ВШЭ: пора менять правила
---
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что действующая бюджетная политика России ведет к деградации социальной и дорожной сферы. Он считает, что ситуацию могло бы изменить принятие нового, более мягкого бюджетного правила.
Выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы накануне, 6 июня, Кузьминов предложил повысить хотя бы на $5 цену отсечения для направления дополнительных доходов в Резервный фонд. "Социальная сфера и дорожная инфраструктура деградируют при цене отсечения $40 за баррель нефти. Цену отсечения можно было бы увеличить на $5," — цитирует ректора ВШЭ РБК.
Кузьминов предложил Минфину учесть его предложение при реконструировании бюджета. Он добавил, что при сокращении издержек во всех других отраслях, кроме науки, здравоохранения и образования, можно в разы повысить производительность и сократить дефицит человеческого капитала. "У нас наблюдается раздвоенность сознания: провозглашаем одно, а делаем другое. Сомневаюсь, что нам удастся поддержать здравоохранение, науку и образование путем перераспределения средств из других сфер," — добавил он.
Таким образом, Ярослав Кузьминов поддержал инициативу, ранее предложенную экс-министром финансов Алексеем Кудриным, который в ходе Петербургского экономического форума также озвучил необходимость повышения цены отсечения до $45. По мнению Кудрина, только в этом году это могло бы принести в бюджет дополнительные 460 млрд рублей или 0,5% ВВП.
Сейчас в России действует бюджетное правило, согласно которому все доходы, полученные от продажи нефти и газа свыше 40 долларов за баррель, направляются в резервы. В постоянном бюджетном правиле, которое должно заработать с 2019 года, Минфин предлагает взять за основу также $40 с индексацией этого показателя на инфляцию мировых валют.
Пакет поправок к федеральному бюджету правительство РФ внесло в Госдуму 26 мая. Согласно им, доходы страны по итогам года будут выше на 1,191 трлн рублей и составят 14,68 трлн рублей. Объем расходов также вырастет на 361,8 млрд рублей до 16,60 трлн рублей. Дефицит бюджета по итогам 2017 года сократится с 3,2% ВВП до 2,1% ВВП до 1,923 трлн рублей.
Как пишет агентство Regnum, правительство РФ предложило внести изменения в итоговые цифры, переверстав бюджет исходя из цены на нефть в $45,6. При этом, Минфин подчеркивал, что бюджетное правило — перевод всех дополнительных доходов от более высоких цен на нефть в Резервный фонд — останется неизменным. Текущая версия бюджета составлена исходя из цены на нефть в $40 за баррель.
При перераспределении средств предлагалось на 25 млрд рублей увеличить капитализацию Россельхозбанка, 24 млрд — на стимулирование развития промышленности, 15 млрд — на развитие транспортной инфраструктуры и дорожной отрасли, 11,5 млрд — на финансирование пенсионной системы. Кроме этого, 10 млрд собирались выделить трем наиболее успешным регионам, которые добьются наиболее высоких результатов в развитии налогового потенциала, еще 3 млрд — на поддержку региональных бюджетов.
Доктор экономических наук, профессор, ректор Нижегородского регионального института Управления экономики Василий Козлов считает предложения Кузьминова разумными: "Ярослав Кузьминов относится к той же группе экспертов, что и Алексей Кудрин, поэтому у них мнение, безусловно, общее. В этой связи вряд ли от Кузьминова следует ожидать какой-то другой точки зрения. <...> Сейчас они в публичном пространстве продвигают идею смягчения бюджетного правила для увеличения вложений в экономику. Мне кажется, что такого рода высказывания предшествуют принятию решения. Я не считаю данную идею абсурдной. <...> В этой связи предложение Кузьминова, особенно перед выборами, будет явно не стратегическим решением, но тактически справедливым, потому что надо хоть что-то сделать."
Кандидат экономических наук Александр Гусев (Москва) относится к идее Кузьминова скептически: "Я думаю, никаких смягчений и изменений бюджетного правила не будет, потому что говорить в кабинете — это одно, а как будет Силуанов верстать бюджет — это уже совсем другое. <...> На самом деле вопрос стоит об эффективности расходов, а даже не об объемах. Что касается эффективности, то отчеты Счетной Палаты ее во многом показывают. В этой связи, даже если сделать цену отсечения такую или другую, основной вопрос не решится. <...> В данном случае речь идет о том, чтобы инвестиции были из частного сектора, а они уходят за рубеж. <...> Так надо эти деньги вернуть и вложить их в те же дороги, да и при таком подходе денег в экономике будет больше. Именно это является решением вопроса, а не изменение бюджетного правила."
Заместитель директора Воронежского филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Соломахин называет предложения Кузьминова выполнимыми, но при этом отмечает, что на данном этапе от их реализации лучше было бы отказаться: "Изменение бюджетного правила, конечно, чисто теоретически должно повысить объем перечислений в Резервный фонд. Но надо ли это делать сегодня? Во всяком случае, у меня по этому поводу большие сомнения. <...> По моему мнению, в настоящее время достаточно динамично развиваются и дорожная инфраструктура, и социальная сфера, поэтому не думаю, что стоит менять бюджетное правило. <...> Еще раз подчеркну: надо четко понимать, для чего смягчают бюджетное правило и в каком соотношении это будет принято. Кудрин зачастую говорит в условном наклонении, что изменение правила дало бы возможность увеличения вложений в экономику. Я считаю такие рассуждения господина Кудрина чисто теоретическими, а Ярослав Кузьминов подкрепил их еще своим собственным мнением."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы накануне, 6 июня, Кузьминов предложил повысить хотя бы на $5 цену отсечения для направления дополнительных доходов в Резервный фонд. "Социальная сфера и дорожная инфраструктура деградируют при цене отсечения $40 за баррель нефти. Цену отсечения можно было бы увеличить на $5," — цитирует ректора ВШЭ РБК.
