Самое секретное место Крыма
---
Оригинал взят у annataliya в Самое секретное место Крыма
Когда мы собирались в Крым, одной из главных целей было побывать в подземной базе подлодок в Балаклаве. О ней Антон узнал несколько лет назад и с тех пор напоминал мне, что хорошо бы ее посетить. Да и родители мои там были. В общем, странно было бы там не побывать!
Балаклава - это часть Севастополя, но довольно отдаленная от центра. Попасть туда можно всего за полчаса на маршрутке из центра города. Есть прямые маршрутки, например, 94-я, но ходят они довольно редко. Поэтому мы добирались с пересадкой на 5-м километре Балаклавского шоссе, где заодно подкрепились вкусными пирожками. :)
Вся Балаклава ютится на узких берегах маленькой Балаклавской бухты, которые со всех сторон переходят в крутые скалы. Уютные небольшие домики курортного вида настраивают на отдых, и в жизни не догадаешься, что здесь находилась одна из самых больших тайн советской атомной программы... Даже обычные жители Севастополя почти 30 лет не подозревали, что находится у них под боком!
2.
3.
Тут надо немного окунуться в историю, с чего все началось. В 40-е годы, когда первые бомбы упали на японские города, нашему командованию, а конкретно - Берии и Сталину, стало понятно: есть реальные шансы, что все крупные города будут уничтожены в случае ядерного конфликта, и надо куда-то прятать стратегическое вооружение оружие возмездия: подлодки, готовые всплыть в любой точке мирового океана и нанести ответный ядерный удар. А так как ни один искусственно построенный ангар не выдержит ядерный взрыв, то вывод был - надо зарываться под землю!
Так появился этот проект, для 50-х годов, думаю, выглядевший как фантастика: прорыть в толще земли канал, через которые могли бы проходить подлодки, отстаиваться и чиниться в безопасности. Прежде такие эпизоды были уделом научной фантастики. Помните, как в романе Жюля Верна "Таинственный остров" неуловимый "Наутилус" последние годы своей жизни стоял в пещере?
4.
В общем, в 1953 году в Балаклаве началась сверхсекретная стройка! Конечно, она была абсолютно секретной, и даже само слово Балаклава исчезло со всех карт. Сначала строили военные, но потом пригласили метростроевцев из многих городов Союза. Все строительство велось самым дорогим для подземных сооружений способом - горным, когда выработки образуются в результате взрывов. Ведь строить приходилось в мраморных породах, а не в какой-нибудь глине или песке.
5.
6.
Весь вырытый из горы Таврос камень специально отвозили в соседние карьеры и маскировали под них отходы. На строительство ушло 10 лет. И действительно, масштаб объекта поражает! Площадь помещений - 15 тыс. квадратных метров. Внутри могли жить 3 тысячи человек в условиях полной автономности в течение 30 дней. К скале пристроен огромный портал, размером с трехэтажный дом, и куда-то глубоко внутрь уходит тоннель...
7.
База относится к Военно-историческому музею фортификационных сооружений, и вход внутрь только в составе экскурсий. Но ждать нам пришлось недолго, по случаю Дня Победы экскурсии шли каждые 15 минут.
Внутри база поражает воображение своими масштабами. Множество больших и маленьких туннелей, многотонные двери... Все это было построено с колоссальным запасом живучести: база была готова выдержать попадание бомбы до 100 килотонн тротилового эквивалента, т.е. во много раз больше чем те, что были сброшены на Японию!
Вот, например, какие огромные двери разделяли части комплекса. Каждая дверка весила по 2,5 тонны, а зазор между дверьми был не более 1-2 мм!
8.
9.
Подлодки проходили через специальный канал длиной 600 метров, где помещались 7-9 подлодок, и могли встать в сухой док (место, где можно было откачать воду и спокойно выполнять ремонт любой части лодки). Длина дока - 102 метра, а глубина - 8 метров. Любопытно, что в целях секретности в те годы объект назывался ГТС - Городская телефонная станция.
