
Жесты и выкрики японских железнодорожников
---
Помните, нас в детстве учили, не показывать пальцем, что это не вежливо?.. Так вот в Японии, где вежливость ценят, как нигде в мире, всё наоборот. Любой внимательный турист, который сколько-нибудь пользовался отличными японскими рельсовым транспортом, наверняка замечал, что практически все железнодорожники постоянно указывают на что-то пальцами, и при этом выкрикивают различные заклинания на японском.

Указательный палец в белой перчатке - визитка японских Ж/Д-работников
Эта система жестов и выкриков не спроста. Она называется "Шиса Канко", и служит для улучшения рабочей безопасности в любой сфере, где служащие должны выполнять повторяющиеся, однородные действия много раз в день.
1. Шиса Канко (по английски это "pointing and calling") была разработана для железнодорожной компанией города Кобе, ещё в начале XX века. Японская Империя тогда переживала период быстрой индустриализации, и власти искали как бы обезопасить работу поездов. Главной проблемой был человеческий фактор - правила устанавливали списки действий, которые должны были предпринимать железнодорожники, но с прохождением времени монотонность этой работы приводила к невнимательности и халатности. Некоторые пункты проверок начинали пропускаться "на авось", что могло привести к серьёзным последствиям.

2. Главная идея системы жестов и выкриков заключается в том, что человек в укрепляет умственное действие физическим жестом и голосовым сигналом. Например, машинисту мало посмотреть на зелёный свет, перед тем, как тронуть состав. Он должен указать на семафор, и громко сказать "Зелёный свет, можно ехать". Таким образом не только он сам более внимательно относится к своим действиям, но и все окружающие видят, что он не забыл проверить важный индикатор, или выполнить пункт техники безопасности.

Система Шиса Канко началась с одних выкриков: машинисты вслух объявляли указатели и семафоры, которые видели. Через некоторое время к этому добавили требование показывать пальцем на объект интереса.
3. Со временем эта система распространилась на все железнодорожные компании Японии. Вот например кондуктор в "частной" компании (которая не входит в группу JR) проверяет, что все двери закрыты, перед тем, как отправить поезд. Мы знаем, что он не из JR по отсутствию белых перчаток.

Жестами и выкриками пользуются проводники, машинисты, кондукторы, и дежурные по платформе. Вот например работник на платформе знаменитой линии Яманоте в Токио проверяет, чтобы на рельсах перед приходящим поездом не было никаких помех. При этом он не просто показывает на пути, а проводит пальцем вдоль перрона, от последнего вагона до первого, демонстрируя, что просмотрел всю длину станции:
Проведённое в середине девяностых исследование японского Железнодорожного Института показало, что такая система устраняет примерно 85% ошибок, совершаемых железнодорожным персоналом.
4. Сегодня жесты и выкрики присутствуют во всём японском транспорте. Даже водитель фуникулёра каждые двести метров на что-то показывает и выкрикивает громко на всю пустую кабину.

5. "Впереди въезд в туннель!"

6. "Впереди встречный вагончик! Сейчас будем с ним разъезжаться. Рельсы свободны!"

7. "Впереди ничего нет. Всё нормально, это я просто так показываю!"

8. Кроме техники безопасности, эта система работает для повышения пунктуальности. В отличии от разгилдяйских поездов Германии, японцы гордятся тем, что всё у них ходит строго по расписанию. Для этого каждому машинисту компания выдаёт индивидуальные часы, которые он вставляет в специальное гнездо на панели поезда. Во время каждой остановки машинист сверяет время в расписании со временем на часах, при этом указывая на нужное место пальцем, и вслух объявляет это никому.

9. На экранчике четыре, и на панели тоже четыре! Всё сходится! (Не спрашивайте меня, что это значит...)

10. Каждый приход и уход на станции состава сверхскоростного синкансэна сопровождается множеством жестов и выкриков работников компаний JR.

11. Даже мультяшные персонажи-талисманы нанесённые на вагоны демонстрируют систему Шиса Канко.

12. В современной Японии эту систему у железнодорожников позаимствовали не только другие транспортники (автобусы, и т.д.). Её взяли на вооружение во многих индустриальных производствах, на заводах, электростанциях и так далее.

В остальном мире жесты и выкрики пока не сильно распространены, очевидно все эти показывания пальцем кажутся многим слишком уж нелепыми. (Даже некоторые японцы стесняются выполнять эти жесты чётки, и вместо этого вяло махают рукой в нужном направлении.)
Но есть за пределами Японии как минимум одна довольно серьёзная система рельсового транспорта, где всё же решили перенять опыт жеста показывания пальцем. Может кто-нибудь знает, какая?..

