Национальный Рейтинг Мэров  - часть 2
30.03.2022 15 589 0 +448 vagenleitner

Национальный Рейтинг Мэров - часть 2

---
+448
В закладки
Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022) - часть 2 города, главы, администрации, работы, городской, снега, мэрии, глава, власти, числе, столицы, более, также, области, части, нового, проблем, Однако, марта, только

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022) - часть 2 города, главы, администрации, работы, городской, снега, мэрии, глава, власти, числе, столицы, более, также, области, части, нового, проблем, Однако, марта, только

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2022 года.

Продолжение первой части статьи ...

Вторая группа рейтинга

Михаилу Исаеву (Саратов) до самой весны пришлось «разгребать завалы» снега и материалов проверок по его уборке и складированию. В предыдущие два года, напоминают наблюдатели, администрация областной столицы уже подвергалась мерам прокурорского реагирования за недоработки в уборке снега и льда. Минувшей зимой прибавился и вопрос организации снежных полигонов и их соответствия экологическим требованиям.

Региональная прокуратура направила градоначальнику Михаилу Исаеву представление об устранении нарушений при организации вывоза и складирования снега на полигоне в пос. Саксагай, где местные жители выражали готовность перекрыть дорогу для машин со снегом. Люди (как полагают эксперты, не без оснований) считают, что загрязнённые вредными веществами талые воды угрожают и их здоровью, и экологии реки Волги.

Уборка снега и наледи в самом Саратове, по мнению горожан, зимой-2022 также была организована неудовлетворительно. Несколько прохожих получили серьёзные травмы, в том числе из-за падения наледи с крыш. Глава города сообщил, что муниципалитет предупреждал управляющие компании и просил очистить кровли и козырьки. Однако эти оправдания не уберегли Михаила Исаева от получения рейтинговых «чёрных шаров» по итогам работы мэрии прошедшей зимой.

Возможно, в том числе проблемная зима побудила саратовского градоначальника на встрече с губернатором Валерием Радаевым озвучить планы мэрии о децентрализации работ по благоустройству, куда входит и уборка снега – их отдадут на уровень районных администраций, главы которых будут иметь свой ресурс, в том числе и соответствующие МУПы. Это решение мэра наблюдатели расценили как рациональное. Обратили они внимание и на его постановление о том, что в числе мест для исправработ осуждённых станет больше объектов благоустройства.

В конце прошлого года было объявлено об очередном расширении Саратова за счёт присоединяемых к городу населённых пунктов. Из-за проблем с распоряжением землёй в них областному центру аврально потребовался новый генплан, разработка которого оценивалась в 19,6 млн рублей. В аукционе победу отдали компании из Санкт-Петербурга, снизившей цену до 11 с небольшим млн рублей. Она обязалась подготовить генплан за 3 месяца, в связи с чем некоторые специалисты усомнились в возможности за столь короткий срок создать что-то качественное. Данная тема станет очередной зоной ответственности для градоначальника.

Эксперты обратили внимание и на то, что бюджет Саратова в текущем году ожидается с дефицитом в полмиллиарда рублей из-за выпадения доходов в результате отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Впрочем, в следующие два года бюджет обещают исполнить без дефицита, что также станет экзаменом для городской власти и повлияет на позиции мэра.

Комментируя меры поддержки региона в период санкций, мэр областной столицы сообщил, что при поддержке Центра в ближайшей перспективе появится автомобильный Южный обход, который разгрузит город от транспорта. Градоначальник пообещал всемерное содействие проекту со стороны муниципалитета. Сообщив эту благую для города новость, Михаил Исаев, тем не менее, много баллов в свою пользу не набрал, в очередной раз уступив их «заслуженному куратору города Саратова» спикеру Госдумы Вячеславу Володину, на чьи слова он и ссылался.

Несмотря на все перипетии, рейтинг Михаила Исаева в «Национальном рейтинге» всё же немного повысился.

Андрей Борисов (г. Смоленск) привлёк внимание экспертов, презентовав стратегию социально-экономического развития областного центра до 2030 года. Приоритетами в стратегии названы развитие и модернизация городского хозяйства и инженерной инфраструктуры; увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности; создание туристической среды; развитие социальной сферы и создание условий для улучшения качества жизни горожан.

Наблюдатели отметили также инициированную градоначальником реформу городской администрации. Предполагается преобразование с 1 июня с. г. администраций Ленинского, Промышленного и Заднепровского районов в территориальные управления с их избавлением от ряда дублирующих функций. А большая часть структурных подразделений администрации Смоленска получит статус управлений. Изменения были единогласно утверждены городскими депутатами. Большинство наблюдателей соглашаются с тем, что меры, инициированные сити-менеджером, позволят оптимизировать деятельность администрации, повысить управляемость городским хозяйством, а также контроль за деятельностью структурных подразделений.

