Калининский речной вокзал
---
Оригинал взят у leonovvaleri в Калининский речной вокзал
Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П.П.Райский и Е.И.Гаврилова) выстроено на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу. Вокзал отмечает собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва-Волга.
Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в ХIХ веке Казаковым и его помощниками.
Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.
Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.
Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.
Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.
Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.
Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания, как со стороны набережной, так и со стороны городской площади. Фасад вокзала, выходящий на последнюю, соответствует характеру городского центра. Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену. Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.
Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки - все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции. Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан‚ неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.
В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже. Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м?) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.
В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.
Хигер Р.Я. «Архитектура речных вокзалов». - Москва, 1940
Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П.П.Райский и Е.И.Гаврилова) выстроено на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу. Вокзал отмечает собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва-Волга.
Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в ХIХ веке Казаковым и его помощниками.
Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.
Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.
Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.
Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.
Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.
Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания, как со стороны набережной, так и со стороны городской площади. Фасад вокзала, выходящий на последнюю, соответствует характеру городского центра. Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену. Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.
Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки - все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции. Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан‚ неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.
В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже. Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м?) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.
В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.
Хигер Р.Я. «Архитектура речных вокзалов». - Москва, 1940
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]