Топливные элементы, говорите? Новое слово? Да на них еще мой дедушка ездил!
---
Напомню, до нынешней увлеченностью Маском было другое поветрие -- топливные элементы. Но то было при Буше, потому не считаво.
Оригинал взят у strangernn в Топливные элементы, говорите? Новое слово? Да на них еще мой дедушка ездил!
Ну, мой-то вряд ли, но по возрасту да, то поколение.
электротрактор Allis Chalmers на ТЭ (кликабельно)
А вы знаете, господа-товарищи, что машины на топливный элементах - вовсе не новейшее изобретение? Нет? Ну смотрите: вот трактор D-12 на топливных элементах, построенный компанией Allis Chalmers в 1959 году. Уже тогда "это работало" и не могу сказать, что с тех пор что-то радикально изменилось, кроме технологических тонкостей. Взяв за основу легкий сельхозтрактор - конструкторы оснастили его набором из 1008 ТЭ. Каждый из которых имел диаметр в дюйм и имел эффективную поверхность в 12 квадратных дюймов (77,42 кв. см.).И что с этого органа удалось снять?
в поле, капот закрыт (кликабельно)
А удалось снять немало, целых 15 киловатт. На самом деле, с учетом поведения электромоторов на низких оборотах (максимальный крутящий момент) - машинка получилась заметно мощнее, чем взятый за основу трактор мощностью 20л.с. Нет, на тот момент Allis Chalmers не планировали запускать такие тракторы в серию, они просто по контракту с NASA исследовали топливные элементы на предмет пригодности к использованию в лунной миссии. И, кстати, довели-таки их до ума: лунные Аполлоны были оснащены топливными элементами, которые на протяжении всего полета давали не только электричество, - но и свежую воду и тепло для космических кораблей.
в музейной экспозиции (кликабельно)
Однако, именно с этим экспериментальным трактором дело пошло не очень. Дело, собственно, оказалось в водороде, точнее в его отсутствии. Нет, ТЭ работали на водороде, - но этот газ весьма сложен в получении и хранении, так что если для космической программы это не вопрос, то для опытного трактора, сделанного, буквально, "на раз поиграться" - это слишком большая роскошь. Что делать? Ну, вот, в данном случае взяли другой газ, в котором много водорода с одной стороны, а с другой - его относительно просто хранить в жидкой форме. Пропан (С3Н8).
еще раз в поле, видна приборная панель с восемью группами
по два прибора (кликабельно)
И это стало маленьким шагом для человека, но огромным скачком для человечества ахиллесовой пятой трактора. Углерод, содержащийся в пропане постепенно, но неотвратимо отравлял топливные ячейки, вступая в реакцию с щелочным электролитом KOH. Ячейки постепенно теряли мощность, разогревались, - и через довольно непродолжительное время приходилось останавливаться для замены электролита (а это, как вы понимаете, та еще процедурка - KOH не то соединение, которое прощает небрежность в обращении).
Но, для экспериментов и пропана хватило.+ еще кадр в поле. Цветной.
+ в музее, вид сбоку.
+ автор и его ячейки
Оригинал взят у strangernn в Топливные элементы, говорите? Новое слово? Да на них еще мой дедушка ездил!
Ну, мой-то вряд ли, но по возрасту да, то поколение.
электротрактор Allis Chalmers на ТЭ (кликабельно)
А вы знаете, господа-товарищи, что машины на топливный элементах - вовсе не новейшее изобретение? Нет? Ну смотрите: вот трактор D-12 на топливных элементах, построенный компанией Allis Chalmers в 1959 году. Уже тогда "это работало" и не могу сказать, что с тех пор что-то радикально изменилось, кроме технологических тонкостей. Взяв за основу легкий сельхозтрактор - конструкторы оснастили его набором из 1008 ТЭ. Каждый из которых имел диаметр в дюйм и имел эффективную поверхность в 12 квадратных дюймов (77,42 кв. см.).И что с этого органа удалось снять?
в поле, капот закрыт (кликабельно)
А удалось снять немало, целых 15 киловатт. На самом деле, с учетом поведения электромоторов на низких оборотах (максимальный крутящий момент) - машинка получилась заметно мощнее, чем взятый за основу трактор мощностью 20л.с. Нет, на тот момент Allis Chalmers не планировали запускать такие тракторы в серию, они просто по контракту с NASA исследовали топливные элементы на предмет пригодности к использованию в лунной миссии. И, кстати, довели-таки их до ума: лунные Аполлоны были оснащены топливными элементами, которые на протяжении всего полета давали не только электричество, - но и свежую воду и тепло для космических кораблей.
в музейной экспозиции (кликабельно)
Однако, именно с этим экспериментальным трактором дело пошло не очень. Дело, собственно, оказалось в водороде, точнее в его отсутствии. Нет, ТЭ работали на водороде, - но этот газ весьма сложен в получении и хранении, так что если для космической программы это не вопрос, то для опытного трактора, сделанного, буквально, "на раз поиграться" - это слишком большая роскошь. Что делать? Ну, вот, в данном случае взяли другой газ, в котором много водорода с одной стороны, а с другой - его относительно просто хранить в жидкой форме. Пропан (С3Н8).
еще раз в поле, видна приборная панель с восемью группами
по два прибора (кликабельно)
И это стало маленьким шагом для человека, но огромным скачком для человечества ахиллесовой пятой трактора. Углерод, содержащийся в пропане постепенно, но неотвратимо отравлял топливные ячейки, вступая в реакцию с щелочным электролитом KOH. Ячейки постепенно теряли мощность, разогревались, - и через довольно непродолжительное время приходилось останавливаться для замены электролита (а это, как вы понимаете, та еще процедурка - KOH не то соединение, которое прощает небрежность в обращении).
Но, для экспериментов и пропана хватило.+ еще кадр в поле. Цветной.
+ в музее, вид сбоку.
+ автор и его ячейки
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]