Двояко оценивают эксперты «войну с ларьками», ведущуюся в Смоленске. Губернатор Алексей Островский потребовал, чтобы предприниматели сферы торговли вели свою деятельность в рамках правового поля и не в ущерб облику областного центра. Глава региона поучил мэру изучить опыт других субъектов в части демонтажа торговых точек, не вписывающихся в рамки закона, ибо «масштабы работы не устраивают ни горожан, ни меня». Андрей Борисов, в свою очередь, доложил губернатору, что администрация города системно взаимодействует с ресурсоснабжающими организациями относительно отключения незаконных объектов торговли от электро-, тепло-, водоснабжения. Некоторые эксперты считают, что меры поддержки малого бизнеса пока что недостаточны, тем более в нынешней сложной обстановке, а ликвидация торговых точек вызовет трудности для определённой части горожан. Данная тема негативно воздействует на имидж Андрея Борисова.

Мэр также обратил на себя внимание, прибегнув к столь непопулярному в среде чиновничества жанру, как публичные извинения перед людьми. Андрей Борисов в ходе прямой линии в соцсети извинился перед горожанами за те неудобства, которые они порой испытывают в повседневной жизни. Извиняться, по мнению экспертов, есть за что. В частности, мэрия объявила, что в связи с отсутствием средств обновление общественного транспорта в 2022 году в Смоленске не планируется, хотя износ большинства единиц подвижного состава вплотную приблизился к 100 процентам. «У нас нет как таковой транспортной услуги, есть всего лишь «обилечивание» пассажиров», – самокритично заявил Андрей Борисов.

Разрыв Варшавой побратимских отношений со Смоленском Андрей Борисов назвал «международной онкологией», чем вызвал гораздо больше оценок со знаком «плюс», чем «минус».

Однако, несмотря на успех на «международном» направлении, Андрей Борисов серьезно ухудшил свои позиции в «Национальном рейтинге».

Эксперты сочли стартовые позиции избранного мэром г. Биробиджана Максима Семёнова благоприятствующими его прогрессу в таблице «Национального рейтинга».

После добровольной отставки в декабре 2021 года экс-градоначальника Александра Головатого был объявлен конкурс на замещение должности главы муниципалитета. 24 февраля с. г. 13 из 17 депутатов городской думы отдали свои голоса за кандидатуру Максима Семёнова, работавшего ранее главой Биробиджанского муниципального района.

Неожиданностей в ходе конкурса ожидать было трудно в силу того, полагают эксперты, что «единороссу» Максиму Семёнову протежировал глава региона Ростислав Гольдштейн. Он, по наблюдениям экспертов, не рискнул назначить «на город» исполнявшего обязанности мэра и спикера гордумы неопытного 23-летнего мундепа Антона Болтова со скудным послужным списком – репутационные издержки для губернатора в данном случае превышали бы потенциальные и не очевидные для наблюдателей выгоды. Впрочем, другие наблюдатели расценивали этот кейс как информационный вброс, призванный сохранить интригу вокруг достаточно рутинной (при квалифицированном большинстве в гордуме у «ЕР») процедуры конкурса.

Максим Семёнов также не обременён большим стажем пребывания в губернаторской команде, к «Единой России» он примкнул относительно недавно, позиционируя себя ранее не ангажированным политиком, дистанцировавшимся и от партии власти в том числе. Однако определённым опытом муниципального администрирования, благодаря руководству районом, Максим Семёнов располагает.

Как считают эксперты, пользуясь тем, что амбициозный глава региона пытается вывести ЕАО из числа вечных аутсайдеров, что без кардинальных изменений в столице области не осуществить, у Максима Семёнова есть реальный шанс проявить себя на позиции градоначальника. В Биробиджане запланировано возведение учебных заведений, нового современного жилого микрорайона.

Первые испытания для мэра не заставили себя ждать. 11 марта по телефону «горячей линии» биробиджанцы имели возможность пожаловаться на плохую уборку дорог и дворов от снега. Администрацию завалили жалобами, и Максим Семёнов пригрозил ответственным за уборку мерами прокурорского реагирования и обращением в Госжилинспекцию. А 15 марта в результате аварии на магистральном трубопроводе большая часть Биробиджана осталась без горячей воды и отопления. Реакцию градоначальника на эти катаклизмы и его действия наблюдатели оценили положительно.

В свою копилку новоиспечённый мэр может занести и включение его губернатором в региональный штаб по обеспечению развития экономики в условиях внешнего санкционного давления.

Рокировку руководителей столицы Республики Калмыкия большинство экспертов «Национального рейтинга» сочли вписывающейся в актуальную кадровую логику главы региона. Кресло мэра Элисты занял Шафран Тепшинов, сменивший на этом посту досрочно сложившего полномочия Дмитрия Трапезникова, перешедшего на более высокий управленческий уровень в республиканское правительство, где он в ранге зампреда будет курировать вопросы экологии и ресурсного обеспечения сельского хозяйства.

Дмитрий Трапезников за два года работы градоначальником добился реальных результатов в увеличении доходной части бюджета Элисты (с 2,8 млрд руб. в 2019 г. до 4,5 млрд руб. в 2022-м), оптимизации муниципального хозяйства в сферах транспорта, создания социальной инфраструктуры и обновления инфраструктуры коммунальной, расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, исполнения обращений граждан и т. д.

