Братья по крови. Что происходит с донорством костного мозга в России
---
Донорство костного мозга — подчас единственный способ спасти больного от рака крови. По данным Минздрава РФ, в таком лечении ежегодно нуждается свыше 5 тыс. россиян (4214 взрослых и 900 детей). Но по оценкам независимых экспертов, реальная потребность — как минимум вдвое выше.
unsplash.com
О состоянии донорства костного мозга в России, проблемах и надеждах, с ним связанных, aif.ru рассказала генеральный директор благотворительного фонда «Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова», координатор проекта «Русфонд. Регистр» Анна Андрюшкина.
«Во всех донорских базах страны сегодня состоит до 190 тыс. добровольцев. Это катастрофически мало, — с сожалением констатирует Анна Андрюшкина. — Для сравнения: в Германии с населением 84 млн граждан зарегистрировано почти 10 млн потенциальных доноров. А, к примеру, в регистре Израиля состоит каждый десятый житель государства».
«Я дарю тебе новую жизнь»
Трансплантацию костного мозга (ТКМ) применяют при онкогематологических заболеваниях и тяжелых нарушениях в системе кроветворения, при которых костный мозг не вырабатывает достаточного количества здоровых клеток крови, вследствие чего организм не может функционировать нормально. Тогда пересадка клеток чужого, здорового костного мозга становится единственной возможностью для больного жить дальше. Эта процедура проводится в тех случаях, когда медикаментозное лечение и химиотерапия уже не помогают, а пересадка собственных клеток (аутологичная ТКМ) — невозможна. Донором пациенту может быть и кровный родственник, но, оказывается, даже самые близкие люди не всегда совместимы по крови. Каждый человек наследует гены HLA наполовину от матери, наполовину от отца, поэтому даже у родных брата и сестры вероятность совпасть по HLA-генотипу (цифровому показателю генов, отвечающему за тканевую совместимость) составляет всего 25%.
Поэтому часто приходится искать совместимого донора по всей стране, а подчас и по всему миру. Поиск ведется в регистрах доноров костного мозга.
Вероятность отыскать подходящего донора составляет 1:10 000. Дело это очень долгое, сложное и недешевое. «В большинстве случаев закупать донорский костный мозг приходится за рубежом, это минимум в три раза дороже, чем в России, — говорит Анна Андрюшкина. — Но для многих наших соотечественников совместимых доноров не находят и в иностранных регистрах, поскольку Россия — многонациональная страна с редкими генотипами. Поэтому так важно как можно скорее наращивать отечественную базу доноров. Это вопрос жизни для тысяч людей».
Ситуация должна поменяться!
Пять лет назад Русфонд учредил некоммерческий Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Сегодня в нем хранятся данные свыше 70,3 тыс. потенциальных доноров. Это крупнейшая донорская база страны, но этого количества крайне мало.
До сих пор развитию донорства костного мозга в России мешали нехватка финансирования, а также отсутствие законодательной базы и общих регламентов для работы учреждений, создающих свои донорские базы. Но 1 сентября этого года вступил в силу 129-ФЗ, в котором, в частности, говорится о создании Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, где прописаны правовые и финансовые аспекты донорства.
«Создавать Федеральный регистр поручено ФМБА России. Пока сложно судить о том, как он будет работать и как изменится ситуация с развитием донорства костного мозга. Мы надеемся, что в результате всем участникам этого процесса, в том числе и НКО-регистрам, будут гарантированы равные возможности, в том числе финансирование. Только так мы сможем сохранить то, что уже сделано, и ускорить развитие донорства костного мозга в стране», — говорит наш эксперт.
Регистр должен будет не только подбирать больному подходящего донора, но и привлекать добровольцев, прошедших HLA-типирование (исследование генов тканевой совместимости) и подтвердивших свою готовность при необходимости поделиться своими стволовыми клетками с человеком, которому нужна пересадка.
Здоровье донора в приоритете!
