Легион "Свободная Индия": единственные арийцы Рейха
---
За время Второй мировой войны Третий рейх успел наплодить кучу различных иностранных легионов, и у каждой нации были свои причины идти на войну под знамёнами Гитлера. Несмотря на то, что Германия была в то время державой, основанной на расовой индоктринации, пропагандистская машина успешно находила выход из ситуации, и для легионеров каждой национальности находилось генетическое родство с "высшей расой". Если среди европейских народностей это выглядит вполне органично, то вот легион "Азад Хинд" выделяется даже на таком пёстром фоне – так же, как и его командующий, индийский революционер Чандра Бос.
Махатма Ганди и нацисты
Казалось бы, чего общего между этим всемирно известным ненасильственным борцом за независимость и самым кровавым режимом в истории человечества? На самом деле немного: именно из партии Ганди "Индийский национальный конгресс" в своё время выросло движение "Азад Хинд", что в переводе означает "Свободная Индия". Именно из этого движения впоследствии будет образован Индийский добровольческий легион СС "Свободная Индия". Но, чтобы быть справедливым, стоит отметить, что произошло это всё вопреки воле самого Ганди, по инициативе Субхаса Чандры Боса, мэра Калькутты, который, по совместительству, был видным индийским революционером, одержимым идеей независимости Индии.
В отличие от Махатмы Ганди, Бос представлял, что после ухода британцев именно он станет единоличным правителем всей страны, поэтому не мелочился и ещё до их ухода велел именовать себя не иначе как "нетаджи" (уважаемый лидер). Чандра Бос был не просто человеком, одержимым идеей безграничной власти – он, помимо прочего, имел блестящее юридическое образование, полученное в Кембридже, и несколько лет прожил в Европе (в основном в Италии и Германии), то есть был не просто фанатиком-революционером, а самым худшим его проявлением – образованным фанатиком-революционером.
Борьба Боса
В 1939 году Чандра Бос совершил путешествие в Берлин, где среди нацистов искал поддержки для своей революции. Спустя некоторое время после его возвращения началась Вторая мировая, в связи с чем британские колониальные власти поместили Боса под домашний арест, подозревая его в связях с врагом короны.
Видимо, "нетаджи" удалось всё же заручиться поддержкой Рейха, так как 17 января 1941 года при помощи агентов немецкой разведки Бос бежал из своего дома, несмотря на то, что англичане установили за ним круглосуточное наблюдение. Из Калькутты Чандру переправили на северо-запад, в Пешавар, где свели с последователями секты Ага-Хана, которые организовали переправку Боса в Афганистан.
На другой стороне границы агенты Абвера, прикинувшись инженерами-дорожниками, провезли индийского революционера через всю страну к советско-афганской границе. Оттуда сотрудники НКВД доставили его в Москву. Чандра искренне рассчитывал, что сможет сыграть на давней неприязни СССР к Англии и получить помощь для организации восстания против колониального правительства, однако советские власти решили не ввязываться в подобные дела и отправили Боса в немецкое посольство.
Там он познакомился с послом Вернером фон Шуленбургом, который в апреле 1941 г. вывез индийца в Берлин. Через министра иностранных дел Риббентропа Бос вышел на министра пропаганды Геббельса, который разглядел в нём большую ценность для пропагандистской машины и предложил работу, деньги, дом и служебный транспорт.
Чандра Бос организовал вещание радиостанции "Азад Хинд" и создал организацию "Свободный индийский центр", штаб-квартира которой располагалась в Берлине. После личной аудиенции у Гитлера, которая носила исключительно формальный характер и не породила ничего конкретного, кроме обещания, что Индийский центр получит статус временного правительства, Чандра возгордился ещё больше и стал именовать себя не иначе как президентом временного правительства Индии.
"Азад Хинд"
Бос активно рекламировал свою идею, состоявшую в том, что освободить Индию от гнёта английской короны можно, лишь помогая Германии победить в войне. Новоявленный президент индийского народа читал свои воззвания, разъезжая по лагерям для военнопленных, где содержались индийцы, попавшие в плен в Северной Африке.
На руку немцам играл тот факт, что большинство пленных знали, кто такой Чандра Бос, а некоторые и вовсе являлись его сторонниками до войны. 19 мая 1941 года в Берлин было направлено 27 индийских офицеров, которых Бос завербовал за четыре дня агитационных работ. Продолжая читать агитационные речи, Бос набрал порядка 6000 человек, среди которых были как военнопленные, так и индийцы, проживающие в Германии.
Индийская национальная армия
26 августа 1942 года индийцы Боса в торжественной обстановке принесли присягу Адольфу Гитлеру. Основным языком для военных приказов в легионе считался хинди, на этом пункте Бос настаивал прежде всего. Он даже принял активное участие в составлении специальной книги, предназначенной для немецких офицеров.
