Производство пузырей
---
Добрый день, агрессивные мои — всех с наступающим Днем Победы!
Где-то в середине марта я читал откровения и жалостливые сопли одного из легендарных американских инвесторов Джима Роджерса — тот вовсю сетовал на несправедливость жизни и вполне обоснованно указывал, что рецессия в США не за горами.
Как сами понимаете, в то время всем было не до Америки — тем не менее, именно Джим Роджерс первым из крупных западных инвесторов начал бить тревогу по поводу пузырей на фондовых рынках, справедливо полагая, что и в этот раз история с ними закончится ровно так же, как и всегда заканчивалась ранее — в том числе и массовым разорением массового западного инвестора.
Когда у вас примерно 60% населения страны подвязано на состояние фондовых рынков, это имеет определяющее значение — американскому политику (любому американскому политику, от конгрессмена штата до президента США) приходится в первую очередь заботиться о фондовых рынках, поскольку от этого напрямую зависит уровень жизни населения. Любой коллапс фондовых рынков порождает лавину банкротств, любой взлет влечет за собой неоправданный оптимизм.
Это очень любопытная с точки зрения массовой психологии система — она дает иллюзию возможностей огромного дохода на ровном месте, главное угадать с целями инвестирования. Как и в любом казино, здесь есть свои счастливчики и легенды, которым удалось обмануть систему — однако на каждого счастливчика приходится несколько сотен тысяч людей, которые теряют деньги. И никаких претензий — сам дурак, ошибся, вложился не в те акции; а даже если и в те, то не в то время; и даже если в те и в то время, то упустил момент выхода из них.
Карусел, карусел, кто успел, тот и сел.
В середине марта Джим Роджерс увидел признаки грядущего коллапса — с тех пор прошло около двух месяцев и ситуация только ухудшилась:
“У нас будет рецессия, вероятно, довольно скоро”, — заявил он в недавнем интервью Stansberry Research. “Я не пытаюсь напугать людей. Я просто рассказываю нам всем, как это всегда работало с начала времен ”.
Роджерс видел довольно много рецессий: он стал соучредителем Квантового фонда с Джорджем Соросом в 1973 году — прямо в середине одной из них. С этого момента до 1980 года портфель вернулся на ошеломляющие 4200%, в то время как S & P 500 вырос на 47%.
Если у вас, как у инвестора, довольно много средств, то вы всегда страхуете свои вложения, создавая портфель из активов разной степени доходности и ликвидности; беда в том, что у подавляющего большинства инвесторов денег хватает максимум на два-три актива одновременно. Таким образом, массовый инвестор просто вынужден ориентироваться на слова таких монстров рынка, как Роджерс — и именно монстры фондового рынка имеют все возможности для обрушения или взлета любого актива. Ну или почти любого.
Итак, о чем говорил старина Джим два месяца назад? О том, что политика ФРС загнала Америку в инфляцию; что легкие деньги заканчиваются и возврат к ним в ближайшие годы невозможен; что ФРС будет вынужден повысить ставки минимум несколько раз за 2022 год, что приведет к очень негативным последствиям во всей денежно-кредитной политики Америки.
«[Инфляция] приведет к повышению процентных ставок, и это приведет к эрозии прибыли в некоторых отраслях и некоторых компаниях, и всем нам придется платить больше за буханку хлеба или все, что мы покупаем», — заявляет Роджерс.
Некоторые отрасли и некоторые компании — это примерно 40% лидеров рынка из списка S&P 500, которые при полной продаже всех своих активов не способны полностью погасить все имеющиеся кредитные обязательства?
И ведь это давно не является секретом ни для кого, в том числе и для федерального правительства США — и уже в марте Джим Роджерс открыто заговорил о переводе своих средств в драгоценные металлы — например, в тот момент золото торговалось по ценам выше двух тысяч долларов за тройскую унцию. Серебро, которое одновременно является и ценным промышленным материалом, торговалось на уровне 25-26 долларов за унцию, что вдвое ниже его исторического максимума в 50 долларов.
Вообще следует понимать, что когда ведущие инвесторы начинают переходить в валюты-убежища и металлы-убежища, это один из самых верных признаков приближающегося шторма на фондовых рынках — и здесь главный вопрос в том, как долго продлится шторм.
Но это было пару месяцев назад, когда все СМИ были забиты совсем другими новостями. Что происходит с фондовыми рынками сегодня?
А сегодня у нас на связи еще одна легенда: Роберт Кийосаки, инвестор и автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа» — и это еще один взгляд на положение дел в американской экономике. Стоит заметить, что он отличается от взгляда Джима Роджерса, причем в худшую для Америки сторону.
Кийосаки не совсем доволен нынешним состоянием экономики США.
