Ядерный арсенал Феодосия-13, Кизилташ, "Объект 712"
---
Оригинал взят у starcom68 в Ядерный арсенал Феодосия-13, Кизилташ, "Объект 712"
Этот, затеряный в горах Крыма между Феодосией и Старым Крымом, стратегический объект представляет достаточный интерес для истории становления ядерного щита СССР и 12 ГУ Министерства обороны прежде всего потому, что будучи построенным одним из первых отражает тогдашний уровень развития технологии создания и хранения ядерных боеприпасов.
Центральная база хранения "Объект 712" наравне с арсеналом Свердловск-45 (Лесной) богат на оригинальные формы сооружений, обусловленные прежде всего рельефом местности и уровнем развития военно-инженерной науки начала 50-х годов прошлого века.
Но обо всем по порядку. Сначала немного истории.
К 1 марта 1951 г. в арсенале атомного оружия Советского Союза имелось 15 атомных бомб типа РДС-1. Хранение атомных бомб производилось на территории ядерного «объекта № 550» (КБ-11) в специально возведенном подземном хранилище. Бомбы хранились в разобранном состоянии, комплектующие узлы и детали находились также в железобетонных наземных (засыпанных землей) хранилищах.
На 1 января 1952 г. в КБ-11 уже находилось 35 атомных бомб: 29 атомных бомб типа РДС-1: из них 2 штуки изготовлены в 1949 г.; 9 — в 1950 г.; 18 — в 1951 г.; 6 атомных бомб типа РДС-2 изготовления 1951 г. (кроме двух, использованных в испытаниях 24.08.1951 г. и 18.10.1951 г.). Назрела вполне очевидная необходимость создания специальных баз хранения для ядерного оружия.
В конце 1950 года Совет Министров СССР принял решение о создании центральных баз хранения ядерного оружия — ЦБХ, то есть организаций, которые осуществляют сборку и хранение произведённых на заводах Министерства среднего машиностроения СССР (Минсредмаша СССР, МСМ СССР) ядерных боеприпасов. Первыми центральными базами хранения (объектами «С») были:
- на юге Крыма войсковая часть (В/Ч) № 62047 (Симферополь-10 или Феодосия-13) «Объект 712» — командир М. В. Немировский,
- на Западной Украине В/Ч № 51989 (Ивано-Франковск-16) «Объект 711» — командир А. М. Яковенко,
- в/ч № 52025 — Московская обл., г. Можайск-10 (Москва, К-510) «Объект 714» — командир П. А. Крылов,
- в/ч № 71373 (Новгород-18) «Объект 713» — командир Б. Н. Филиппов.
В поселок Краснокаменка мы отправились после ночлега в Лисьей бухте, зная что сейчас там находится действующая воинская часть, а главный и самый вкусный объект ЦБХ занят военными и не доступен для осмотра. Следует отметить, что после развала СССР и ликвидации ЦБХ Феодосия-13 военные из Кизиташа не уходили и одна украинская часть сменяла другую. Ныне здесь базируется часть внутренних войск РФ, а некоторые объекты арсенала используются в качестве хранилища обычного вооружения и как убежища. По этой причине доступная информация об объекте в Инете крайне скудна, а фотографий и кот наплакал. Тем не менее на переферии есть что посмотреть, да и сам поселок, сохранивший архитектуру закрытого городка 1950-х годов, любопытен.
После Щебетовки сворачиваем направо и по разбитому асфальту вскоре въезжаем в село Краснокаменка, бывший Кизиташ. Практически сразу справа нас встречает новый забор, за которым угадывалась военная техника и стрельбище. Впереди расположено бывшее КПП за котороее в период СССР проход простым гражданам был заказан. Сюда даже автобус из Феодосии ходил с обозначенным конечным пунктом "Урочище", а какое урочище поди там разбери.
29 августа 1951 г. было принято решение Совета Министров СССР № 3200-1513 о начале строительства первых войсковых складов — ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, при четырех аэродромах дальней авиации, расположенных в населенных пунктах Стрий (Западная Украина), Сольцы (новгородская область), Багерово (Керчь), Мачулищи (Беларусь). Этим войсковым складам ядерных бомб было присвоено условное наименование — ремонтно-технические базы (РТБ). Строительство и формирование первых четырех РТБ было завершено в 1954 году.
Строительство первых двух центральных баз хранения (711 и 712) было завершено в 1955 году. В 1954 году началось серийное производство авиационных атомных боеприпасов (РДС-3, РДС-4), а в 1955 году — осуществлена их первая закладка на объекты «С» и на объекты ремонтно-технических баз.
За каждой центральной базой хранения ядерного оружия было закреплено несколько войсковых баз хранения, которые обеспечивались с нее ядерными боеприпасами. ЦБХ осуществляли технический контроль и техническое обеспечение ремонтно-технических баз ВВС и ВМФ, подвижных ремонтно-технических баз РВиА СВ и ПВО, а ремонтно-техническими базами РВСН — еще и руководство.
Проезжаем расположенный слева автопарк, доставшийся в наследство еще от 12 ГУ МО СССР. Автопарк действующий. Справа попадается вот такой ангар-хранилище в оригинальном красно-синем камуфляже. Название села переводится с крымско-татарского как Красный камень и камуфляж подстать названию. Или это граффити?
