"Теремок", Николай Рерих и вклад в мировую культуру.
---
1) "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит".
— Рерих Н. К. Об искусстве
2) К одноимённому селу Талашкино в 12 км от Смоленска добраться очень легко на маршрутке, постоянно туда курсируют, единственное только, что конечная остановка только в самом населённом пункте, а до усадьбы княгини Марии Тенишевой надо ещё 2 км пешком пройти, если ты не на машине.
Само село.
3) Соседство с известной достопримечательностью оказывает влияние на художественное оформление местного кафе.
4)
5)
6) Местный дом культуры.
7) Спортзал правее ДК.
8) Скульптура на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в 1941—1943 гг.
9)
10)
11)
12) Дорога здесь напомнила "последних солдат Вермахта" в Калининградской области.
13) Само место ещё в XVII веке было пожаловано королём Речи Посполитой Сигизмундом III влиятельному польскому роду Шупинским. В 1893 году имение с землями стало собственностью княгини, художника, мецената и общественного деятеля Марии Тенишевой. Вплоть до революции 1917 года Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым (где в своём время собирались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, позже там сформировался мамонтовский кружок - объединение российских интеллектуалов во время принадлежности усадьбы Савве Мамонтову, куда входили художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Виктор Серов, Илья Репин, Исаак Левитан). Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, скульптор Павел Трубецкой, композитор Игорь Стравинский.
14) В 1893 году Мария Тенишева приобрела имение, однако управление делами было оставлено в руках прежней хозяйки, подруги детства княгини Екатерины Святополк-Четвертинской (она же потомок польского рода Шупинских). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
На фото - бывшая сельскохозяйственная школа по подготовке фермеров в рамках проведения реформы Петра Столыпина.
15) В XIX-начале XX века Талашкино было своеобразной Меккой для деятелей искусства. Меценат М.К. Тенишева собрала в своей усадьбе обширную коллекцию предметов русского народного творчества и превратила «неорусский стиль» в одно из самых модных течений.
«Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.
16)
17)
18)
19)
20)
21) Облик теремка.
В 1903 году художник Николай Рерих, совершая художественные поездки по древним городам, прибыл в Смоленск, после заехал в Талашкино, где и познакомился с княгиней Марией Тенишевой. Художественные и философские искания Рериха в те годы были связаны с мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, способном преобразить их жизнь. В Талашкине художник увидел «начало храма новой жизни», он увидел, что здесь понимали всё глубинное значение красоты и «как бы насыщали ею каждую пору жизни, всякий уголок быта». Отныне Рерих становится близким другом княгини, часто приезжает сюда, один или с семьёй.
«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — всё дышало жизнью... Общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи... похоже было скорее на Италию времён Ренессанса.
22) Заслуживает внимание церковь Сошествия Святого Духа в стиле модерн 1900-1905 гг. постройки работы архитектора Сергея Малютина (кстати, он же автор первой русской матрёшки) с фресками Николая Рериха.
Фото не моё, к сожалению, во время поездки туда в 2017 году весь храм был закрыт строительными лесами. Во время моего самого первого туда приезда в 2005 году во время Олимпиады школьников по истории в Смоленске, храм вообще был заброшен.
Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
Хотя церковь Святого Духа в Смоленской области построена в лучших традициях русского зодчества, само здание напоминает древнюю пирамиду, русский шатер и, одновременно, буддийскую пагоду. Храм, лишенный русских православных канонов, получился необычным и очень выразительным. Три ряда кокошников и маленькая главка, а также уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма сделали её очень красивой и нарядной. Изучивший в полной мере старинное искусство икон и стенной росписи всех времен, Рерих во фронтальной мозаике изобразил суровый Лик в огненном кольце беспредельности, следящий огромными глазами за входящими в храм. Слева внизу изображен Святой Сергий, как промежуточное звено между Иисусом и человеком.
Существует мнение, что храм долго не освящали из-за разногласий с православной Церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.
23) Я пролез внутрь лесов (никого из рабочих не было) и поснимал некоторые фрагменты мозаик Николая Рериха.
