Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг
23.05.2017 565 0 0 sasha-lotus

Треккинг к Эвересту. День 1: Катманду - Лукла - Пхакдинг

---
0
В закладки
Начинается наш трек к базовому лагерю Эвереста по удлинённому маршруту через озёра Гокио и перевал Чо Ла, тропа, сулившая не только красивейшие живописные виды на одни из самых высоких гор на планете, что навеки останутся в памяти, но и множество тягот и сложностей.

     

Маршрут первого дня хоть и короток, но точно понравится любителям острых ощущений. Сначала нам предстоит на маленьком самолёте перелететь из Катманду в городок Лукла и приземлиться в одном из самых опасных аэропортов мира, названном в честь первых восходителей на Эверест - Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея. Переместившись с 1300 м над уровнем моря сразу на 2840 м, мы спустимся в деревеньку Пхакдинг до 2610 м.

2.  

Путь к вершине мира для рядовых треккеров и профессиональных альпинистов начинается в терминале внутренних авиалиний аэропорта Трибхуван в Катманду. Стоит отметить положительные изменения, как в самом городе - становится чище да и уровень цен на услуги, отели и питание растёт год от года, так и в аэропорту - с 2014го года ввели электронную систему заполнения документов на визу по прибытию, появилось больше магазинов и можно даже купить кофе. Единственный раз до этой поездки я бывал в доместик терминале аж 5 лет назад, когда совершал часовой полёт над Гималаями и Эверестом; такое впечатление, что здание терминала расширили, стойки регистрации вынесли в отдельный зал, и больше не приходится искать работника аэропорта, чтобы он отвёл тебя за пару десятков рупий к нужной стойке. Взвесив все наши баулы и ручную кладь, мы попадаем в зал ожидания, оставшийся всё тем же шумным просторным помещением, где работники авиакомпаний выкрикивают номер рейса и пункт назначения вслед за объявлением по громкой связи, после чего отлавливают зазевавшихся пассажиров и провожают их к одному из двух имеющихся выходов на посадку.

Самолёты летают всего по нескольким направлениям, среди которых наиболее известна бывшая мекка хиппи, городок Покхара на берегу озера Фева, откуда отправляются в треки по массиву Аннапурны, в том числе и по маршруту "Кольцо Аннапурны", пройденному мною в 2013м году. Нас же интересует Лукла. Перелёты в Луклу осложняются тем, что погода в горах крайне непредсказуемая, и аэропорт имени Тенцинга-Хиллари частенько затягивает облаками, особенно во второй половине дня. По этой причине все вылеты осуществляются с раннего утра и до обеда, а первый рейс отправляется аж около 6 утра. Улететь в Луклу мы смогли только со второй попытки, проведя в зале ожидания 8 часов, питая надежды, пока представитель авиакомпании не известила "Все рейсы в Луклу отменены". В то туманное апрельское утро в Лукле приземлился только самый первый рейс, да и то пилот действовал как будто, что называется, на опыте. Потому что экипаж следующего самолёта не решился заходить на посадку через узкое ущелье ввиду крайне плохой видимости из-за тумана. Они приземлились где-то в другом месте и вернулись обратно в Катманду. Бывало, люди ждали до недели. Представьте такой "день сурка": встаёшь спозаранку, едешь в аэропорт, регистрируешь багаж, проходишь досмотр, ждёшь вызова на посадку, а спустя несколько часов слышишь, что рейс снова отменён.

3.  

На следующий день природа оказалась более благосклонна, и сидя всё в тех же креслах зала ожидания, мы терпеливо ждали своей очереди. По заведённому порядку: не улетевшие в предыдущий день становятся в конец очереди. Пришлось непальскому турагенству подключать свои связи и договариваться, чтобы мы не сидели снова полдня, а улетели пораньше. Часам к 9 нас позвали на посадку. Автобус остановился около маленького самолётика, только вернувшегося из Луклы. Из салона выходили довольные пассажиры, следом стюардесса, а работники аэропорта готовились выгружать багаж. Нам сказали, что образовалась длинная очередь на взлёт из-за вчерашней непогоды в Лукле, так что можно пока позагорать полчасика минимум. Где ещё дадут свободно находиться на лётном поле, как не в Непале?

