«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть VI «Многоликая древность (продолжение) Керамика».
---
Один из древнейших видов искусства человечества – керамика. Она возникла в VI тыс до н.э. и существовала на Ближнем Востоке и в Греции до конца IV в до н.э., а в стадиально близкой керамике индейцев мочика – I-VI в н.э.
Среди экспонатов – множество сосудов, несущих в себе различные метафорические смыслы: сосуд, воплощающий союз Матери с Отцом
Антропоморфный сосуд с четырьмя спиралями или сосуд с символами воды- , Нижнее Поднепровье поздний период культуры Кукутени-Триполи. IV тыс. до н.э.. ГИМ. Москва
Форма сосуда никогда не бывает произвольной. Она отражает мысли о строении космоса. Космос – это организованный упорядочный мир, который всегда имеет определенную форму, структуру и декор. В эпоху неолита появились так называемые биконические вазы, имеющие тулово, состоящее из двух половин. У одних они приблизительно равные, у других, как у вазы из Нижнего Поднепровья – нет. Она украшена гравированной «рекой», текущей во всех направлениях. Это хаос, который рождает космос, представленный крошечным Мировым древом.
Антропоморфный сосуд с четырьмя спиралями или сосуд с символами воды- , Нижнее Поднепровье поздний период культуры Кукутени-Триполи. IV тыс. до н.э.. ГИМ. Москва
В патриархальной культуре Мать уже не считалась родоначальницей вместе с отчленившейся от нее дочерью-Девой. Они стали только «детопитательницами», Куротрофами. На вазе культуры Кукутени-Триполи их символизируют две пары грудей, украшенные спиралью, символом потенциальной жизни.
Антропоморфный сосуд Молдавия, Рышканский район, поселение Друци, культура Кукутени-Триполи IV тыс до н.э. глина, лепка, прочерчивание по глине роспись. Государсвенный исторический музей Москва
В эпоху неолита (IX-IV тыс до н.э.), перехода человечества к оседлой жизни и производительному труду, служащую олицетворением Нижнего Мира древнюю Мать стал вытеснять Отец – воплощение интеллекта, культуры, рационального начала. Это отразилось в структуре ваз: у одних верхняя часть стала резко доминировать над нижней, и туда «переселились» воды Хаоса в виде «небесной « реки. У других тулово, символ материнского лона, стало сужаться и приобретать геометрические формы, а горло. Или верхняя часть, напротив, расширяться.
Миска с изображением охоты Додинастический период, IV тыс. до н. э., культура Нагада I Обожженная глина, краска Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
В первой половине IV тыс. до н. э. на территории Верхнего Египта существовала археологическая культура Нагада I, для которой характерны глиняные сосуды со светло-желтой или белой росписью по красно-коричневому фону. На лощеную поверхность сосудов наносили геометрический орнамент, изображения людей и животных (чаще всего гиппопотамов и рептилий). На расписной миске из собрания ГМИИ сохранилась уникальная композиция: обнаженный мужчина с птицевидной головой (вероятно, это головной убор) держит в левой руке лук и стрелы, в правой – за поводки четырех собак или волков. Смысл сцены не совсем ясен; возможно, это изображение охоты.
Миска с изображением охоты Додинастический период, IV тыс. до н. э., культура Нагада I Обожженная глина, краска Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
На вазе египетской культуры Нагада II Мать появляется на ладье – новой метафоре водного мира, среди ветвей, знаков космической жизни; она в позе будущей оранты, с поднятыми вверх руками.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Во второй половине IV тыс. до н. э. культура Нагада вступает во вторую фазу, для которой характерна керамика из светлой (мергелевой) глины с темно-коричневой росписью. На многих сосудах можно встретить изображения многовесельных серповидных лодок с каютами, штандартами на высоких древках, пальмовыми ветвями на носу для защиты от солнца.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Лодки плывут по реке, показанной зигзагообразными линиями. В этих сценах нередко присутствуют фламинго и растения веерообразной формы (возможно, алоэ или банан), а также человеческие фигуры: мужские обычно в профиль, женские – анфас, с поднятыми вверх руками (предположительно, изображающие ритуальный танец).
