Идеальный европейский шторм
---
Итак, сегодня цены на газ в Европе вплотную подобрались к двум тысячам долларов за тысячу кубометров — а это значит, что энергетический кризис в ЕС переходит в новую фазу.
Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы о предпосылках. Как европейцы докатились до такой жизни и кого в итоге назначат виноватым — вот два основополагающих вопроса современности.
Для начала было бы неплохо разобраться с нюансами — а их в этой истории более чем достаточно.
Между газовым и нефтяным рынками есть существенная разница, о которой мало кто знает из простых жителей Европы и мира. Заключена она в том, что газ сначала продается, а только потом добывается и транзитируется — и ни одна крупная газодобывающая компания не будет поступать иначе. Именно поэтому газодобытчики ориентируются на долгосрочные контракты — все-таки газ это не жидкость, его по бочкам на складах не разольешь.
Да, есть и жидкий газ, но хранить его нужно при температуре в минус 163 градуса по Цельсию — и на поддержание таких температур уходит колоссальное количество энергии.
Представим, что вы добываете газ где-то в глухом медвежьем углу мира. Доставить трубопроводами вы его не можете, ибо прокладка такого трубопровода по дну океана на 3-4-5 тысяч километров встанет дороже, чем все ваши запасы газа — и у вас остается только один выход: сжижение и отправка продукции газовозами.
Из каждой тысячи кубометров добытого вами газа вы сможете отправить заказчику только 750 кубометров, а еще 250 кубометров уйдет на перевод этого газа в жидкое состояние. То есть еще на этом этапе ваш газ уже на четверть дороже любого другого, доставляемого трубопроводами — а когда вы его довезете до покупателя, эта разница будет составлять не менее 35%.
Но это чисто технические детали, которые неинтересны политикам — а у политиков, особенно западных, свое представление о том, как устроен (и как должен быть устроен) этот мир. И вот это обстоятельство сегодня играет ключевую роль во всем том ужасе ужасном, что творится на газовых хабах Евросоюза.
Скажите, что вы знаете о Третьем энергопакете Энергетической хартии Евросоюза? Ну кроме того, что он намеренно ограничивает Россию в поставках газа животворящего в Европу, требуя как минимум наличие еще одного поставщика на принадлежащий Газпрому трубопровод?
На самом деле у Третьего энергопакета есть и целевая программа, согласно которой весь газовый рынок Европы к 2025 году должен отказаться от долгосрочных контрактов на поставку газа — и в том числе это должен сделать Газпром.
Судя по недавнему контракту с венграми, в Газпроме делают вид, что не слышат этих «пожеланий» Брюсселя. Мало того, на брюссельские хотелки старательно зажмурились и венгры, безответственно желающие жить в тепле и с электричеством в розетках — и это в тот самый момент, когда все, как один, требуют расследования по поводу ужасных преступлений Газпрома.
Но это лирика — а в реальности нынешний шторм начался с «черного штиля».
«Черный штиль» — крайне любопытное в Северной Атлантике явление, повторяющееся, к слову, с завидной регулярностью. Это низкая облачность, низкая температура и почти полное отсутствие ветра — и это то, что происходило с европейской возобновляемой энергетикой еще с мая 2021 года.
И тут самое время заглянуть в статистику по ВИЭ (возобновляемым источникам энергии) по разным странам. Например, в 2020 году доля ВИЭ в энергобалансе Британии составила чуть более 40%. В Германии — не менее половины от всей электрогенерации — и когда в Северное море и на Балтику пришел черный штиль, из энергобаланса этих стран одномоментно выпало от 20 до 30% генерации.
Естественно, все это нужно было чем-то замещать, а единственным ископаемым топливом, более-менее отвечающем «зеленой повестке» ЕС, оказался, как сами понимаете, «грязный и вонючий российский газ». Да, есть еще газ из Норвегии и Нидерландов, но тут нарисовались маслом свои особенности.
К примеру, норвежцы еще в 2020 году затеяли ремонт своей газовой инфраструктуры, снизив поставки в ЕС на 10-15%. Никто же не ожидал, что восстановление экономики Европы после пандемии пойдет с такой скоростью — ну и, соответственно, норвежцы продолжают свой ремонт, который завершится к самому окончанию 2021 года.
У голландцев все еще веселее — в июне 2022 года они полностью прекращают добычу газа на группе месторождений Гронинген. И из энергобаланса объединенной Европы выпадает еще от 15 до 25 млрд кубометров газа, которые нужно где-то взять.
И тут самое время вернуться к прекрасному во всех отношениях Третьему энергопакету — да, мы опять о поставщиках. Соль в том, что Третий энергопакет, как и Энергетическая хартия в целом — это не столько регуляторное законодательство, сколько антимонопольное. Ну вы же помните эти либеральные мантры о невидимой руке рынка?
Так вот, здесь необходимо важное пояснение. Норвежское газовое месторождение Тролль, как и голландское месторождение Гронинген — это не один огромный газовый купол под землей, в который воткнуты сотни скважин. Нет, это множество удаленных друг от друга газовых куполов — и при освоении новой части месторождения конечный бенефициар, во избежание обвинений в монополизме, всегда создавал отдельное юридическое лицо. Со своим директором, бухгалтером и буровыми установками — и имея по-факту всего одного добытчика на конкретном месторождении, в Евросоюзе создалось впечатление о нескольких десятках (до тридцати и более) поставщиков с каждого места добычи.