Кузьминов предложил Минфину учесть его предложение при реконструировании бюджета. Он добавил, что при сокращении издержек во всех других отраслях, кроме науки, здравоохранения и образования, можно в разы повысить производительность и сократить дефицит человеческого капитала. "У нас наблюдается раздвоенность сознания: провозглашаем одно, а делаем другое. Сомневаюсь, что нам удастся поддержать здравоохранение, науку и образование путем перераспределения средств из других сфер," — добавил он.
Таким образом, Ярослав Кузьминов поддержал инициативу, ранее предложенную экс-министром финансов Алексеем Кудриным, который в ходе Петербургского экономического форума также озвучил необходимость повышения цены отсечения до $45. По мнению Кудрина, только в этом году это могло бы принести в бюджет дополнительные 460 млрд рублей или 0,5% ВВП.
Сейчас в России действует бюджетное правило, согласно которому все доходы, полученные от продажи нефти и газа свыше 40 долларов за баррель, направляются в резервы. В постоянном бюджетном правиле, которое должно заработать с 2019 года, Минфин предлагает взять за основу также $40 с индексацией этого показателя на инфляцию мировых валют.
Пакет поправок к федеральному бюджету правительство РФ внесло в Госдуму 26 мая. Согласно им, доходы страны по итогам года будут выше на 1,191 трлн рублей и составят 14,68 трлн рублей. Объем расходов также вырастет на 361,8 млрд рублей до 16,60 трлн рублей. Дефицит бюджета по итогам 2017 года сократится с 3,2% ВВП до 2,1% ВВП до 1,923 трлн рублей.
Как пишет агентство Regnum, правительство РФ предложило внести изменения в итоговые цифры, переверстав бюджет исходя из цены на нефть в $45,6. При этом, Минфин подчеркивал, что бюджетное правило — перевод всех дополнительных доходов от более высоких цен на нефть в Резервный фонд — останется неизменным. Текущая версия бюджета составлена исходя из цены на нефть в $40 за баррель.
При перераспределении средств предлагалось на 25 млрд рублей увеличить капитализацию Россельхозбанка, 24 млрд — на стимулирование развития промышленности, 15 млрд — на развитие транспортной инфраструктуры и дорожной отрасли, 11,5 млрд — на финансирование пенсионной системы. Кроме этого, 10 млрд собирались выделить трем наиболее успешным регионам, которые добьются наиболее высоких результатов в развитии налогового потенциала, еще 3 млрд — на поддержку региональных бюджетов.
Доктор экономических наук, профессор, ректор Нижегородского регионального института Управления экономики Василий Козлов считает предложения Кузьминова разумными: "Ярослав Кузьминов относится к той же группе экспертов, что и Алексей Кудрин, поэтому у них мнение, безусловно, общее. В этой связи вряд ли от Кузьминова следует ожидать какой-то другой точки зрения. <...> Сейчас они в публичном пространстве продвигают идею смягчения бюджетного правила для увеличения вложений в экономику. Мне кажется, что такого рода высказывания предшествуют принятию решения. Я не считаю данную идею абсурдной. <...> В этой связи предложение Кузьминова, особенно перед выборами, будет явно не стратегическим решением, но тактически справедливым, потому что надо хоть что-то сделать."
Кандидат экономических наук Александр Гусев (Москва) относится к идее Кузьминова скептически: "Я думаю, никаких смягчений и изменений бюджетного правила не будет, потому что говорить в кабинете — это одно, а как будет Силуанов верстать бюджет — это уже совсем другое. <...> На самом деле вопрос стоит об эффективности расходов, а даже не об объемах. Что касается эффективности, то отчеты Счетной Палаты ее во многом показывают. В этой связи, даже если сделать цену отсечения такую или другую, основной вопрос не решится. <...> В данном случае речь идет о том, чтобы инвестиции были из частного сектора, а они уходят за рубеж. <...> Так надо эти деньги вернуть и вложить их в те же дороги, да и при таком подходе денег в экономике будет больше. Именно это является решением вопроса, а не изменение бюджетного правила."
Заместитель директора Воронежского филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Соломахин называет предложения Кузьминова выполнимыми, но при этом отмечает, что на данном этапе от их реализации лучше было бы отказаться: "Изменение бюджетного правила, конечно, чисто теоретически должно повысить объем перечислений в Резервный фонд. Но надо ли это делать сегодня? Во всяком случае, у меня по этому поводу большие сомнения. <...> По моему мнению, в настоящее время достаточно динамично развиваются и дорожная инфраструктура, и социальная сфера, поэтому не думаю, что стоит менять бюджетное правило. <...> Еще раз подчеркну: надо четко понимать, для чего смягчают бюджетное правило и в каком соотношении это будет принято. Кудрин зачастую говорит в условном наклонении, что изменение правила дало бы возможность увеличения вложений в экономику. Я считаю такие рассуждения господина Кудрина чисто теоретическими, а Ярослав Кузьминов подкрепил их еще своим собственным мнением."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]