О погоде ... в самолете
---
Вы знаете, что в самолете своя собственная погода? В нем не только особенное атмосферное давление, но и даже свой климат?
В зависимости от типа самолета каждую минуту генерируется 400-600 л воздуха на каждого пассажира, а объем поступающего кислорода в пересчете на пассажира, как заявляет Boeing, почти в 200 раз больше того, который человек вообще физически в состоянии «продышать». Создается воздух на борту системой кондиционирования, которая берет примерно половину проходящего через нее объема извне, от компрессора двигателя, а другую половину – из салона.
Поступающий воздух очищается, увлажняется и снова подается в салон. Когда двигатели не запущены, например, на стоянке, система кондиционирования работает от вспомогательной силовой установки (ВСУ): по сути, это еще один маленький двигатель.
То есть, воздух в салоне постоянно циркулирует, он свеж и приятен, поэтому разговоры о «летающих по кругу микробах», которые так любят заводить аэрофобы, на самом деле не имеют под собой твердой почвы.
Тем не менее, риск заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем существует. Во-первых, большое количество людей физически находится близко друг от друга в ограниченном пространстве. В этом случае помогут банальные общие правила гигиены типа «не трогать руками глаза, нос и рот», ну или кому очень страшно — защитная повязка на лицо.
Во-вторых, сквозняки. Так как воздух постоянно движется, и, в частности, может иметь довольно низкую температуру и дуть в конкретном направлении (на вас), то при предрасположенности к простуде, просидев пару часов на сквозняке, можно и заболеть.
Температуру воздуха в салоне регулирует экипаж, а значит в любой момент можно обратиться к бортпроводнику — сделать похолоднее или потеплее. Правда, если о такой возможности знают несколько пассажиров, то может возникнуть обычный конфликт между теми, кому душно, и теми, кому дует.
Сам микроклимат в салоне – ярко выраженный сухой, эквивалентный континентальному (или трескучему морозу в морском климате, когда влажность воздуха минимальна). Именно поэтому во время полета практически всегда выдают освежающие салфетки — они нужны в первую очередь не для того, чтобы вытереть руки перед едой, а для того, чтобы увлажнить кожу лица и рук: у людей с чувствительной кожей могут происходить аллергические реакции, возникать обострения заболеваний дыхательных путей (например, астмы) — в общем, если вы знаете за собой склонность к чему-то из вышеперечисленного, то соответствующие лекарства лучше предусмотреть и взять с собой заранее. Если вы носите контактные линзы – будьте готовы к тому, что из-за высыхания они могут начать раздражать глаза, так что или припасите капли, или во время полета замените их очками.
Кофеин и алкоголь дополнительно обезвоживают организм, так что пить на борту, особенно во время длинных перелетов, лучше чай и воду.
Но пониженная влажность — это еще не всё.
Эксперт по микроклимату, биофизик Михаил Амелькин пару лет назад провел простой эксперимент. Он взял с собой в самолет датчик углекислого газа CO2 и замерил параметры воздуха в салоне. Оказалось, что летать самолетом гораздо вреднее, чем ездить на метро.
«Перелет Новосибирск-Москва, около 4 часов. Самолёт полный, аэробус А316. Весь полёт концентрация СО2 – около 2000ppm! При этом норма на улице - около 400 ppm, а максимально допустимая в помещении - 1000 ppm. Добавьте сюда слишком высокую температуру на борту (около 28°С) и пониженное давление (786 гПа против 1007 гПа на земле) и поймете, почему нас так «колбасит» после перелетов. Температура – температурой, а СО2 – это СО2, должно быть в норме и то, и другое. Для сравнения в аэропорту прилета – около 700ppm, то есть норма. На обратном пути летел в полупустом самолёте и ситуация была гораздо лучше – весь полёт до 1000ppm, что приемлемо». — написал Михаил.
Признаки отравления СО2: общий дискомфорт, слабость, головная боль, рассеянность внимания, невозможность сконцентрироваться.
«Аэроэкспресс. Оказалось, что при полном вагоне вентиляция тоже не справляется – более 1900ppm! А вот на пути обратно вагон был пустой и вентиляция справлялась – около 500ppm».
В метро все гораздо лучше. На самой станции под землёй – 600ppm. В старых «дырявых» вагонах – около 700ppm. Вот в новых вагонах метро, где кондиционеры гоняют воздух по кругу уже хуже – при неполной загрузке 1200ppm. В набитом вагоне следует ожидать больше 2000ppm. Но здесь стоит иметь в виду, что обычно в таких вагонах мы проводим мало времени – 10-20 минут, так что это не очень критично». Для сравнения на Красной площади уровень СО2 около 450ppm.
В заключении несколько советов от Михаила:
1. Используйте обдув – есть в каждом самолёте на потолке или «в спинке впередистоящего кресла». Оттуда воздух идет тоже с превышением (проверено), но он хотя бы раздувает тот «пузырь» СО2, который вы вокруг себя «надышали».
2. Если в салоне жарко – раздевайтесь. Пусть будет чуть прохладно. Чем ниже температура тела – тем лучше кровь насыщается кислородом и выводится углекислота.
3. Сведите активность к минимуму. Лучше спать или «медитировать». Постарайтесь не нервничать, не брать в уме тройные интегралы. Помните, мозг потребляет около 20% всего кислорода в крови!
4. Если курите – лучше не курить за несколько часов до полёта. Это позволит очистить кровь от угарного газа и улучшит снабжение мозга кислородом. Лучше используйте никотиновые жвачки/таблетки/пластыри.
5. После прилета проведите часок на улице – продышитесь, сделайте дыхательную гимнастику, нормализуйте биохимию крови - дайте мозгу прийти в себя!
