Холодный март 85-го: кто и зачем привел к власти Михаила Горбачёва
---
После смерти К.У. Черненко коммунистическая управленческая машина вошла в ступор. Проблема стояла остро: избрать очередного старца и снова "сбрасываться" на траурные венки или найти кого помоложе? На этом фоне, как и положено в бюрократических кругах, в Кремле закрутилась интрига, главным действующим лицом которой, помимо Горбачёва, был сталинский выдвиженец и человек с невозмутимым лицом Андрей Андреевич Громыко. А теперь обо всём по порядку.
В марте 1985 года судьба страны находилась в их руках
Все тайное становится явным
Черненко умер 10 марта 1985 года. На следующий день было назначено официальное заседание Политбюро. Но все члены собрались на откровенный разговор тем же вечером, чтобы кулуарно решить, кому быть следующим Генеральным секретарём. Однако ещё раньше 10 марта состоялась встреча Горбачёва и Громыко, на которой оба договорились "взаимодействовать".
Понимать это нужно было так, что Громыко обещал Горбачёву свою поддержку на предстоящих "выборах". Однако зачем это было нужно заслуженному министру иностранных дел, который и сам мог претендовать на главную роль в партийной иерархии? Тем более, что Громыко был "лидером ... стариков в Политбюро": его поддерживал маршал С.Л. Соколов, члены Политбюро Соломинцев, Долгих и Демичев, пользовавшиеся влиянием в аппаратной среде. Да и к Горбачёву он поначалу относился настороженно.
Андрей Андреевич Громыко (1909-1989)
Версия 1
Ответ на этот вопрос может быть двоякий. С одной стороны, команда Горбачёва, если её можно так назвать, начала обрабатывать Андрея Громыко в 1984 - начале 1985 года. По сведениям Р.Г. Пихоя, зондировали почву и устанавливали связи сын Громыко, Анатолий Андреевич, бывший тогда директором Института Африки АН СССР, академик Евгений Максимович Примаков, возглавлявший Институт востоковедения одноимённой академии и Александр Николаевич Яковлев, недавно прибывший из Канады и севший на должность директора Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. Не совсем понятную роль в "челночной дипломатии" играл зампредседателя КГБ Владимир Крючков.
Согласно утверждению А.Н. Яковлева, переговорщикам удалось склонить Громыко на сторону Горбачёва, и он дал обязательство поддержать его в качестве кандидата в Генеральные секретари, но взамен потребовал для себя пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Формально это был высший государственный пост в стране, который раньше обычно занимали генсеки.
Михаил Сергеевич Горбачев (1931 г. рождения)
Версия 2
Как видим, согласно версии номер 1, Громыко занимался политическим торгом и мало интересовался судьбой страны. Его привлекала высокая должность, и он её получил. В 1985 году Громыко было 76 лет, и он, видимо, понимал, что его время "рулить" страной ушло. Остаток лет он просидел в Верховном Совете, но реальной властью не обладал. Короче, Громыко "продался" Горбачёву "с потрохами" и стал, как следствие, виновником перестройки.
Однако такой взгляд на одного из корифеев советской политики кажется мне легковесным. Скорее всего, Громыко трезво оценивал политическую и социально-экономическую обстановку в стране, и понимал, что партии нужны свежие силы. Команда Горбачёва была инициативна, изобиловала новыми идеями, и это могло показаться Громыко выходом из того тупика, в который постепенно вползала страна.
Принято единогласно
Голосование
11 марта 1985 года началось заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором должны были избрать Генерального секретаря. Однако никакой интриги уже не было. Еще накануне на вечернем заседании Политбюро свою кандидатуру "отвёл" первый секретарь Московского городского комитета В.В. Гришин, считавшийся в Москве главным кандидатом на высший пост.
11 марта первым в прениях слово взял Громыко и очень обстоятельно изложил мотивы, по которым считал необходимым избрать главой партии Михаила Горбачёва. Он отметил его "неукротимую творческую энергию, стремление сделать больше и сделать лучше", похвалил отношение к людям, отметил опыт партийной работы. Словом, Горбачёв получил от Громыко такую мощную поддержку, что никаких сомнений в выборе ни у кого не осталось.
Большой политик всегда в чём-то виноват, даже если ни в чём не виновен
P.S.
В ответном слове, уже после избрания, Горбачёв отметил, что партии "не нужно менять политику. Она верная, правильная, подлинно ленинская". Но слово - это одно, а дело - другое. Когда говоришь, хочется, как лучше, а в результате получается ни то, ни сё. Многие винят Горбачёва за перестройку и распад Советского Союза. Но если так, так давайте винить в этом и Громыко, и Гришина, и всё Политбюро, и всех рядовых коммунистов, которые голосовали на решения партии, да и всех жителей страны, потому что все хотели перемен и в первый месяцы были очарованы Горбачёвым.
А может быть, не будем махать кулаками после драки? Всё это давно в прошлом, как говорится, быльём поросло, пора уж и отпустить.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]