Благоразумно прячем фотокамеры. они нам понадобятся уже на объекте. В селе есть что интересного поснимать и особо это не запрещено, но отсняв вкусности, пообщавшись с военными мы решили особо не рисковать, было жалко потерять снятое.
Первоначально ядерные боеприпасы поступали с заводов-изготовителей в разобранном виде (по ведомостям комплектации ВК-1). Собранность изделий определялась ведомостью комплектации (ВК). На центральных базах производилась проверка составных частей ядерного боеприпаса и их монтаж в корпус. Лишь начиная со второй половины 1957 г. Министерство среднего машиностроения СССР организовало хранение ядерных боеприпасов на центральных базах в более высокой степени готовности. На центральные базы атомные бомбы закладывались по ведомостям комплектации ВК-2, ВК-3, ВК-4, а на войсковые базы — по ведомостям комплектации ВК-4 (в последующем — в степени готовности СГ-4) и выше. Особенностью 1955—1956 гг. было то, что войсковой запас ядерных боеприпасов на ремонтно-технических базах содержался без ядерных зарядов, нейтронных источников и пр. Их поставка на ремонтно-технические базы планировалась в особый период сборочными бригадами объектов «С», где совместно со сборочными бригадами последних должна была осуществляться окончательная подготовка ядерных боеприпасов к боевому применению. Входящие в состав войсковых ядерных баз хранения ядерного оружия военно-сборочные бригады подчинялись Министерству среднего машиностроения (в/ч № 04201 — Первое Главное Управление при Совете Министров СССР, ставшее с 1953 года Министерством среднего машиностроения) и только по указанию его руководства могли приступать к подготовке ядерных бомб и выдаче их для подвески на самолёты-носители.
Проезжаем круговое движение, с расположенной рядом пятиэтаэкой, по правую руку оставляем стадион. Останавливаемся на небольшой пощади перед воинским мемориалом, заброшенным зданием Военторга и недостроенным универмагом, чтобы соориентироваться. Ага, вот как раз да руинами универмага нам надо повернуть налево по узкой, но асфальтирпованной дорожке. По ней мы выезжаем на асфальтированную площадку останавливаемся и в очередной раз осматриваемся, говорят. когда-то здесь располагалась гарнизонная гаупвахта.
За деревьями виднеется живописная громада горы Кизил-Таш. Именно в ее толще к 1955 году было сооружено огромное тоннельное хранилище, в котором происходила сборка и обслуживание специзделий.
12 марта 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым Министерству среднего машиностроения и Министерству обороны до 15 июля 1956 г. поручалось внести предложения о передаче в 1956 г. Министерству обороны сборочных бригад и ядерных авиабомб, находящихся на войсковых базах Министерства среднего машиностроения, а к концу 1956 г. разработать и внести предложение о сроках и порядке передачи из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны функции по приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия. Постановлением Правительства СССР от 23 сентября 1957 г. было предписано в срок до 1 февраля 1958 г. передать Министерству обороны две центральные базы хранения ядерного оружия. Передача остальных центральных баз хранения ядерного оружия осуществлялась по решению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 января 1958 г. До 1 июня 1958 г. все девять центральных баз с хранящимися в них ядерными боеприпасами и личным составом Министерством среднего машиностроения были переданы Министерству обороны. Эксплуатацией ядерных боеприпасов с этого момента занимались центральные базы хранения, войсковые базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил, подвижные базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил и войсковые части боевого применения.
До 31.12.1961 года работы по сборке ядерных боеприпасов проводились в следующих воинских частях:
- в/ч № 04201 — (ПГУ при СовМине СССР, ставшее с 1953 года МСМ);
- в/ч № 31759 Челябинск-115;
- в/ч № 40274 Лесной (Свердловск-45);
- в/ч № 41013 Трёхгорный-1;
- в/ч № 41065 Свободный-21;
- в/ч № 51966 Железногорск (Красноярск-26);
- в/ч № 51989 Ивано-Франковск-16;
- в/ч № 52025 Можайск-10;
- в/ч № 62047 Феодосия-13 (Симферополь-10);
- в/ч № 71373 Валдай (Новгород-18);
- в/ч № 25026 г. Лиепая РТБ БФ;
- в/ч № 81388 п. Дунай (Шкотово-22) РТБ ТОФ;
- в/ч № 90989 Балаклава (Севастополь) РТБ ЧФ;
- в/ч № 62834 Оленегорск-2 РТБ ВВС.
Число центральных баз ядерного оружия за десять лет после их передачи из Минсредмаша СССР в Министерство обороны увеличилось вдвое.
Источник
На площадке сейчас можно заметить только остатки какой-то эстакады или фундамента и черное ромбовидное отверстие в бетонном цилиндре в кустах.
7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации одной из центральных баз хранения (объект 712, в/ч 62047, в/ч 42615) в Кизилташе, отгороженном горными отрогами от посторонних глаз. Хранилища изделий планировалось расположить в толще горы Кизилташ.
Строительство началось в 1950 году силами строительного управления Министерства среднего машиностроения. Руководили работами специалисты Ленинградского метростроя. Большинство работ выполнялось силами специально отобранных заключённых (все имели допуск по форме один), имеющих опыт шахтных работ. 10 января 1951 года создан ИТЛ ЕО «ИТЛ и строительство рудника», подчиненный ГУЛПС (ГУЛАГ МЮ с 02.04.53), литер ЕО телеграфный код «Море». Задачи — строительство «рудника», горные работы, строительство дизельной электростанции и бетонного завода.