«Считаю его хорошим стратегом, умеющим выстраивать деловые отношения», – выразил своё мнение о Дмитрии Трапезникове глава республики. Однако политическая и эмоциональная ситуация, складывавшаяся вокруг прежнего мэра, изначально была нездоровой. Своей равноудалённостью от местных кланов он канализировал их недовольство и выступил в роли «громоотвода» для недавно вступившего в должность руководителя Калмыкии, период адаптации которого был осложнён политической турбулентностью и в регионе, и в его столице.

Конкурентами назначенного мэром 42-летнего Шафрана Тепшинова (с ноября прошлого года – заместителя главы администрации Элисты, курировавшего строительство, а до этого – главы района в Волгограде) в конкурсе были два кандидата, также представлявшие горадминистрацию. На внеочередном заседании 11 марта большинство депутатов городского собрания поддержали кандидатуру и. о. руководителя муниципалитета Шафрана Тепшинова.

Наблюдатели отмечают, что обладающий значительным опытом деятельности в муниципальной экономике Шафран Тепшинов сразу включился в работу. Инспекция им строительных объектов, контроль работ по благоустройству и ликвидации последствий непогоды в городе, участие в обсуждении проблем сохранности историко-культурных памятников продемонстрировали, что публичный акцент в своей работе (по крайней мере, на её первом этапе) сити-менеджер планирует сделать на решении социальных и хозяйственных проблем Элисты.

Большинство экспертов «Национального рейтинга» не склонны пока выдавать особые авансы новому мэру. Однако в таблицах исследования его стартовые показатели оказались всё же несколько лучшими, чем итоговые у предшественника.

Галина ШЕШУКОВА

Политолог, профессор Оренбургского института (филиала) «Московский государственный юридический университет им О. Е. Кутафина». Руководитель социологического центра «Общественное мнение»

Более полугода в Оренбурге не было мэра – городом управлял исполняющий его обязанности С. Салмин. Конкурсная комиссия никак не могла этот вопрос решить окончательно и предложить городскому совету две кандидатуры на выбор. И вот, наконец, 24 марта коллапс власти разрешился. 33 (из 34-х голосовавших депутатов) проголосовали за С. Салмина, один бюллетень оказался испорчен.

Напомню, бывший мэр В. Ильиных в сентябре прошлого года стал депутатом Госдумы, а перед этим, с мая, под разными предлогами он фактически не появлялся на территории города, что вызвало настоящий кризис муниципальной власти. Многие чиновники городской администрации уволились. Им было понятно, что по договорам, которые заключались ранее, ответственность придётся нести всем оставшимся. В итоге порядка 30% работников покинули администрацию города, и сейчас там много вакантных должностей.

У города сохраняются серьёзные проблемы с благоустройством территорий, отловом бродячих собак, уборкой мусора, потому что не решается вопрос с контейнерными площадками.

Обязанности главы города нередко исполнял губернатор Д. Паслер – он сам инспектировал состояние ЖКХ, городских пространств, медицинских и торговых учреждений на территории Оренбурга. Надо отдать должное С. Салмину, для него эти полгода были своего рода испытательным сроком, на протяжении которого он не совершил серьёзных ошибок.

Возможно, теперь, после избрания, С. Салмин, представивший конкурсной комиссии интересную программу развития города, почувствует силу. Молодой, энергичный и инициативный, он попробует создать свою команду и приступит к решению накопившихся в городе проблем. У него для этого есть поддержка губернатора и амбициозные планы по развитию городской инфраструктуры. При этом очень важно наладить отношения с гражданским обществом, волонтёрским движением, СМИ. Время сейчас очень сложное для города и для страны. Для решения самых неотложных проблем города понадобится год-полтора. Пожелаем же удачи С. Салмину и жителям Оренбурга.

Виталий АРЬКОВ

Политолог, основатель и руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS

Со сменой персоналии на посту главы Волгограда не изменился принцип стратегического управления городом – оно по-прежнему осуществляется не из мэрии, а из администрации Волгоградской области, из кабинета губернатора Андрея Бочарова.

Однако в части оперативного управления муниципалитетом изменения всё же произошли, и это всё отчетливее заметно. Новый глава Волгограда Владимир Марченко, очевидно, получил куда более широкие, нежели его предшественник на этом посту Виталий Лихачёв, реальные полномочия, а свобода его действий расширена.

Причин тому может быть несколько. Во-первых, это само отличие Марченко от Лихачёва. Если карьера Виталия Викторовича до заведения в мэрию Волгограда в основном была связана с парламентаризмом и публичной политикой, а на посту главы муниципалитета эти его профессиональные навыки оказались под негласным запретом (сиять на политическом небосклоне региона дозволено только первому лицу), то в багаже Владимира Васильевича больше всё же реального управленческого опыта, и именно в тех сферах, что наиболее «горячи» в работе на новой должности. То есть он прекрасно разбирается в том, руководить чем его назначили.

Во-вторых, отладив механизмы работы в Волгограде как локомотиве региона, губернатор Андрей Бочарова совершенно логично переключился на наведение порядка и в других муниципалитетах – последние месяцы он активно колесит по сельским районам.