4.  

Весь багаж привозят на телегах, ручной труд используется по максимуму. Словно прямо от здания аэропорта дотолкали телегу с баулами. Почему баулы, а не рюкзаки? Рюкзаки с ненужными вещами мы оставили в отеле, а на треке наши пожитки понесут нанятые портеры. Баулы им проще увязывать. Каждый портер несёт по два баула, общая масса которых не должна превышать 25 кг.

5.  

Солнце припекало, и жаль лишь, что мы стояли на краю лётного поля, довольно далеко от остальных самолётов, так что полноценного споттинга не случилось. Зато смогли понаблюдать, как обслуживают воздушное судно.

6.  

Багажных отделений в маленьких самолётах местных авиалиний, по сути, нет. Основная часть багажа складируется в хвостовой части прямо за рядами пассажирских сидений, иногда имеется отсек в носу, куда можно утрамбовать ещё несколько баулов.

7.  

В Луклу отправляются рейсы нескольких авиакомпаний - Tara, Yeti, Simrik и Goma Air; билеты стоят примерно одинаково, около 300$ за полёт туда-обратно. Бэкпэкеры предпочитают экономить и едут сначала в сторону Луклы на автобусе до некого населённого пункта, а потом ещё несколько дней поднимаются, чтобы примкнуть к основному потоку треккеров.

8.  

Турклуб "Кулуар", с которым мы отправились в путешествие к высочайшим вершинам планеты, забронировал билеты у авиакомпании Goma Air, поскольку в начале текущего года они приобрели два самолёта чешского производства LET-410, чуть просторнее и поновее, чем остальной авиапарк в Катманду.

9.  

Что примечательно, оба самолёта прибыли в Непал из Читы, где ранее совершали рейсы, внутри в салоне остались надписи на русском. В борт 9N-AMH вскоре загрузится другая группа от нашего турклуба, следующая к базовому лагерю Эвереста по классическому маршруту. А мы ожидаем посадки в борт 9N-AMG.

10.

В салоне всего 18 пассажирских мест и одно место для стюардессы. Лететь от силы полчаса, а миниатюрная непалочка, ровно помещающаяся по высоте в тесный салон, приветствует пассажиров, просит пристегнуть ремни, раздаёт конфеты и вату. Шум от винтов не настолько громкий, чтобы хотелось заткнуть уши ватой. Полёт проходит на высоте около 4000 метров.

11.

Я успел занять место с левой стороны, поскольку в ясную погоду можно увидеть вдалеке горные пики Гималаев. И хоть сквозь иллюминатор при небольшой тряске ничего путного не снимешь, несколько кадров получились вполне сносными.

12.

Идентифицировать увиденные вершины не удалось. Вскоре самолёт снижается в узкое ущелье и, прыгая на воздушных ямах, заходит на посадку в аэропорт имени Тенцинга-Хиллари. Никаких систем навигации в аэропорту нет, ни одного компьютера. Все данные о пассажирах записываются в тетрадку. Пилоты действуют по ситуации, ориентируясь чисто визуально, когда стоит выпускать шасси и заходить на посадку. "Добро пожаловать в Луклу, спасибо, что воспользовались услугами нашей авиакомпании," - говорит улыбчивая стюардесса. Не сказать, что полёт, особенно момент посадки, оказались настолько страшными, как представлялось. И всё же кто-то точно вжимался в сиденье и закрывал глаза.

13.

Длина взлётно-посадочной полосы, обрывающейся практически в пропасть - всего 527 метров, что вносит ограничения на типы самолётов, способных приземляться и взлетать из Луклы. По соседству имеется вертолётная площадка, и в случае непогоды можно попробовать договориться с авиакомпанией, чтобы улететь на вертолёте с доплатой в 100$, а иногда и по цене билета на самолёт. Всяко лучше, чем пропустить свой рейс домой из Катманду, когда все приключения и бытовой дискомфорт треккинга практически позади. Ведь затянуть Луклу облаками и туманом может наглухо и на несколько дней. Помимо гражданских рейсов Лукла принимает и грузовые - до региона национального парка Сагамартха (непальское название Эвереста) не добраться автомобильным транспортом.

14.

