Турецкие дневники . Манавгат: Сиде — 4
---
Продолжаем экскурсию законченную в прошлый раз здесь https://cand-orel.livejournal.com/1129225.html.
Карта традиционно остается, мы пришли к левой (по карте) оконечности полуострова и движемся вдоль гавани:
Направо — морской простор и субтропическая красота:
Налево — продуктовый торговый центр Sultan Kuruyemiş и другие лавчонки, где есть всё, как в Греции.
Перед магазином лицом к морю — памятник Ататюрку:
Мустафа Кемаль Ататюрк (ранее Гази Мустафа Кемаль-паша) (тур. Mustafa Kemal Atatürk; 1881, Салоники, Салоникский вилайет, Османская империя — 10 ноября 1938, Долмабахче, Бешикташ, Стамбул) — османский и турецкий государственный, политический и военный деятель. Основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.
Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство.
Кемаль провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922) провозглашение республики (29 октября 1923), де-юре упразднение на тот момент де-факто уже не существующего халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности.
Приглядитесь — есть текст и на русском языке.
Как председатель Великого национального собрания (1920—1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и любовь нации.
В целом, если оценивать роль Кемаля в Турецком государстве, по-моему, в заслугу стоит отнести сохранение целостности государственности Турции, а так же поворот страны к светскому государству.
Но, опять же по-моему, к этим заслугам его сейчас относятся как к прошлым и не отвечающим интересам сегодняшнего дня. Я уже более десяти лет езжу в Турцию и вижу, если в начале к светскому государству стремились, но однозначно не достигли, далеко не достигли; то сейчас наблюдается всё большая исламизация и зреют всякие реваншистские идеи насчет османского прошлого. Не сказать, что прям исламская революция, как в Иране, но какой-то откат от светского государства идет.
Иранские девушки до исламской революции
И потом надо вспомнить, что Кемаль привил народу с его точки зрения здоровый национализм, который умело прячется (не всегда) в бытовом общении с туристами; но ещё озаботит нас всех вкупе с реваншистскими идеями.
А мы свернули на улицу Нар (Nar — это на их наречии, фрукт гранат), собственно, некий символ региона.
За магазином виднеется мечеть Selimiye Cami:
Гавань:
А мы вышли к площади Аполлона, где сейчас выполняются реставрационные работы.
Храм Аполлона в Сиде построен во II веке н. э., во времена правления Антонина Пия. Был разрушен при строительстве атриума христианской базилики. Остатки двух античных храмов в 1885 году обнаружил польский путешественник Кароль Лянцкоронский. В 1947—1966 года в Сиде проводились масштабные раскопки под руководством археолога А. Ф. Манселя. Он определил дату постройки храмов и атрибутировал больший из них как храм Афины и меньший как храм Аполлона. В результате раскопок были обнаружены многочисленные обломки, результатом изучения которых было решение частично восстановить храм Аполлона. После длительной подготовки в 1991 году были восстановлены пять колонн с антаблементом и часть западного фронтона.
Храм Аполлона — это коринфский гексастильный (6 колонн по короткой стороне) периптер с 11 колоннами по длинной стороне. Размер стилобата 16 х 30 метров. Колонны высотой 8,85 метров включая капители имеют по 24 канеллюры. Внутри птерона (внешняя колоннада античного храма) находился пронаос с двумя колоннами и целла. Фриз состоит из консолей с отделкой оснований листьями аканта, напоминающих дорические триглифы, и метопов с рельефами голов Горгоны Медузы. Данные рельефы дают основание некоторым современным исследователям считать манселевскую атрибуцию храма ошибочной, и на самом деле храм посвящен Афине. Согласно легенде Персей принес голову Горгоны Афине, которая закрепила ее на своей эгиде.