24)
25) Мозаичная внутренняя поверхность входной арки.
26)
— Рерих Н. К. Об искусстве
2) К одноимённому селу Талашкино в 12 км от Смоленска добраться очень легко на маршрутке, постоянно туда курсируют, единственное только, что конечная остановка только в самом населённом пункте, а до усадьбы княгини Марии Тенишевой надо ещё 2 км пешком пройти, если ты не на машине.
Само село.
3) Соседство с известной достопримечательностью оказывает влияние на художественное оформление местного кафе.
4)
5)
6) Местный дом культуры.
7) Спортзал правее ДК.
8) Скульптура на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в 1941—1943 гг.
9)
10)
11)
12) Дорога здесь напомнила "последних солдат Вермахта" в Калининградской области.
13) Само место ещё в XVII веке было пожаловано королём Речи Посполитой Сигизмундом III влиятельному польскому роду Шупинским. В 1893 году имение с землями стало собственностью княгини, художника, мецената и общественного деятеля Марии Тенишевой. Вплоть до революции 1917 года Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым (где в своём время собирались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, позже там сформировался мамонтовский кружок - объединение российских интеллектуалов во время принадлежности усадьбы Савве Мамонтову, куда входили художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Виктор Серов, Илья Репин, Исаак Левитан). Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, скульптор Павел Трубецкой, композитор Игорь Стравинский.
14) В 1893 году Мария Тенишева приобрела имение, однако управление делами было оставлено в руках прежней хозяйки, подруги детства княгини Екатерины Святополк-Четвертинской (она же потомок польского рода Шупинских). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
На фото - бывшая сельскохозяйственная школа по подготовке фермеров в рамках проведения реформы Петра Столыпина.
15) В XIX-начале XX века Талашкино было своеобразной Меккой для деятелей искусства. Меценат М.К. Тенишева собрала в своей усадьбе обширную коллекцию предметов русского народного творчества и превратила «неорусский стиль» в одно из самых модных течений.
«Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.
16)
17)
18)
19)
20)
21) Облик теремка.
В 1903 году художник Николай Рерих, совершая художественные поездки по древним городам, прибыл в Смоленск, после заехал в Талашкино, где и познакомился с княгиней Марией Тенишевой. Художественные и философские искания Рериха в те годы были связаны с мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, способном преобразить их жизнь. В Талашкине художник увидел «начало храма новой жизни», он увидел, что здесь понимали всё глубинное значение красоты и «как бы насыщали ею каждую пору жизни, всякий уголок быта». Отныне Рерих становится близким другом княгини, часто приезжает сюда, один или с семьёй.
«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — всё дышало жизнью... Общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи... похоже было скорее на Италию времён Ренессанса.
22) Заслуживает внимание церковь Сошествия Святого Духа в стиле модерн 1900-1905 гг. постройки работы архитектора Сергея Малютина (кстати, он же автор первой русской матрёшки) с фресками Николая Рериха.
Фото не моё, к сожалению, во время поездки туда в 2017 году весь храм был закрыт строительными лесами. Во время моего самого первого туда приезда в 2005 году во время Олимпиады школьников по истории в Смоленске, храм вообще был заброшен.
Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
Хотя церковь Святого Духа в Смоленской области построена в лучших традициях русского зодчества, само здание напоминает древнюю пирамиду, русский шатер и, одновременно, буддийскую пагоду. Храм, лишенный русских православных канонов, получился необычным и очень выразительным. Три ряда кокошников и маленькая главка, а также уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма сделали её очень красивой и нарядной. Изучивший в полной мере старинное искусство икон и стенной росписи всех времен, Рерих во фронтальной мозаике изобразил суровый Лик в огненном кольце беспредельности, следящий огромными глазами за входящими в храм. Слева внизу изображен Святой Сергий, как промежуточное звено между Иисусом и человеком.
Существует мнение, что храм долго не освящали из-за разногласий с православной Церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.
23) Я пролез внутрь лесов (никого из рабочих не было) и поснимал некоторые фрагменты мозаик Николая Рериха.
24)
25) Мозаичная внутренняя поверхность входной арки.
26)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]