Однако чаще всего немецкие инструкторы использовали для общения с подчинёнными английский, который знали и понимали все индийцы. В остальном им трудно было найти точки соприкосновения: немцы не могли и не хотели понимать культуру и традиции смуглого народа. Хоть официально индийцы считались родственным народом арийцев, самим немцам было плевать на их трудности.
Дисциплина в легионе оставляла желать лучшего, были зафиксированы несколько драк и одна перестрелка, которую затеял индийский унтер-офицер. Как бы то ни было, Бос считал себя героем-освободителем. Его заметили представители других стран – так, например, на церемонии присяги легиона присутствовали высшие офицерские чины японской армии, и это был не просто визит вежливости.
Дело в том, что незадолго до этого японцы передали Чандре Босу командование индийской национальной армией, которая состояла из индусов, попавших в плен после падения Сингапура, и насчитывала примерно 45 000 человек. До этого ей командовал бывший офицер индийской армии Мохан Сингха, но японцам не понравились командирские способности Сингхи, и его сняли с должности и арестовали. Бос получил в свои руки ещё больше солдат для освобождения Индии.
Немецкий педантизм и туземные традиции
Несмотря на врождённый перфекционизм, немцам так и не удалось окончательно стандартизировать обмундирование легиона, но они всё же смогли переодеть солдат из старой британской формы в серое полевое обмундирование вермахта. Порой легионеры носили немецкую форму, разработанную для тропиков.
На китель легионеров с правой стороны над нагрудным карманом пришивался армейский значок орла со свастикой, на правом же рукаве была нашивка с прыгающим тигром на фоне национальных цветов Индии и надписью на немецком "Freies Indien".
С головными уборами, по мнению немцев, была полная неразбериха. Дело в том, что сикхам, согласно их вере, запрещается снимать тюрбан и стричь волосы. Поэтому больше полусотни человек в легионе ходило в тюрбанах различных цветов (согласно кастовым обычаям), от хаки до фиолетового – в этом вопросе немцы проявили неожиданную веротерпимость.
Остальные легионеры, для которых тюрбан был обычным куском ткани, носили пилотки тропического образца. Стальные шлемы у всех были стандартными: справа красно-бело-чёрные цвета Рейха, слева – зелёно-бело-оранжевые цвета Индии.
Индийские коммандос
Несмотря на реальное положение дел с дисциплиной и подготовкой в легионе, Абвер строил грандиозные планы по использованию аборигенов для свержения британского колониального правительства. По мнению германских рыцарей плаща и кинжала, индийское формирование, пройдя через Кавказ и Иран, проложит себе путь в Индию и облегчит солдатам вермахта продвижение на Восток.
У них в 1941 году уже имелся согласованный с Босом план по высадке индийских легионеров воздушно-десантным способом в Индии. Эти коммандос должны были разжечь антибританское восстание среди местного населения. Для выполнения этих задач среди индийских добровольцев начался отбор кандидатов для службы в дивизии "Бранденбург".
В 1942 году этот план был реализован, но лишь частично, в рамках операции по подготовке народного восстания в Индии под кодовым названием "Баядера". На территорию Восточного Ирана было сброшено сто индийских парашютистов. Через Белуджистан они проникли в Индию, где развернули диверсионную деятельность против колонистов. Второй этап операции должен был начаться с приходом в этот регион войск стран Оси, но неудачи под Сталинградом и Эль-Аламейном заставили итальянское и немецкое командование усомниться в целесообразности дальнейшего проведения этой операции.
Азиатское турне Боса
Гитлер так и не смог найти применение неуемному энтузиазму Боса, однако, на его счастье, японский посол в Германии генерал Осима от лица своего правительства объявил Боса главой поддерживаемого Японией правительства Индии в изгнании. 8 февраля 1943 года Чандра погрузился на борт субмарины U-180, которую для этих целей любезно предоставили кригсмарине, и покинул территорию Германии, оставив в Рейхе молодую жену-немку и пятимесячную дочь.
В акватории Индийского океана, недалеко от Мадагаскара, Боса пересадили на японскую субмарину I-29, и уже 6 мая он оказался на Суматре. Оттуда он перебрался в Сингапур, который находился под контролем Японии, и встал во главе Индийской Национальной Армии (формально Бос руководил ИНА с 1942 года).
The crew of the Japanese submarine I-29
После успешных переговоров с представителями японского правительства в Токио он вернулся в Сингапур и начал формировать временное правительство независимой Индии. Чандра Бос, наверное, очень гордился тем, что имеет сразу два крыла своего освободительного движения, в Европе и Азии, видимо, поэтому решил набрать три дополнительных полка из индийцев, находившихся в японском плену.
