Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить
17.02.2024 19 661 0 +568 aratev

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить

---
+568
В закладки
Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Летом 1941 года, когда войска Гитлера перешли границу СССР, советские музеи имели план эвакуации, который был разработан и утвержден в 1936 году. Коррективы в него вносились на ходу. В условиях военного времени, обычные музейные сотрудники спасали культурное наследие под бомбежками, рискуя собственной жизнью, для того чтобы выполнить свою работу с честью и до конца. Исключение составлял разве что Эрмитаж. Его фонд был подготовлен к эвакуации в 1939 году, когда Вторая мировая бушевала еще далеко от советских границ… Это во многом и спасло большее количество экспонатов.

Весь экспонатный фонд был подписан и пронумерован. Были изготовлены индивидуальные ящики для транспортировки. По мнению экспертов, которые спустя годы могут оценить, насколько профессиональны были действия музейных работников, это сыграло определяющую роль в том, что большинство экспонатов одного из крупнейших художественного музея в мире были успешно вывезены.

Первый день войны

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Музейным работникам предстояла огромная и ответственная работа.

Безусловно, Эрмитаж продолжал работу, несмотря на существующий план эвакуации. 22 июня, в первый же день войны, все сотрудники музея были вызваны на рабочие места – началась непосредственная подготовка экспонатов к эвакуации. Полотна снимались с рам, их накручивали на специальные валы. Делать это нужно было максимально осторожно и аккуратно, но при этом очень быстро.

Работа не прекращалась даже ночью. К сборам экспонатов были привлечены все работники музея: начиная от научных сотрудников и заканчивая его охраной. Для отдыха и еды было выделено не больше часа, да и это время люди стремились провести за работой – слишком высока была цена промедления. На второй день на помощь работникам музея пришли неравнодушные граждане – любители искусства. Согласно плану эвакуации в первую очередь подлежали наиболее ценные экспонаты.

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Готовые к транспортировке полотна выглядели так.

Аналогичные работы были начаты и в других музеях. Сотни полотен были сняты со стен, упакованы и подготовлены к эвакуации. К примеру, из Государственного Русского музея было вывезено больше 7,5 тысяч произведений искусства. К тому же среди экспонатов были такие огромные полотна как «Последний день Помпеи» Брюллова. Для того чтобы снять его со стены, потребовалось участие не одного десятка людей. Сложно было и накатать картины на валы, поскольку малейшая морщинка могла привести к повреждению картины.

На такой вал надевали чехол из искусственной замши, а торцы закрывались деревянными колесами, чтобы они могли ездить по полу. Вот на такую катушку и наматывали по несколько картин, между собой прокладывая их плотной бумагой. Если на полотне было место, которое могло осыпаться, то его укрепляли тонким папирусом и специальным клеем. Сверху на такие катушки наматывали чистые холсты, а затем укладывали в ящики. Другие произведения искусства упаковывали с точно такой же тщательностью.

Тайными тропами

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Так вывезенные экспонаты размещались в хранилищах.

Упаковать ценностью было первой, но отнюдь не главной сложностью во всем процессе эвакуации Эрмитажа. Однако, учитывая, что Эрмитаж переживал этот процесс не в первый раз, то все прошло относительно благополучно. Во время войны с Наполеоном Эрмитаж уже уезжал на север страны. В Первую мировую, когда противник подошел к Петрограду, экспонаты экстренно вывозили в Москву. Потому третья эвакуация была подготовлена с учетом опыта предыдущих. Мало того что был готов упаковочный материал, так еще и к каждому экспонату были приставлены работники, которые отвечали бы за их упаковку. Первый эшелон с ценностями был готов буквально за неделю. Второй ушел практически сразу же за ним. В первую очередь отправлялись наиболее ценные произведения искусства.

Экспонаты ехали в сопровождении научных сотрудников. Причем окончательное место прибытия эшелонов были строго засекречены и знали о них только узкий круг доверенных лиц. Документы с указанием места прибытия вскрывались уже в процессе следования. К тому же, зачастую это был промежуточный пункт, а эшелону предстояло двигаться дальше в тыл. В двух эшелонах было вывезено примерно 1,2 млн ценностей из 2 млн имевшихся на балансе музея.

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Вывоз экспонатов.