Потенциальным донором костного мозга может стать любой человек, вступить в Национальный РДКМ может только здоровый человек от 18 до 45 лет, который весит больше 50 кг. Пол значения не имеет. У донора не должно быть гепатита, малярии, туберкулеза, ВИЧ, злокачественных заболеваний и психических расстройств.
Первый этап такого решения состоит в том, чтобы сдать образец крови или буккальный эпителий (мазок с внутренней стороны щеки) на типирование клеток. Это можно сделать, в частности, в любом медицинском офисе или клинике CMD ЦНИИ эпидемиологии. Специалисты проведут HLA-типирование, результаты занесут в Информационную систему, предназначенную для поиска. Если однажды эти данные совпадут с данными человека, нуждающегося в ТКМ, с потенциальным донором свяжется сотрудник регистра.
Кстати, в любой момент донор имеет право передумать, но если к моменту, когда его биоматериал понадобится пациенту, желание стать донором остается в силе, то регистр организует клинико-лабораторное обследование донора и подтверждающее типирование. А затем, если все в порядке, донора вызовут в центр заготовки клеток на консультацию, профильное обследование и донацию (забор клеток). В Национальном РДКМ в среднем это занимает 3,5 недели. Только убедившись, что донор здоров, врач-трансфузиолог допустит его до процедуры донации. Ведь здоровье донора прежде всего!
Как подбирают донора
Поиск подходящего донора ведется с помощью сравнения результатов HLA-типирования больного с результатами HLA-типирования потенциальных доноров.
Наша иммунная система использует особые белковые структуры (HLA-антигены), расположенные на поверхности клеток, чтобы определить, какие клетки — свои, а какие — чужие. Но иммунитет можно обмануть, если у донора костного мозга и реципиента будет полное совпадение по системе HLA. Это снижает риск иммунологического конфликта между своими и чужими клетками.
Если в семье нет совместимого донора, его ищут в регистрах, через информационную поисковую систему. Среднее время подбора донора в Национальном регистре занимает 2,5 недели. Когда потенциально совместимый донор будет найден в системе, он должен будет дать свое информированное согласие на сдачу клеток, пройти медицинское обследование, позволяющее оценить его здоровье и возможность стать донором. Затем проводится повторное, подтверждающее HLA-типирование, прежде чем врач-гематолог подаст официальный запрос на заготовку стволовых клеток. В это время пациент проходит медицинское обследование перед трансплантацией. Врач-гематолог готовит его, чтобы максимально снизить риск развития осложнений после трансплантации.
Будут сверлить кости?
Мифов вокруг донорства костного мозга — масса. Самый главный из них связан с тем, что костный мозг часто путают со спинным, а сдача материала ассоциируется с введением иглы в позвоночник. Еще говорят, что после этой процедуры человек будет страдать от болей в спине всю оставшуюся жизнь. И, наконец, многие опасаются, что отдав часть своего костного мозга, им самим его будет недоставать, и на этом фоне могут возникнуть рак крови или какой-то другой онкологический диагноз.
Конечно, все эти страхи надуманные. ТКМ — процедура, которая проводится во всем мире уже много лет. И нет ни одного факта, который бы мог подтвердить такие опасения.
Что касается самой процедуры донации, то и она на самом деле выглядит совсем не так кровожадно. В 70% случаев материал можно взять из венозной крови, общий наркоз при этом не нужен. Донор в течение 4-5 дней до забора трансплантата принимает лекарства, стимулирующие выработку клеток крови и способствующие поступлению в периферическую кровь стволовых клеток из костного мозга. А затем приходит на сдачу. Однако процедура донации, конечно, отличается от простой сдачи крови для анализа. Она длится в течение 4-5 часов. Кровь донора проходит через специальный аппарат, который отделяет необходимое количество стволовых клеток от остальной крови. Те собираются и для будущего использования при трансплантации. Оставшаяся кровь возвращается в тело донора.
Эта процедура называется аферез. Донор при этом в сознании, может, например, в это время смотреть кино.
В 30% случаев биоматериал добывают из плоской губчатой кости донора с помощью пункции. Эта процедура уже проводится под общим наркозом, и, конечно, только в стационаре. Длится она около 40 минут.
