Загорский эксперимент советских учёных со слепоглухонемыми детьми
02.02.2024 16 717 0 +451 iholevy

Загорский эксперимент советских учёных со слепоглухонемыми детьми

---
+451
В закладки
Выпускники Загорского интерната — дети без зрения и слуха — свободно писали стихи и научные статьи. Инвалиды, которые не могли даже ориентироваться в пространстве, научились не только самостоятельно жить, но и развивались интеллектуально.

Представьте, что вы находитесь в абсолютно тёмной комнате и не слышите ни единого звука. Такая жуткая изоляция — норма для слепых и глухих детей. Они не могут слышать речь преподавателя, не видят наглядных пособий. Обучение в таких условиях граничит с фантастикой.

Как руководителям Загорского эксперимента удалось обучить слепоглухих детей и сделать их полноценными членами общества? Фактрум оценил масштабы работы, проведённой советскими учёными в конце XX века.

Загорский эксперимент советских учёных со слепоглухонемыми детьми Загорского, детей, эксперимента, слова, слуха, и зрения, слепых, этого, инструктор, нормальной, удалось, жизни, не могло, программы, обучить, слепоглухих, после, невозможно, в пространстве, ориентироваться

Слепоглухонемые кандидаты наук

В XVIII веке слепых и глухих людей приравнивали к неполноценным. Такого человека считали практически существом, которое находится на грани между животным и растительным миром. Соответственно, ни о какой нормальной общественной жизни речи быть не могло. Через сто лет Загорский эксперимент доказал: отсутствие слуха и зрения — не повод для того, чтобы ставить на человеке крест.

В 1971 году четыре выпускника Загорского интерната (три юноши и одна девушка) поступили в МГУ на психологический факультет. Экзамены сдавали наравне со здоровыми подростками, никаких льгот. Детям не просто удалось поступить в престижный вуз, но и закончить его всего лишь на год позже сверстников. Два парня после окончания МГУ отучились в аспирантуре и получили кандидатские степени, ещё один стал скульптором. Девушка до сих пор занимает должность научного сотрудника в Психологическом институте РАО.

Дом-интернат для слепоглухих

Перед началом эксперимента перед руководителями встала непростая задача. Как разработать программу для ребёнка, который ничего не слышит и не видит? В первую очередь, дети должны стать самостоятельными. Для этого инструктор «показывал» ребёнку действие, которое надо было повторить. Точно так же участники эксперимента учились играть.

Загорский эксперимент советских учёных со слепоглухонемыми детьми Загорского, детей, эксперимента, слова, слуха, и зрения, слепых, этого, инструктор, нормальной, удалось, жизни, не могло, программы, обучить, слепоглухих, после, невозможно, в пространстве, ориентироваться

В пансионате, где жили дети, соблюдался строгий режим дня. Без слуха и зрения ориентироваться в пространстве и времени невозможно. Поэтому загорские ученики подробно запоминали свой распорядок. На вопрос «Который час?» инструктор всегда перечислял все действия, которые были совершены ребёнком в течение дня. Предметы в комнате никогда не переставляли, но и помогать ученикам передвигаться было запрещено. Детей учили быть самостоятельными.

Обучение слепоглухих в МГУ

Однако научиться жить без посторонней помощи — полдела. Экспериментаторы планировали обучить детей базовым школьным знаниям. В основе любой мыслительной деятельности лежит речь, так что начали с освоения специального алфавита. Сначала слепые и глухие ученики обучились дактильным словам (жестам, обозначающим слова), а потом разбили слова на буквы и выучили дактильный алфавит. С помощью дактильной речи детей обучили брайлевскому алфавиту.

Кроме того, воспитанники занимались лепкой, девочки шили, а мальчики строгали и пилили. За девять лет (столько длилось освоение базовой программы) дети успешно закончили изучение всех школьных предметов. Исключением стала химия, которую невозможно изучить тактильно.

Следующий шаг — обучение в университете с обычными студентами. Задача усложнялась тем, что об адаптации программы для инвалидов не могло идти и речи. Как оказалось, загорским детям это и не понадобилось. На лекции подростки ходили с переводчиком, который преобразовывал обычные слова в дактильные. На семинары приносили телетакторы, превращающие печатный текст в брайль.

Критика Загорского эксперимента

Философ Эвальд Ильенков и его коллеги с помощью Загорского эксперимента хотели подчеркнуть важность речи и человеческих способов действия для формирования здорового мышления. После освоения этого минимума даже перед слепыми и глухими детьми открывались все дороги.

Главным провалом эксперимента критики считают неврождённую неполноценность детей. Один мальчик был тугоухим и слабовидящим с рождения, ослеп в пять лет (при этом он очень слабо, но слышал). Два других — потеряли зрение в четыре года, а слух — после семи лет. Девочка перестала видеть в два года, а слышать в девять лет. Таким образом, полностью слепые и глухие дети так и оставались за гранью нормальной жизни. По мнению критиков, без слуха и зрения с рождения шансов сформировать у инвалида нормальную психику нет.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]