Правда про радиацию в самолёте.
05.07.2017 662 0 0 maxim-nm

Правда про радиацию в самолёте.

---
0
В закладки


Не знаю, как вы, а я уже много раз слышал истории о том, что во время перелетов в самолётах весьма существенно повышается радиационный фон. В принципе, это вполне объяснимо с научной точки зрения — на тех высотах, на которых летают пассажирские суда (от 8 до 12 тысяч метров) слой атмосферы весьма разрежен, и радиационное воздействие Солнца ощущается значительно сильнее.

Вместе с этим, по интернету ходит и множество журналистских баек о том, что мол во время перелетов радиация настолько сильная, что например беременным лучше вообще воздержатся от такого вида транспорта, да и в целом лучше летать поменьше.

Чтобы проверить, где в этих историях правда, а где вымысел, я взял на борт "Боинга-737" чувствительный дозиметр со слюдяным датчиком, и проверил уровни радиации на рейсе Минск-Варшава.

Под катом — рассказ об этом)

Для начала немного скучной научной информации, она нужна для калибровки представлений о радиации, а уже потом будем мерить) Вообще в научной среде сейчас принято замерять уровни радиации в микрозивертах, но лично я предпочитаю микрорентгены — они мне как-то понятнее и ближе.

Итак, нормальным считается радиционный фон в пределах 10-20 мкр/час. Это означает, что находясь в таком фоне, человек за 1 час получит дозу радиации от 10 до 20 микрорентген, или, по-другому, от 10 до 20 миллионных долей рентгена. Радиация такого уровня воздействует на нас каждую секунду — именно этот фон является природным в большинстве мест на Земле.

Какие уровни радиации в местах с радиационным загрязнением? Например, средний фон в городе Припять составляет сейчас от 50 до 400 мкр/час — в принципе, такие уровни полностью безопасны для кратковременного нахождения в них человека. Возле саркофага ЧАЭС радиоактивный фон составляет около 500-700 мкр/час, а на стройплощадке нового саркофага в отдельных опасных местах — 50.000-100.000 мкр/час, это уже довольно высокие уровни, в которых небезопасно находиться дольше нескольких часов. Под самим саркофагом в районе реакторного зала уровни составляют от 2-5 рентген в час и выше, и персонал ЧАЭС туда не ходит, делать там нечего.

Допустимая доза для работников Чернобыльской зоны отчуждения (в том числе, проводников-сталкеров) сейчас составляет 2 бэр/год. Бэр - это "биологический эквивалент рентгена". В 1986-88 годах ликвидаторы "списывались" из Чернобыля с дозой 20 бэр, а особенно опасно было получить эту дозу единовременно, за короткое время — такие дозы "хватали" те ликвидаторы, что чистили кровли ЧАЭС от радиоактивных обломков, по 1-3 минуты работая в полях от 1000 до 10.000 рентген в час.

А теперь давайте посмотрим, что у нас там в самолёте.

02. Итак, сажусь в "Боинг", включаю дозиметр и дожидаюсь уменьшения погрешности в измерениях — прибор сперва "принюхивается" к общему фону, выдавая более высокие показатели, а затем начинает выводить более точные цифры. Итак, фон на земле составляет всего 8 мкр/час:



03. Взлетаем! В салоне, как обычно, погасили свет, а прибор показывает всё те же 8 мкр/час, но уже с точностью в +/- 10% (вместо 18-ти на прошлом фото).



04. Поднимаемся выше, и тут я замечаю, как показания дозиметра начинают плавно расти. На высоте в пару тысяч метров показания фона составляют уже 33 мкр/час.



05. Ещё выше, уже 48 мкр/час.



06. И ещё. Кстати, обратите внимание на индикацию в левом верхнем углу дозиметра — светодиод стал красным вместо обычного зеленого, это сигнализирует о том, что прибор находится в повышенных радиационных полях. Есть еще звуковая индикация "превышения порога", но её я отключил, чтобы не пугать пассажиров)



07. Пиковое значение — 125 мкр/час при точности около 30%. Это не совсем точные данные, так как дозиметр в этот момент как раз сбросил старые замеры и начал считать по новой.



08. Средний радиационный фон на максимальной высоте полета находился в пределах 100-120 мкр/час.



09. Самолётная еда. Разумеется, никакой "радиации" на ней нет, это просто общие показатели фона. Но пугать такими фотками можно, да)



10. Начинаем снижаться — вместе с самолётом начинает снижаться и радиационный фон.



11. Приближаемся к земле.



12. Садимся. Дозиметр показывает те же 8 мкр/час, что и в Минске.



Такие дела. Безопасно ли летать в таких уровнях радиации? На мой взгляд — ничего опасного здесь нет, такие минимальные изменения радиационного поля человеческий организм никак не замечает.

Более опасной является, скажем, радиоактивная пыль, которую и сейчас можно найти в Чернобыле — но там она появилась по понятным причинам, связанными с разрушением активной зоны реактора, и в самолёте ей взяться, само собой, совершенно неоткуда.

А вы боитесь радиации? Напишите в комментариях, интересно)

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

А ещё подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить самое важное;)

Подписывайтесь на меня в facabook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]