К тому же со второй половины февраля, как известно, серьёзно изменилась ситуация в общероссийском масштабе, и решение возникающих в этой связи проблем в большинстве случаев требует личного участия главы субъекта Федерации.

Герой России Андрей Бочаров сегодня – один из немногих российских губернаторов, чувствующих себя в чрезвычайных ситуациях совершенно уверенно, принимающих своевременные и грамотные решения. Для него, как российского офицера, подобное – привычная стихия. В отличие от рафинированных «молодых технократов».

И в этой связи, конечно же, сейчас он даже чисто физически не может уделять Волгограду прежнего внимания – инспектируя с прежней интенсивностью строительство новых школ и других объектов инфраструктуры, сохраняя при этом полный контроль над ситуацией.

И по этой ещё причине нынешний глава Волгограда Владимир Марченко появляется перед жителями в рабочих поездках по городу, в отличие от предшественника, уже не как по большей части безмолвная тень губернатора, а как наделённый определёнными полномочиями один из ключевых игроков его команды.

Алексей ПРОКАЕВ

Юрист. Член Общественной палаты муниципального образования «Город Саратов»

Глава города Саратова Михаил Исаев, несмотря на масштабные геополитические изменения и изменения в экономике, активизировался в решении муниципальных проблем, что вселяет определённую уверенность в том, что местная власть осознаёт стоящие перед ней проблемы и понимает пути их решения.

Прошедшее ежегодное отчётное заседание актива Саратова достаточно неожиданно показало наличие стратегического мышления у главы города, намеченные цели и задачи на предстоящий период в своем большинстве учитывают возможные негативные последствия в экономике города, а предлагаемые меры направлены на решение первоочередных задач, в том числе сохранение достигнутых экономических показателей. Отчёт главы города о проделанной работе за прошедший год дает основания делать выводы об исполнении основных показателей бюджета, а также о реализации федеральных проектов.

Саратов не стал исключением в части панических настроений населения на фоне происходящих событий. Глава города оперативно предпринял меры для устранения необоснованного ажиотажа среди населения по поводу наличия в торговых сетях продуктов первой необходимости, в том числе путем дополнительной организации ярмарочной торговли. Был организован колл-центр для обеспечения надлежащей информированности населения по указанной проблеме.

Глава города продолжил активно взаимодействовать с местными и федеральными элитами. Несмотря на прозвучавшую критику со стороны главы Саратовской области В. В. Радаева и председателя Государственной Думы В. В. Володина, они публично выразили поддержку главе города на заседании актива Саратовской области, которое, так же, как и отчётное заседание актива города Саратова, прошло в исследуемый период.

В целом можно сделать вывод о том, что Михаил Исаев в новых условиях занимается тем, чем и должен заниматься компетентный градоначальник.

Екатерина ГОЛОД

Генеральный директор ООО «Издательский дом «Волгоградская правда»

За прошедший месяц мир вокруг нас изменился решительно и бесповоротно. Россия, да и весь мир вступили в новую историческую эпоху. Перестраивается внутренняя политика на всех уровнях, разрабатываются новые экономические меры, к изменившимся реалиям постепенно адаптируется государственная информационная политика. Перестройка мышления и действий идёт везде.

И на этом фоне особенно выбивается из общего интенсивного ритма, мироощущения и задач работа мэра Астрахани Марии Пермяковой.

Если вы – журналист и отслеживаете новости, что предполагает, в том числе, мониторинг решений и действий власти, то деловая и информационная повестка астраханского мэра, по меньшей мере, вызовет у вас удивление. Новые реалии? Новые вызовы? Новые задачи? Нет, мы об этом не слышали. Мир изменился, мэрия не меняется.

На исходе этого эпохального в жизни России месяца, наблюдая за работой Марии Пермяковой и её мэрии, так и хочется попросить: друзья, те, кто рядом, кто-нибудь, расскажите им последние новости. Или просто включите им телевизор. Должен же мэр города узнать о решениях президента, спецоперации и поддержке наших военнослужащих, санкциях против России и необходимости кардинальной перестройки работы на местах с учётом новых реалий. Потому что пока складывается устойчивое впечатление, что ни о чём таком в мэрии Астрахани не подозревают.

Если, конечно, это не так, то ситуация ещё более печальная: получается, знают, но ничего по этой новой повестке не делают. Кажется, что единственная перемена, которая «разбудила» администрацию Астрахани, это закрытие Инстаграм (социальная сеть признана в Росси экстремистской и запрещена по решению суда). Глава города и её команда, вплоть до последнего активно «постящиеся» там, объявили о «переезде» в Телеграм.

11 марта мэрия Астрахани анонсировала открытие своего канала для информирования жителей и обратной связи с ними. Спустя несколько дней, 15 марта, свой ТГ-канал завела и Мария Пермякова. Однако из новостей там или на официальном сайте мэрии вы так и не узнаете, что же конкретно делает местная власть, и как поменялась её работа. Уборка, перекрытие дорог и отключение воды, награждения, поздравления и «расскажи, где торгуют смертью» (нет, это не про Донбасс, а про борьбу с наркотиками в Астрахани).