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричневая краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей на крышке. Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей на крышке. Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида с глубоким туловом с округлыми в средней части стенками, сужающимися к небольшому плоскому основанию. В верхней части тулова стенки слегка закругляются к устью, имеющему небольшой уступ для крышки. Крышка ровная, почти плоская, с чуть приподымающимися к середине стенками; средняя часть крышки в виде небольшого диска, на котором, в качестве ручки, помещены две фигурки лошадок и головка мака между ними. По две пары отверстий — по краю устья и по краю крышки, для крепления последней.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей а крышке Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
На тулове пиксиды в широком фризе изображены болотные птицы (журавль или цапля) — с длинной шеей, маленькой головкой с длинным тонким клювом, большими крыльями и длинными ногами.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей а крышке Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Как по форме, так и по характеру и расположению декора пиксида представляет собой типичный образец беотийской керамики геометрического периода. В отличие от аналогичных аттических сосудов, пиксиды Беотии более глубокие, а их округлые стенки сильно сужаются к сравнительно небольшому основанию. Декор тулова чаще ограничивается чередованием полос простых геометрических мотивов, фигурные изображения, аналогичные росписи рассматриваемой вазы, на пиксидах встречаются реже. На крышке обычно геометрические орнаменты, фигур лошадок, заменяющих ручку, может быть от одной до четырех.
Чаша с изображениями двух козлов. Ближний Восток самарская культура VI-Vтыс до н.э. Глина обожженная , светло-коричневая краска Музей Передней Азии Берлин
Чаша с изображениями двух козлов. Ближний Восток самарская культура VI-Vтыс до н.э. Глина обожженная , светло-коричневая краска Музей Передней Азии Берлин
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
В VII в. до н.э. в гончарных мастерских Этрурии в большом количестве изготовлялись вазы, формами и особенно росписью подражавшие керамике Коринфа и получившие название этрусско-коринфских. Во второй половине VII в. одним из самых любимых сосудов этрусских гончаров была ольпа, украшенная, как и в коринфских прототипах, фризами (от трех до пяти) с изображением животных и птиц, нередко дополнявшихся фигурами фантастических существ, сфинксов, например. Их росписи по большей части очень небрежны, пропорции фигур нарушены, а крупные мазки и пятна пурпура и процарапанные линии лишь приблизительно передают структуру тел или птичье оперение. В настоящее время значительное число ваз этой формы объединяется исследователями в обширную «Группу ольп».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея. В ГМИИ с 1923
Вторая четверть V в. до н.э. – время расцвета аттической краснофигурной вазописи, отличающейся необыкновенным разнообразием сюжетов и тем росписей, композиционных решений, художественных приемов. Для мастеров, работающих в этот период, больше не составляет труда передать сложные позы и ракурсы человеческой фигуры, мускулатуру обнаженных тел и складки одежд. Вазописцы работают бок о бок с мастерами монументальной живописи, не только наблюдая за творчеством последних, но и стремясь использовать их поиски и достижения в росписях своих ваз.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923
Особенно ярко эти тенденции проявляются в многофигурных сценах на больших сосудах - кратерах и амфорах. Подражая крупнейшим художникам своего времени, прежде всего фасосцу Полигноту, многие мастера ваз стремятся к большей монументальности композиций, к обозначению пространства, среды, в которой действуют персонажи. Другие вазописцы в эти же годы сосредотачиваются на достижении максимальной ясности и гармоничности изображаемых сцен. К числу последних относится мастер Виллы Джулия, получивший имя по месту хранения одной из его ваз.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923
В собрании ГМИИ мастер Виллы Джулия представлен одним из самых ярких своих произведений – чашевидным кратером с изображением Гермеса и младенца Диониса. Выбран тот момент мифа, когда маленького Диониса, после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Сцена трактована необычайно поэтично. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего ручки к нимфе, стоящей справа. За Гермесом изображена менада, будущая спутница Диониса. На другой стороне тулова седой старец с посохом и две женщины, убегающие в разные стороны, в них видят Нерея и нереид. Длинные линии плотного черного лака чередуются с тонкими, едва заметными штрихами жидкого лака золотистого тона. Не перегруженный деталями, лаконичный и четкий, рисунок мастера отличается свободой и гармоничностью, а композиция в целом проникнута строгим сдержанным ритмом.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, деталь 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пелики были в числе наиболее любимых форм сосудов, расписывавшихся апулийскими мастерами. В них хранили масло, воду, вино. Со второй половины V века до н. э. их начинают использовать как погребальные урны. Особенно широко в этом качестве пелики используются именно в Южной Италии. Такое специфическое назначение постепенно сказывается и на размерах сосудов: сами они становятся очень большими, а их ручки, наоборот, маленькими, хрупкими, часто украшенными выступающими деталями; сюжеты их росписей также обычно связаны с темой смерти героев или с изображением сцен у надгробного памятника.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мастер, расписавший эту вазу, размещает персонажей на разной высоте и в разных позах. Интерес к сложным поворотам, изображению лиц не только в профиль, но и в три четверти, любовь к нарядным одеждам — все это особенности росписей, исполненных мастерами из Апулии, где существовала самая яркая и плодотворная из вазописных школ Южной Италии. Апулийские мастера охотно включали в свои композиции изображения скал, цветов, птиц и животных. Это помогало вазописцу показать то место, среду, где происходит действие. Но чем сложнее становилась роспись и чем изощреннее пространственные построения, тем дальше расходились декор и форма сосуда — а ведь изначально роспись была призвана украшать сосуд, подчеркивая его формы. Постепенно это противоречие нарастало и к концу IV века до н. э. традиции фигурной росписи сосудов себя исчерпали.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пе́лика— двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Возможно, что пелики изготовлялись специально для погребальных целей.