Каким бы способом ни сдавались клетки, организм донора и состав его крови от этого ни в коем случае не пострадает, в течение трех недель он полностью восстановится.
unsplash.com
О состоянии донорства костного мозга в России, проблемах и надеждах, с ним связанных, aif.ru рассказала генеральный директор благотворительного фонда «Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова», координатор проекта «Русфонд. Регистр» Анна Андрюшкина.
«Во всех донорских базах страны сегодня состоит до 190 тыс. добровольцев. Это катастрофически мало, — с сожалением констатирует Анна Андрюшкина. — Для сравнения: в Германии с населением 84 млн граждан зарегистрировано почти 10 млн потенциальных доноров. А, к примеру, в регистре Израиля состоит каждый десятый житель государства».
«Я дарю тебе новую жизнь»
Трансплантацию костного мозга (ТКМ) применяют при онкогематологических заболеваниях и тяжелых нарушениях в системе кроветворения, при которых костный мозг не вырабатывает достаточного количества здоровых клеток крови, вследствие чего организм не может функционировать нормально. Тогда пересадка клеток чужого, здорового костного мозга становится единственной возможностью для больного жить дальше. Эта процедура проводится в тех случаях, когда медикаментозное лечение и химиотерапия уже не помогают, а пересадка собственных клеток (аутологичная ТКМ) — невозможна. Донором пациенту может быть и кровный родственник, но, оказывается, даже самые близкие люди не всегда совместимы по крови. Каждый человек наследует гены HLA наполовину от матери, наполовину от отца, поэтому даже у родных брата и сестры вероятность совпасть по HLA-генотипу (цифровому показателю генов, отвечающему за тканевую совместимость) составляет всего 25%.
Поэтому часто приходится искать совместимого донора по всей стране, а подчас и по всему миру. Поиск ведется в регистрах доноров костного мозга.
Вероятность отыскать подходящего донора составляет 1:10 000. Дело это очень долгое, сложное и недешевое. «В большинстве случаев закупать донорский костный мозг приходится за рубежом, это минимум в три раза дороже, чем в России, — говорит Анна Андрюшкина. — Но для многих наших соотечественников совместимых доноров не находят и в иностранных регистрах, поскольку Россия — многонациональная страна с редкими генотипами. Поэтому так важно как можно скорее наращивать отечественную базу доноров. Это вопрос жизни для тысяч людей».
Ситуация должна поменяться!
Пять лет назад Русфонд учредил некоммерческий Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Сегодня в нем хранятся данные свыше 70,3 тыс. потенциальных доноров. Это крупнейшая донорская база страны, но этого количества крайне мало.
До сих пор развитию донорства костного мозга в России мешали нехватка финансирования, а также отсутствие законодательной базы и общих регламентов для работы учреждений, создающих свои донорские базы. Но 1 сентября этого года вступил в силу 129-ФЗ, в котором, в частности, говорится о создании Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, где прописаны правовые и финансовые аспекты донорства.
«Создавать Федеральный регистр поручено ФМБА России. Пока сложно судить о том, как он будет работать и как изменится ситуация с развитием донорства костного мозга. Мы надеемся, что в результате всем участникам этого процесса, в том числе и НКО-регистрам, будут гарантированы равные возможности, в том числе финансирование. Только так мы сможем сохранить то, что уже сделано, и ускорить развитие донорства костного мозга в стране», — говорит наш эксперт.
Регистр должен будет не только подбирать больному подходящего донора, но и привлекать добровольцев, прошедших HLA-типирование (исследование генов тканевой совместимости) и подтвердивших свою готовность при необходимости поделиться своими стволовыми клетками с человеком, которому нужна пересадка.
Здоровье донора в приоритете!
Потенциальным донором костного мозга может стать любой человек, вступить в Национальный РДКМ может только здоровый человек от 18 до 45 лет, который весит больше 50 кг. Пол значения не имеет. У донора не должно быть гепатита, малярии, туберкулеза, ВИЧ, злокачественных заболеваний и психических расстройств.