Спрашивается, а чего мы, собственно, хотим? На сайте мэрии ведь даже один раз за целый месяц написали про сбор помощи беженцам и несколько раз упоминали реализацию нацпроектов. Ответим: анонсировать в ленте новостей о работе мэрии 25 февраля (на следующий день после начала спецоперации) игру в КВН как-то немного странно. Ожидания и запросы аудитории совсем другие.

Кроме, разумеется, полезных объявлений о перекрытии дорог, отключениях, награждениях и поздравлениях, нам бы хотелось узнать о многом другом. К примеру, о совещании или комментарии относительно того, что будет в новых условиях с реализацией в Астрахани ключевых программ и национальных проектов; о том, на какие дополнительные меры поддержки может рассчитывать малый и средний бизнес; сумеют ли местные власти продолжить начатые в городе стройки и ремонты; не забуксовали ли на объектах ранее начатые работы из-за нарушения логистики поставок.

Этот список можно продолжить, но нам кажется, что руководитель областной столицы и без этих подсказок должен знать, как нужно сейчас выстраивать деловую активность и публичную. Пару слов о последней. Обращает на себя внимание тот факт, что Мария Пермякова ни в своём личном Телеграм-аккаунте, ни на сайте ни слова за эти дни не написала об актуальных сегодня политических темах, реагировать на которые публичный политик, конечно же, должен. Положение обязывает. Но ни о решении президента России, ни слов поддержки наших военнослужащих, участвующих в спецоперации, мы на этих площадках не нашли. Да что уж там – важная в свете нынешних событий дата 18 марта – годовщина воссоединения Крыма с Россией – и та прошла мимо Марии Пермяковой. Спас положение ТГ-канал мэрии, запостив ролик и несколько снимков с мероприятия, опять же, не распространяясь при этом об участии в мероприятии главы Астрахани.

Между тем, у мэра есть хороший пример того, как нужно выстраивать деловую и информационную активность в нынешних условиях. Причём пример буквально перед глазами – поучиться реагированию, по крайней мере, в публичной части точно, можно у губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Он, кстати, тоже завёл свой ТГ-канал, только вот контент там резко контрастирует с тем, о чем информирует нас глава города.

Но мы всё же надеемся, что новая повестка работы астраханского мэра и её команды все-таки существует и, возможно, даже реализуется. Осталось лишь всем об этом рассказать. Желаем Марии Пермяковой обязательно это сделать в ближайший месяц. Это очень важно для города и его жителей.

Николай КУЗЬМИН

Философ, руководитель регионального отделения РОП в Республике Крым

В новой экономической ситуации у мэров крупных, да и не только, городов должны смениться приоритеты. Главными должны стать не идеи о том, как правильно потратить деньги, а как их заработать. Наполнение бюджетов, содействие работающим предприятиям становится приоритетной целью. Если раньше лицом мэра во многом были красивые картинки разного рода благоустройств, то сейчас ими должны стать работающие предприятия. При решении такого рода задач необходимо тесно взаимодействовать с региональными правительствами. Как фронда в отношениях с губернатором, так и послушное исполнение распоряжений становятся плохими стратегиями.

Новый глава городской администрации Симферополя Михаил Афанасьев, с учётом его опыта работы в правительстве Республики Крым, обладает потенциалом стать не просто распорядителем средств городского бюджета, перерезающим ленточки на очередном объекте благоустройства. В нынешних условиях главной задачей должно стать развитие экономики города. Тем более что следует ожидать прихода в Крым федеральных экономических игроков, попавших под санкции и лишившихся сдерживающих от захода на полуостров факторов. Стимулирование захода таких бизнес-структур должно стать для него приоритетной задачей – только так Симферополь может снизить зависимость от вышестоящих бюджетов и заработать на развитие городской инфраструктуры. Получится это у нового мэра или нет – вопрос открытый. Проблема ещё в том, что от него ждут решения зависших реконструкций и ремонтов разного рода. То, что эти ожидания не соответствуют требованиям времени, необходимо как-то донести до горожан. И это ещё одна из задач, которые ему придётся решать.

Иван МЕЗЮХО

Политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения»

Мэры в Симферополе надолго не задерживаются. Нынешний глава администрации Михаил Афанасьев, буквально на днях приступивший к работе, уже седьмой руководитель исполнительной власти столицы республики с момента воссоединения Крыма с Россией. Его предшественник Валентин Демидов на своём посту не проработал и года. Недоделки по объектам благоустройства общественных пространств в микрорайонах, недореконструированная главная площадь Симферополя (пл. Ленина), провал в кадровой политике – такое наследство Демидов оставил Афанасьеву. Правда, справедливости ради надо сказать, что и сам Демидов получил в наследство от предшественницы Елены Проценко ворох недоделанных дел и кадровую текучку. Какой-то заколдованный круг!

Михаил Афанасьев пришёл в мэры после работы на посту министра внутренней политики, информации и связи Республики Крым. Однако опыт работы в местном самоуправлении у него имеется – до министерской должности работал на посту главы администрации города Саки.

Сейчас у нового главы администрации крымской столицы – время для выстраивания своей команды. Пока радикальных кадровых изменений не производилось. Надеюсь, что Михаилу Афанасьеву удастся остановить кадровую текучку и наладить системную работу всех городских служб и подведомственных предприятий.

