Как разговаривать с ребенком, чтобы он слушал
---
В своей повседневной социо терапевтической работе специалисты часто задаются вопросом, как сформировать желаемое поведение у детей? Как выстроить отношения так, чтобы дети не сопротивлялись как пассивному, характеризующемуся полным отказом от контакта, так и активному, начиная с невинно звучащих слов «нет», «немедленно», затем до плача. Если человек хочет сформировать у детей позитивное поведение, ему стоит задуматься.
фото: parents.ru
Действуют ли наказания на детей?
“Как ты себя ведешь? Зачем ты это делаешь? Что делаешь?” Скорее всего, каждому родителю довелось задавать подобные вопросы своим детям. Вышеупомянутые вопросы лежат в основе понимания феномена поведения. Поведение всегда к чему-то, оно всегда чем-то запускается, то есть это своего рода реакция на раздражители. Ребенок, как чрезвычайно мудрый и быстрый ученик, прекрасно помнит, что впечатлило взрослого, а что еще хуже, знает, как вызвать в нем соответствующую реакцию.
Младенцы в основном используют плач, чтобы сообщить о своих потребностях и чувствах . Дети постарше, которые уже умеют говорить, способны объяснить свое плохое настроение. Соответственно, функция поведения остается прежней, но форма меняется.
Часто родители говорят, что никакое наказание не действует. Затем они пытаются приобщить детей к искусству следствия, то есть усилению и наказанию. В области подкрепления стоит цель – повысить желаемое поведение. Хочется, чтобы определенное поведение повторялось чаще в будущем. С другой стороны, задача наказания – уменьшить нежелательное поведение. Однако часто это не дает желаемого эффекта, тогда было ли это наказанием? Ответ – НЕТ! Потому что «наказание» не привело к уменьшению нежелательного поведения. Чтобы наказание было максимально эффективным, оно должно быть естественным следствием. Если взрослый хочет научить ребенка быть пунктуальным, особенно не опаздывать к обеду, он должен искать наиболее естественные последствия опоздания. Стоит ли забирать сотовый телефон, например? Естественным следствием будет то, что ребенок съест холодный обед или вообще не будет его есть.
Мы, взрослые, слишком много говорим
фото: rus.delfi.lv
Часто человек своими комментариями, даже негативным отношением к своим детям (или воспитанникам), только усиливает их поведение, которое очень хотелось бы погасить. Взрослые слишком много говорят, и слова, сказанные детям в момент их эмоционального возбуждения, только усиливают нежелательное поведение. А вот правило номер один: не нужно разговаривать с ребенком, когда он кричит, пинает, использует вульгарную лексику, то есть пытается спровоцировать. И это ему часто удается. Необходимо дать ребенку минутку, помочь ему успокоиться. Затем следует правило номер два: не возвращаться к неправильному, бешеному поведению, постараться не обращать на него внимания, будет время поговорить об этом.
Еще одна золотая мысль социо терапевтической работы: чем больше свободного времени, тем больше нежелательного поведения, поэтому необходимо стараться “оживить” время для наших детей, уделять им внимание в моменты, когда их поведение такое, как мы хотели бы. А вот и очень важный предмет – похвала! Некоторые родители избегают похвалы, полагая, что они могут только навредить ребенку, думая, что похвала возможна за то, что сделано исключительно хорошо. Родители, а также учителя, педагоги гораздо чаще обращают внимание на негативное поведение, которое затрудняет построение позитивных отношений с ребенком. Поэтому, только ругая ребенка, они много внимания уделяют ему. Примером может служить ежедневный упрек ребенка за то, что он не выполняет домашнее задание, но если же он делает это, взрослые не усиливают (хвалят) одобряемое поведение, потому что домашнее задание просто нужно делать.
Так как же должна выглядеть эффективная похвала?
фото: medportal.ru
фото: parents.ru
Действуют ли наказания на детей?
“Как ты себя ведешь? Зачем ты это делаешь? Что делаешь?” Скорее всего, каждому родителю довелось задавать подобные вопросы своим детям. Вышеупомянутые вопросы лежат в основе понимания феномена поведения. Поведение всегда к чему-то, оно всегда чем-то запускается, то есть это своего рода реакция на раздражители. Ребенок, как чрезвычайно мудрый и быстрый ученик, прекрасно помнит, что впечатлило взрослого, а что еще хуже, знает, как вызвать в нем соответствующую реакцию.