А вот и пресловутая Side Güney Bazilikası:
Базилика и дворец епископа города Сиде являются одними из наиболее интересных и известных достопримечательностей страны. Этот яркий пример Византийской архитектуры находится недалеко от Восточных ворот города, на пересечении двух улиц – колонной улицы, берущей начало от Главных городских ворот, и улицы, идущей от восточных ворот города Сиде. Вход в сооружение расположен с восточной стороны.
Базилика епископа по праву считается одним из самых старых сооружений, сохранившихся в Турции до наших дней. Примерная дата начала ее строительства – 6 век до нашей эры. Как базилика, так и дворец, имеют свои особенные геометрические пропорции.
Комплекс состоит из множества помещений. В центре базилики находится квадратная гостиная комната, которая состоит из трех небольших отделений. После нартекса (крытое помещение между входом и серединой при передней стене храма) базилика разделяется на три нефа с двумя стройными рядами колонн. Алтарь направлен на восток. Изнутри он выглядит круглым, а внешне – имеет треугольную форму. В алтарном помещении ранее были трехступенчатые сидения для служителей базилики.
К югу от базилики находится епископский дворец, он состоит из параллельно расположенных помещений разной формы. Между этими двумя конструкциями находиться мартрион (комната-усыпальница), в западной части которого находится вход во дворец. Неподалеку от дворца находится и небольшая часовня епископа. Когда-то весь этот архитектурный комплекс был окружен высокими стенами и находился в прекрасном саду. Его площадь занимает около 9700 кв. м. Базилика и дворец были распланированы и частично построены в период, когда Сиде был выбран местом резиденции епископа, но свой окончательный вид приобрели только через несколько веков. К сожалению, сегодня базилика находится в полуразрушенном состоянии, но несмотря на это, оригинальная турецкая архитектура, умело дополненная византийскими мотивами, притягивает к этому комплексу большое количество ценителей исторических особенностей культуры древней Турции.
А мы ещё чуть понаслаждаемся морскими видами...
И поворачиваем назад, ещё полюбуемся местными видами и красотами.
На "паровозике" домой:
В Сиде прогулку закончили, теперь по другим местам Манавгата.
Карта традиционно остается, мы пришли к левой (по карте) оконечности полуострова и движемся вдоль гавани:
Направо — морской простор и субтропическая красота:
Налево — продуктовый торговый центр Sultan Kuruyemiş и другие лавчонки, где есть всё, как в Греции.
Перед магазином лицом к морю — памятник Ататюрку:
Мустафа Кемаль Ататюрк (ранее Гази Мустафа Кемаль-паша) (тур. Mustafa Kemal Atatürk; 1881, Салоники, Салоникский вилайет, Османская империя — 10 ноября 1938, Долмабахче, Бешикташ, Стамбул) — османский и турецкий государственный, политический и военный деятель. Основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.
Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство.
Кемаль провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922) провозглашение республики (29 октября 1923), де-юре упразднение на тот момент де-факто уже не существующего халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, очищение турецкого языка от арабских и персидских заимствований, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности.
Приглядитесь — есть текст и на русском языке.
Как председатель Великого национального собрания (1920—1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и любовь нации.
В целом, если оценивать роль Кемаля в Турецком государстве, по-моему, в заслугу стоит отнести сохранение целостности государственности Турции, а так же поворот страны к светскому государству.
Но, опять же по-моему, к этим заслугам его сейчас относятся как к прошлым и не отвечающим интересам сегодняшнего дня. Я уже более десяти лет езжу в Турцию и вижу, если в начале к светскому государству стремились, но однозначно не достигли, далеко не достигли; то сейчас наблюдается всё большая исламизация и зреют всякие реваншистские идеи насчет османского прошлого. Не сказать, что прям исламская революция, как в Иране, но какой-то откат от светского государства идет.
Иранские девушки до исламской революции
И потом надо вспомнить, что Кемаль привил народу с его точки зрения здоровый национализм, который умело прячется (не всегда) в бытовом общении с туристами; но ещё озаботит нас всех вкупе с реваншистскими идеями.
