История Тхумы
---
Оригинал взят у serg_slavorum в История Тхумы
До Первой мировой войны Тхума (тхумнайя) была одним из пяти основных (наряду с Джилу, Баз, Верхним и Нижним Тйаре и Дизом) «аширетных», то есть имевших автономию, ассирийских племён (и одноимённая область) под духовной и светской властью патриарха Ассирийской Церкви Востока в Верхней Месопотамии в историческом регионе Хаккяри (ныне – одноимённая турецкая провинция). В некоторых источниках Тхума именуется подчинённым племенем по отношению к племени Джилу. «Аширетные» ассирийцы обосновывали законность своего статуса существованием фирманов (охранных грамот), дарованных властями сначала Арабского халифата, затем Османской империи [1].
Поселения Тхумы (карта взята здесь, Тхума указана стрелочкой):
По довоенным данным во всех населённых пунктах Тхумы было 840 домов [2].
После начала Первой мировой тхумнайя, как и другие ассирийцы и вообще христиане, подверглись истреблению со стороны турецких регулярных войск и курдских иррегулярных формирований. В 1915 году представитель ассирийского патриарха Беньямина Мар Шиммуна сообщал, что «множество христианских деревень Тхумы» «были полностью уничтожены». Турецкий журналист писал: «Люди из Тхумы замечательно держали оборону 27 и 28 сентября [1915 года]. Но пока они рыли окопы, курды уничтожали их из орудий. Турки разрушили внутреннюю Тхуму и многие другие места». Беженцы из Тхумы, вынужденные покинуть родные края и лишённые возможности вернуться обратно, оказались в эмиграции в Иране, Ираке, Сирии и России.
В 1933 году в начале Симельской резни лидер Тхумы малик Локо вместе с лидером Тйаре и 700 – ми вооружёнными ассирийцами ушли в Сирию. Лига Наций взяла под контроль переселение ассирийцев в Сирию. По данным 1937 года 2350 человек племени Тхума поселились в трёх сирийских деревнях по берегам реки Хабур.
https://en.wikipedia.org/wiki/Tkhuma_Tribe
Представители духовенства и малики племён в 1919 году в лагере беженцев Бакуба в Северном Ираке. Локо, малик Тхумы, предположительно пятый слева в высоком головном уборе и белой одежде.
Локо, малик Тхумы в форме ассирийских (иракских) ливи.
Столица Тхумы.
Деревня Тхума Гавайя (Tkhuma Gawaya, по курдски Navê Tuhubî, «Центральная Тхума») была центром ассирийского племени Тхума, резиденцией маликов Тхумы. До Первой мировой войны она была чисто ассирийским поселением, в котором жило 650 семей. В деревне находилась древняя церковь, посвящённая св. Шаллите (Мар Шаллита) [3]. После геноцида 1915 года жители Тхума Гавайя сначала переселились в Ирак, а после событий, известных как резня в Симеле, беженцы и их потомки были расселены в 1935 году в Сирии в деревнях Тель – Хирмиз (Tell-Hirmiz) и Умм Гарган (Umm-Ghargan) на берегах реки Хабур. В Тель – Хирмизе беженцы из Тхумы построили новую церковь, посвящённую св. Шаллите.
Церковь Мар Шаллита в Тхума Гавайя, современный вид (фотографии взяты здесь):
Внутри:
Предания о происхождении маликов племени Тхума.
Родоначальником племени Тхум считается Ширин-шах, который прибыл из Атуры [4] в Тхум вместе с другими айсорами. Он, увидев существующую еще и ныне церковь, одиноко стоявшую в лесу, водворился здесь и, обосновавшись прочно, повел борьбу против господствовавших здесь езидов.
Мелику Ширин-шаху наследовал мелик Ману. В его время курды артушского племени напали на селение Хан и на живущих в его окрестностях езидов, убили многих из них и, выселив оттуда остальных, завладели принадлежащими им землями.
Затем они принялись убивать и айсоров, недавно водворившихся в этих местах. Мелик Ману оказал сопротивление и тем сохранил свой народ.
Мелику Ману наследовал мелик Ораган, который, соединившись с военачальником Джуламерка Мир-Матеном, напал на бадинских курдов близ Мосула, победив и разграбив их; затем, совместно с тем же военачальником, он совершил нападение на бардасорских курдов Персии и также погубил и разграбил многих из них.
