Интернет: чего не будет
---
Правительство направило в Госдуму отзыв на пакет поправок к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поддержав запрет технологий обхода блокировок и отказавшись смягчать контроль над блогерами.
Как отмечается в подписанном главой аппарата правительства Сергеем Приходько документе, кабмин поддерживает законопроект "при условии его доработки". Характеризуя проект в части запрета технологий обхода блокировок, в кабмине отметили, что он недостаточно подробно проработан, к примеру, не описаны последствия ситуации, "при которой провайдер хостинга не предоставляет исполнительной власти данные о владельце информационного ресурса". Кроме того, не указано, какое финансирование потребуется на реализацию предлагаемых норм. Точнее, в пояснительной записке к документу говорится, что это не потребует дополнительных расходов, но, как отметили в правительстве, поправки предполагают создание некой системы со списком ресурсов, доступ к которым ограничен, а это "требует определения объёмов и источников их финансирования", о чём авторы поправок умолчали.
Вместе с тем правительство отказалось поддержать предложение об отмене так называемой "блогерской" статьи. Это статья 10.2 об "особенностях распространения блогером общедоступной информации", введённая в закон в 2014 году в рамках принятия антитеррористического пакета поправок в законодательство. В соответствии с ней популярные блогеры, обладающие большой аудиторией, получили ряд обязанностей, присущих СМИ, но при этом не получили соответствующих прав. Предложение об отмене этой нормы в правительстве назвали нецелесообразным, т.к. с помощью распространяемой блогерами информации "формируется общественное мнение, может осуществляться фальсификация общественно значимых сведений, а также дестабилизация обстановки в стране". Исходя из этого эксперты правительства пришли к выводу: "Правовое регулирование в указанной сфере необходимо в целях защиты интересов граждан."
Представители интернет-индустрии достаточно критически отзываются об этом законопроекте. Так, в "Яндексе" заявляют, что считают эти поправки "избыточной мерой". Дело в том, что согласно законопроекту поисковые системы должны в течение 30 дней подать заявку на подключение к реестру заблокированных сайтов и после подключения перестать выдавать по запросам пользователей ссылки на эти сайты. За нарушение, т.е. выдачу ссылок, грозит штраф (5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч для должностных лиц и 500-700 тысяч для юридических лиц). В компании поясняют: "Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом." В Mail.ru Group вообще отказываются обсуждать этот документ.
Напомним, пакет поправок был внесён в Госдуму 8 июня и принят в первом чтении 23 июня. Приём поправок и замечаний ко второму чтению должен был завершиться более недели назад, 2 июля. Как заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Леонид Левин, на данный момент доработка поправок продолжается и есть вероятность, что пакет примут ещё до конца сессии, т.е. до 21 июля — именно на эту дату запланировано последнее пленарное заседание нижней палаты: "Нам бы хотелось завершить работу над этим пакетом законопроектов до конца весенней сессии, если мы найдём компромисс между индустрией, замечаниями госорганов и экспертного сообщества."
Блогер, создатель проекта "Школа блогера" Михаил Койнов (Белгород) считает позицию правительства по отношению к блогерам оправданной, а запрет обхода бокировок называет пустой тратой денег: "Возможно, моё мнение покажется странным, идущим не в общем ключе с блогерским сообществом, но я считаю, что регулирование должно быть, потому что блоги стали такими же равноправными источниками информации, как и традиционные СМИ, и у многих блогеров аудитория практически такая же, как у СМИ. <...> Если СМИ несли законодательную ответственность, то в блогосфере такого раньше не было. В этой связи должны быть инструменты регулирования их деятельности. В то же время мы зачастую сталкиваемся с тем, что при разработке законопроектов власти подходят к решению вопросов контроля слишком категорично. К сожалению, у нас любое регулирование сводится сразу к запретам. <...> Если не будет диалога и понимания позиции блогеров, то положительного результата и конструктивного решения вопроса не будет.
Блокировки анонимайзеров повлекут за собой большие затраты, потому что они будут неэффективными, так как технологии быстро развиваются, и возможностей обходить блокировки гораздо больше, чем возможностей их придумывать. Это будет пустая трата денег, это будет большой публичный резонанс, но не эффективный результат."