ИТЛ ЕО 14 мая 1953 переименован в Гагаринское ЛО (лагерное отделение). Число заключённых на 15 марта 1953—2445 человек. Далее наименование и подчиненность неоднократно менялись и возвращались. Гагаринское ЛО закрыто 01 декабря 1955 года.
Грузы для стройки поступали на железнодорожную станцию Сарыголь (ныне станция Айвазовская) Сталинской железной дороги.
В толще горы Кизилташ к 1955 году был пройден тоннель, аналогичный тоннелям метро, имевший второй выход в сторону Старого Крыма, закончены работы в главном сборочном зале, размеры которого превосходили размеры станций метрополитена (высота около 20 метров). Главный сборочный зал, залы-хранилища и залы проверки работоспособности изделий соединялись транспортной сетью, позволявшей перемещать грузы на специальных вагонетках по рельсам. Вход в тоннель перекрывался герметичным затвором массой несколько сотен тонн, который откатывался в нишу электроприводом. На случай аварийной ситуации было предусмотрено перемещение затвора вручную. Туалетом разрешалось пользоваться только в аварийных ситуациях, поэтому в случае необходимости приходилось добираться до выхода из тоннеля. До появления в начале шестидесятых годов импульсных нейтронных источников в составе изделий применялись постоянно действующие нейтронные источники типов НИ-2 и НЗ-5Б, работа с которыми была чрезвычайно вредна для персонала. Активные компоненты центральных частей зарядов снятых с эксплуатации изделий РДС-3 превращались в порошок, что сильно усложняло работу по их утилизации.
Как становится понятно из описания, главное сооружение представляет собой дугообразный тоннель с двумя порталами, протяженностью около 1300 метров. Главный сборочный зал находится как раз под острым пиком Беширова. Достоверных фотографий с этого объекта я не нашел, кроме фото сооружение 51, прикрывающего южный портал тоннеля. Источник фото Кстати, похоже, что доступ к этому сооружеению свободный и его можно осмотреть. Только дорога туда ведет от КПП действующей части. Уже уезжая, мы проехали до КПП, остановившись у кафетерия, переговорили с военными и решили не рисковать, т.к. уже изрядно засветились.
На поверхности были построены стационарные контрольно-пропускные пункты на въездных дорогах, дизельная электростанция, дома для офицеров и служащих части, автобаза, Дом офицеров, госпиталь с поликлиникой, магазин, ясли, детский сад и школа (в настоящее время средняя школа № 18, нумерация феодосийская). На территории лагеря заключённых построили первый стадион. В городке у пожарной части, общежития молодых офицеров, школы, Дома офицеров, в городке дивизиона охраны построены спортивные площадки. Здание бывшего дома отдыха ВВС Московского военного округа занял штаб части (заводоуправление п. я. 131).
Большинство начальников Центральной Базы Хранения ранее являлись руководителями управлений КГБ или МВД. По требованию режимных органов все офицеры объекта были переодеты в морскую форму — ближайший (закрытый) город Феодосия был базой Черноморского флота. Въезд на территорию спецпоселения разрешался только по специальным пропускам, выезд с объекта только по служебной надобности или в отпуск, любые родственные или гостевые визиты были запрещены. Связь — только служебная. Телевидения не было — ближайший ретранслятор находился в Феодосии. Почтовые отправления приходили в почтовые отделения крымских городов — вначале Симферополя, затем — Феодосии-13.
Осматриваем эту бестолковую бетонную деталь
Собранные в Кизилташе изделия номера 1050 и 1070 в сентябре 1956 года участвовали в учениях «Применение тактического воздушного десанта вслед за атомным ударом с целью удержания зоны поражения атомного взрыва до подхода наступающих войск с фронта» на Семипалатинском полигоне. Изделия были доставлены автотранспортом на полигон Багерово, а оттуда по воздуху с промежуточной посадкой в Энгельсе в Семипалатинск. 10 сентября одна из бомб была сброшена с самолета Ту-16 с высоты 8000 метров и взорвана на высоте 270 метров. Тротиловый эквивалент — 38 килотонн.
В 1959 году из Кизилташа двумя железнодорожными составами были отправлены первые ядерные боеголовки в ГДР (Фюрстенберг).
В сентябре 1962 года (Операция «Анадырь») во время карибского кризиса шесть собранных в Кизилташе авиабомб серии «407 Н» на дизель-электроходе «Индигирка» были отправлены из Североморска в порт Мариель на Кубе.
В конце ноября 1962 года бомбы были погружены на сухогруз «Архангельск» и к январю 1963 года возвратились в Кизилташ.
В последующие годы в Кизилташе также осуществлялась разборка и утилизация ядерного оружия первого поколения. Ядерные заряды отправлялись на переработку, остальные узлы пускали под пресс на месте. (Говорят, именно из этой меди был отлит барельеф Ленина. Не знаю жив ли он до сих пор. Прим. мой)
Изделия поступали из самых отдаленных районов СССР. Так, после расформирования войсковой части 75414 в Анадыре в связи с созданием РВСН ядерные боеприпасы были вывезены из Анадыря в Кизилташ.