10.
11.
12.
О том, какие лодки бывали внутри этой базы, и об истории подводного военного флота в целом, рассказывает большая экспозиция. Кроме того, была отдельна минно-торпедная часть - здесь "купали" торпеды без боеголовок, чтобы проверить их на герметичность.
13.
14.
Но это еще не все.
15.
Было еще одно, самое секретное помещение. Здесь снаряжались ядерные боеголовки для ракет и торпед. На этом объекте работали только офицеры, и все операции делались с тройным контролем, только после предварительной записи в журнал. Поэтому никаких ЧП ни разу не произошло. Сама же загрузка ядерных снарядов в торпеды проводилась снаружи. Только в случае атомной угрозы ее можно было проводить внутри.
Крылатая ракета.
16.
Еще на базе существовало отдельное хранилище для ядерных боезарядов. В нем надо было поддерживать постоянную влажность, и для контроля за ней служил гигрометр. Любопытно, что основной частью этого прибора служил... обезжиренный женский волос, причем желательно - рыжий. Так что, рыженькие, гордитесь - вы нужны, чтобы спасти этот мир! :)
17.
А вот подлодок с атомным двигателем на балаклавской базе никогда не было. Она изначально проектировалась для лодок обычных, работающих на дизельном топливе. Да и нет ядерных подлодок в Черном море.
18.
Последний раз подлодка встала на ремонт в подземный док в 1991 году. А потом, когда Крым стал украинским, ядерные боеприпасы вывезли в Россию, а всю начинку ставших ненужными военных объектов за несколько лет варварски разграбили... Внутри было совершенно сталкеровское место. Лишь в 2003 году здесь был открыт музей. Сейчас, с возвращением Крыма в РФ, теоретически можно было бы снова эксплуатировать этот объект, но проблема в том, что более крупные лодки современных проектов внутрь войти не смогут...
19.
Конечно, можно сказать - вот, столько денег потрачено, а реально объект так и не потребовался... Но на самом деле уже в 40-х годах у США был план бомбардировки конкретных советских городов, который просто регулярно откладывали. Просто американцы быстро поняли, если они начнут бомбить и даже уничтожат все крупные города СССР, к ним обязательно прилетит "ответка" с одной из подлодок, которые дежурили где-то в океане.
20.
21.
...Выйдя из-под земли, мы очутились снова на балаклавской набережной. Но на западной стороне, по сути, кроме базы и смотреть больше не на что, вся жизнь кипит на восточном берегу. Чтобы не обходить по кругу бухту, воспользовались предложением одного из владельцев катеров, и за 50 рублей с человека переправились на тот берег.
22.
23.
24.
Там уже было все для туристов: кафе, магазины, и огромное количество желающих пригласить нас на морскую экскурсию. :) Мы же все это стойко проигнорировали, сначала слазили к развалинам древних башен генуэзской крепости Чембало. Кстати, у Генуи было много крепостей в Крыму в 13-15 веках, так что они тоже одни из тех, кто может заявлять "Крым наш". :)
25.
Виды со смотровой площадки. Красота, правда?
26.
27.
28.
29.
30.
Ну а потом решили посмотреть на море. Прошли на юг мимо стоянки роскошных яхт (когда-то здесь стояли яхты Горбачева и других высших чинов СССР), поднялись по узкой тропке вдоль крутого скалистого берега, и достаточно вышли к горловине бухты. Оо! Какая даль Черного моря открылась перед нами!... Слева до самого мыса Айя тянулись почти отвесные скалы, и где-то внизу волны бились об утесы. А берег украшали яркие красные маки... И самое интересное! Было отлично видно, как плещутся дельфины! Они соревновались с чайками за рыбные косяки. :)
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Ну а потом мы спустились снова к набережной и решили, подражая дельфинам, полакомились местной рыбкой - барабулькой и ставридой, нитки с которыми висели чуть ли не на каждой лодке... Рыбка - просто объедение! И отчалили обратно в Севастополь.
39.