«Америка перестала производить продукты, мы производим пузыри», — говорит он, добавляя, что сейчас у нас есть пузыри на рынке недвижимости, фондовом рынке и рынке облигаций.
Автор также критикует решение президента Джо Байдена остановить нефтепровод Keystone XL, который, по его мнению, является основной причиной столь высоких цен на энергоносители.
Это также создает проблемы для тех, кто хочет насладиться своими золотыми годами. Когда лопнут пузыри, говорит Кийосаки, фондовый рынок рухнет. Поэтому те, кто полагается на свои планы, «подгорают”.
«У нас нет пенсий, наши пенсии разорены”.
Учитывая мрачные перспективы, неудивительно, что Роберт Кийосаки тоже является поклонником активов-убежищ, таких как золото и серебро. Драгоценные металлы не могут быть напечатаны из воздуха, как фиатные деньги, они помогают инвесторам сохранять свои активы на протяжении веков. И не только активы, но и покупательную способность.
Речь именно о веках — здесь все, знаете ли, как в политике и общественной деятельности: политик думает о следующих выборах, государственный деятель заботится о следующих поколениях.
Я намеренно не даю никаких своих оценок, позволяя высказываться тем, кто зарабатывал на фондовых рынках Америки десятилетиями — им можно верить, они прошли огромное количество ситуаций и остались на плаву. Их опыт неоспорим, но нас сейчас интересует нечто другое.
Как утверждают злые информированные языки, в правительстве России вдруг появилась некая интересная идея. Она состоит в том, что начальство хочет создать федеральную торговую сеть с минимальными наценками на продукты и с прямым доступом к этой сети производителей питания — кто знаком с ритейлом, отлично понимает, о чем идет речь.
Нынешний российский ритейл — это черная дыра, в которой вынуждены тратить деньги не только потребители конечного продукта, но и те, кто эти продукты производит. Чтобы попасть на самые выгодные («золотые») полки со своим товаром, торговой сети необходимо заплатить; чем круче торговая сеть, тем больше приходится платить производителю — при этом сегмент «магазин у дома» становится вымирающим видом торговли, ибо крупные сети заполонили все.
Идея правительства — это новый инфраструктурный проект, у которого будет огромное количество врагов. Банки, торговые сети, строители — им всем выгодно работать с большими игроками, а на нас с вами, как на конечного потребителя, им всем плевать с высокой колокольни, поскольку система устраивает почти всех. Почти всех, в том числе и чиновников — мы для них всего лишь электорат раз в несколько лет, а все остальное время на нас не стоит обращать внимания.
Тем не менее, сейчас речь идет о том, какая из экономических систем выживет или пострадает менее остальных — американская или наша. Это настолько серьезный вопрос, что к нему необходимо подходить с максимальной ответственностью — в том числе и с нашей с вами ответственностью, дорогие мои. Одной политической воли Путина или Мишустина здесь будет явно недостаточно, в процесс смысловой и экономической перестройки должно включиться все общество — а те, кто продолжает катиться по старым рельсам, просто обязаны потерять свое влияние в России.
Пример с федеральной торговой сетью — всего лишь один из примеров того, где мы можем изменит свою страну. Таких инфраструктурных проектов должно быть огромное количество — в конце концов, нам пора уходить от уже привычной ипотечной кабалы, переформатировав весь рынок жилищного строительства за счет той самой политической воли и государственных ресурсов, которые копятся нашими либералами в кубышках.
Да, здесь тоже будет масса врагов. Строители, чиновники, банки — все они имеют свой гешефт на нынешней модели строительной отрасли, начиная от откатов и заканчивая процентами по кредитам. Качественное социальное жилье может стать новым драйвером экономики России — под него понадобится отечественная техника, отечественное инженерное оборудование, отечественные строительные материалы. В масштабах всей страны только этот один проект способен запустить огромную цепочку производств, дать невероятное количество рабочих мест и реально повысить уровень жизни нашего с вами населения — и таких примеров можно привести целый список.
И вот тут у меня возникает один важнейший вопрос: а не слишком ли много у нас с вами врагов внутри России? Нет, автор не призывает к 1937 году и репрессиям — автор всего лишь обращает ваше внимание на то, что в нынешних условиях повальное соплежуйство вверху может привести к плачевным результатам внизу.
В конце концов, американская (да и вообще западная) модель экономики показывает, чем все кончается — так стоит ли России идти по этому тернистому либеральному пути?
Или все-таки сейчас куда важнее не обращать внимания на вопли голодных врагов, продолжая создавать страну, равной которой в мире не было, нет и не будет? В том числе и в социальном смысле?
В любом случае, в нынешнем виде мы не слишком привлекательны для соседей и сторонников — значит, пришло время все изменить.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]