История База.
Область Баз на карте отмечена стрелочкой.
Баз (Baz) – во времена Османской империи полуавтономный («аширетный») район (в настоящее время не являющийся административной единицей) и одноимённое ассирийское племя (базнайя) в исторической области Хаккяри (современная Турция). К северу от База находится Кара Куш (Kara Kuş), к востоку – Джилу, к юго – востоку - Даг Ичинде (Dağ İçinde), бывшая территория ассирийского неаширетного племени ночия (Nochiya).
Слово «Баз» означает «сокол» на курдском и персидском языках.
Племя состояло из арамеоговорящих ассирийцев – христиан.
Ага Петрос (Петрос Элия из База).
В Базе родился генерал Ага Петрос, знаменитый военачальник Первой мировой войны.
Ассирийские деревни в Базе.
Деревни базнайя в местах их исконного проживания носили следующие названия
1. Арвантус (Arwantus), жители именовались артушнайя (Artusnayeh)
2. Швавута (Shwawuta), жители именовались шавутнайя (Shawutnaye)
3. Маха Хтайя (Maha Khtayya), жители именовались махайя (Mahayeh)
4. Бе – Селим (Be-Selim), жители именовались селимнайя (Selimnayeh)
5. Аргаб (Argab), жители именовались аргабайя (Argabayeh)
6. Кожиж (Kojij), считалась частью Бе – Селима, жители именовались кожижнайя (Kojijnaye).
7. Товайя (Tovaye), единственная курдская деревня в Базе в довоенный период.
Регион лишился своего коренного населения и оказался полностью опустошённым в ходе геноцида ассирийцев в 1915 году во время Первой мировой войны. Однако до нашего времени сохранились здания ассирийских церквей: Мар Кайома (святого Кайомы [1], Mar Qayyoma) в Швавуте, Мар Курьякос (святого Кириака, Mar Quryaqos) в Аргабе и Март Марьям (святой Марии) в Бе – Селиме. Возможно, сохранились и некоторые дома. В настоящее время район Баз труднодоступен по причине нахождения в гористой местности и продолжающегося конфликта турецких властей и курдских повстанцев.
Примерное расположение области Баз на современной карте.
Профессии жителей База.
Аргабайя и артушнайя были прекрасными строителями. Махайя и шавутнайя – управляющими в регионе и составляли местное военное ополчение. Селимнайя и кожижнайя славились как кузнецы не только в Хаккяри, но и во всей северной Месопотамии и продолжают заниматься своим ремеслом вплоть до наших дней.
Административные центры База.
Административными центрами База были деревни Швавута и Маха.
Малики База.
Хамо (Гамо), последний малик База. Фото из книги Е. Лалаяна "Айсоры ванского вилайета".
Все малики База вели своё происхождение от семьи Малик – Йонан. Последний малик – Малик Хамо Йонан из Маха Хтайя умер в 1937 году в Багдаде.
Происхождение маликов База согласно преданиям, записанным этнографом Лалаяном.
О племени Баз рассказывают, что оно бежало из города Атуры [2] и остановилось в селении Шивахале Артушского округа. Отсюда, где оно прожило несколько веков, оно принуждено было, чтобы спастись от курдских нападений, переселиться в нынешнее свое местопребывание, которое и носит название этого племени. Древнейший их князь, т. е. мелик, о котором сохранилась память, назывался Евнан; он отразил нападение физанского военачальника Мустафа-бека. После Евнана упоминается имя Дарянуша, который коротко назывался Дарвиш. Он вел борьбу против курдского племени Музуль близ Мосула, стремившегося овладеть этой местностью. Прогнав курдов, он стал управлять этой местностью самостоятельно. Ему наследовал мелик Иоб, построивший базскую церковь. Его наследник мелик Канун отразил нападение джуламеркского военачальника Рашид-паши и убил его на поле сражения. После этой победы новоизбранный джуламеркский военачальник Абдуллах-бек вступил в дружбу с его наследником меликом Соломоном и вместе с последним напал на джезирское курдское племя Ботана и нанес ему большое поражение, но во время сражения мелик Соломон был убит. Ему наследовал мелик Шахе, происходящий хотя и из того же княжеского дома Евнан, но только из селения Шаута. Главнейшим его делом было отражение нападений курдского племени Пинианиш. Мелику Шахе наследовал мелик Евнан II. Следует заметить, что айсорские мелики как турецкие подданные платили некоторую сумму в виде подати джуламеркскому военачальнику, но Евнан в течении 8 лет не платил ее и управлял своим народом вполне самостоятельно. Но затем, после свидания с джуламеркским военачальником Нури-беком в селении Кой, Евнан, во избежание излишнего кровопролития, согласился уплатить подать. Его наследник Кавшабан был меликом всего лишь 9 дней, ибо джуламеркский военачальник за его непокорность свергнул его с престола и отобрал у него в виде штрафа 9 мулов. Кавшабану наследовал мелик Шахе II. При нем, зимою, когда мужчины База, по обыкновению, находились на работах на чужбине в окрестностях Мосула, курдские племена Пинианиш, Орамар и др. напали на Баз и разграбили его. Весной, когда мужчины возвратились на родину в Баз, мелик Шахе собрал большое войско, напал на этих курдов, убил 80 человек из них и, награбив добычи, вернулся домой. Ему наследовал мелик Авдиш, единственным достойным упоминания делом которого было уменьшение годовой подати в 60 лир наполовину, согласно ходатайству, возбужденному им перед турецким правительством. После него наследственно, один за другим, были меликами Зату, Шимон, Якуб, Евнан III и Ишаха, которые ничего достойного внимания не совершили. Теперешний мелик Гамо несколько раз храбро отражал нападения курдского племени Орамар. Этот мелик может, в случае необходимости, собрать до 900 добровольцев-воинов. [3]
Религиозная принадлежность базнайя.
