Gendai : почему президент Путин никогда не пойдет на разделение территорий пополам
---
© AP Photo, Efrem Lukatsky
Японский дипломат Масару Сато предостерегает от равнодушного восприятия геополитики. Gendai представляет отрывок из его новой книги «Введение в геополитику» о проблеме «северных территорий» и российском подходе к понятию границ.
Масару Сато (Masaru Sato)
Проблемный регион в Украине
Рассмотрим, например, ситуацию в Украине. Часто говорят о конфронтации между восточной и западной Украиной. Если у вас есть iPad или iPhone вбейте в поиск «Карпатский регион» или «Карпатская область».
Карпатская область расположена в самой западной части Украины. Она граничит с Венгрией, Словакией, Польшей и Румынией. В Википедии она называется «Закарпатская область». На карте — это самый дальний регион, окрашенный в цвет. Это и есть Карпатская область.
Она является частью Украины. Тем не менее характеризуется антиукраинскими и при этом сильными пророссийскими настроениями. Если в будущем в Украине будут проблемы, то они возникнут именно там. Почему?
Карта не поможет вам ответить на этот вопрос. Необходимо обратить внимание на географические условия западной Украины и Закарпатья. Закарпатье означает «за Карпатскими горами». Именно на это указывает приставка «за».
Другими словами, там есть большой, как Японские Альпы, горный хребет, и долина по ту сторону этого хребта. Ранее она принадлежала Венгрии и Чехословакии. Когда в 1918 году была основана Чехословакия, она состояла из трех частей: Чехии, Словакии и Подкарпатской Руси. Подкарпатская Русь означает «русские у подножия Карпат».
Местные жители считают себя потомками русских, которые застали принятие христианства в Киевской Руси в 988 году. Тех русских, которые укрылись в Карпатских горах, когда татары дошли до Киева. Именно поэтому они сильно привязаны к Москве и до сих пор поддерживают с ней хорошие отношения.
Эти люди ненавидят Украину и Словакию. Потому, что граничат с ними. Им нравятся Чехия и Россия. Поскольку они находятся далеко, и у них нет прямого контакта. Русские и чехи поддерживали Закарпатье, считая его жителей симпатягами. Дело в том, что во времена первой Чехословацкой Республики они были одним субъектом.
В марте 1939 года Чехословакия распалась. Богемия и Моравия отошли Германии, Чешская Республика была разделена на две части, а Словакия стала независимой страной. Карпаты были присоединены к Венгрии.
После Второй мировой войны вошла советская Красная Армия. Cоветские войска освободили Прагу, но Пльзень, расположенная на западе страны и известная своим пльзеньским пивом, была отвоевана американской армией.
До 1948 года существовало коалиционное правительство с настоящими доверительными отношениями, сформированное коммунистической и некоммунистической сторонами. В феврале того же года произошел государственный переворот, и к власти пришли коммунисты.
Словацкие коммунисты заявили, что хотят присоединиться к СССР. Аналогичные настроения возникли в Болгарии и некоторых других странах.
Для россиян граница — это не линия, а территория
Между тем советские люди, и это очень важно для понимания российского отношения к территориям, границам и геополитике, не воспринимали границы как простые линии.
Они считают границей территории. Границы в виде линий не обеспечивают им психологического спокойствия.
Россиянам необходима стратегическая буферная зона, которую они могли бы свободно посещать, даже проведя линию границы. Именно поэтому СССР смог взять под свое крыло Восточную Германию, Польшу, Чехословакию и даже Венгрию с Прибалтикой.
Идея заключается в том, что поскольку СССР — это Союз Советских Социалистических Республик, каждое суверенное государство имеет право присоединиться к нему или выйти.
Поэтому примерно до 1950-х годов в левой литературе не использовался термин СССР. Применялось словосочетание Советский Союз. То есть это был альянс. Так что можно было включить в Союз страны Восточной Европы, подписав с ними союзный договор.
Но Сталин так не сделал. Почему? Если бы была непосредственная граница с Западом, мог бы разразиться серьезный конфликт. Поэтому СССР обеспечил себе преимущество на территории за пределами границ, где он мог свободно передвигаться. Было необходимо создать такой буфер и построить в нем систему, которая слегка отличалась бы от советской — то есть была бы немного ближе к Западу.