Источник
Внутри мусор, похоже, что это вывороченный из грунта септик, лезть по нему дальше и тратить в пустую время не охота.
Проезжаем еще пару сотен метров по сильно разрушенной и заросшей деревьями дороге и вот мы у цели. Останавливаемся у левого (южного) портала сооружения 7а или 712-А. Машину загоняю внутрь, в прохладу подземелья, беру фонарь и отправляюсь по туннелю на встречу приключениям.
Помимо центрального тоннельного хранилища с помещениями для сборки и обслуживания специзделий по периметру села было построено 3 хранилища для готовых изделий (№ 712 а, б и в), представляющих из себя небольшие подковобразные в плане штольни с двумя входными порталами и отходящими от "подковы" двумя залами. Первый предназначался непосредственно для хранения боеголовок, а во втором располагалась система кондиционирования первого.
Сооружение 7-а, расположено на отшибе и наиболее посещаемо, в результате чего сохранность его интерьеров оставляет желать лучшего. Под ногами щебенка, скорее всего от вывороченных рельсов. Оформление входа в хранилище ввиде подковобразного сквозника со сводчатым потолком напомнило мне береговые батареи Севастополя начала ХХ века, только сквозник здесь в плане крупнее раз в десять, а то и больше.
Подхожу к "макушке подковы", здесь дорогу преграждает более поздняя стенка, уже частично разобранная на кирпичи.
Слева, за открытым затвором вход в помещение хранилища специзделий. Далее по тоннелю виднеется вход в помещение с установкой подготовки воздуха. Справа в стене ниша. вероятно для того, чтобы можно было разворачивать тележку со специзделием. Должен быть в этом месте поворотный круг, но его следов не видно.
По следам на полу видно, что рельсы все-таки были
Вид на вход в хранилище специзделий с открытым затвором. Как я понял, сквозник не был герметичен, а герметичность хранилища обеспечивал просматривающийся на фото тамбур со вторыми дверями.
Зубчатая передача привода затвора. Судя по всему он приводился в движение вручную.
На этом фото видна толщина затвора, составляющая на глазок сантиметров 80, а то и метр
Проходим через тамбур в помещение хранилища. Стены сильно закопчены
В хранилище меня поджидает неприятность. Из-за разности температур в привходовой части образуется туман, не дающий снимать. Мой приход вызвал еще большее возмущение воздушно-водяной смеси
Приходится немного постоять без движения, сдерживая дыхание.
Надписи на стенах хранилища на украинском языке сообщают нам о том, что хранилище использовалось какое-то время после развала СССР
Всего таких украинских мест в хранилище было 8. интересно, что здесь хранили?
Прохожу в самый конец и снимаю тыльную стенку
Оборачиваюсь в сторону входа. Из интерьеров хранилища сохранились только сиротливые столбики стеллажа
Подхожу ко входу. Туман здесь уже рассеялся
Выхожу в "сквозник" и осматриваю вход в соседнее помещение с установкой подготовки воздуха. Вход в него также прикрывает затвор
Рядом в стене расположены, прикрытые решетками, отверстия воздухозаборников
Захожу в тамбур второго помещения. Через перегородку когда-то проходили трубы и шибера
Вид со стороны тамбура на входной проем. Слева отверстия воздуховодов и кабельканалы. Пол еще сохранил кафельную плитку
Сразу через туман прохожу в дальник конец помещения. Местами на стенах сохранилась синяя краска, а под птолком крючки для подвешивания осветителей или кабелей
Вид на помещение подготовки воздуха от тыльной стенки. По центру и вдоль одной из стенок идет ряд фундаментов от различных агрегатов
Где какой агрегат стоял сейчас уже трудно разобраться. Можно предположить. что здесь находился дизельгенератор, ФВУ, вентиляторы, калорифер и кондиционер для придания воздуху необходимой температуры и влажности.
Иду на выход и замечаю интересную нишу справа
Заглянем в нее
Внутри, если бы не бутылка из-под пива, какой-то фантастический вид. Вероятно, это не только канал для подвода воздуха и кабелей в хранилище, но и запасной выход, соединяющий два помещения на случай невозможности открыть затвор в одном из них.
Вид на тамбур изнутри помещения подготовки воздуха
Выхожу в "сквозник" и иду по нему к северному порталу
Ага, свет в конце тоннеля, значит выход наружу здесь есть
Скорее на солнышко погреться
Выйдя на поверхность, жмурюсь от яркого солнца и делаю фотографию горы Кизил-Таш от северного портала. Где-то там в распадке под пиком беширова прячется южных вход в главное хранилище Объекта 712
Северный портал сооружения 712-а или 7-а. Обратите внимание на оригинальную конструкцию подпорных стенок. Вероятно, это вызвано возможностью смещения больших масс грунта в случае ядерного удара
Идя по дороге к южному порталу в кустах замечаю что-то похожее на огневую точку, но рассматривать ее у меня уже нет времени. да и лезть в шортах в заросли колючего кустарника не очень хочется.
На этом наше знакомство с сооружениями Объекта-712 закончилось. Переводим дух на месте гауптвахты и едем к КПП действующей части. Там нам подтвердили, что доступные для осмотра сооружения типа 7-а практически идентичны. Разворачиваемся и уезжам, торопимся, надо успеть в который раз посмотреть Судакскую крепость и встать на ночлег под замком братьев Ди-Гуаско.