Блогер, член Общественной палаты Свердловской области, журналист ИА "Уральский меридиан" Александр Аникин отмечает, что и без этих поправок в законодательстве достаточно норм, с помощью которых можно контролировать блогеров: "Как любой гражданин, блогер подпадает под действие Гражданского кодекса и несёт ответственность за распространение лживой и порочащей людей информацию, за разжигание национальной розни и прочее. В принципе действующее законодательство уже зарегулировало вопросы, связанные с распространением информации частными лицами. Если мы говорим о дополнительном регулировании блогеров как людей, которые сознательно эту информацию распространяют, то, я думаю, такой законопроект не нужен. <...>
Реестр Роскомнадзора предполагает внесение сайтов и определённых СМИ в определённый перечень с целью контроля. <...> Внесение в ещё один перечень излишне, потому что это утяжеляет весь процесс и влечёт за собой расходы, которые в принципе неоправданны."
Эксперт Агентства политического маркетинга и сетевых коммуникаций, политтехнолог Ратибор Пересветов считает, что в дальнейшем государство станет ещё больше контролировать интернет: "Ограничение свободы слова наблюдается не только в России, но и в США, и в Европе. Мы знаем, насколько жёсткие практики регулирования информационной среды в Китае, поэтому в России в следующие годы и десятилетия будет развиваться тенденция к ограничению свободы слова в интернете. <...> В ближайшее время мы увидим практику, когда все пользователи интернета будут максимально идентифицированы. Соответственно я вижу здесь, с одной стороны, попытку защититься от враждебных влияний, когда Россия пытается обезопасить себя от вторжения в своё информационное пространство внешних сил, но, с другой стороны, я наблюдаю некий интеллектуальный, технологический и концептуальный застой. <...> Выступление власти против освобождения блогеров от ответственности за распространение информации — это следствие лобовой атаки властей на политические силы. Со стороны власти гораздо умнее было бы сформировать экспертное сообщество, которое бы смогло организовать грамотную работу с микротаргетингом и с донесением нужных мессенджей. К сожалению, помимо этого закона о блогерах вскоре мы ещё увидим различные ограничения."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Как отмечается в подписанном главой аппарата правительства Сергеем Приходько документе, кабмин поддерживает законопроект "при условии его доработки". Характеризуя проект в части запрета технологий обхода блокировок, в кабмине отметили, что он недостаточно подробно проработан, к примеру, не описаны последствия ситуации, "при которой провайдер хостинга не предоставляет исполнительной власти данные о владельце информационного ресурса". Кроме того, не указано, какое финансирование потребуется на реализацию предлагаемых норм. Точнее, в пояснительной записке к документу говорится, что это не потребует дополнительных расходов, но, как отметили в правительстве, поправки предполагают создание некой системы со списком ресурсов, доступ к которым ограничен, а это "требует определения объёмов и источников их финансирования", о чём авторы поправок умолчали.
Вместе с тем правительство отказалось поддержать предложение об отмене так называемой "блогерской" статьи. Это статья 10.2 об "особенностях распространения блогером общедоступной информации", введённая в закон в 2014 году в рамках принятия антитеррористического пакета поправок в законодательство. В соответствии с ней популярные блогеры, обладающие большой аудиторией, получили ряд обязанностей, присущих СМИ, но при этом не получили соответствующих прав. Предложение об отмене этой нормы в правительстве назвали нецелесообразным, т.к. с помощью распространяемой блогерами информации "формируется общественное мнение, может осуществляться фальсификация общественно значимых сведений, а также дестабилизация обстановки в стране". Исходя из этого эксперты правительства пришли к выводу: "Правовое регулирование в указанной сфере необходимо в целях защиты интересов граждан."
Представители интернет-индустрии достаточно критически отзываются об этом законопроекте. Так, в "Яндексе" заявляют, что считают эти поправки "избыточной мерой". Дело в том, что согласно законопроекту поисковые системы должны в течение 30 дней подать заявку на подключение к реестру заблокированных сайтов и после подключения перестать выдавать по запросам пользователей ссылки на эти сайты. За нарушение, т.е. выдачу ссылок, грозит штраф (5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч для должностных лиц и 500-700 тысяч для юридических лиц). В компании поясняют: "Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом." В Mail.ru Group вообще отказываются обсуждать этот документ.