Важность буферной зоны
Возьмем, к примеру, Восточную Германию. Знаете ли вы, что там была многопартийная система? Социалистическая единая партия Германии стала результатом равноправного слияния Коммунистической и Социал-демократической партии.
Была также партия под названием Либерально-демократическая партия. А еще была Крестьянская партия. Кроме того, возможно, вас это удивит, но существовал Христианско-демократический союз. Была и нацистская партия. Бывшие члены нацистской партии и офицеры вермахта, раскаявшиеся и оставшиеся в Восточной Германии, вступили в Национально-демократическую партию. Вместе с Христианско-демократическим союзом они получили 52 депутатских мандата (всего 500 мест).
Это — многопартийная система, но у каждой партии было фиксированное количество мест в парламенте. Поэтому правительство не менялось. Вместе с тем была внутрипартийная конкуренция.
Примерно до 1960-х годов Христианско-демократический союз и Социалистическая единая партия находились в напряженных отношениях. В этом смысле в Восточной Германии существовали партии, которые функционировали как оппозиционные.
Или же, например, в Польше, Венгрии и Восточной Германии, деятельность церквей была более свободной, чем в СССР. В Чехословакии и Восточной Германии пасторы и священники были государственными служащими. Государство платило им зарплату. Это было продолжением прежней европейской системы земской церковности.
В то же время их было легче контролировать, поскольку государство платило им зарплату. В советской церкви это было невозможно, потому что государство было отделено от церкви. Аналогичная ситуация наблюдалась и в бизнесе. Как вы думаете, что бы произошло, если бы в СССР вы наняли людей и открыли, например, кофейню? Были бы большие проблемы.
Когда я приехал на работу в Москву в 1987 году, был огромный дефицит кофе и других продуктов. Из-за отсутствия привычной нам свободной системы сбыта можно было где-то купить кофе и перепродать его по фиксированной цене, установленной государством, или отдать его бесплатно. Это не расценивалось бы как преступление.
Но если бы вы продавали его дороже, чем купили, и получали прибыль, что сейчас называется посредничеством, это расценивалось бы как спекуляция, за которую штрафовали.
Тем не менее допустим, что вы наняли пять человек. Закупаете много кофе и обещаете своим работникам комиссионные за продажу определенного количества. Остаток прибыли забираете себе. В этом случае это уже не спекуляция, а пособничество капитализму. За это вас бы отправили в Сибирь на семь лет.
Специалист по русской литературе Госукэ Утимура (Gosuke Uchimura), а также офицер японской армии Рюдзо Сэдзима (Ryuzo Sejima), который после войны дослужился до главы корпорации «Итотю», были приговорены к 11 годам сибирской ссылки. Одним из обвинений было пособничество капитализму.
Вспоминает Госукэ Утимура: «Это было неправильно. Почему меня, человека из капиталистической страны, обвинили в пособничестве капитализму? Но, к сожалению, таковы были советские законы. Мне вменили попытку восстановить капитализм в СССР». Пособничество капитализму было тяжким преступлением.
Между тем в Польше и Чехии частные магазины и кафе были обычным явлением. Также существовали, например, хостелы и гостевые дома. В Восточной Европе были разрешены частные предприятия с количеством сотрудников до десяти человек.
Там было меньше свободы, чем на Западе, но это был буфер, который намного больше, чем СССР напоминал западный лагерь. Но при необходимости СССР всегда мог войти туда с танками. Именно такие регионы и нужны России.
Разделение территорий на две равные части — дилетантский подход
В свое время было предложено разделить «северные территории» на две равные части. Идея заключалась в том, чтобы провести пограничную линию в районе одной четвертой части Итурупа. Как только я услышал это, то сразу же понял, что это предложение было сделано человеком, который не разбирается в проблемах, связанных с Россией. Причина в том, что я прекрасно понимаю, к каким трудностям привела бы такая прямая граница с Россией.
Если бы появилось предложение о возврате трех островов, то я понял бы, что оно сделано профессионалом из России, но когда речь идет о делении территорий пополам, сразу становится ясно, что идея выдвинута дилетантом, над которым будет потешаться даже Россия.
Посмотрите на Дальний Восток. Почему СССР не присоединил Монголию? Да, потому что ему была нужна буферная зона, отделяющая его от Китая. Китайско-советские пограничные конфликты возникали там, где была непосредственная граница. Противостояния между Монголией и Китаем не было. Поэтому у русских есть концепция создания буферных зон.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]