Долго находиться возле самолёта не дают - уже стоит очередь из жаждущих улететь в Катманду. Наши баулы выгружают, другие загружают. Пилотам сразу же после приземления и остановки двигателей приносят по чашке кофе или, скорее, масала-чая. Не редкость - увидеть, как пилот выбегает в туалет по малой нужде, а спустя пару минут выводит самолёт на взлётную полосу.

15.

Взлётно-посадочная полоса имеет уклон 12 градусов, что позволяет самолётам развить достаточную скорость для отрыва от земли и помогает успеть затормозить при посадке, чтобы не въехать в стену ограждения. Несмотря на насыщенный утренний аэротрафик в Лукле, не удалось запечатлеть хотя бы один самолёт на полосе. Стройными рядами поднялись чуть выше в городок, а скорее большую деревню, чтобы пообедать и познакомиться с нашим непальским гидом Раджу и отдать баулы портерам.

16.

Лукла - предпоследний уголок цивилизации перед столицей шерпов, Намче Базаром, куда мы дойдём завтра. Здесь можно докупить снаряжение, если во всём разнообразии катмандеевских магазинов Вы что-то упустили или позабыли. Или побаловать себя чашечкой кофе - кофеманам о бодрящем напитке придётся почти забыть на полторы-две недели.

17.

Самый высоко расположенный Starbucks в мире? 2805 м над уровнем моря. Разумеется, фейк. Подделывают же в Непале одежду для треккинга от известных брендов, особенно любят The North Face. Кофеманы клюнут на привычные зелёные буквы и зайдут за своим капуччино. По соседству расположился The Irish Pub, так что у измотанных треккеров на обратном пути множество опций скоротать вечерок.

18.

Поскольку подавляющее большинство проживающих в регионе непальцев автомобиль видели только по телевизору или на картинках, все грузы переносятся портерами, т.е. носильщиками, либо перевозятся на яках или мулах. Сей особенностью региона обусловлено более скудное по сравнению с областью Аннапурны разнообразие в питании и более высокие цены на него. Литровая бутылка воды в Катманду обойдётся Вам в 0,15-0,25$, в Лукле она же будет стоить 1$, а рядом с базовым лагерем Эвереста цена доходит до 3,5-4$. Можно долго возмущаться, но стоит задуматься, что эту бутылку принёс на своих плечах человек с высоты в 2800 м до 5000 м.

19.

Портер - довольно распространённая в регионе профессия. Если не получилось устроиться портером с туристической группой, приходится, чтобы заработать на жизнь, вкалывать физически и доставлять товары в магазины и лоджи в выше расположенных деревнях. За услуги наших портеров, несущих по 2х12,5 кг веса, мы заплатили по 150$ с человека. Сколько получают коммерческие портеры, таскающие грузы между деревнями, я точно не знаю, но носят они гораздо больше 25 кг. Грузы обычно накладывают в плетёную корзину, а сверху нагружают столько коробок, ящиков и мешков, сколько портер сможет унести. 50-70 кг маленькие крепкие непальцы таскают только так. Увязав поклажу, портер перекидывает широкий ремень через лоб и, согнувшись и смотря под ноги, бредёт, опираясь на короткий массивный Т-образный посох. Я сперва не мог понять: неужели удобно таскать такую толстую палку в руке, ведь и так на голову давит тяжёлая ноша. Оказалось, что когда портеры останавливаются для отдыха, если нет удобного места, чтобы поставить корзину на уровне в полметра от земли, они подставляют посох в качестве подпорки. И дают шее расслабиться от чрезмерного давления.

20.

Отштамповав пермиты на вход в национальный парк Сагамартха сразу за Луклой, мы начали спуск до деревеньки Пхакдинг. На пропускном пункте гида попросили собрать странную статистику касательно брендов телефонов и профессиональных камер в группе. Сколько iPhone, а сколько на Android. А по фототехнике в итоге 1 Canon, 1 Nikon и 1 Pentax, да 1 GoPro. Другие экшн-камеры их почему-то не интересовали.

21.

Отправляясь в трек, не забудьте взять с собой конфет или приятных мелочей для местной детворы. Они не так избалованы, как наши городские карапузы, и всегда будут рады вкусняшке или маленькому подарочку, будь то няшная заколка для волос или простейшая игрушка.