Младенцы в основном используют плач, чтобы сообщить о своих потребностях и чувствах . Дети постарше, которые уже умеют говорить, способны объяснить свое плохое настроение. Соответственно, функция поведения остается прежней, но форма меняется.
Часто родители говорят, что никакое наказание не действует. Затем они пытаются приобщить детей к искусству следствия, то есть усилению и наказанию. В области подкрепления стоит цель – повысить желаемое поведение. Хочется, чтобы определенное поведение повторялось чаще в будущем. С другой стороны, задача наказания – уменьшить нежелательное поведение. Однако часто это не дает желаемого эффекта, тогда было ли это наказанием? Ответ – НЕТ! Потому что «наказание» не привело к уменьшению нежелательного поведения. Чтобы наказание было максимально эффективным, оно должно быть естественным следствием. Если взрослый хочет научить ребенка быть пунктуальным, особенно не опаздывать к обеду, он должен искать наиболее естественные последствия опоздания. Стоит ли забирать сотовый телефон, например? Естественным следствием будет то, что ребенок съест холодный обед или вообще не будет его есть.
Мы, взрослые, слишком много говорим
фото: rus.delfi.lv
Часто человек своими комментариями, даже негативным отношением к своим детям (или воспитанникам), только усиливает их поведение, которое очень хотелось бы погасить. Взрослые слишком много говорят, и слова, сказанные детям в момент их эмоционального возбуждения, только усиливают нежелательное поведение. А вот правило номер один: не нужно разговаривать с ребенком, когда он кричит, пинает, использует вульгарную лексику, то есть пытается спровоцировать. И это ему часто удается. Необходимо дать ребенку минутку, помочь ему успокоиться. Затем следует правило номер два: не возвращаться к неправильному, бешеному поведению, постараться не обращать на него внимания, будет время поговорить об этом.
Еще одна золотая мысль социо терапевтической работы: чем больше свободного времени, тем больше нежелательного поведения, поэтому необходимо стараться “оживить” время для наших детей, уделять им внимание в моменты, когда их поведение такое, как мы хотели бы. А вот и очень важный предмет – похвала! Некоторые родители избегают похвалы, полагая, что они могут только навредить ребенку, думая, что похвала возможна за то, что сделано исключительно хорошо. Родители, а также учителя, педагоги гораздо чаще обращают внимание на негативное поведение, которое затрудняет построение позитивных отношений с ребенком. Поэтому, только ругая ребенка, они много внимания уделяют ему. Примером может служить ежедневный упрек ребенка за то, что он не выполняет домашнее задание, но если же он делает это, взрослые не усиливают (хвалят) одобряемое поведение, потому что домашнее задание просто нужно делать.
Так как же должна выглядеть эффективная похвала?
фото: medportal.ru
- Важно, чтобы похвала была достоверной, то есть взрослый должен сам верить в нее!
- Умение быстро оправдать похвалу очень важно, необходимо быть в состоянии ответить на проницательный вопрос ребенка, почему взрослый так думает?
- Следует разделять хвалу и образование. Не нужно хвалить так: «ты был вежлив с сестрой, если бы ты сделал это, то всегда был бы хорошим братом».
- В похвале не надо употреблять слово «но», например: «ты подметал пол, но не помыл его».
- Не надо использовать намеков и иронии, например: «Какой ты молодец! Ты не такой дурачок! ”
Часто, формулируя похвалу, взрослый неосознанно употребляет фразы, трансформируя их в скрытую критику. Важно, чтобы, услышав похвалу, ребенку не стало хуже.
- На этот раз ты хорошо поработал!
- Наконец-то вы выполнили задачу!
- Ты сделал это почти так же хорошо, как и брат!
- Ты наконец-то приступили к работе!
- На этой неделе ты дважды заправлял постель!
- Если хочешь, можешь!
- Ты всегда можете помочь по дому!
- У тебя все хорошо!
- Ты выполнил всю свою домашнюю работу исключительно!
Источник: e-w-e.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]