Мадина САГЕЕВА

Независимый журналист (г. Владикавказ)

Новый мэр Владикавказа Вячеслав Мильдзихов, в отличие от главы республики Сергея Меняйло, с которым они, как считается, составляют политический тандем, не имеет выраженной поддержки населения и положительной харизмы, присущей адмиралу. Тем более, что начал Вячеслав Мильдзихов свою историю в качестве мэра с двух провальных инициатив, потребовав убрать с центральных улиц мусорные баки и кофе-машины. Обе темы стали вирусными и надолго запомнились горожанам.

Кадровая политика нового мэра тоже вызвала недоумение: в мэрию вместе с ним вернулись члены команды беглого экс-мэра Сергея Дзантиева, ОПГ которого недавно признали в суде виновной в нанесении многомиллионного ущерба бюджету города. Мильдзихову приходится нести ответственность и за результаты работы своего предшественника: разбитые, хоть и недавно отремонтированные, дороги, незавершённые проекты, сделки с городским имуществом. Всё это не добавляет ему популярности. Руководство города никак не реагирует и на новые политические и экономические реалии, за исключением того, что на уличных рекламных носителях появилась военная символика.

Но при всём при этом команде нового мэра удалось добиться успеха на очень важном направлении, чем не могли похвастаться предшественники – организации школьного питания. Обновлённый Владикавказский комбинат питания с начала учебного года успешно обслуживает все городские школы, соблюдая требования к меню школьников и организации работы столовых. Кардинально улучшить ситуацию удалось в первую очередь потому, что было выделено дополнительное финансирование на школьное питание. Очевидно, что в условиях уже происходящего роста цен и возможной безработицы такие социальные проекты становятся приоритетными.

Андрей ШАПОШНИКОВ

Депутат Смоленской областной думы. Член Бюро и секретарь Смоленского областного комитета КПРФ

Главный итог начала года в Смоленске – провал городской администрацией снегоуборочной кампании. Этой зимой с уборкой снега было плохо, как никогда, несмотря на прошлогодние заверения в том, что «ошибки учтены, коллапса не повторится».

Ещё один важный момент – так называемая реформа городского управления, предполагающая ликвидацию районных городских администраций. Реформа по сути сводится к косметическим мерам: вместо глав районов теперь будут начальники управлений городской администрации по каждому из районов.

Продолжается судебное дело о банкротстве крупнейшей муниципальной управляющей компании ОАО «Жилищник». Это негативно сказывается на качестве коммунального обслуживания в городе. Директор «Жилищника» (личный друг главы города Борисова) находится под стражей.

Марат ХАМИДУЛЛИН

Директор Агентства нестандартных политических и корпоративных ситуаций

Детальность мэра любого города в первом квартале года можно оценить по нескольким важным пунктам – беспроблемный отопительный сезон, качественная и своевременная уборка города от снега, подготовка к паводку.

По подготовке к паводку сложно дать какую-то оценку, так как, по словам чиновников, город к этому готов, но из-за заморозков пока сложно понять реальную картину. Что касается отопительного сезона, то он проходит в нормальном режиме. А вот с уборкой снега у главы Ижевска случился капитальный провал.

Очевидно, что Олег Бекмеметьев не был готов к вызовам, связанным с ухудшением погодных условий, в частности, к осадкам сверх нормы. Но это не главная причина проваленной борьбы со снегом, а следствие. Следствие того, что уже несколько лет Бекмеметьев не может организовать работу в сфере ЖКХ. К примеру, начальники ответственных подразделений там меняются, как перчатки. Он не может выстроить системную работу с подрядчиками. В городской администрации слабо выстроена работа юридической службы. Глава Ижевска публично грозит подрядчикам штрафами и разрывами договоров, а по факту ничего этого не происходит, и подрядчики таких санкций уже не боятся.

Сам же Олег Бекмеметьев продемонстрировал, что он работает только ради одного человека – главы Удмуртии Александра Бречалова. Это подтверждают, в том числе, и многочисленные игнорирования жалоб по уборке снега Бекмеметьевым, но зато, когда Бречалов публично призвал чиновников выходить на улицы с лопатами, то глава Ижевска оказался в числе первых. И даже в такой имиджевой акции случился провал. Вместо того, чтобы вывести с собой на уборку снега чиновников городской администрации, Бекмеметьев вывел с собой волонтёров, чем вызвал ещё большее негодование у жителей.

Возникает логичный вывод: если человек, не умеет грамотно выстроить и организовать процессы, то ему самому приходится выполнять их. Поэтому вопросы к компетенциям главы Ижевска Бекмеметьева возникли не только у жителей, но и в высоких кабинетах администрации главы Удмуртии, а также среди депутатского корпуса городской думы столицы республики. Вопросы эти не были заданы публично, но зато сохранились в памяти и, возможно, сыграют ещё против столичного градоначальника. Будут ли сделаны выводы главой Ижевска? Я думаю, будут. Только вот воплощать эти выводы в администрации города уже некому. Всех, кого так или иначе можно было назвать командой Бекмеметьева, разбежались. Управленческого резерва у главы Ижевска, как мы видим, не оказалось. А грамотные специалисты со стороны работать рядом с Бекмеметьевым не стремятся.