Мелику Орагану наследовал мелик Лачин, который отразил нападение начальника чальских курдов Мирза-аги и разбил его на реке Заб. Ему наследовал мелик Дин-хан, который с войском в 3000 человек напал на артушских курдов, одержал победу
и взял богатую добычу.
Его наследник Лачин следовал в своей деятельности примеру Дин-хана и также производил нападения на курдов артушского племени. Ему наследовал мелик Георгий, который еще жив. Следуя примеру своих предшественников, он неоднократно нападал на курдов артушского племени и угонял у них огромные стада рогатого скота. Ободренный своими победами, он напал даже на орамарского главаря — Сюти-агу, угнавшего у айсоров 2000 голов овец, и в свою очередь угнал у курдов почти столько же овец.
Фамилия здешних меликов ныне разделена на 5 отдельных семейств, почти равных друг другу по влиянию. Так установлено, чтобы власть мелика не переходила по наследству, а чтобы в три года раз поочередно выбирались в мелики наиболее достойные члены из этих пяти семейств [5].
Выходцы из племени Тхума в России.
Выходцев из аширетного меликства Тхума (тхумная) в Москве было очень мало, считаные семьи. Большая их часть проживала на Пресне, вместе с джильвая, а одна семья по непонятной причине поселилась рядом с одной из колоний куная, на Большой Никитской улице (в советское время — улица Герцена). Возможно, в 1920-х годах тхумная в Москве было гораздо больше, но никакой информацией на эту тему мы не располагаем. Тхумная Москвы, а также Тулы происходили из селения Мазря (мазерная). Это село мы находим у Маевского — в нем показаны 100 домов. Термен именует его Мазраа и насчитывает в нем уже 110 домов [6].
Примечания:
1. Подробнее здесь: http://serg-slavorum.livejournal.com/2215164.html
2. Термен Р. И. Отчет о поездке в санджак Хеккиари Ванского вилайета в 1906 году. Тифлис, 1910. С. 40.
3. О святом Шаллите: http://serg-slavorum.livejournal.com/1814437.html
4. Атур – это альтернативное название города Мосула (он же – древняя Ниневия).
5. Лалаян Е. А. Айсоры ванского вилайета. Тифлис, 1914 С. 20 – 21.
6. Сергей Михайлов, Вячеслав Фарис. Ассирийцы на новой родине. Русский выбор. Москва. Археодоксiя. 2015. С. 69 – 70.
До Первой мировой войны Тхума (тхумнайя) была одним из пяти основных (наряду с Джилу, Баз, Верхним и Нижним Тйаре и Дизом) «аширетных», то есть имевших автономию, ассирийских племён (и одноимённая область) под духовной и светской властью патриарха Ассирийской Церкви Востока в Верхней Месопотамии в историческом регионе Хаккяри (ныне – одноимённая турецкая провинция). В некоторых источниках Тхума именуется подчинённым племенем по отношению к племени Джилу. «Аширетные» ассирийцы обосновывали законность своего статуса существованием фирманов (охранных грамот), дарованных властями сначала Арабского халифата, затем Османской империи [1].
Поселения Тхумы (карта взята здесь, Тхума указана стрелочкой):
По довоенным данным во всех населённых пунктах Тхумы было 840 домов [2].
После начала Первой мировой тхумнайя, как и другие ассирийцы и вообще христиане, подверглись истреблению со стороны турецких регулярных войск и курдских иррегулярных формирований. В 1915 году представитель ассирийского патриарха Беньямина Мар Шиммуна сообщал, что «множество христианских деревень Тхумы» «были полностью уничтожены». Турецкий журналист писал: «Люди из Тхумы замечательно держали оборону 27 и 28 сентября [1915 года]. Но пока они рыли окопы, курды уничтожали их из орудий. Турки разрушили внутреннюю Тхуму и многие другие места». Беженцы из Тхумы, вынужденные покинуть родные края и лишённые возможности вернуться обратно, оказались в эмиграции в Иране, Ираке, Сирии и России.
В 1933 году в начале Симельской резни лидер Тхумы малик Локо вместе с лидером Тйаре и 700 – ми вооружёнными ассирийцами ушли в Сирию. Лига Наций взяла под контроль переселение ассирийцев в Сирию. По данным 1937 года 2350 человек племени Тхума поселились в трёх сирийских деревнях по берегам реки Хабур.
https://en.wikipedia.org/wiki/Tkhuma_Tribe
Представители духовенства и малики племён в 1919 году в лагере беженцев Бакуба в Северном Ираке. Локо, малик Тхумы, предположительно пятый слева в высоком головном уборе и белой одежде.