А мы свернули на улицу Нар (Nar — это на их наречии, фрукт гранат), собственно, некий символ региона.
За магазином виднеется мечеть Selimiye Cami:
Гавань:
А мы вышли к площади Аполлона, где сейчас выполняются реставрационные работы.
Храм Аполлона в Сиде построен во II веке н. э., во времена правления Антонина Пия. Был разрушен при строительстве атриума христианской базилики. Остатки двух античных храмов в 1885 году обнаружил польский путешественник Кароль Лянцкоронский. В 1947—1966 года в Сиде проводились масштабные раскопки под руководством археолога А. Ф. Манселя. Он определил дату постройки храмов и атрибутировал больший из них как храм Афины и меньший как храм Аполлона. В результате раскопок были обнаружены многочисленные обломки, результатом изучения которых было решение частично восстановить храм Аполлона. После длительной подготовки в 1991 году были восстановлены пять колонн с антаблементом и часть западного фронтона.
Храм Аполлона — это коринфский гексастильный (6 колонн по короткой стороне) периптер с 11 колоннами по длинной стороне. Размер стилобата 16 х 30 метров. Колонны высотой 8,85 метров включая капители имеют по 24 канеллюры. Внутри птерона (внешняя колоннада античного храма) находился пронаос с двумя колоннами и целла. Фриз состоит из консолей с отделкой оснований листьями аканта, напоминающих дорические триглифы, и метопов с рельефами голов Горгоны Медузы. Данные рельефы дают основание некоторым современным исследователям считать манселевскую атрибуцию храма ошибочной, и на самом деле храм посвящен Афине. Согласно легенде Персей принес голову Горгоны Афине, которая закрепила ее на своей эгиде.
А вот и пресловутая Side Güney Bazilikası:
Базилика и дворец епископа города Сиде являются одними из наиболее интересных и известных достопримечательностей страны. Этот яркий пример Византийской архитектуры находится недалеко от Восточных ворот города, на пересечении двух улиц – колонной улицы, берущей начало от Главных городских ворот, и улицы, идущей от восточных ворот города Сиде. Вход в сооружение расположен с восточной стороны.
Базилика епископа по праву считается одним из самых старых сооружений, сохранившихся в Турции до наших дней. Примерная дата начала ее строительства – 6 век до нашей эры. Как базилика, так и дворец, имеют свои особенные геометрические пропорции.
Комплекс состоит из множества помещений. В центре базилики находится квадратная гостиная комната, которая состоит из трех небольших отделений. После нартекса (крытое помещение между входом и серединой при передней стене храма) базилика разделяется на три нефа с двумя стройными рядами колонн. Алтарь направлен на восток. Изнутри он выглядит круглым, а внешне – имеет треугольную форму. В алтарном помещении ранее были трехступенчатые сидения для служителей базилики.
К югу от базилики находится епископский дворец, он состоит из параллельно расположенных помещений разной формы. Между этими двумя конструкциями находиться мартрион (комната-усыпальница), в западной части которого находится вход во дворец. Неподалеку от дворца находится и небольшая часовня епископа. Когда-то весь этот архитектурный комплекс был окружен высокими стенами и находился в прекрасном саду. Его площадь занимает около 9700 кв. м. Базилика и дворец были распланированы и частично построены в период, когда Сиде был выбран местом резиденции епископа, но свой окончательный вид приобрели только через несколько веков. К сожалению, сегодня базилика находится в полуразрушенном состоянии, но несмотря на это, оригинальная турецкая архитектура, умело дополненная византийскими мотивами, притягивает к этому комплексу большое количество ценителей исторических особенностей культуры древней Турции.
А мы ещё чуть понаслаждаемся морскими видами...
И поворачиваем назад, ещё полюбуемся местными видами и красотами.
На "паровозике" домой:
В Сиде прогулку закончили, теперь по другим местам Манавгата.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]