Оксана КОВАЛЕВА

Экономист. Юрист. Эксперт региональной группы Агентства стратегических инициатив (г. Курган)

Впервые за 30 лет мэру Кургана удалось наладить хорошие отношения с губернатором Курганской области и его командой. Конфликт между городской властью Кургана и властью Курганской области, длившийся 30 предыдущих лет, устранён при Елене Ситниковой. Благодаря этому региональная столица сегодня имеет достаточное финансирование для реализации нацпроектов на своей территории и возможности для развития города.

Лично меня впечатлили представленные итоги работы мэра за 2021 год. Она продолжила тему развития хорошо знакомой ей по прежней работе социальной сферы города Кургана. В итоге построено по федеральным программам 2 новых детских сада и 2 пристроя к детским садам в густонаселённых районах города, которые уже приняли малышей.

Кроме того, увеличены масштабы ремонтов и обновления городских школ, музеев, поликлиник и т. д.

Также мэр Ситникова и её команда уделяли большое внимание инфраструктурным проектам. В отчёте мэра среди реализованных проектов: построенный трехпролётный мост, путепровод, обновлено большое количество автомобильных дорог, и завершены работы многолетней модернизации канализационных коллекторов в центральной части города на улице Куйбышева и в посёлке Восточный.

Мэр лично выезжает в любое время и лично вникает в разные проблемные ситуации, возникающие в городе (от вопросов ЖКХ до точечной застройки), держит их на личном контроле.

Качество коммунальных услуг в Кургане в целом высокое. Нарекания вызывают накопившееся количество коммунальных сетей с высокой степенью износа, на которых периодически происходят аварии. При этом, как показывают результаты деятельности мэра Е. В. Ситниковой, работа в данном направлении по минимизации возможных коммунальных аварий планомерно ведётся. Качество прочих муниципальных услуг (образования, соцзащиты, культуры и т. д.) в Кургане традиционно на высоком уровне. Особенно отмечу услуги дополнительного образования детей и взрослых. Развитие всех этих направлений поддерживается и действующим мэром. Как результат, более яркими и запоминающимися становятся городские праздники, а город Курган становится более притягательным для гостей и жителей города даже в условиях ограничений в пандемию.

Постепенно под такой стиль руководства подстраиваются и общественные институты города. Так, мэр плотно работает по обращениям курганцев к Уполномоченному по правам человека в Курганской области и по обращениям к депутатам Курганской городской думы.

Одним из острых вопросов, по которому сохраняется общественное напряжение, является активизация точечной застройки в Кургане. Мэр Ситникова держит на личном контроле этот вопрос, но его окончательное решение последует в виде решения судов и после окончания следственных действий СУ СК РФ по Курганской области.

Андрей СЕРЕНКО

Директор Аналитического центра Российского общества политологов

В начале 2022 года в Элисте сменилось руководство – вместо Дмитрия Трапезникова главой горадминистрации стал Шафран Тепшинов. Однако эта ротация никак не повлияла на кризисную ситуацию в столице Калмыкии: в Элисте сохраняются многочисленные проблемы, провоцирующие протестные настроения среди горожан.

Среди этих проблем – безнадёжный рост долга муниципального бюджета, стремительное снижение уровня жизни и обеднение работающего населения, деградация инфраструктуры (непрекращающиеся аварии на газопроводных коммуникациях, электро- и водопроводных сетях) и срыв муниципальных программ её модернизации; наконец, развал системы городского транспорта, превративший почти в подвиг ежедневное перемещение элистинцев по столице Степной республики.

Все эти «городские трагедии» достались в наследство Шафрану Тепшинову от Дмитрия Трапезникова, который перешёл на работу вице-премьером в правительство Калмыкии. Впрочем, маловероятно, что господину Тепшинову удастся хоть в малейшей степени исправить грустную повседневность Элисты. Для этого у него нет ни достаточных ресурсов, ни эффективной команды. Да и личные качества нового градоначальника калмыцкой столицы сейчас вызывают иронические комментарии у чиновников Элистинской мэрии.

Как утверждают злые языки, Шафран Тепшинов пока весьма далёк от образов «отца города», «сильного мэра» и «жёсткого хозяйственника». Якобы он слишком психологически зависим не только от главы республики Бату Хасикова, который мало что понимает в муниципальном управлении, но и от «серых кардиналов» калмыцкой политики – руководителя администрации главы Калмыкии Чингиза Берикова и председателя ресизбиркома Бемби Чужаева. По слухам, Бериков и Чужаев полностью контролируют каждый шаг Тепшинова, который, впрочем, не очень и стремится к самостоятельности. Этот контроль помогает «кардиналам» решать важные для себя и своего окружения вопросы в столице Калмыкии, однако он никак не способствует процветанию Элисты.