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида— в Древней Греции небольшая круглая (деревянная, изначально — самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений, пряностей, мазей или порошков.
Скифоидные пиксиды (скифос— древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками) украшены сценами из жизни женщин, изображениями Эротов, женских головок и сцен флиака (флиаки — жанр коротких, сатирических, часто непристойных сценок из повседневной жизни людей и похождений богов и героев.. Мифологические изображения встречаются достаточно редко). Чентурипская вазописная группа работала у подножия Этны. Для сицилийской вазописи характерно использование дополнительных цветов, в частности, белого.
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_east/1_1_a/0001_1000/4788/index.php
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/malraux/timeline/
http://www.antic-art.ru/data/greece_classic/58_red_krater/index.php
http://arzamas.academy/materials/1057
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть I «От сакрального к идеальному» http://vittasim.livejournal.com/207292.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть II «От идеального к реальному» http://vittasim.livejournal.com/207955.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть III «От романтического к историческому» http://vittasim.livejournal.com/208698.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть IV «На пути к модернизму». http://vittasim.livejournal.com/210159.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть V " Многоликая древность. Скульптура" http://vittasim.livejournal.com/210592.html
Среди экспонатов – множество сосудов, несущих в себе различные метафорические смыслы: сосуд, воплощающий союз Матери с Отцом
Антропоморфный сосуд с четырьмя спиралями или сосуд с символами воды- , Нижнее Поднепровье поздний период культуры Кукутени-Триполи. IV тыс. до н.э.. ГИМ. Москва
Форма сосуда никогда не бывает произвольной. Она отражает мысли о строении космоса. Космос – это организованный упорядочный мир, который всегда имеет определенную форму, структуру и декор. В эпоху неолита появились так называемые биконические вазы, имеющие тулово, состоящее из двух половин. У одних они приблизительно равные, у других, как у вазы из Нижнего Поднепровья – нет. Она украшена гравированной «рекой», текущей во всех направлениях. Это хаос, который рождает космос, представленный крошечным Мировым древом.
Антропоморфный сосуд с четырьмя спиралями или сосуд с символами воды- , Нижнее Поднепровье поздний период культуры Кукутени-Триполи. IV тыс. до н.э.. ГИМ. Москва
В патриархальной культуре Мать уже не считалась родоначальницей вместе с отчленившейся от нее дочерью-Девой. Они стали только «детопитательницами», Куротрофами. На вазе культуры Кукутени-Триполи их символизируют две пары грудей, украшенные спиралью, символом потенциальной жизни.
Антропоморфный сосуд Молдавия, Рышканский район, поселение Друци, культура Кукутени-Триполи IV тыс до н.э. глина, лепка, прочерчивание по глине роспись. Государсвенный исторический музей Москва
В эпоху неолита (IX-IV тыс до н.э.), перехода человечества к оседлой жизни и производительному труду, служащую олицетворением Нижнего Мира древнюю Мать стал вытеснять Отец – воплощение интеллекта, культуры, рационального начала. Это отразилось в структуре ваз: у одних верхняя часть стала резко доминировать над нижней, и туда «переселились» воды Хаоса в виде «небесной « реки. У других тулово, символ материнского лона, стало сужаться и приобретать геометрические формы, а горло. Или верхняя часть, напротив, расширяться.
Миска с изображением охоты Додинастический период, IV тыс. до н. э., культура Нагада I Обожженная глина, краска Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
В первой половине IV тыс. до н. э. на территории Верхнего Египта существовала археологическая культура Нагада I, для которой характерны глиняные сосуды со светло-желтой или белой росписью по красно-коричневому фону. На лощеную поверхность сосудов наносили геометрический орнамент, изображения людей и животных (чаще всего гиппопотамов и рептилий). На расписной миске из собрания ГМИИ сохранилась уникальная композиция: обнаженный мужчина с птицевидной головой (вероятно, это головной убор) держит в левой руке лук и стрелы, в правой – за поводки четырех собак или волков. Смысл сцены не совсем ясен; возможно, это изображение охоты.