Указательный палец в белой перчатке - визитка японских Ж/Д-работников
Эта система жестов и выкриков не спроста. Она называется "Шиса Канко", и служит для улучшения рабочей безопасности в любой сфере, где служащие должны выполнять повторяющиеся, однородные действия много раз в день.
1. Шиса Канко (по английски это "pointing and calling") была разработана для железнодорожной компанией города Кобе, ещё в начале XX века. Японская Империя тогда переживала период быстрой индустриализации, и власти искали как бы обезопасить работу поездов. Главной проблемой был человеческий фактор - правила устанавливали списки действий, которые должны были предпринимать железнодорожники, но с прохождением времени монотонность этой работы приводила к невнимательности и халатности. Некоторые пункты проверок начинали пропускаться "на авось", что могло привести к серьёзным последствиям.

2. Главная идея системы жестов и выкриков заключается в том, что человек в укрепляет умственное действие физическим жестом и голосовым сигналом. Например, машинисту мало посмотреть на зелёный свет, перед тем, как тронуть состав. Он должен указать на семафор, и громко сказать "Зелёный свет, можно ехать". Таким образом не только он сам более внимательно относится к своим действиям, но и все окружающие видят, что он не забыл проверить важный индикатор, или выполнить пункт техники безопасности.

Система Шиса Канко началась с одних выкриков: машинисты вслух объявляли указатели и семафоры, которые видели. Через некоторое время к этому добавили требование показывать пальцем на объект интереса.
3. Со временем эта система распространилась на все железнодорожные компании Японии. Вот например кондуктор в "частной" компании (которая не входит в группу JR) проверяет, что все двери закрыты, перед тем, как отправить поезд. Мы знаем, что он не из JR по отсутствию белых перчаток.

Жестами и выкриками пользуются проводники, машинисты, кондукторы, и дежурные по платформе. Вот например работник на платформе знаменитой линии Яманоте в Токио проверяет, чтобы на рельсах перед приходящим поездом не было никаких помех. При этом он не просто показывает на пути, а проводит пальцем вдоль перрона, от последнего вагона до первого, демонстрируя, что просмотрел всю длину станции:
Проведённое в середине девяностых исследование японского Железнодорожного Института показало, что такая система устраняет примерно 85% ошибок, совершаемых железнодорожным персоналом.
4. Сегодня жесты и выкрики присутствуют во всём японском транспорте. Даже водитель фуникулёра каждые двести метров на что-то показывает и выкрикивает громко на всю пустую кабину.

5. "Впереди въезд в туннель!"

6. "Впереди встречный вагончик! Сейчас будем с ним разъезжаться. Рельсы свободны!"

7. "Впереди ничего нет. Всё нормально, это я просто так показываю!"

8. Кроме техники безопасности, эта система работает для повышения пунктуальности. В отличии от разгилдяйских поездов Германии, японцы гордятся тем, что всё у них ходит строго по расписанию. Для этого каждому машинисту компания выдаёт индивидуальные часы, которые он вставляет в специальное гнездо на панели поезда. Во время каждой остановки машинист сверяет время в расписании со временем на часах, при этом указывая на нужное место пальцем, и вслух объявляет это никому.

9. На экранчике четыре, и на панели тоже четыре! Всё сходится! (Не спрашивайте меня, что это значит...)

10. Каждый приход и уход на станции состава сверхскоростного синкансэна сопровождается множеством жестов и выкриков работников компаний JR.

11. Даже мультяшные персонажи-талисманы нанесённые на вагоны демонстрируют систему Шиса Канко.

12. В современной Японии эту систему у железнодорожников позаимствовали не только другие транспортники (автобусы, и т.д.). Её взяли на вооружение во многих индустриальных производствах, на заводах, электростанциях и так далее.

В остальном мире жесты и выкрики пока не сильно распространены, очевидно все эти показывания пальцем кажутся многим слишком уж нелепыми. (Даже некоторые японцы стесняются выполнять эти жесты чётки, и вместо этого вяло махают рукой в нужном направлении.)
Но есть за пределами Японии как минимум одна довольно серьёзная система рельсового транспорта, где всё же решили перенять опыт жеста показывания пальцем. Может кто-нибудь знает, какая?..
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]