А дальше нас ждал переезд в Алупку.
Когда мы собирались в Крым, одной из главных целей было побывать в подземной базе подлодок в Балаклаве. О ней Антон узнал несколько лет назад и с тех пор напоминал мне, что хорошо бы ее посетить. Да и родители мои там были. В общем, странно было бы там не побывать!
Балаклава - это часть Севастополя, но довольно отдаленная от центра. Попасть туда можно всего за полчаса на маршрутке из центра города. Есть прямые маршрутки, например, 94-я, но ходят они довольно редко. Поэтому мы добирались с пересадкой на 5-м километре Балаклавского шоссе, где заодно подкрепились вкусными пирожками. :)
Вся Балаклава ютится на узких берегах маленькой Балаклавской бухты, которые со всех сторон переходят в крутые скалы. Уютные небольшие домики курортного вида настраивают на отдых, и в жизни не догадаешься, что здесь находилась одна из самых больших тайн советской атомной программы... Даже обычные жители Севастополя почти 30 лет не подозревали, что находится у них под боком!
2.
3.
Тут надо немного окунуться в историю, с чего все началось. В 40-е годы, когда первые бомбы упали на японские города, нашему командованию, а конкретно - Берии и Сталину, стало понятно: есть реальные шансы, что все крупные города будут уничтожены в случае ядерного конфликта, и надо куда-то прятать стратегическое вооружение оружие возмездия: подлодки, готовые всплыть в любой точке мирового океана и нанести ответный ядерный удар. А так как ни один искусственно построенный ангар не выдержит ядерный взрыв, то вывод был - надо зарываться под землю!
Так появился этот проект, для 50-х годов, думаю, выглядевший как фантастика: прорыть в толще земли канал, через которые могли бы проходить подлодки, отстаиваться и чиниться в безопасности. Прежде такие эпизоды были уделом научной фантастики. Помните, как в романе Жюля Верна "Таинственный остров" неуловимый "Наутилус" последние годы своей жизни стоял в пещере?
4.
В общем, в 1953 году в Балаклаве началась сверхсекретная стройка! Конечно, она была абсолютно секретной, и даже само слово Балаклава исчезло со всех карт. Сначала строили военные, но потом пригласили метростроевцев из многих городов Союза. Все строительство велось самым дорогим для подземных сооружений способом - горным, когда выработки образуются в результате взрывов. Ведь строить приходилось в мраморных породах, а не в какой-нибудь глине или песке.
5.
6.
Весь вырытый из горы Таврос камень специально отвозили в соседние карьеры и маскировали под них отходы. На строительство ушло 10 лет. И действительно, масштаб объекта поражает! Площадь помещений - 15 тыс. квадратных метров. Внутри могли жить 3 тысячи человек в условиях полной автономности в течение 30 дней. К скале пристроен огромный портал, размером с трехэтажный дом, и куда-то глубоко внутрь уходит тоннель...
7.
База относится к Военно-историческому музею фортификационных сооружений, и вход внутрь только в составе экскурсий. Но ждать нам пришлось недолго, по случаю Дня Победы экскурсии шли каждые 15 минут.
Внутри база поражает воображение своими масштабами. Множество больших и маленьких туннелей, многотонные двери... Все это было построено с колоссальным запасом живучести: база была готова выдержать попадание бомбы до 100 килотонн тротилового эквивалента, т.е. во много раз больше чем те, что были сброшены на Японию!
Вот, например, какие огромные двери разделяли части комплекса. Каждая дверка весила по 2,5 тонны, а зазор между дверьми был не более 1-2 мм!
8.
9.
Подлодки проходили через специальный канал длиной 600 метров, где помещались 7-9 подлодок, и могли встать в сухой док (место, где можно было откачать воду и спокойно выполнять ремонт любой части лодки). Длина дока - 102 метра, а глубина - 8 метров. Любопытно, что в целях секретности в те годы объект назывался ГТС - Городская телефонная станция.
10.
11.
12.