Скорее всего, ни о каком развитии главного города Степной республики речь в обозримой перспективе идти не будет. Элисте просто придётся выживать в крайне сложной бюджетно-кредитной, инфраструктурной и социально-политической ситуации. Впрочем, задачи реального развития Элисты вряд ли входят в планы нового руководства города. Как говорят, приоритетом Шафрана Тепшинова должно стать «правильное проведение» выборов (возможно, досрочных) в Народный хурал (парламент) Калмыкии. А с этим могут быть серьёзные проблемы, несмотря на то, что «серые кардиналы» калмыцкой политики делают ставку на волшебные возможности электронного дистанционного голосования (ЭДГ). На недавних выборах в Госдуму партия власти, используя чудеса админресурса, тем не менее, проиграла Элисту левой оппозиции, что, как полагают, и стало позже причиной отставки Дмитрия Трапезникова с поста мэра калмыцкой столицы. От Шафрана Тепшинова в администрации главы республики ждут иного результата – победы «Единой России». Однако добиться этого будет крайне трудно, а в честной борьбе с оппозицией – пожалуй, почти невозможно.

Татьяна ФИЛЕВА

Журналист, главный редактор газеты «Орловская среда»

Новая экономическая и политическая реальность никак не повлияла на деятельность мэра Орла Юрия Парахина. Если судить по официальной информации администрации города и по страницам мэра в социальных сетях, где он рассказывает о своей деятельности, то можно сделать вывод, что основное его занятие в последний месяц – это участие в различных мероприятиях. Он поздравляет коммунальщиков с профессиональным праздником, отмечает 25 лет со дня введения должности мэра Орла (при этом не забывает называть себя Мэром с большой буквы), награждает учителей и воспитателей года, поздравляет женщин с 8 Марта, а жителей города – с Масленицей. Разумеется, в ряду мероприятий есть и те, которые отвечают нынешней политической повестке: в марте мэр посетил пункт временного размещения беженцев из Донбасса, поучаствовал в праздновании годовщины Крымской весны.

Между тем жители города, как представляется, хотели бы сейчас видеть в Парахине прежде всего кризисного менеджера. В Орле, например, наблюдается дефицит сахара (при том, что в регионе действуют четыре сахарных завода), некоторых лекарственных препаратов, ряда других товаров. При этом, если областная власть и надзорные органы хоть как-то пытаются влиять на ситуацию (пока, правда, не слишком удачно), то мэр города ограничился тем, что в ответ на жалобы граждан демонстративно посетил один из магазинов и сообщил: сахар там есть. Между тем в соседнем Липецке местные власти решают «сахарную» проблему увеличением количества ярмарок выходного дня, где местные производители продают тот же сахар без розничной наценки. Парахин же, как глава муниципальной власти, не сделал даже попытки встретиться с представителями торговых сетей, работающих в областном центре, ни тем более организовать новые торговые площадки для местных производителей, чтобы обеспечить горожан продуктами первой необходимости по приемлемым ценам. Впрочем, это не мешает губернатору Клычкову считать мэра Орла управленцем, способным отвечать на новые вызовы, о чём он сам и сообщил на днях на встрече с депутатами городского и областного советов от СЗРП.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»

Любопытно наблюдать, как мэрия во главе с Юрием Парахиным уже третий год пытается реконструировать в Орле многострадальный Красный мост. Реконструкция должна была завершиться как раз нынешней весной, но вместо этого завершилась уголовным делом по факту растраты выделенных на работы почти 180 млн рублей.

Разумеется, это уголовное дело стало очередным имиджевым ударом и по Парахину, и по губернатору Клычкову. И с четвёртого раза мэрия все же сумела найти нового подрядчика на реконструкцию Красного моста – «Уваровскую ПМК-22» из Московской области. Даже не берусь делать прогнозы, к чему это приведёт на сей раз.

Но и без Красного моста с начала года поводов для критики Парахина хватало. В январе – это уборка снега, а в феврале – пустые полки магазинов. Причём в обоих случаях 44-летний мэр не пытался выстраивать адекватную и, главное, доверительную коммуникацию с населением.

Скажем, в случае с дефицитом сахара вышел конфуз. Губернатор Клычков признал, что проблема есть, а Парахин тут же заявил, что сахара в городе полно. Как известно, коммунист Клычков и «единоросс» Парахин находятся в серьёзной конфронтации. Но зачем эти межпартийные конфликты переносить в экономическую плоскость, да ещё и в такую болезненную для граждан сферу, как товары первой необходимости?!

В любом случае нахождение в регионе двух оппонирующих друг другу политиков – губернатора и мэра областной столицы – эффективности работе обоих не прибавляет. И во многом это становится причиной управленческого паралича. Напомню, что до сих пор нет руководителя (имеется лишь «и. о.») в финансовом управлении мэрии, а в управлении строительства и дорожного хозяйства руководителя не было почти 1,5 года, до начала февраля.

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022) - часть 2 города, главы, администрации, работы, городской, снега, мэрии, глава, власти, числе, столицы, более, также, области, части, нового, проблем, Однако, марта, только

Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022) - часть 2 города, главы, администрации, работы, городской, снега, мэрии, глава, власти, числе, столицы, более, также, области, части, нового, проблем, Однако, марта, только

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]