
Александринский театр
---
Полное официальное название — Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина, в просторечии — Александринка.
Более двух с половиной столетий назад по приказу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года Россия получила собственный национальный театр. Для этого из Ярославля была перевезена группа артистов, которую возглавлял Федор Волков. В книгах по истории культуры этот человек проходит как «отец русского театра». Директором этой первой национальной театральной труппы становится мэтр классицизма – А.П. Сумароков.
Спустя почти полвека для первого русского театра выстраивают специальное здание по проекту Карла Росси (1828-1832), обустраивают перед ним сад - и театр, и сад получают название Александринский (в честь жены царя Николая I, Александры, известной своим пристрастием к этому виду искусства).
На сцене «Александринки» прошли почти все премьеры русской классики и не все из них «срывали шумные аплодисменты». Известен провал здесь, например, пьесы «Чайка» А.П. Чехова, той самой, которой спустя несколько лет пришлось стать триумфом нового театра, но уже в Москве (ныне МХАТ).
«Александринка» была первой не только в театральном деле. Проект К. Росси и работавшего с ним инженера М. Кларка во многом был первым и в самой инженерно-технической мысли XIX века. В этом проекте была впервые в истории предложена новая система металлических конструкций кровли. Эта идея, вызывавшая серьезные опасения и недоверие к архитектору, повлекла за собой даже остановку строительства. Интересно письмо, которое отправил К. Росси тогдашнему министру императорского двора Волконскому. В нем архитектор высказывает свое твердое убеждение в качестве и точности всех расчетов конструкций, и как гарантию предлагает повесить его на стропилах здания, если с крышей когда-нибудь что-нибудь случится. Здание Александринского театра стоит и по сей день, первый в его жизни капитальный ремонт проводили лишь в 2005 году.
После открытия «Александринки» знаменитому архитектору в качестве огромной благодарности была предоставлена в пожизненное и бесплатное пользование театральная ложа. С этим подарком также связана трогательно-печальная история. Именитый архитектор, преобразивший своими творениями Санкт-Петербург почти постоянно нуждался в деньгах, и поэтому он периодически продавал эту ложу.
В один из таких эпизодов в «россиновской» ложе произошел крупный скандал, почти сорвавший представление. Билеты оказались у представителей разных социальных страт – купца и дворянина, совместный просмотр спектакля в таком случае был невозможен. Этот эпизод оказался драматическим для К. России – своей безвозмездной ложи он лишился. Надо сказать, что в 1832 году Росси и вовсе отошел от архитектурного творчества, рассорившись с придворными Николая I, и в 1849 году умер практически в абсолютном забвении.
Александринский театр поражает не только своей классической грандиозной архитектурой и великолепием декоративного убранства фасада и внутренних интерьеров. При проведении капитальных ремонтных работ, например, была обнаружена абсолютная пригодность «россиновской» системы вентиляции, что обеспечивало максимальную защиту здания от пожаров.
С самого начала в театре была поставлена система парового отопления, что в то время было в диковинку. Более того, был обнаружен даже действующий термометр этого отопления, замурованный в стене театра.
В те далекие времена у подъезда Александринского театра собиралась огромная очередь экипажей и карет, поскольку существовало светское «мнение», что в этот величественно-роскошный театр ходить пешком неприлично.
Более двух с половиной столетий назад по приказу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года Россия получила собственный национальный театр. Для этого из Ярославля была перевезена группа артистов, которую возглавлял Федор Волков. В книгах по истории культуры этот человек проходит как «отец русского театра». Директором этой первой национальной театральной труппы становится мэтр классицизма – А.П. Сумароков.
Спустя почти полвека для первого русского театра выстраивают специальное здание по проекту Карла Росси (1828-1832), обустраивают перед ним сад - и театр, и сад получают название Александринский (в честь жены царя Николая I, Александры, известной своим пристрастием к этому виду искусства).
На сцене «Александринки» прошли почти все премьеры русской классики и не все из них «срывали шумные аплодисменты». Известен провал здесь, например, пьесы «Чайка» А.П. Чехова, той самой, которой спустя несколько лет пришлось стать триумфом нового театра, но уже в Москве (ныне МХАТ).
«Александринка» была первой не только в театральном деле. Проект К. Росси и работавшего с ним инженера М. Кларка во многом был первым и в самой инженерно-технической мысли XIX века. В этом проекте была впервые в истории предложена новая система металлических конструкций кровли. Эта идея, вызывавшая серьезные опасения и недоверие к архитектору, повлекла за собой даже остановку строительства. Интересно письмо, которое отправил К. Росси тогдашнему министру императорского двора Волконскому. В нем архитектор высказывает свое твердое убеждение в качестве и точности всех расчетов конструкций, и как гарантию предлагает повесить его на стропилах здания, если с крышей когда-нибудь что-нибудь случится. Здание Александринского театра стоит и по сей день, первый в его жизни капитальный ремонт проводили лишь в 2005 году.
После открытия «Александринки» знаменитому архитектору в качестве огромной благодарности была предоставлена в пожизненное и бесплатное пользование театральная ложа. С этим подарком также связана трогательно-печальная история. Именитый архитектор, преобразивший своими творениями Санкт-Петербург почти постоянно нуждался в деньгах, и поэтому он периодически продавал эту ложу.
В один из таких эпизодов в «россиновской» ложе произошел крупный скандал, почти сорвавший представление. Билеты оказались у представителей разных социальных страт – купца и дворянина, совместный просмотр спектакля в таком случае был невозможен. Этот эпизод оказался драматическим для К. России – своей безвозмездной ложи он лишился. Надо сказать, что в 1832 году Росси и вовсе отошел от архитектурного творчества, рассорившись с придворными Николая I, и в 1849 году умер практически в абсолютном забвении.
Александринский театр поражает не только своей классической грандиозной архитектурой и великолепием декоративного убранства фасада и внутренних интерьеров. При проведении капитальных ремонтных работ, например, была обнаружена абсолютная пригодность «россиновской» системы вентиляции, что обеспечивало максимальную защиту здания от пожаров.
С самого начала в театре была поставлена система парового отопления, что в то время было в диковинку. Более того, был обнаружен даже действующий термометр этого отопления, замурованный в стене театра.
В те далекие времена у подъезда Александринского театра собиралась огромная очередь экипажей и карет, поскольку существовало светское «мнение», что в этот величественно-роскошный театр ходить пешком неприлично.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]