Этот, затеряный в горах Крыма между Феодосией и Старым Крымом, стратегический объект представляет достаточный интерес для истории становления ядерного щита СССР и 12 ГУ Министерства обороны прежде всего потому, что будучи построенным одним из первых отражает тогдашний уровень развития технологии создания и хранения ядерных боеприпасов.
Центральная база хранения "Объект 712" наравне с арсеналом Свердловск-45 (Лесной) богат на оригинальные формы сооружений, обусловленные прежде всего рельефом местности и уровнем развития военно-инженерной науки начала 50-х годов прошлого века.
Но обо всем по порядку. Сначала немного истории.
К 1 марта 1951 г. в арсенале атомного оружия Советского Союза имелось 15 атомных бомб типа РДС-1. Хранение атомных бомб производилось на территории ядерного «объекта № 550» (КБ-11) в специально возведенном подземном хранилище. Бомбы хранились в разобранном состоянии, комплектующие узлы и детали находились также в железобетонных наземных (засыпанных землей) хранилищах.
На 1 января 1952 г. в КБ-11 уже находилось 35 атомных бомб: 29 атомных бомб типа РДС-1: из них 2 штуки изготовлены в 1949 г.; 9 — в 1950 г.; 18 — в 1951 г.; 6 атомных бомб типа РДС-2 изготовления 1951 г. (кроме двух, использованных в испытаниях 24.08.1951 г. и 18.10.1951 г.). Назрела вполне очевидная необходимость создания специальных баз хранения для ядерного оружия.
В конце 1950 года Совет Министров СССР принял решение о создании центральных баз хранения ядерного оружия — ЦБХ, то есть организаций, которые осуществляют сборку и хранение произведённых на заводах Министерства среднего машиностроения СССР (Минсредмаша СССР, МСМ СССР) ядерных боеприпасов. Первыми центральными базами хранения (объектами «С») были:
- на юге Крыма войсковая часть (В/Ч) № 62047 (Симферополь-10 или Феодосия-13) «Объект 712» — командир М. В. Немировский,
- на Западной Украине В/Ч № 51989 (Ивано-Франковск-16) «Объект 711» — командир А. М. Яковенко,
- в/ч № 52025 — Московская обл., г. Можайск-10 (Москва, К-510) «Объект 714» — командир П. А. Крылов,
- в/ч № 71373 (Новгород-18) «Объект 713» — командир Б. Н. Филиппов.
В поселок Краснокаменка мы отправились после ночлега в Лисьей бухте, зная что сейчас там находится действующая воинская часть, а главный и самый вкусный объект ЦБХ занят военными и не доступен для осмотра. Следует отметить, что после развала СССР и ликвидации ЦБХ Феодосия-13 военные из Кизиташа не уходили и одна украинская часть сменяла другую. Ныне здесь базируется часть внутренних войск РФ, а некоторые объекты арсенала используются в качестве хранилища обычного вооружения и как убежища. По этой причине доступная информация об объекте в Инете крайне скудна, а фотографий и кот наплакал. Тем не менее на переферии есть что посмотреть, да и сам поселок, сохранивший архитектуру закрытого городка 1950-х годов, любопытен.
После Щебетовки сворачиваем направо и по разбитому асфальту вскоре въезжаем в село Краснокаменка, бывший Кизиташ. Практически сразу справа нас встречает новый забор, за которым угадывалась военная техника и стрельбище. Впереди расположено бывшее КПП за котороее в период СССР проход простым гражданам был заказан. Сюда даже автобус из Феодосии ходил с обозначенным конечным пунктом "Урочище", а какое урочище поди там разбери.
29 августа 1951 г. было принято решение Совета Министров СССР № 3200-1513 о начале строительства первых войсковых складов — ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, при четырех аэродромах дальней авиации, расположенных в населенных пунктах Стрий (Западная Украина), Сольцы (новгородская область), Багерово (Керчь), Мачулищи (Беларусь). Этим войсковым складам ядерных бомб было присвоено условное наименование — ремонтно-технические базы (РТБ). Строительство и формирование первых четырех РТБ было завершено в 1954 году.
Строительство первых двух центральных баз хранения (711 и 712) было завершено в 1955 году. В 1954 году началось серийное производство авиационных атомных боеприпасов (РДС-3, РДС-4), а в 1955 году — осуществлена их первая закладка на объекты «С» и на объекты ремонтно-технических баз.
За каждой центральной базой хранения ядерного оружия было закреплено несколько войсковых баз хранения, которые обеспечивались с нее ядерными боеприпасами. ЦБХ осуществляли технический контроль и техническое обеспечение ремонтно-технических баз ВВС и ВМФ, подвижных ремонтно-технических баз РВиА СВ и ПВО, а ремонтно-техническими базами РВСН — еще и руководство.
Проезжаем расположенный слева автопарк, доставшийся в наследство еще от 12 ГУ МО СССР. Автопарк действующий. Справа попадается вот такой ангар-хранилище в оригинальном красно-синем камуфляже. Название села переводится с крымско-татарского как Красный камень и камуфляж подстать названию. Или это граффити?