Миска с изображением охоты Додинастический период, IV тыс. до н. э., культура Нагада I Обожженная глина, краска Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
На вазе египетской культуры Нагада II Мать появляется на ладье – новой метафоре водного мира, среди ветвей, знаков космической жизни; она в позе будущей оранты, с поднятыми вверх руками.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Во второй половине IV тыс. до н. э. культура Нагада вступает во вторую фазу, для которой характерна керамика из светлой (мергелевой) глины с темно-коричневой росписью. На многих сосудах можно встретить изображения многовесельных серповидных лодок с каютами, штандартами на высоких древках, пальмовыми ветвями на носу для защиты от солнца.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Лодки плывут по реке, показанной зигзагообразными линиями. В этих сценах нередко присутствуют фламинго и растения веерообразной формы (возможно, алоэ или банан), а также человеческие фигуры: мужские обычно в профиль, женские – анфас, с поднятыми вверх руками (предположительно, изображающие ритуальный танец).
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричневая краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Сосуд с изображением ладей с веслами Египет додинастическая культура Нагада II IV тыс до н.э. Глина, обмазка, красно-коричнеывя краска ГМИИ им. А. С. Пушкина Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей на крышке. Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей на крышке. Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида с глубоким туловом с округлыми в средней части стенками, сужающимися к небольшому плоскому основанию. В верхней части тулова стенки слегка закругляются к устью, имеющему небольшой уступ для крышки. Крышка ровная, почти плоская, с чуть приподымающимися к середине стенками; средняя часть крышки в виде небольшого диска, на котором, в качестве ручки, помещены две фигурки лошадок и головка мака между ними. По две пары отверстий — по краю устья и по краю крышки, для крепления последней.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей а крышке Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
На тулове пиксиды в широком фризе изображены болотные птицы (журавль или цапля) — с длинной шеей, маленькой головкой с длинным тонким клювом, большими крыльями и длинными ногами.
Пиксида с геометрической росписью с фигурками лошадей а крышке Беотия, вторая половина VIII в. до н.э. Глина, обмазка желтовато-белая, краска темная серовато-коричневая. Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Как по форме, так и по характеру и расположению декора пиксида представляет собой типичный образец беотийской керамики геометрического периода. В отличие от аналогичных аттических сосудов, пиксиды Беотии более глубокие, а их округлые стенки сильно сужаются к сравнительно небольшому основанию. Декор тулова чаще ограничивается чередованием полос простых геометрических мотивов, фигурные изображения, аналогичные росписи рассматриваемой вазы, на пиксидах встречаются реже. На крышке обычно геометрические орнаменты, фигур лошадок, заменяющих ручку, может быть от одной до четырех.
Чаша с изображениями двух козлов. Ближний Восток самарская культура VI-Vтыс до н.э. Глина обожженная , светло-коричневая краска Музей Передней Азии Берлин
Чаша с изображениями двух козлов. Ближний Восток самарская культура VI-Vтыс до н.э. Глина обожженная , светло-коричневая краска Музей Передней Азии Берлин
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
В VII в. до н.э. в гончарных мастерских Этрурии в большом количестве изготовлялись вазы, формами и особенно росписью подражавшие керамике Коринфа и получившие название этрусско-коринфских. Во второй половине VII в. одним из самых любимых сосудов этрусских гончаров была ольпа, украшенная, как и в коринфских прототипах, фризами (от трех до пяти) с изображением животных и птиц, нередко дополнявшихся фигурами фантастических существ, сфинксов, например. Их росписи по большей части очень небрежны, пропорции фигур нарушены, а крупные мазки и пятна пурпура и процарапанные линии лишь приблизительно передают структуру тел или птичье оперение. В настоящее время значительное число ваз этой формы объединяется исследователями в обширную «Группу ольп».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Этрусско-коринфская ольпа с фризами животных. Этрурия, конец VII — начало VI в. до н.э. Глина, обмазка, лак коричневато-черный, пурпур, краска серовато-белая, гравировка Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея. В ГМИИ с 1923
Вторая четверть V в. до н.э. – время расцвета аттической краснофигурной вазописи, отличающейся необыкновенным разнообразием сюжетов и тем росписей, композиционных решений, художественных приемов. Для мастеров, работающих в этот период, больше не составляет труда передать сложные позы и ракурсы человеческой фигуры, мускулатуру обнаженных тел и складки одежд. Вазописцы работают бок о бок с мастерами монументальной живописи, не только наблюдая за творчеством последних, но и стремясь использовать их поиски и достижения в росписях своих ваз.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923
Особенно ярко эти тенденции проявляются в многофигурных сценах на больших сосудах - кратерах и амфорах. Подражая крупнейшим художникам своего времени, прежде всего фасосцу Полигноту, многие мастера ваз стремятся к большей монументальности композиций, к обозначению пространства, среды, в которой действуют персонажи. Другие вазописцы в эти же годы сосредотачиваются на достижении максимальной ясности и гармоничности изображаемых сцен. К числу последних относится мастер Виллы Джулия, получивший имя по месту хранения одной из его ваз.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923
В собрании ГМИИ мастер Виллы Джулия представлен одним из самых ярких своих произведений – чашевидным кратером с изображением Гермеса и младенца Диониса. Выбран тот момент мифа, когда маленького Диониса, после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Сцена трактована необычайно поэтично. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего ручки к нимфе, стоящей справа. За Гермесом изображена менада, будущая спутница Диониса. На другой стороне тулова седой старец с посохом и две женщины, убегающие в разные стороны, в них видят Нерея и нереид. Длинные линии плотного черного лака чередуются с тонкими, едва заметными штрихами жидкого лака золотистого тона. Не перегруженный деталями, лаконичный и четкий, рисунок мастера отличается свободой и гармоничностью, а композиция в целом проникнута строгим сдержанным ритмом.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923.
