Спасение ближе, чем кажется
---
Когда-то в светлое будущее и счастье вопреки всем возникающим преградам населению нашей страны верилось легко. Сейчас, глядя на состояние отечественной экономики, приходится делать менее утешительные прогнозы, и грядущее уже не кажется таким беззаботным. Однако выход из кризиса есть, хотя по непонятной причине мало кто хочет в этом признаваться. Он существует и находится гораздо ближе, чем может показаться.
Текущее кризисное положение в очередной раз демонстрирует неподготовленность российской экономики к внешним изменениям, чем снова доказывает необходимость её реформации. Более того, подобные эпизоды из истории российской экономики и регулярность их повторений подталкивают нас к более глобальному вопросу — вопросу о готовности государства и общества к изменениям, которые просто необходимы в этих условиях.
«Россия — пространство вертикальных структур, расходующих людей, как ресурс, сверхконцентрации власти и постоянных переделов собственности. Нас сжимают, а мы упорно принимаем старую форму, примерно XVIII века.»
Яков Миркин. «Закрепощённое государство. Почему мы строим заборы и не любим друг друга»
В этой же статье российский экономист Яков Миркин рассуждает о, к сожалению, уже привычной для нас скачкообразной модели развития государства, где эффективные действия предпринимаются лишь перед лицом реальной угрозы. Мотивацией к позитивным переменам, которые в таком случае обозначают элементарное сохранение стабильности, служит только желание избежать кризисного положения. Эту тактику — разрешение проблем по мере их поступления — в своё время пыталась интегрировать в повседневность либеральная общественность эпохи 90-х. Об итогах подобных решений мы все более чем осведомлены, но стоит также напомнить, что не нам одним пришлось пройти через многочисленные испытания экономической нестабильностью.
«Как гласит статистика, начало 90-х — не самое благоприятное время для жизнедеятельности населения: инфляция, реформы, дисбаланс общества, отсутствие ощущения стабильности среди людей. Снова обращаясь к статистике, к середине 1990-х ВВП таких стран, как Таджикистан, Грузия, Молдавия, Азербайджан и Украина сократился в 2 раза. Соответственно, население этих стран более существенно ощутило последствия от экономического кризиса.»
Вячеслав Тимченко
Но прошлое благополучно забыто, и опыт из прошлых ошибок не извлечён. Так без изменений прошли «сытые» нулевые, а разговоры о необходимости глобальных реформ стали слышны только после очередного нефтяного кризиса. Наращивание экспорта нефти странами-добытчиками оказывало немалое давление на рынок, что, в сочетании с агрессивной политикой Саудовской Аравии, делает предсказание дальнейшего развития событий затруднительным. Тенденции неутешительны, будущее туманно.
«За прошлый год индустрия лишилась более $1,5 трлн и продолжает нести потери. Нефтяники пересматривают инвестпланы, оставляя лишь те месторождения, рентабельность которых сохраняется даже при стоимости барреля в районе $30. В России в действующем налоговом режиме большинство проектов при такой цене не окупаются. Соответственно, немногие из них доживут до 2017–2020 годов, когда рынок придёт в чувство.»
Михаил Слободин. «Надежда умирает последней, и она умерла»
Не добавляют стабильности экономике и обострившиеся отношения с некоторыми зарубежными странами. Конец советской эпохи был ознаменован переориентацией на западные ценности и, несмотря на возникающие трудности во взаимоотношениях с некоторыми государствами, общий вектор развития был довольно ясен. Однако идеи развития страны и реальные действия по реализации планов — не одно и то же: халатность правительства 90-х служит первоисточником нынешних проблем с экономикой. Ситуация несколько изменилась с приходом Путина, который позиционировал РФ как сильного игрока на мировой арене, желающего добиться равноправного партнёрства со странами Европы и США, однако и эта перспективная программа на практике оказалась не такой эффективной. С переменным успехом сотрудничество развивалось, но, в чём бы ни было дело — в вышеупомянутой отсталости экономики России или же в исторически настороженном отношении стран Запада к своему восточному соседу — результат один: развитие долгосрочных партнёрских отношений оказалось несовместимым с текущими политическими интересами. Такая ситуация рисует для нас не самые выгодные перспективы:
«Мы отстаём от Венесуэлы. Каракас уже пытается как-то выйти из социалистического тупика, а Россия в него пока только входит. Экономически 2016 год для нас будет похож на 2015. Полагаю, что экономика потеряет два-три процента ВВП. Инфляция будет двузначная: около 12-13%, если всё будет спокойно и тихо, либо чуть выше, если будут какие-то проблемы в банковском секторе (начнут печатать деньги, чего очень не хотелось бы).»