Первый этап такого решения состоит в том, чтобы сдать образец крови или буккальный эпителий (мазок с внутренней стороны щеки) на типирование клеток. Это можно сделать, в частности, в любом медицинском офисе или клинике CMD ЦНИИ эпидемиологии. Специалисты проведут HLA-типирование, результаты занесут в Информационную систему, предназначенную для поиска. Если однажды эти данные совпадут с данными человека, нуждающегося в ТКМ, с потенциальным донором свяжется сотрудник регистра.
Кстати, в любой момент донор имеет право передумать, но если к моменту, когда его биоматериал понадобится пациенту, желание стать донором остается в силе, то регистр организует клинико-лабораторное обследование донора и подтверждающее типирование. А затем, если все в порядке, донора вызовут в центр заготовки клеток на консультацию, профильное обследование и донацию (забор клеток). В Национальном РДКМ в среднем это занимает 3,5 недели. Только убедившись, что донор здоров, врач-трансфузиолог допустит его до процедуры донации. Ведь здоровье донора прежде всего!
Как подбирают донора
Поиск подходящего донора ведется с помощью сравнения результатов HLA-типирования больного с результатами HLA-типирования потенциальных доноров.
Наша иммунная система использует особые белковые структуры (HLA-антигены), расположенные на поверхности клеток, чтобы определить, какие клетки — свои, а какие — чужие. Но иммунитет можно обмануть, если у донора костного мозга и реципиента будет полное совпадение по системе HLA. Это снижает риск иммунологического конфликта между своими и чужими клетками.
Если в семье нет совместимого донора, его ищут в регистрах, через информационную поисковую систему. Среднее время подбора донора в Национальном регистре занимает 2,5 недели. Когда потенциально совместимый донор будет найден в системе, он должен будет дать свое информированное согласие на сдачу клеток, пройти медицинское обследование, позволяющее оценить его здоровье и возможность стать донором. Затем проводится повторное, подтверждающее HLA-типирование, прежде чем врач-гематолог подаст официальный запрос на заготовку стволовых клеток. В это время пациент проходит медицинское обследование перед трансплантацией. Врач-гематолог готовит его, чтобы максимально снизить риск развития осложнений после трансплантации.
Будут сверлить кости?
Мифов вокруг донорства костного мозга — масса. Самый главный из них связан с тем, что костный мозг часто путают со спинным, а сдача материала ассоциируется с введением иглы в позвоночник. Еще говорят, что после этой процедуры человек будет страдать от болей в спине всю оставшуюся жизнь. И, наконец, многие опасаются, что отдав часть своего костного мозга, им самим его будет недоставать, и на этом фоне могут возникнуть рак крови или какой-то другой онкологический диагноз.
Конечно, все эти страхи надуманные. ТКМ — процедура, которая проводится во всем мире уже много лет. И нет ни одного факта, который бы мог подтвердить такие опасения.
Что касается самой процедуры донации, то и она на самом деле выглядит совсем не так кровожадно. В 70% случаев материал можно взять из венозной крови, общий наркоз при этом не нужен. Донор в течение 4-5 дней до забора трансплантата принимает лекарства, стимулирующие выработку клеток крови и способствующие поступлению в периферическую кровь стволовых клеток из костного мозга. А затем приходит на сдачу. Однако процедура донации, конечно, отличается от простой сдачи крови для анализа. Она длится в течение 4-5 часов. Кровь донора проходит через специальный аппарат, который отделяет необходимое количество стволовых клеток от остальной крови. Те собираются и для будущего использования при трансплантации. Оставшаяся кровь возвращается в тело донора.
Эта процедура называется аферез. Донор при этом в сознании, может, например, в это время смотреть кино.
В 30% случаев биоматериал добывают из плоской губчатой кости донора с помощью пункции. Эта процедура уже проводится под общим наркозом, и, конечно, только в стационаре. Длится она около 40 минут.
Каким бы способом ни сдавались клетки, организм донора и состав его крови от этого ни в коем случае не пострадает, в течение трех недель он полностью восстановится.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]