По материалам: frequentflyers.ru, abok.ru
Хороших путешествий!
В зависимости от типа самолета каждую минуту генерируется 400-600 л воздуха на каждого пассажира, а объем поступающего кислорода в пересчете на пассажира, как заявляет Boeing, почти в 200 раз больше того, который человек вообще физически в состоянии «продышать». Создается воздух на борту системой кондиционирования, которая берет примерно половину проходящего через нее объема извне, от компрессора двигателя, а другую половину – из салона.
Поступающий воздух очищается, увлажняется и снова подается в салон. Когда двигатели не запущены, например, на стоянке, система кондиционирования работает от вспомогательной силовой установки (ВСУ): по сути, это еще один маленький двигатель.
То есть, воздух в салоне постоянно циркулирует, он свеж и приятен, поэтому разговоры о «летающих по кругу микробах», которые так любят заводить аэрофобы, на самом деле не имеют под собой твердой почвы.
Тем не менее, риск заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем существует. Во-первых, большое количество людей физически находится близко друг от друга в ограниченном пространстве. В этом случае помогут банальные общие правила гигиены типа «не трогать руками глаза, нос и рот», ну или кому очень страшно — защитная повязка на лицо.
Во-вторых, сквозняки. Так как воздух постоянно движется, и, в частности, может иметь довольно низкую температуру и дуть в конкретном направлении (на вас), то при предрасположенности к простуде, просидев пару часов на сквозняке, можно и заболеть.
Температуру воздуха в салоне регулирует экипаж, а значит в любой момент можно обратиться к бортпроводнику — сделать похолоднее или потеплее. Правда, если о такой возможности знают несколько пассажиров, то может возникнуть обычный конфликт между теми, кому душно, и теми, кому дует.
Сам микроклимат в салоне – ярко выраженный сухой, эквивалентный континентальному (или трескучему морозу в морском климате, когда влажность воздуха минимальна). Именно поэтому во время полета практически всегда выдают освежающие салфетки — они нужны в первую очередь не для того, чтобы вытереть руки перед едой, а для того, чтобы увлажнить кожу лица и рук: у людей с чувствительной кожей могут происходить аллергические реакции, возникать обострения заболеваний дыхательных путей (например, астмы) — в общем, если вы знаете за собой склонность к чему-то из вышеперечисленного, то соответствующие лекарства лучше предусмотреть и взять с собой заранее. Если вы носите контактные линзы – будьте готовы к тому, что из-за высыхания они могут начать раздражать глаза, так что или припасите капли, или во время полета замените их очками.
Кофеин и алкоголь дополнительно обезвоживают организм, так что пить на борту, особенно во время длинных перелетов, лучше чай и воду.
Но пониженная влажность — это еще не всё.
Эксперт по микроклимату, биофизик Михаил Амелькин пару лет назад провел простой эксперимент. Он взял с собой в самолет датчик углекислого газа CO2 и замерил параметры воздуха в салоне. Оказалось, что летать самолетом гораздо вреднее, чем ездить на метро.
«Перелет Новосибирск-Москва, около 4 часов. Самолёт полный, аэробус А316. Весь полёт концентрация СО2 – около 2000ppm! При этом норма на улице - около 400 ppm, а максимально допустимая в помещении - 1000 ppm. Добавьте сюда слишком высокую температуру на борту (около 28°С) и пониженное давление (786 гПа против 1007 гПа на земле) и поймете, почему нас так «колбасит» после перелетов. Температура – температурой, а СО2 – это СО2, должно быть в норме и то, и другое. Для сравнения в аэропорту прилета – около 700ppm, то есть норма. На обратном пути летел в полупустом самолёте и ситуация была гораздо лучше – весь полёт до 1000ppm, что приемлемо». — написал Михаил.
Признаки отравления СО2: общий дискомфорт, слабость, головная боль, рассеянность внимания, невозможность сконцентрироваться.
«Аэроэкспресс. Оказалось, что при полном вагоне вентиляция тоже не справляется – более 1900ppm! А вот на пути обратно вагон был пустой и вентиляция справлялась – около 500ppm».
В метро все гораздо лучше. На самой станции под землёй – 600ppm. В старых «дырявых» вагонах – около 700ppm. Вот в новых вагонах метро, где кондиционеры гоняют воздух по кругу уже хуже – при неполной загрузке 1200ppm. В набитом вагоне следует ожидать больше 2000ppm. Но здесь стоит иметь в виду, что обычно в таких вагонах мы проводим мало времени – 10-20 минут, так что это не очень критично». Для сравнения на Красной площади уровень СО2 около 450ppm.
В заключении несколько советов от Михаила:
1. Используйте обдув – есть в каждом самолёте на потолке или «в спинке впередистоящего кресла». Оттуда воздух идет тоже с превышением (проверено), но он хотя бы раздувает тот «пузырь» СО2, который вы вокруг себя «надышали».
2. Если в салоне жарко – раздевайтесь. Пусть будет чуть прохладно. Чем ниже температура тела – тем лучше кровь насыщается кислородом и выводится углекислота.
3. Сведите активность к минимуму. Лучше спать или «медитировать». Постарайтесь не нервничать, не брать в уме тройные интегралы. Помните, мозг потребляет около 20% всего кислорода в крови!
4. Если курите – лучше не курить за несколько часов до полёта. Это позволит очистить кровь от угарного газа и улучшит снабжение мозга кислородом. Лучше используйте никотиновые жвачки/таблетки/пластыри.
5. После прилета проведите часок на улице – продышитесь, сделайте дыхательную гимнастику, нормализуйте биохимию крови - дайте мозгу прийти в себя!
По материалам: frequentflyers.ru, abok.ru
Хороших путешествий!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]