Благоразумно прячем фотокамеры. они нам понадобятся уже на объекте. В селе есть что интересного поснимать и особо это не запрещено, но отсняв вкусности, пообщавшись с военными мы решили особо не рисковать, было жалко потерять снятое.
Первоначально ядерные боеприпасы поступали с заводов-изготовителей в разобранном виде (по ведомостям комплектации ВК-1). Собранность изделий определялась ведомостью комплектации (ВК). На центральных базах производилась проверка составных частей ядерного боеприпаса и их монтаж в корпус. Лишь начиная со второй половины 1957 г. Министерство среднего машиностроения СССР организовало хранение ядерных боеприпасов на центральных базах в более высокой степени готовности. На центральные базы атомные бомбы закладывались по ведомостям комплектации ВК-2, ВК-3, ВК-4, а на войсковые базы — по ведомостям комплектации ВК-4 (в последующем — в степени готовности СГ-4) и выше. Особенностью 1955—1956 гг. было то, что войсковой запас ядерных боеприпасов на ремонтно-технических базах содержался без ядерных зарядов, нейтронных источников и пр. Их поставка на ремонтно-технические базы планировалась в особый период сборочными бригадами объектов «С», где совместно со сборочными бригадами последних должна была осуществляться окончательная подготовка ядерных боеприпасов к боевому применению. Входящие в состав войсковых ядерных баз хранения ядерного оружия военно-сборочные бригады подчинялись Министерству среднего машиностроения (в/ч № 04201 — Первое Главное Управление при Совете Министров СССР, ставшее с 1953 года Министерством среднего машиностроения) и только по указанию его руководства могли приступать к подготовке ядерных бомб и выдаче их для подвески на самолёты-носители.
Проезжаем круговое движение, с расположенной рядом пятиэтаэкой, по правую руку оставляем стадион. Останавливаемся на небольшой пощади перед воинским мемориалом, заброшенным зданием Военторга и недостроенным универмагом, чтобы соориентироваться. Ага, вот как раз да руинами универмага нам надо повернуть налево по узкой, но асфальтирпованной дорожке. По ней мы выезжаем на асфальтированную площадку останавливаемся и в очередной раз осматриваемся, говорят. когда-то здесь располагалась гарнизонная гаупвахта.
За деревьями виднеется живописная громада горы Кизил-Таш. Именно в ее толще к 1955 году было сооружено огромное тоннельное хранилище, в котором происходила сборка и обслуживание специзделий.
12 марта 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым Министерству среднего машиностроения и Министерству обороны до 15 июля 1956 г. поручалось внести предложения о передаче в 1956 г. Министерству обороны сборочных бригад и ядерных авиабомб, находящихся на войсковых базах Министерства среднего машиностроения, а к концу 1956 г. разработать и внести предложение о сроках и порядке передачи из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны функции по приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия. Постановлением Правительства СССР от 23 сентября 1957 г. было предписано в срок до 1 февраля 1958 г. передать Министерству обороны две центральные базы хранения ядерного оружия. Передача остальных центральных баз хранения ядерного оружия осуществлялась по решению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 января 1958 г. До 1 июня 1958 г. все девять центральных баз с хранящимися в них ядерными боеприпасами и личным составом Министерством среднего машиностроения были переданы Министерству обороны. Эксплуатацией ядерных боеприпасов с этого момента занимались центральные базы хранения, войсковые базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил, подвижные базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил и войсковые части боевого применения.
До 31.12.1961 года работы по сборке ядерных боеприпасов проводились в следующих воинских частях:
- в/ч № 04201 — (ПГУ при СовМине СССР, ставшее с 1953 года МСМ);
- в/ч № 31759 Челябинск-115;
- в/ч № 40274 Лесной (Свердловск-45);
- в/ч № 41013 Трёхгорный-1;
- в/ч № 41065 Свободный-21;
- в/ч № 51966 Железногорск (Красноярск-26);
- в/ч № 51989 Ивано-Франковск-16;
- в/ч № 52025 Можайск-10;
- в/ч № 62047 Феодосия-13 (Симферополь-10);
- в/ч № 71373 Валдай (Новгород-18);
- в/ч № 25026 г. Лиепая РТБ БФ;
- в/ч № 81388 п. Дунай (Шкотово-22) РТБ ТОФ;
- в/ч № 90989 Балаклава (Севастополь) РТБ ЧФ;
- в/ч № 62834 Оленегорск-2 РТБ ВВС.
Число центральных баз ядерного оружия за десять лет после их передачи из Минсредмаша СССР в Министерство обороны увеличилось вдвое.
Источник
На площадке сейчас можно заметить только остатки какой-то эстакады или фундамента и черное ромбовидное отверстие в бетонном цилиндре в кустах.
7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации одной из центральных баз хранения (объект 712, в/ч 62047, в/ч 42615) в Кизилташе, отгороженном горными отрогами от посторонних глаз. Хранилища изделий планировалось расположить в толще горы Кизилташ.
Строительство началось в 1950 году силами строительного управления Министерства среднего машиностроения. Руководили работами специалисты Ленинградского метростроя. Большинство работ выполнялось силами специально отобранных заключённых (все имели допуск по форме один), имеющих опыт шахтных работ. 10 января 1951 года создан ИТЛ ЕО «ИТЛ и строительство рудника», подчиненный ГУЛПС (ГУЛАГ МЮ с 02.04.53), литер ЕО телеграфный код «Море». Задачи — строительство «рудника», горные работы, строительство дизельной электростанции и бетонного завода.