Андрей Мовчан. «Бизнес уйдёт в тень»
О чём нам это говорит? Формирование конкурентной экономики должно происходить не за счёт стремления к Западу, а за счёт контроля внутренних процессов и выстраивания связей с ближайшими — как по географическому положению, так и по менталитету — государствами. Россия привыкла считать себя наиболее развитой из стран СНГ, и относиться к другим жителям постсоветского пространства с лёгким пренебрежением, однако необходимость взаимной интеграции с этими странами на более глубоком уровне становится всё более очевидной с каждой новой вехой в развитии отношений с Западом. Кроме того, нам стоит обратиться к цифрам и фактам: у наших ближайших соседей ситуация отнюдь не так безнадёжна. Социальные и политические аспекты этой непростой ситуации были частично рассмотрены в статье, размещённой в блоге Савельева, а мы же более подробно сосредоточимся на экономических реалиях.
Прирост/снижение потребительских цены в целом и цен на продовольственные товары в странах СНГ в декабре 2015 (в процентах к декабрю 2014 года) по данным Статкомитета СНГ
Необходимость менять тактику и отходить от вышеупомянутой покровительской модели поведения со странами СНГ становится всё очевиднее. Нужно переходить к более здоровому взаимодействию, предполагающему взаимную интеграцию государств во всех сферах. Необходимо перенимать опыт соседей. Так или иначе, сейчас весь наш регион терпит убытки от экономической нестабильности, и это касается не только нефтедобывающих стран. Совместное преодоление трудностей может стать основой продуктивного сотрудничества и ближе познакомить Россию с теми подходами к управлению, которые помогают справляться с кризисом окружающим нас государствам.
«Сохраняя и расширяя традиционные связи с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, необходимо пристальное внимание обратить на такого многолетнего „аутсайдера“ интеграционных объединений СНГ, как Азербайджан. В своё время сделавшая ставку на запад, эта страна сейчас подвергается обструкции со стороны Запада — причём одновременно и со стороны США, и со стороны ЕС. Между тем сейчас Азербайджан сбросил курс маната с 1,05 за доллар до 1,55. Страна стремится диверсифицировать свой экспорт, уйти от тотальной зависимости от нефтегазового экспорта. Огромные резервы тут — в традиционных российских рынках для азербайджанской сельскохозяйственной продукции. Азербайджан уже начал занимать нишу ЕС и Турции в российском продовольственном импорте. Нет никаких оснований сопротивляться этой тенденции.» Дмитрий Бабич
Пришло время, когда не только наши соседи могут перенять у нас управленческие и экономические модели. Не зря многие видят в кризисном положении новые возможности, лучшей из которых несомненно является интеграция с теми государствами, географическое, социальное и финансовое положение которых напоминает состояние нашей страны. В сложившейся ситуации важно использовать любую возможность учиться друг у друга, сотрудничать с теми, кто идёт навстречу. Совместная работа над решением этих задач поможет России не только выйти из кризиса, но и выйти из него, имея верных союзников и надёжных партнёров.
Ниже представлены основные макроэкономические показатели стран СНГ (январь-сентябрь 2015 в % к январю-сентябрю 2014)
Данные взяты с сайта http://www.cisstat.com/
Данные кризисного 2015 также показывают, что отдельные члены СНГ смогли выдать куда более впечатляющие показатели, чем Россия. Значения оборота розничной торговли в нашей стране сильно отличаются от достижений Азербайджана, Казахстана и Узбекистана и некоторых других соседей. Именно это, а не укоренившиеся в сознании стереотипы, мы должны учитывать при построении стратегии выхода из сложившейся экономической ситуации. Более плотное взаимодействие с соседями может принести России пользу, о которой она пока не подозревает или не хочет знать.
«Выстраивая сегодня вектор экономической политики Российской Федерации, законодательной и исполнительной власти удалось найти золотую середину: с одной стороны, мы постарались сделать всё возможное на сегодняшний день для обеспечения товарных потребностей внутри страны без впадения в автаркические крайности, с другой стороны — укрепить торговые связи с нашими геополитическими партнёрами. На сегодняшний день — это страны ЕАЭС и БРИКС.»
Вячеслав Тимченко
Спасение и выход из кризиса существуют, более того — прогрессивными экономистами уже озвучены пути, которые могут привести страну к выходу из неблагоприятной ситуации. Необходимо переменить своё отношение к соседним государствам и обратить пристальное внимание на их методы вывода страны из сложного положения. Но воспользуется ли Россия возможностью дать старт серьёзным экономическим изменениям и реализации идеи ЕАЭС? Ответа на этот вопрос все ждут с нетерпением.
Взято: nikitskij.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]