О том, что в вагонах нечто ценное железнодорожники могли только догадываться, ведь о том, что в вагонах культурное наследие мирового уровня им сообщать не стали. Впрочем, они и сами понимали, что везут нечто крайне важное, поскольку один из вагонов был бронированным, а весь состав был заставлен зенитными орудиями на платформах для защиты от бомбежек.

Часть ценностей была временно размещена в Екатеринбурге (на тот момент Свердловск). Правда во всем уральском городе не нашлось столь огромного здания, в котором можно было разместить все экспонаты. Поэтому было занято три: Свердловская картинная галерея, католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.

Сотрудники Свердловской картинной галереи, работавшие там, в годы войны, вспоминали о том, что все помещение было заставлено коробками и ящиками в оба этажа до самого потолка. Сама галерея в годы войны посетителей, конечно же, не принимала. В одном из залов заложили окна кирпичами, укрепили решетками, соорудив там своеобразный сейф. Информация о местонахождении ценностей была строго секретной. Руководство опасалось, что фашисты могут совершить диверсию, разбомбив здания с воздуха или направить диверсионную группу для уничтожения ценностей.

То, что не удалось вывезти

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Исаакиевский собор во время блокады Ленинграда.

В самом Эрмитаже сотрудники продолжали работу. Там оставались еще некоторые экспонаты, которые еще не успели вывезти. Теперь сотрудники музея не водили посетителей по залам, а дежурили, чтобы вовремя сбрасывать авиабомбы. К тому же в здании Эрмитажа был организован стационар и они успевали помогать и там. В подвале музея то и дело спасалось от бомбардировок тысячи человек, благо огромное здание было вместительным.

Часть экспонатов из других музеев спрятали в Исаакиевском соборе. То была обычная хитрость. Во-первых, собор не был военным объектом, поэтому должен был мало интересовать противника. Во-вторых, для бомбардировки города он был своеобразной точкой, по которой легко ориентироваться. Исходя из этого, было решено, что противник не станет бомбить собор. Однако меры по его защите были предприняты: купола закрасили темной краской. На крыше было установлено постоянное дежурство, во дворе установлено зенитное оружие. Окна заложили кирпичами и мешками с песком.

Сотрудники музеев были привезены вместе с экспонатами сюда же. Им предстояло ухаживать за картинами, просушивать их при необходимости. Причем уходить из здания собора они не могли. Многие из них, когда летом перевозили коллекции своих музеев в здание собора, и предположить не могли, что останутся здесь на столь продолжительное время. Всего там находилось 60 взрослых человек и несколько детей. Многие из них в летней одежде. В подвале, в котором они находились, температура не поднималась выше 7 градусов, даже несмотря на несколько работающих буржуек. На полу подвала скапливалась вода, что делало нахождение здесь максимально опасным для жизни и здоровья. Два десятка музейных работников погибли от холода и голода в первую же зиму.

Возвращение экспонатов

Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить музея, экспонатов, эвакуации, экспонаты, могли, чтобы, которые, когда, время, войны, искусства, несколько, сотрудники, Эрмитаж, картины, работу, здесь, Эрмитажа, здания, сотрудников

Возвращение экспонатов.

Музейные экспонаты возвращались постепенно. Но всегда вызывали у горожан радость, поскольку символизировали возвращение к прежней мирной жизни. Два эшелона из Свердловска прибыли в октябре 1945 года. А 8 ноября музей уже возобновил работу. Перед этим предстояло отремонтировать залы, вынести мешки с песком, кирпичи и другие сооружения, которые были сделаны для защиты.

10 октября в Ленинград прибыл первый эшелон с картинами. За три дня завершена разгрузка и уже на следующий день начали развешивать картины. 20 дней ушло у уцелевших сотрудников музея для того чтобы наполнить 69 залов. Первые посетители не могли сдержать слез, когда смогли убедиться в том, что все картины на своих местах в целости и сохранности, как будто бы и не было тех ужасных военных лет.

А вот коллекции, которые пережидали войну в Исаакиевском соборе, еще надолго оказались запертыми здесь же. Их попросту некуда было возвращать. Дворцы Петергофа, Царского села и многие другие были разрушены.
Не был забыт и вклад Свердловской картинной галереи в сохранение фонда Эрмитажа. В галерею было передано больше двух сотен картин, несколько скульптур, коллекция из стекла и фарфора, предметов мебели.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]