ИТЛ ЕО 14 мая 1953 переименован в Гагаринское ЛО (лагерное отделение). Число заключённых на 15 марта 1953—2445 человек. Далее наименование и подчиненность неоднократно менялись и возвращались. Гагаринское ЛО закрыто 01 декабря 1955 года.
Грузы для стройки поступали на железнодорожную станцию Сарыголь (ныне станция Айвазовская) Сталинской железной дороги.
В толще горы Кизилташ к 1955 году был пройден тоннель, аналогичный тоннелям метро, имевший второй выход в сторону Старого Крыма, закончены работы в главном сборочном зале, размеры которого превосходили размеры станций метрополитена (высота около 20 метров). Главный сборочный зал, залы-хранилища и залы проверки работоспособности изделий соединялись транспортной сетью, позволявшей перемещать грузы на специальных вагонетках по рельсам. Вход в тоннель перекрывался герметичным затвором массой несколько сотен тонн, который откатывался в нишу электроприводом. На случай аварийной ситуации было предусмотрено перемещение затвора вручную. Туалетом разрешалось пользоваться только в аварийных ситуациях, поэтому в случае необходимости приходилось добираться до выхода из тоннеля. До появления в начале шестидесятых годов импульсных нейтронных источников в составе изделий применялись постоянно действующие нейтронные источники типов НИ-2 и НЗ-5Б, работа с которыми была чрезвычайно вредна для персонала. Активные компоненты центральных частей зарядов снятых с эксплуатации изделий РДС-3 превращались в порошок, что сильно усложняло работу по их утилизации.
Как становится понятно из описания, главное сооружение представляет собой дугообразный тоннель с двумя порталами, протяженностью около 1300 метров. Главный сборочный зал находится как раз под острым пиком Беширова. Достоверных фотографий с этого объекта я не нашел, кроме фото сооружение 51, прикрывающего южный портал тоннеля. Источник фото Кстати, похоже, что доступ к этому сооружеению свободный и его можно осмотреть. Только дорога туда ведет от КПП действующей части. Уже уезжая, мы проехали до КПП, остановившись у кафетерия, переговорили с военными и решили не рисковать, т.к. уже изрядно засветились.
На поверхности были построены стационарные контрольно-пропускные пункты на въездных дорогах, дизельная электростанция, дома для офицеров и служащих части, автобаза, Дом офицеров, госпиталь с поликлиникой, магазин, ясли, детский сад и школа (в настоящее время средняя школа № 18, нумерация феодосийская). На территории лагеря заключённых построили первый стадион. В городке у пожарной части, общежития молодых офицеров, школы, Дома офицеров, в городке дивизиона охраны построены спортивные площадки. Здание бывшего дома отдыха ВВС Московского военного округа занял штаб части (заводоуправление п. я. 131).
Большинство начальников Центральной Базы Хранения ранее являлись руководителями управлений КГБ или МВД. По требованию режимных органов все офицеры объекта были переодеты в морскую форму — ближайший (закрытый) город Феодосия был базой Черноморского флота. Въезд на территорию спецпоселения разрешался только по специальным пропускам, выезд с объекта только по служебной надобности или в отпуск, любые родственные или гостевые визиты были запрещены. Связь — только служебная. Телевидения не было — ближайший ретранслятор находился в Феодосии. Почтовые отправления приходили в почтовые отделения крымских городов — вначале Симферополя, затем — Феодосии-13.
Осматриваем эту бестолковую бетонную деталь
Собранные в Кизилташе изделия номера 1050 и 1070 в сентябре 1956 года участвовали в учениях «Применение тактического воздушного десанта вслед за атомным ударом с целью удержания зоны поражения атомного взрыва до подхода наступающих войск с фронта» на Семипалатинском полигоне. Изделия были доставлены автотранспортом на полигон Багерово, а оттуда по воздуху с промежуточной посадкой в Энгельсе в Семипалатинск. 10 сентября одна из бомб была сброшена с самолета Ту-16 с высоты 8000 метров и взорвана на высоте 270 метров. Тротиловый эквивалент — 38 килотонн.
В 1959 году из Кизилташа двумя железнодорожными составами были отправлены первые ядерные боеголовки в ГДР (Фюрстенберг).
В сентябре 1962 года (Операция «Анадырь») во время карибского кризиса шесть собранных в Кизилташе авиабомб серии «407 Н» на дизель-электроходе «Индигирка» были отправлены из Североморска в порт Мариель на Кубе.
В конце ноября 1962 года бомбы были погружены на сухогруз «Архангельск» и к январю 1963 года возвратились в Кизилташ.
В последующие годы в Кизилташе также осуществлялась разборка и утилизация ядерного оружия первого поколения. Ядерные заряды отправлялись на переработку, остальные узлы пускали под пресс на месте. (Говорят, именно из этой меди был отлит барельеф Ленина. Не знаю жив ли он до сих пор. Прим. мой)
Изделия поступали из самых отдаленных районов СССР. Так, после расформирования войсковой части 75414 в Анадыре в связи с созданием РВСН ядерные боеприпасы были вывезены из Анадыря в Кизилташ.
Источник
Внутри мусор, похоже, что это вывороченный из грунта септик, лезть по нему дальше и тратить в пустую время не охота.