Базнайя – традиционные приверженцы Ассирийской Церкви Востока и большинство их остаются таковыми до сих пор. Часть после раскола 1968 года в АЦВ оказалась в Древней Церкви Востока (старостильники) Некоторые из базнайя, в начале XX века поселившись в халдейских деревнях, стали униатами (Халдейская Католическая Церковь). Очень немногие базнайя являются протестантами: приверженцы Пресвитерианской, Евангелической и Англиканской Церквей.
Небесным покровителем База почитался святой Кайома, церковь в честь которого, как было сказано выше, находилась в деревне Швавута. Другим святым покровителем считался св. Зайя – Баз относился к епархии Джилу, а кафедральным собором епархии и резиденцией митрополита, как я уже рассказывал, был храм во имя свв. Зайи и Тавора.
Современные поселения Базнайя.
В настоящее время базнайя проживают примерно в 10 деревнях на территории Ирака и Сирии.
После того как ассирийцы был подвергнуты переселению англичанами в 20 – е годы XX века и французами в 30 – е годы, они разместились в следующих населённых пунктах:
В Ираке:
Бабило (Babilo), население - шавутнайя.
Багере (Bagereh), население – селимнайя.
Чакала (Chaqala), население – кожижнайя.
Сардарава (Sardarawa), население – артушнайя.
Сорка (Sorka), население – махайя.
Симела (Simele), население – махайя.
Бадарраш (Badarrash), население – артушнайя.
Сикрен (Sikren), население – селимнайя.
Седар (Sedar), население шавутнайя.
Пирозава (Pirozawa), население – аргабайя.
Айн Сифне (Ain Sifne), население – смешанное, из разных деревень.
Мавана (Mawana), население – смешанное, из разных деревень.
Айн Сифне, Сикрене, Бабило, Багере, Сардарава, Сорка, Бадарраш и Пирозава существуют до сих пор. Остальные разрушены в ходе военных действий в Ираке.
В Сирии.
Тель – Баз (Tel-Baz), место проживания шавутнайя и махайя.
Тель – Румман (Tel-Rumman), место проживания селимнайя и махайя.
Из – за политической нестабильности многие базнайя эмигрировали на Запад и сейчас проживают в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в нескольких западно-европейских странах.
Базнайя в России.
В Москве известно очень мало семей выходцев из аширетного меликства Баз (базная). Мне рассказывали только о трех семьях, которые жили на Малой Грузинской улице, вместе с джильвая. Из какого селения База они происходили, никто вспомнить не смог. [4]
Составлено по:
https://en.wikipedia.org/wiki/Baz,_Turkey
Примечания:
1. Предположу, что этот святой Кайома – один из ранних епископов Селевкии – Ктесифона: https://en.wikipedia.org/wiki/Qayyoma
Хотя точно утверждать не могу, может и какой – то местночтимый подвижник.
2. Атур - другое название города Мосул (древняя Ниневия).
3. С. С. Михайлов, В. Г. Фарис Ассирийцы на новой родине: русский выбор. — М., Археодоксiя, 2015. Страница 22 – 23.
4. С. С. Михайлов, В. Г. Фарис Ассирийцы на новой родине: русский выбор. — М., Археодоксiя, 2015. Страница 70.
Взято: foto-history.livejournal.com