Тайны православного бестиария: Святой с собачьей головой и трехголовый Христос
15.08.2017 592 0 0 tanjand

Тайны православного бестиария: Святой с собачьей головой и трехголовый Христос

---
0
В закладки
B7UmfQBIMAESlhA.jpg

Наверно, все знают, что в иконописи множество канонов. Канон – с греческого правильный. а это значит, что икона изображает правильно. На иконах мы видим канонизированных исторических персонажей, (существовавших или нет – это вопрос вашей веры). И как в таком случае объяснить появление этих странных образов?

«Нерассуднии иконописцы обыкоша нелепо писати, якоже св. мученика Христофора с песиею главою, яже суть небылица» - из редакций иконописных подлинников.

Есть один представитель христианского бестиария — святой Христофор, покровитель путников, изображения которого до сих пор носят с собой многие европейские автомобилисты. Он канонизирован как православной, так и католической церквями.

Одна из версий повествует о том, что Христофор был хананеянином, и вследствие схожести этого именования со словом собака, превратился впоследствии в псоглавца, представителя мифического народа киноцефалов. Возможно, что синонимы, которыми описывали святого великана, «звероподобный», «верный как собака», со временем стали восприниматься буквально.

happiness-living-alone-illustrations-yaoyao-ma-van-as-56-5991a94eb4762__700.jpg

Сказание гласит, что Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По-другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Он до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

agios-xristoforos-3.jpg    

8acbb72da02b4bc7db8786d392c3e913.jpg

Ни одна из перечисленных версий не объясняет того, как святой с головой собаки смог просуществовать в христианской иконографии до сих пор (иконы в России можно встретить в действующих старообрядческих храмах). Наиболее часто киноцефалы изображались и упоминались коптами — египтянами, исповедующими христианство. Египетский след тоже вероятен.

dolgojdannay-vstrecha-720.jpg

В Москве есть храм-часовня иконы Божией Матери «Троеручица». Согласно преданию, за иконопочитательство преподобному Иоанну Дамаскину отрубили кисть руки.

После этого он долго молился перед иконой Богоматери, а на утро проснулся с приросшей обратно кистью. В честь своего исцеления он прикрепил к окладу иконы серебряную руку как символ своего спасения.
Копиисты, однако, восприняли руку на окладе буквально, и вписали ее в сюжет иконы, чему и обязан существующий поныне культ Богородицы Троеручицы.

В Россию копия иконы попала благодаря сербскому монаху. Во избежание кривотолков, дальнейшие копии приказали снимать только посеребрив третью руку Богородицы, «несоблажняя народ».

Однако в XVII веке афонский митрополит делится с русскими иконописцами новой легендой: оказывается, при работе над иконой, третья рука появилась на изображении божественным образом, а глас божий не позволил ее убирать. Таким образом было получено разрешение на написание трех рук одинакового цвета.

В народе возникли другие интерпретации появления третьей руки. Распространенной вариацией был рассказ о том, как Мария, спасаясь от разбойников, переплыла реку вместе с младенцем. Бог послал ей вспоможение, и она поплыла, держа одной рукой Иисуса, и гребя остальными двумя. В угоду этому верованию исказилось название церковного праздника –Преполовения — которое стали именовать «Преплавиньем», то есть днем, когда Богородица переплыла реку с младенцем.

1.jpg

Изображения трехголового Иисуса в Западной Европе были запрещены в 1545 году Тридентским собором. Впрочем, это никак не мешало им существовать в X–XVI веках. Художники, изображавшие такого Христа, следовали догмату об одновременном исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына. Этот догмат активно лоббировался Карлом Великим и позже был утвержден папой римским, что и подтолкнуло мастеров иконы к созданию подобных изображений.

5.jpg

Трехликую и о трех туловищах Троицу с совмещенными изображениями Отца, Сына и Духа постепенно стали преобразовывать и рисовать только Сына, также с тремя головами, но одинаковыми. Три неотличимых друг от друга образа символизировали единство Троицы, а иконы с ними назывались смесоипостасными.

3.jpg

Постепенно три головы превратились в одну, но лицо Христа так и осталось утроенным. В такой версии эта иконографическая традиция дошла до некоторых сибирских старообрядцев, а одну из сибирских икон даже якобы подарили Екатерине II. После чего Святейший синод запретил продажу, хранение и распространение трехликих Иисусов в Российской империи. Посмотреть на одну из таких сейчас можно в Свердловском областном краеведческом музее.

2.jpg

По материалам:
http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm

Викиуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]