Жизнь и сказки Деда Панаса
---
Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х годах. Для многих из нас детские сны были веселыми, легкими и красочными именно потому, что перед ними Дед Панас рассказывал свою вечернюю сказку.
История семьи Вексляров
Петр Ефимович родился 10 июня по новому стилю (28 мая по старому) 1911 года в зажиточной еврейской семье в городке Тальное Уманского уезда Черкасской области. В «Краткой исторической справке о городе Тальное» есть версия, что своим названием этот городок обязан немецкому слову tal (долина), которое евреи-ашкенази привезли в те места в 50-х годах XVII века (на идише слово «долина» тоже звучит как «таль»).
Гадюка (1965)
"Хочу верить" (1965)
Настоящая фамилия актера — Вексляр, которую, впрочем, пришлось изменить в 30-40-х годах. У Петра было два брата. Старшего убили в годы Гражданской войны, а младшего — в 1942 году под Сталинградом. Родители были расстреляны фашистами. Потеряв родных, Петр воспитывал дочь младшего брата Аллу. По другим данным, родители будущего актера умерли своей смертью, а брат был только один.
Вий (1967)
Историк Сергей Векслер рассказал, что евреи с фамилией Вексляр (Векслер) компактно проживали в украинских городах Коростень, Овруч, Белая Церковь и на Лесном массиве Киева. Сейчас большинство этих семей репатриировалось в Израиль, и в телефонном справочнике одного только Иерусалима полторы страницы с телефонами Вексляров и Векслеров. Само слово происходит от «вексель» (ценная бумага), так ранее называли ростовщиков и менял.
Война и мир
В 1932 году актеры Черкасского рабоче-крестьянского театра, выступая в Тальном, заметили участника местного драмкружка Петра Вексляра и предложили работать вместе. Позже Петр перебрался в город Гребенка на Полтавщине, где стал заведовать местным клубом.
В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь - ни офицером, ни комиссаром он не был, -- так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно.
Впрочем, из "фильтра" Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.
"Кровь людская - не водица" (1960)
Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством...
Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года - до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.
И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили.
"Прощайте, голуби!" (1960)
Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли - фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят.
"Сумка, полная сердец" (1964)
"Дмитро Горицвит" (1961)
"Лесная песня" (1961)
В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино, вследствие чего Петр Вексляров переезжает в Киев, где работает на Киевской киностудии художественных фильмов им. А. Довженко до 1982 года. .
На съемках фильма "Иванна" на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно -- в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже -- родители умерли, единственный брат погиб на войне.
Роман и Франческа (1960)
В его фильмографии более 20 художественных лент. Правда, приглашений сниматься в кино становилось все меньше и меньше с ростом узнаваемости телевизионного персонажа «Дед Панас». Да и по-русски актер принципиально не разговаривал, чем закрыл себе дорогу на всесоюзный киноэкран.
Есть у меня друг (1974)
«Добрий вечір вам, малята…»
Началось все с украинского радио. С 1962 года Петр Ефимович постепенно сменил в «Вечерней сказке» другого актера, который работал под псевдонимом «Дед Панас» и, сам того не зная, повлиял на дальнейшее развитие украинского радио и телевидения. Выступая в роли Деда Панаса на радио, Вексляров позже попадает и на ТВ, где окунается в иной мир. Работа была очень динамичной, утром — сценарий, вечером — 15 минут прямого эфира. И так годы подряд.
Детские письма адресовались именно ему: «Индекс: 252001 Куда: Киев, 1, Крещатик 26, телевидение; Кому: Дедушке Панасу».
Письма на телестудию приходили центнерами, потому как Пётр Ефимович не играл для детей, а по-настоящему жил в кадре, а в утверждённый сценарий телепередачи всегда добавлял от себя что-нибудь интересное, — вспоминает заслуженный журналист Украины Владимир Яковлевич Заманский, работавший вместе с Петром Ефимовичем на протяжении десяти лет, в качестве редактора телепередачи «Спокойной ночи, дети».
В 1973 году Петру Ефимовичу присваивают звание Заслуженного артиста УССР.
Петр Ефимович не состоял в штате ни радио, ни телевидения. Он участвовал в радио- и телепередачах как приглашенный актер. Правда, на телевидении ему пришлось осваивать смежные профессии режиссера, сценариста, костюмера и даже гримера: Дед Панас выстраивал сценографию, писал сценарии и прописывал диалоги «Вечерней сказки», а также гримировал и одевал себя сам.
Отака х**ня, малята
Прямой эфир закончился, однако звукорежиссер еще не выключил звук. Вескляров, не заметив этого, сказал свою знаменитую фразу «Отака х**ня, малята». Прозвучала ли эта фраза на самом деле? Или все дело было в банальной информационной диверсии против любимца украинской детворы в оправдание очередного (на этот раз уже финального) снятия с эфиров? Сейчас уже сложно сказать. Петр Вексляров был неудобным персонажем для брежневско-андроповской Украины: носил усы и вышиванку, говорил только по-украински.
На любые просьбы сменить имидж посылал куда подальше. Его снимали с эфиров десятки раз, но все попытки расстаться со сказочником заканчивались одним и тем же: здание, находящееся во дворе дома номер 26 по улице Крещатик, буквально заваливали письмами с требованием вернуть Деда Панаса.
Кстати, некоторые слышали из уст Векслярова и другие не особо цензурные выражения. Например, «поцілуйте мене в дупу, пан поїхав до урлюпу».
«Я его прекрасно помню, каждую его интонацию и почти все его прибаутки, неизменно заканчивавшиеся словами "Тут і казочці кінець, а хто слухав, молодець! На добраніч, добраніч, добраніч!", — вспоминает Иван Великоиваненко, заместитель директора завода «Изотоп» (Киев). — И, кажется, даже сам слышал сорвавшееся с его уст словечко на букву "х". Но утверждать именно это не берусь. Однако четко помню, что я пребывал в совершенном изумлении от этого (теперь бы сказали — «в шоке»). И опять-таки, кажется, как раз вскоре (если не сразу) после этого он был отстранен от работы. Те, кто этот случай не подтверждают, не слышали этот эфир или зачем-то выгораживают «деда». Видимо, по принципу «О мертвых только хорошо..." Почему я слушал «деда»? Потому что у меня была маленькая дочь и потому что готовился к прослушиванию главных новостей, в 21:00. В советские времена в это время переключали на Москву, на программу "Время"».
Тетя Катя (Екатерина Лозовенко), которая вела "Вечернюю сказку" по вторникам (Дед Панас - по пятницам), тоже отрицает факт нецензурщины в прямом эфире.
Последняя «Вечерняя сказка» с участием Деда Панаса состоялась в 1986 году, а через восемь лет, 5 января 1994 года, Петра Векслярова не стало.
Новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов -- братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом -- клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем.
В украинской истории всегда было подозрительно много борцов -- сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну - ее менталитет и культурно-историческую память - не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла.
На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник - большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.
В 2000 году стараниями продюсерского агентства "Зеленый Пес" были выпущены два видео, которые так и называются - "Казки Дiдуся Панаса". На них - те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране -- картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело - говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]