Кратер краснофигурный с изображением Гермеса с младенцем Дионисом Аттика, деталь 460 – 450 гг. до н.э., мастер Виллы Джулия глина, черный античный лак, белая краска Поступил из Государственного исторического музея В ГМИИ с 1923.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пелики были в числе наиболее любимых форм сосудов, расписывавшихся апулийскими мастерами. В них хранили масло, воду, вино. Со второй половины V века до н. э. их начинают использовать как погребальные урны. Особенно широко в этом качестве пелики используются именно в Южной Италии. Такое специфическое назначение постепенно сказывается и на размерах сосудов: сами они становятся очень большими, а их ручки, наоборот, маленькими, хрупкими, часто украшенными выступающими деталями; сюжеты их росписей также обычно связаны с темой смерти героев или с изображением сцен у надгробного памятника.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мастер, расписавший эту вазу, размещает персонажей на разной высоте и в разных позах. Интерес к сложным поворотам, изображению лиц не только в профиль, но и в три четверти, любовь к нарядным одеждам — все это особенности росписей, исполненных мастерами из Апулии, где существовала самая яркая и плодотворная из вазописных школ Южной Италии. Апулийские мастера охотно включали в свои композиции изображения скал, цветов, птиц и животных. Это помогало вазописцу показать то место, среду, где происходит действие. Но чем сложнее становилась роспись и чем изощреннее пространственные построения, тем дальше расходились декор и форма сосуда — а ведь изначально роспись была призвана украшать сосуд, подчеркивая его формы. Постепенно это противоречие нарастало и к концу IV века до н. э. традиции фигурной росписи сосудов себя исчерпали.
Краснофигурная пелика с изображением мифоритуальных сцен. Деталь. Южная Италия, Апулия. Начало третьей четверти IV века до н.э. мастер Де Сантис глина, лак ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пе́лика— двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Возможно, что пелики изготовлялись специально для погребальных целей.
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Пиксида— в Древней Греции небольшая круглая (деревянная, изначально — самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений, пряностей, мазей или порошков.
Скифоидные пиксиды (скифос— древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками) украшены сценами из жизни женщин, изображениями Эротов, женских головок и сцен флиака (флиаки — жанр коротких, сатирических, часто непристойных сценок из повседневной жизни людей и похождений богов и героев.. Мифологические изображения встречаются достаточно редко). Чентурипская вазописная группа работала у подножия Этны. Для сицилийской вазописи характерно использование дополнительных цветов, в частности, белого.
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
Скифоидная пиксида с полихромной росписью Сицилия Чентурине III в до н.э. Глина Московский государственный музей «Дом Бурганова».
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_east/1_1_a/0001_1000/4788/index.php
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/malraux/timeline/
http://www.antic-art.ru/data/greece_classic/58_red_krater/index.php
http://arzamas.academy/materials/1057
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть I «От сакрального к идеальному» http://vittasim.livejournal.com/207292.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть II «От идеального к реальному» http://vittasim.livejournal.com/207955.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть III «От романтического к историческому» http://vittasim.livejournal.com/208698.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть IV «На пути к модернизму». http://vittasim.livejournal.com/210159.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть V " Многоликая древность. Скульптура" http://vittasim.livejournal.com/210592.html
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]