РЕКОРДНЫЙ ПЕРЕЛЁТ ИТАЛЬЯНСКИХ ПИЛОТОВ: "РИМ-ЗАПОРОЖЬЕ-ТОКИО"
16.07.2017 342 0 0 foto-history

РЕКОРДНЫЙ ПЕРЕЛЁТ ИТАЛЬЯНСКИХ ПИЛОТОВ: "РИМ-ЗАПОРОЖЬЕ-ТОКИО"

---
0
В закладки


В ночь с 30 июня на 1 июля 1942 года линию советско-германского фронта около Ростова-на-Дону пересек в восточном направлении трехмоторный самолет. Через двенадцать часов он уже пролетал над советско-китайской границей между Алтаем и хребтом Тарбагатай. В это же самое время в Риме Бенито Муссолини нетерпеливо поглядывал на телефонный аппарат в ожидании звонка от главкома итальянских ВВС Рино Корсо Фуджьера…


Rino Corso Fougier

Вступление в войну против СССР Германии и Италии прервало их непосредственные контакты с третьей участницей «стального пакта» – Японией. Ситуация усугубилась после нападения японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Восточная союзница оказалась полностью отрезанной от стран Оси. Между тем настоятельно требовалась координация между Токио, Берлином и Римом, обмен военными технологиями и поставка дефицитного сырья.

Решению этой задачи были посвящены усилия летчиков и моряков трех сторон на протяжении трех лет. Первыми попытку предприняли итальянцы. В начале 1942-го их верховное командование заподозрило, что союзники (англичане и американцы) взломали дипломатический шифр, с помощью которого осуществлялось радиосообщение с посольством в Токио. Для защиты секретов требовалось передать новые коды – но как это сделать, когда Италию и Японию разделяло несколько тысяч километров, контролировавшихся противником?


Муссолини с представителями японской военной миссии.

Трудная миссия была поручена Королевским ВВС (Regia Aeronautica). Их летчики располагали транспортно-пассажирским самолетом Savoia-Marchetti SM.75, который было решено переоборудовать для сверхдальних полетов. Итальянцы в период между мировыми войнами уделяли особое внимание авиации – сам дуче, его сын Бруно и зять Галеаццо Чиано, многие вожди фашизма увлекались вождением самолетов. Вскоре после вступления в войну итальянские ВВС совершили эффектный рейд на британские нефтепромыслы в Бахрейне, для чего летчикам пришлось пролететь около 4000 км.


Экипаж SM.75 GA

Но нынешняя задача превосходила своей сложностью все предыдущие. Предстояло преодолеть более восьми тысяч километров, причем большая часть из них пролегала над территорией СССР, над горными и пустынными местностями, для которых не существовало надежных карт.
Пробный полет модернизированного SM.75 GA состоялся в мае 1942-го в Эритрею, бывшую итальянскую колонию, к тому времени оккупированную британцами. Самолет сбросил над столицей Асмарой пропагандистские листовки («Рим вас не забыл! Мы вернемся!») и вернулся на «сапожок».

Но через пару дней машина во время перелета с базы на базу разбилась, и пришлось экстренно изготавливать второй SM.75 GA. 29 июня он перелетел на аэродром в Запорожье, откуда и стартовал вечером следующего дня, чтобы снизить риск обнаружения при пересечении фронта. На его борту находилось пять членов экипажа и несколько запечатанных конвертов с документами высшей степени секретности – новые шифры и морские навигационные карты. Никаких сопроводительных документов, свидетельствующих, что SM.75 GA направляется в Японию, не было.


Экипаж SM.75 GA совместно с японскими военными.

Токио поставил это первым условием, дабы не провоцировать СССР, с которым он был связан договором о нейтралитете. В случае экстренной посадки конверты следовало немедленно уничтожить, а летательный аппарат сжечь. В течение всего полета соблюдался режим радиомолчания. Самолет был заправлен топливом под завязку, так что первую часть пути он летел не выше 800 метров и попал в лучи прожекторов советской ПВО, открывшей по нему огонь из зениток. Также его обстрелял истребитель «Як».


Savoia-Marchetti SM.75

Итальянцы проследовали над дельтой Волги, Каспийским и Аральским морями, озером Балхаш, пролетев, таким образом, весь Казахстан. Перед горами Центральной Азии пришлось поднимать самолет на высоту пять километров, но оказалось, что запаса кислорода для дыхательных масок недостаточно, и летчикам пришлось бороться с удушьем. После Алтая началась пустыня Гоби, «белое пятно» на картах, над которой экипаж ориентировался по новому прибору ночной навигации капитана Маджини – одного из трех пилотов на борту. В пустыне в тот момент свирепствовала песчаная буря, поднимавшая непроницаемые тучи пыли на высоту три километра.


Savoia-Marchetti SM.75

Первоначально предполагалось, что самолет приземлится в Токио, однако за два месяца до того состоялся знаменитый рейд Дулиттла на Японию, после которого были приняты повышенные меры безопасности, и японские истребители имели приказ сбивать любой самолет без национальной эмблемы – восходящего солнца.

Поэтому SM.75 GA получил указание сесть на аэродром в Баотоу – на контролируемой японцами территории Китая. После 21 часа полета экипаж наконец-то смог размять ноги. К каждому итальянцу приставили двух гейш, а пока летчики отдыхали, на фюзеляж и крылья были нанесены изображения солнечного диска.


На аэродроме Тачикава

3 июля SM.75 GA приземлился на аэродроме Тачикава возле Токио. Через две недели самолет отправился в обратный путь по той же трассе c посадкой в Баотоу. Тысячи километров над Советским Союзом прошли без происшествий, однако при подлете к итальянской авиабазе в Сталино (ныне Донецк) радист не смог связаться с землей, и пришлось лететь до Одессы.




Экипаж SM.75 GA в Токио

А уже в аэропорту Гуидония под Римом самолет встречал лично Муссолини, который вручил экипажу высшие награды королевства.

Источникуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]