Проезжаем еще пару сотен метров по сильно разрушенной и заросшей деревьями дороге и вот мы у цели. Останавливаемся у левого (южного) портала сооружения 7а или 712-А. Машину загоняю внутрь, в прохладу подземелья, беру фонарь и отправляюсь по туннелю на встречу приключениям.
Помимо центрального тоннельного хранилища с помещениями для сборки и обслуживания специзделий по периметру села было построено 3 хранилища для готовых изделий (№ 712 а, б и в), представляющих из себя небольшие подковобразные в плане штольни с двумя входными порталами и отходящими от "подковы" двумя залами. Первый предназначался непосредственно для хранения боеголовок, а во втором располагалась система кондиционирования первого.
Сооружение 7-а, расположено на отшибе и наиболее посещаемо, в результате чего сохранность его интерьеров оставляет желать лучшего. Под ногами щебенка, скорее всего от вывороченных рельсов. Оформление входа в хранилище ввиде подковобразного сквозника со сводчатым потолком напомнило мне береговые батареи Севастополя начала ХХ века, только сквозник здесь в плане крупнее раз в десять, а то и больше.
Подхожу к "макушке подковы", здесь дорогу преграждает более поздняя стенка, уже частично разобранная на кирпичи.
Слева, за открытым затвором вход в помещение хранилища специзделий. Далее по тоннелю виднеется вход в помещение с установкой подготовки воздуха. Справа в стене ниша. вероятно для того, чтобы можно было разворачивать тележку со специзделием. Должен быть в этом месте поворотный круг, но его следов не видно.
По следам на полу видно, что рельсы все-таки были
Вид на вход в хранилище специзделий с открытым затвором. Как я понял, сквозник не был герметичен, а герметичность хранилища обеспечивал просматривающийся на фото тамбур со вторыми дверями.
Зубчатая передача привода затвора. Судя по всему он приводился в движение вручную.
На этом фото видна толщина затвора, составляющая на глазок сантиметров 80, а то и метр
Проходим через тамбур в помещение хранилища. Стены сильно закопчены
В хранилище меня поджидает неприятность. Из-за разности температур в привходовой части образуется туман, не дающий снимать. Мой приход вызвал еще большее возмущение воздушно-водяной смеси
Приходится немного постоять без движения, сдерживая дыхание.
Надписи на стенах хранилища на украинском языке сообщают нам о том, что хранилище использовалось какое-то время после развала СССР
Всего таких украинских мест в хранилище было 8. интересно, что здесь хранили?
Прохожу в самый конец и снимаю тыльную стенку
Оборачиваюсь в сторону входа. Из интерьеров хранилища сохранились только сиротливые столбики стеллажа
Подхожу ко входу. Туман здесь уже рассеялся
Выхожу в "сквозник" и осматриваю вход в соседнее помещение с установкой подготовки воздуха. Вход в него также прикрывает затвор
Рядом в стене расположены, прикрытые решетками, отверстия воздухозаборников
Захожу в тамбур второго помещения. Через перегородку когда-то проходили трубы и шибера
Вид со стороны тамбура на входной проем. Слева отверстия воздуховодов и кабельканалы. Пол еще сохранил кафельную плитку
Сразу через туман прохожу в дальник конец помещения. Местами на стенах сохранилась синяя краска, а под птолком крючки для подвешивания осветителей или кабелей
Вид на помещение подготовки воздуха от тыльной стенки. По центру и вдоль одной из стенок идет ряд фундаментов от различных агрегатов
Где какой агрегат стоял сейчас уже трудно разобраться. Можно предположить. что здесь находился дизельгенератор, ФВУ, вентиляторы, калорифер и кондиционер для придания воздуху необходимой температуры и влажности.
Иду на выход и замечаю интересную нишу справа
Заглянем в нее
Внутри, если бы не бутылка из-под пива, какой-то фантастический вид. Вероятно, это не только канал для подвода воздуха и кабелей в хранилище, но и запасной выход, соединяющий два помещения на случай невозможности открыть затвор в одном из них.
Вид на тамбур изнутри помещения подготовки воздуха
Выхожу в "сквозник" и иду по нему к северному порталу
Ага, свет в конце тоннеля, значит выход наружу здесь есть
Скорее на солнышко погреться
Выйдя на поверхность, жмурюсь от яркого солнца и делаю фотографию горы Кизил-Таш от северного портала. Где-то там в распадке под пиком беширова прячется южных вход в главное хранилище Объекта 712
Северный портал сооружения 712-а или 7-а. Обратите внимание на оригинальную конструкцию подпорных стенок. Вероятно, это вызвано возможностью смещения больших масс грунта в случае ядерного удара
Идя по дороге к южному порталу в кустах замечаю что-то похожее на огневую точку, но рассматривать ее у меня уже нет времени. да и лезть в шортах в заросли колючего кустарника не очень хочется.
На этом наше знакомство с сооружениями Объекта-712 закончилось. Переводим дух на месте гауптвахты и едем к КПП действующей части. Там нам подтвердили, что доступные для осмотра сооружения типа 7-а практически идентичны. Разворачиваемся и уезжам, торопимся, надо успеть в который раз посмотреть Судакскую крепость и встать на ночлег под замком братьев Ди-Гуаско.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]