Напомним, пакет поправок был внесён в Госдуму 8 июня и принят в первом чтении 23 июня. Приём поправок и замечаний ко второму чтению должен был завершиться более недели назад, 2 июля. Как заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Леонид Левин, на данный момент доработка поправок продолжается и есть вероятность, что пакет примут ещё до конца сессии, т.е. до 21 июля — именно на эту дату запланировано последнее пленарное заседание нижней палаты: "Нам бы хотелось завершить работу над этим пакетом законопроектов до конца весенней сессии, если мы найдём компромисс между индустрией, замечаниями госорганов и экспертного сообщества."
Блогер, создатель проекта "Школа блогера" Михаил Койнов (Белгород) считает позицию правительства по отношению к блогерам оправданной, а запрет обхода бокировок называет пустой тратой денег: "Возможно, моё мнение покажется странным, идущим не в общем ключе с блогерским сообществом, но я считаю, что регулирование должно быть, потому что блоги стали такими же равноправными источниками информации, как и традиционные СМИ, и у многих блогеров аудитория практически такая же, как у СМИ. <...> Если СМИ несли законодательную ответственность, то в блогосфере такого раньше не было. В этой связи должны быть инструменты регулирования их деятельности. В то же время мы зачастую сталкиваемся с тем, что при разработке законопроектов власти подходят к решению вопросов контроля слишком категорично. К сожалению, у нас любое регулирование сводится сразу к запретам. <...> Если не будет диалога и понимания позиции блогеров, то положительного результата и конструктивного решения вопроса не будет.
Блокировки анонимайзеров повлекут за собой большие затраты, потому что они будут неэффективными, так как технологии быстро развиваются, и возможностей обходить блокировки гораздо больше, чем возможностей их придумывать. Это будет пустая трата денег, это будет большой публичный резонанс, но не эффективный результат."
Блогер, член Общественной палаты Свердловской области, журналист ИА "Уральский меридиан" Александр Аникин отмечает, что и без этих поправок в законодательстве достаточно норм, с помощью которых можно контролировать блогеров: "Как любой гражданин, блогер подпадает под действие Гражданского кодекса и несёт ответственность за распространение лживой и порочащей людей информацию, за разжигание национальной розни и прочее. В принципе действующее законодательство уже зарегулировало вопросы, связанные с распространением информации частными лицами. Если мы говорим о дополнительном регулировании блогеров как людей, которые сознательно эту информацию распространяют, то, я думаю, такой законопроект не нужен. <...>
Реестр Роскомнадзора предполагает внесение сайтов и определённых СМИ в определённый перечень с целью контроля. <...> Внесение в ещё один перечень излишне, потому что это утяжеляет весь процесс и влечёт за собой расходы, которые в принципе неоправданны."
Эксперт Агентства политического маркетинга и сетевых коммуникаций, политтехнолог Ратибор Пересветов считает, что в дальнейшем государство станет ещё больше контролировать интернет: "Ограничение свободы слова наблюдается не только в России, но и в США, и в Европе. Мы знаем, насколько жёсткие практики регулирования информационной среды в Китае, поэтому в России в следующие годы и десятилетия будет развиваться тенденция к ограничению свободы слова в интернете. <...> В ближайшее время мы увидим практику, когда все пользователи интернета будут максимально идентифицированы. Соответственно я вижу здесь, с одной стороны, попытку защититься от враждебных влияний, когда Россия пытается обезопасить себя от вторжения в своё информационное пространство внешних сил, но, с другой стороны, я наблюдаю некий интеллектуальный, технологический и концептуальный застой. <...> Выступление власти против освобождения блогеров от ответственности за распространение информации — это следствие лобовой атаки властей на политические силы. Со стороны власти гораздо умнее было бы сформировать экспертное сообщество, которое бы смогло организовать грамотную работу с микротаргетингом и с донесением нужных мессенджей. К сожалению, помимо этого закона о блогерах вскоре мы ещё увидим различные ограничения."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]