Затем он от лица «Индийского правительства в изгнании» официально заявил, что ИНА будет сражаться в Бирме на стороне Японии, после чего войдёт в Индию и прогонит английских оккупантов. В марте 1944 года ИНА при поддержке Японии взяла Импхал (столица индийского штата Манипур), однако азиатские "освободители" понесли такие большие потери, что вскоре им пришлось отступить.
Боевой путь южан в Европе
После отплытия Чандры Боса в оставленном им легионе настроения стали ухудшаться. Солдаты были разочарованы отъездом своего идейного лидера, а на фоне ухудшения ситуации для стран Оси индийцы уже и вовсе стали сомневаться в перспективе обретения Индией независимости. В апреле 1943 года 950-й индийский пехотный полк численностью в 3000 человек перевели в Нидерланды, где он образовал гарнизон ряда укреплений Атлантического вала. Индийцы пробыли там примерно до сентября и за это время успели потерять 47 человек, но не в боях: эти легионеры решили, что с них хватит, поэтому были возвращены в лагерь для военнопленных.
17 сентября 1943 года штаб полка покинул Нидерланды и перебрался на юго-запад Франции. Такое решение было вызвано тем, что немецкое командование опасалось за здоровье южан. Генерал Ганс Райнхард после проверки индийского полка заявил, что холодный морской климат может подкосить здоровье легионеров, и их нужно скорее перевести туда, где теплее. Передислокация 950-го полка затянулась до апреля 1944 года, а уже в конце лета того же года индийцы были переданы в ведение Генриха Гиммлера и стали индийским легионом войск СС.
Они получили нового командира, оберфюрера СС Хайнца Бертлинга, но для легионеров это всё было лишь формальностью. Так, например, знаки различия и мундиры войск чёрного ордена носили лишь немецкие офицеры, а индийские (первый легионер получил офицерское звание в октябре 1942 года) так и остались при своей форме.
После открытия силами антигитлеровской коалиции второго фронта перед легионом встала серьёзная опасность – быть отрезанными от основных сил вермахта, поэтому 15 августа, прямо во время высадки американцев и англичан на французской Ривьере, индийские эсэсовцы направились в сторону Германии. Однако французское сопротивление не торопилось отпускать иностранцев и атаковало их на протяжении всего пути.
Когда 25 декабря 1944 года индийский легион достиг Оберхофена, в нём не хватало почти 300 человек, причем 250 из них сдались в плен и дезертировали. После нескольких дней отдыха всех оставшихся солдат направили в лагерь Хойберг, где они пробыли до марта 1945 года, а затем перевели на границу с Швейцарией. Здесь они и сдались французам и американцам.
Как ни странно, больше всего сдавшихся в плен индийцев погибло от рук французских солдат. Чем был спровоцирован такой всплеск ненависти к индийцам, неизвестно. Те, кто сумел выжить, в конце 1945 года были экстрадированы на родину. Там они несколько месяцев отсидели в тюрьмах, однако к концу 1946 года все легионеры уже находились на свободе.
Тайна исчезновения Боса
В начале 1945 года, когда дальнейшая судьба стран Оси была видна невооружённым глазом, Чандра Бос понял, что самое время ретироваться. Он планировал скрыться в Японии, но 18 августа 1945 года самолёт, на котором летел "нетаджи", таинственным образом разбился вблизи Тайваня. Подробности авиакатастрофы неизвестны, а поисковые команды не нашли ни обломков, ни тел. Это обстоятельство породило множество конспирологических сценариев развития событий в тот день.
Самой распространённой была версия инсценировки крушения, чтобы "президент" мог скрыться и избежать наказания за военные преступления, однако были и те, кто обвинял во всём… СССР. Согласно этой версии, агенты советской разведки выкрали Чандру Боса и пытали его, пока тот не умер.
Какая бы на самом деле участь ни постигла "нетаджи", в историю Индии он вошёл как одна из самых неоднозначных фигур. С одной стороны, он был пособником нацизма и японского милитаризма, но в то же время – революционером и борцом за независимость своей страны. Современный индийский герб и триколор – ни что иное как слегка изменённые атрибуты "правительства Индии в изгнании".
В 1992 году Чандра Бос был официально причислен к пантеону героев Индии и посмертно награждён высшей государственной наградой Индии – орденом "Бхарат-Ратна". Помимо этого, его жизнь была отражена в нескольких книгах и кинофильмах. Также в Индии есть несколько памятников Босу, его имя носит международный аэропорт в Калькутте.
Антон Ляпин
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]