Когда пришла первая волна экономического кризиса, Еврокомиссия вместе с США, основываясь на наличии этих десятков поставщиков, вполне обоснованно (по их мнению) принялась душить Газпром санкциями — а когда грянул кризис энергетический, внезапно оказалось, что у этих прекрасных европейских поставщиков за душой ничего нет.
По всем оценкам, если бы Северный поток-2 был запущен в мае 2019 года, нынешней ситуации на газовом рынке просто не случилось бы — и уже сегодня газ в Европе стоил бы от 250 до 300 долларов за тысячу кубометров, а не это вот все, что мы сейчас с восторгом наблюдаем.
Но это только внешние признаки кризиса. На прошлой неделе «Блумберг» осторожно предположил, что цена на газ в ЕС в итоге может достигнуть 3-3,5 тысяч долларов за тысячу кубометров — и вот уже тогда можно будет ожидать, что газовозы из стран Залива наконец-то развернутся и пойдут в европейские порты.
Судя по происходящему, «Блумберг» очень уж оптимистичен — если в ближайшее время Газпром не запустит СП-2, а европейцы не увеличат заказы на долгосрочную поставку газа из России, мы рискуем увидеть цены и в 5 тысяч долларов за тысячу кубометров.
С запуском СП-2 тоже свои нюансы. Например, датский энергетический регулятор подтвердил, что трубы в Балтике уложены, как по линеечке и ни одной претензии к Газпрому нет и быть не может. Немцы, в свою очередь, тоже экстренно сообщают, что могут завершить сертификацию нового газопровода в ударные сроки — сразу же после того, как клятый Газпром предоставит в Берлин все необходимые документы.
Вот с документами сейчас основная загвоздка. Вы же знаете этих русских — конец года, квартальная отчетность, стратегические сессии у руководства компании: нужно же понимать, каким образом обдирать бедных европейцев в 2022 году.
Другие поставщики тоже подкачали: Катар лишил Европу 18 млрд кубометров еще в мае, отправив свои газовозы китайским товарищам. Алжир категорически отказывается наращивать поставки СПГ — ни стаканом больше того объема в 2,5 млрд кубометров, который уже поставляется. У американцев свои причины — сначала ураган «Ида», полностью остановивший СПГ-терминалы на побережье, а потом призывные взмахи денежными знаками с берегов Китая. И поскольку американский нефтегазовый рынок полностью частный и никакой Байден им не указ, то и газ с нефтепродуктами янки повезли к тоталитарному Си, а не к либеральной до мозга костей Урсуле.
Кстати, об Урсуле нашей фон дер Ляйен: тут намедни испанцы предложили создать стратегические запасы газа в Европе. Естественно, исключительно на европейские деньги — читай, на деньги Германии, Франции, Голландии, Дании и Финляндии, которые и будут вынуждены заплатить за столь прекрасное предложение.
Так вот, фрау Урсула сегодня в очередной раз призвала все страны ЕС упереться рогом в зеленую энергетику — видимо, нынешние цены на газ фрау и ее коллег в Брюсселе полностью устраивают.
Разворачивающийся на этом фоне спор между французами и британцами уже выглядит сущим пустячком — британцы пытаются ограничить рыбаков с континента в в вылове рыбы в своих территориальных водах, Париж в ответ грозит отрубить кабель, подающий 95% электроэнергии на британский остров Джерси у побережья Нормандии.
К слову, в прошедшем мае доходило до того, что французские рыбаки полностью блокировали выходы из Джерси своими сейнерами — в ответ Ее Величество даже присылало два боевых корабля, чтобы разогнать все это сборище. С тех пор конфликт только углубляется — правда, теперь в него вмешался и Алжир, отозвавший посла из Парижа после слов Макрона о том, «а была ли вообще алжирская нация до появления там французов?».
Сегодня уголек в Европе уже по 250 долларов за тонну. Поляки плюют на все штрафы Еврокомиссии и продолжают добывать уголь открытым способом в карьере «Тарков» на границе с Чехией. Немцы с испанцами учат население обогреваться свечками при веерных отключениях электричества, одновременно уверяя население в том, что никто не допустит повышения коммунальных платежей грядущей зимой — население верит в это слабо, но пока морозы не пришли, особых протестов на улицах не видно.
Кровавый режим Макрона продолжает бороться с кровавым режимом Джонсона и эта борьба приобретает все больше оттенков по всему радужному спектру Европы — а поскольку Париж еще и председательствует в этом году в Совете Европы, риторика ЕС в отношении Лондона будет только накаляться. В итоге сделка по Брекзиту таки выйдет Лондону боком, так как «любовь» континента по отношению к чванливым островитянам хорошо известна, просто теперь наступает новая историческая фаза этой «любви».
И вот на этом фоне всякие фрау еще и учат нас не ковыряться в носу. Нет уж, мы сами будем решать, где и чем мы ковыряемся — и нам очень интересно посмотреть на то, как европейский рынок будет конкурировать за энергоносителями с рынками Азии.
Скорее всего, это будет действительно эпохальное зрелище — и мы доживем до того, когда цена в 1000 долларов за 1000 кубометров русского газа будет считаться манной небесной.
В любом случае, к старым ценам возврата уже не будет. Мировая конкуренция и та самая невидимая рука рынка, каналья.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]