Локо, малик Тхумы в форме ассирийских (иракских) ливи.
Столица Тхумы.
Деревня Тхума Гавайя (Tkhuma Gawaya, по курдски Navê Tuhubî, «Центральная Тхума») была центром ассирийского племени Тхума, резиденцией маликов Тхумы. До Первой мировой войны она была чисто ассирийским поселением, в котором жило 650 семей. В деревне находилась древняя церковь, посвящённая св. Шаллите (Мар Шаллита) [3]. После геноцида 1915 года жители Тхума Гавайя сначала переселились в Ирак, а после событий, известных как резня в Симеле, беженцы и их потомки были расселены в 1935 году в Сирии в деревнях Тель – Хирмиз (Tell-Hirmiz) и Умм Гарган (Umm-Ghargan) на берегах реки Хабур. В Тель – Хирмизе беженцы из Тхумы построили новую церковь, посвящённую св. Шаллите.
Церковь Мар Шаллита в Тхума Гавайя, современный вид (фотографии взяты здесь):
Внутри:
Предания о происхождении маликов племени Тхума.
Родоначальником племени Тхум считается Ширин-шах, который прибыл из Атуры [4] в Тхум вместе с другими айсорами. Он, увидев существующую еще и ныне церковь, одиноко стоявшую в лесу, водворился здесь и, обосновавшись прочно, повел борьбу против господствовавших здесь езидов.
Мелику Ширин-шаху наследовал мелик Ману. В его время курды артушского племени напали на селение Хан и на живущих в его окрестностях езидов, убили многих из них и, выселив оттуда остальных, завладели принадлежащими им землями.
Затем они принялись убивать и айсоров, недавно водворившихся в этих местах. Мелик Ману оказал сопротивление и тем сохранил свой народ.
Мелику Ману наследовал мелик Ораган, который, соединившись с военачальником Джуламерка Мир-Матеном, напал на бадинских курдов близ Мосула, победив и разграбив их; затем, совместно с тем же военачальником, он совершил нападение на бардасорских курдов Персии и также погубил и разграбил многих из них.
Мелику Орагану наследовал мелик Лачин, который отразил нападение начальника чальских курдов Мирза-аги и разбил его на реке Заб. Ему наследовал мелик Дин-хан, который с войском в 3000 человек напал на артушских курдов, одержал победу
и взял богатую добычу.
Его наследник Лачин следовал в своей деятельности примеру Дин-хана и также производил нападения на курдов артушского племени. Ему наследовал мелик Георгий, который еще жив. Следуя примеру своих предшественников, он неоднократно нападал на курдов артушского племени и угонял у них огромные стада рогатого скота. Ободренный своими победами, он напал даже на орамарского главаря — Сюти-агу, угнавшего у айсоров 2000 голов овец, и в свою очередь угнал у курдов почти столько же овец.
Фамилия здешних меликов ныне разделена на 5 отдельных семейств, почти равных друг другу по влиянию. Так установлено, чтобы власть мелика не переходила по наследству, а чтобы в три года раз поочередно выбирались в мелики наиболее достойные члены из этих пяти семейств [5].
Выходцы из племени Тхума в России.
Выходцев из аширетного меликства Тхума (тхумная) в Москве было очень мало, считаные семьи. Большая их часть проживала на Пресне, вместе с джильвая, а одна семья по непонятной причине поселилась рядом с одной из колоний куная, на Большой Никитской улице (в советское время — улица Герцена). Возможно, в 1920-х годах тхумная в Москве было гораздо больше, но никакой информацией на эту тему мы не располагаем. Тхумная Москвы, а также Тулы происходили из селения Мазря (мазерная). Это село мы находим у Маевского — в нем показаны 100 домов. Термен именует его Мазраа и насчитывает в нем уже 110 домов [6].
Примечания:
1. Подробнее здесь: http://serg-slavorum.livejournal.com/2215164.html
2. Термен Р. И. Отчет о поездке в санджак Хеккиари Ванского вилайета в 1906 году. Тифлис, 1910. С. 40.
3. О святом Шаллите: http://serg-slavorum.livejournal.com/1814437.html
4. Атур – это альтернативное название города Мосула (он же – древняя Ниневия).
5. Лалаян Е. А. Айсоры ванского вилайета. Тифлис, 1914 С. 20 – 21.
6. Сергей Михайлов, Вячеслав Фарис. Ассирийцы на новой родине. Русский выбор. Москва. Археодоксiя. 2015. С. 69 – 70.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]