти за угол, и начинается красота.
Всё это можно сохранить, со всем этим можно работать.
Посмотрите, все ограды балконов разные. Кайф!
В этом плане городу, конечно, повезло.
Сохранилась даже советская агитация )
Почти все фонари в центре города исторические.
Да, многие разбиты и разрушены, но их не сдали на металлолом, а сохранили, и это настоящее чудо!
Смотрите, какая красота.
В каждом районе фонари разные.
Надеюсь, когда-нибудь дойдут руки, и их восстановят.
Невероятная красота! Как же повезло Магнитогорску, что всё это дошло до наших дней!
Во дворах, к сожалению, почти всегда бардак.
Денег нет, дворами никто не занимается.
Зато во дворах ещё можно найти шедевры советского дизайна детских площадок.
Входы в подъезды
Какой же сталинский дом без арки!
Некоторые дворы совсем разбиты. Исчезающие дороги, непересыхающие лужи...
К сожалению, типичные для России проблемы не обошли Магнитогорск стороной.
Две половины города соединяются между собой четырьмя мостами, по каждому из которых – о, чудо! – ходит трамвай.
Трамвайную систему в Магнитогорске запустили вместе с заводом: нужно было обеспечить рабочих быстрым способом ездить на работу. Удивительно, но Магнитогорский трамвай до сих пор чувствует себя неплохо. По количеству маршрутов он на третьем месте в России после Санкт-Петербурга и Москвы, и это по-прежнему ключевой для города вид общественного транспорта. Более того, в последние годы Магнитогорск даже отказывался от обслуживания автобусных маршрутов в пользу трамваев. К сожалению, сейчас конкуренцию электротранспорту составляют многочисленные частники на маршрутках.
Ещё магнитогорский трамвай – самая патриотичная транспортная система в России: вагоны все местного производства, из Усть-Катава.
Памятник Орджоникидзе тоже вписывается в общую концепцию.
Дворец культуры металлургов имени всё того же Орджоникидзе украшает гигантский горельеф.
Пускай вонь с заводов здесь ощущается здесь не так часто, как на левом берегу, эту досадную оплошность с легкостью исправляет огромное количество автомобилей. Из-за них воздух в этой части города очень сильно загазован, а ещё тут огромное количество пыли, которая поднимается столбами при сильном ветре. Парков здесь совсем немного, и они никак не исправляют ситуацию, тем более что никто не занимается их обустройством или расширением (скорее наоборот).
На фотографии – памятник в честь выплавки 200-миллионной тонны стали на ММК.
Вид с набережной на комбинат.
За набережной, судя по всему, никто не следит.
Река Урал превратилась у берега в болото.
Хорошо, что ограда сохранилась.
Но болото можно было и почистить.
Набережная совершенно заброшена...
Кажется ли вам этот пешеходный переход безопасным? Смотрите, сколько знаков!
А ещё тут есть интересный стрит-арт )
Магнитогорск – крутой город, где невозможно находиться из-за экологии. Сюда, как в Припять, можно приехать на денёк насладиться архитектурой, деталями и потрясающими видами. Главное потом хорошенько помыться.
Плохой Челябинск, часть 1
Плохой Челябинск, часть 2
Плохой Челябинск, часть 3
Карабаш
Плохой Тагил
Хороший Тагил
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]