О том, какие лодки бывали внутри этой базы, и об истории подводного военного флота в целом, рассказывает большая экспозиция. Кроме того, была отдельна минно-торпедная часть - здесь "купали" торпеды без боеголовок, чтобы проверить их на герметичность.
13.
14.
Но это еще не все.
15.
Было еще одно, самое секретное помещение. Здесь снаряжались ядерные боеголовки для ракет и торпед. На этом объекте работали только офицеры, и все операции делались с тройным контролем, только после предварительной записи в журнал. Поэтому никаких ЧП ни разу не произошло. Сама же загрузка ядерных снарядов в торпеды проводилась снаружи. Только в случае атомной угрозы ее можно было проводить внутри.
Крылатая ракета.
16.
Еще на базе существовало отдельное хранилище для ядерных боезарядов. В нем надо было поддерживать постоянную влажность, и для контроля за ней служил гигрометр. Любопытно, что основной частью этого прибора служил... обезжиренный женский волос, причем желательно - рыжий. Так что, рыженькие, гордитесь - вы нужны, чтобы спасти этот мир! :)
17.
А вот подлодок с атомным двигателем на балаклавской базе никогда не было. Она изначально проектировалась для лодок обычных, работающих на дизельном топливе. Да и нет ядерных подлодок в Черном море.
18.
Последний раз подлодка встала на ремонт в подземный док в 1991 году. А потом, когда Крым стал украинским, ядерные боеприпасы вывезли в Россию, а всю начинку ставших ненужными военных объектов за несколько лет варварски разграбили... Внутри было совершенно сталкеровское место. Лишь в 2003 году здесь был открыт музей. Сейчас, с возвращением Крыма в РФ, теоретически можно было бы снова эксплуатировать этот объект, но проблема в том, что более крупные лодки современных проектов внутрь войти не смогут...
19.
Конечно, можно сказать - вот, столько денег потрачено, а реально объект так и не потребовался... Но на самом деле уже в 40-х годах у США был план бомбардировки конкретных советских городов, который просто регулярно откладывали. Просто американцы быстро поняли, если они начнут бомбить и даже уничтожат все крупные города СССР, к ним обязательно прилетит "ответка" с одной из подлодок, которые дежурили где-то в океане.
20.
21.
...Выйдя из-под земли, мы очутились снова на балаклавской набережной. Но на западной стороне, по сути, кроме базы и смотреть больше не на что, вся жизнь кипит на восточном берегу. Чтобы не обходить по кругу бухту, воспользовались предложением одного из владельцев катеров, и за 50 рублей с человека переправились на тот берег.
22.
23.
24.
Там уже было все для туристов: кафе, магазины, и огромное количество желающих пригласить нас на морскую экскурсию. :) Мы же все это стойко проигнорировали, сначала слазили к развалинам древних башен генуэзской крепости Чембало. Кстати, у Генуи было много крепостей в Крыму в 13-15 веках, так что они тоже одни из тех, кто может заявлять "Крым наш". :)
25.
Виды со смотровой площадки. Красота, правда?
26.
27.
28.
29.
30.
Ну а потом решили посмотреть на море. Прошли на юг мимо стоянки роскошных яхт (когда-то здесь стояли яхты Горбачева и других высших чинов СССР), поднялись по узкой тропке вдоль крутого скалистого берега, и достаточно вышли к горловине бухты. Оо! Какая даль Черного моря открылась перед нами!... Слева до самого мыса Айя тянулись почти отвесные скалы, и где-то внизу волны бились об утесы. А берег украшали яркие красные маки... И самое интересное! Было отлично видно, как плещутся дельфины! Они соревновались с чайками за рыбные косяки. :)
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Ну а потом мы спустились снова к набережной и решили, подражая дельфинам, полакомились местной рыбкой - барабулькой и ставридой, нитки с которыми висели чуть ли не на каждой лодке... Рыбка - просто объедение! И отчалили обратно в Севастополь.
39.
А дальше нас ждал переезд в Алупку.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]