22.

Пару слов о нашей группе. К Эвересту через озёра Гокио и перевал Чо Ла отправилось аж 16 человек: 6 русских, 9 украинцев и 1 эпатажная барышня из Беларуси, веселившая и взрывавшая всем участникам и гиду мозги историями о своих друзьях в течение всего похода.

23.

В первый день не стоило ждать сногсшибательных видов, до первых величественных гор предстоит ещё значительно подняться, да и как упоминалось выше, погода в районе Луклы часто пасмурная и облачная.

24.

Путь к Пхакдингу лежал через небольшие поселения, где взгляд останавливался разве что на забавных вывесках магазинов и прочих заведений. После Starbucks в Лукле стоило всякого ожидать. "Присоединяйся к нам в баре "Йети" - мы не кусаемся!"

25.

В акклиматизационном плане спуск из Луклы с её средней высотой в 2840 м до Пхакдинга на 2610 м не играл особого значения - только так пролегала тропа. Горная болезнь на таких малых высотах настигает немногих, обычно первые её симптомы проявляются выше 3000-3500 м.

26.

Вдоль нитки маршрута трека к базовому лагерю Эвереста располагается всего несколько буддистских монастырей. Поэтому приятно было видеть в деревеньках по пути стены с молитвенными барабанами, вращать которые принято правой рукой и по часовой стрелке. Внутрь заложены свитки с мантрами; считается, что вращая барабан, Вы тем самым читаете мантру.

27.

Фрески в небольшом святилище. Слева-направо: Будда Шакьямуни, царевич Сиддхартха Гаутама, последний на данный момент будда, пришедший в мир людей; Манджушри, бодхисаттва мудрости; великий махасиддха Падмасамбхава, "рождённый из лотоса", известный в Тибете по имени Гуру Ринпоче, волшебник, победивший демонов и утвердивший буддизм в Тибете.

28.

Помимо барабанов на пути треккеров встречаются стены мани с плитами, на которых выгравированы буддийские мантры. Обходить их традиционно принято слева. Усталые треккеры не всегда следуют обычаю и зачастую идут по кратчайшему пути.

29.

Умиляет непальская народная живопись. Бывавшие в Индии и Непале замечали единую стилистику отрисовки персонажей на плакатах, равно как и характерный шрифт.

30.

Что сразу не понравилось в первый же день трека - мощёная камнями тропа. И если идти по ровной поверхности, практически не думая, куда ставить ногу, ещё терпимо, то когда начались ступеньки разной высоты, коленки стали жалобно постанывать: "Хозяин, ты куда нас привёз? Мы на подобные нагрузки не подписывались!"

31.

Оставалось надеяться, что дальше ступенек станет поменьше, и можно будет неспешно брести и любоваться открывающимися живописными видами. Примерно так и "продала" одна участница трек своему мужу. "Вокруг будут зелёные долины, яки пасутся, на горизонте снежные пики Эвереста и Лхоцзе, а потом к ним поближе подойдём..." Муж поверил, и только в самолёте из Дели до Катманду узнал, на что он на самом деле подписался, и что сложность трека на сайте обозначена "высокой". К слову, похудел он после трека на 10 кг.

32.

Спустившись за несколько часов в Пхакдинг и заказав ужин, мы отправились на акклиматизационную вылазку на соседний холм, к восстанавливаемому после землетрясения 2015го года монастырю. Гид говорил, что в прошлый раз ему удалось застать там пуджу. Идём налегке, с собой только телефоны да камеры. А мимо портеры тащат неподъёмные грузы.

33.

Строго говоря, подниматься особого смысла я не видел, высоты ещё не те. Так что принцип "Ходи выши, спи ниже" стоило приберечь на последующие дни. Но в первый день сил у всех - хоть отбавляй, да и после вчерашних 8 часов сидения в аэропорту Катманду хотелось активных действий.

34.

Поднялись практически перед закатом, так что идти вниз пришлось по темноте, подсвечивая путь фонариками. На пуджу, естественно, если она и проводилась в тот день, мы опоздали. А монастырь активно отстраивают, но пока на территории пустынно и не очень уютно.

35.

Наши приключения только начинаются. Keep it locked!

Добавить журнал в друзьяуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]