Железные артефакты Петрозаводска
---
Оригинал взят у mib55 в Железные артефакты Петрозаводска
Сегодня, 18 мая, отмечается Международный день музеев. Присоединяюсь к праздничным мероприятиям и хочу показать небольшую музейную экспозицию, выставленную в Губернаторском парке Петрозаводска, во дворе Карельского государственного краеведческого музея. Она посвящена истории главного предприятия города - Онежского тракторного завода, впрочем, в тот период его истории он был ещё и не Онежским, и не тракторным. Открытый в 1774 году Александровский пушечно-литейный завод располагался недалеко от ещё более раннего пушечного завода, построенного ещё при Петре I и являлся его историческим преемником. Как и следует из его названия, основной продукцией завода изначально были артиллерийские орудия.
Вот такие пушки отливались когда-то на заводе.
Все эти экземпляры - из бракованных, либо имевших дефекты при отливке, либо не выдержавших испытания стрельбой.
Вот эта железяка - тавровая балка литейного цеха, построенного в конце XIX - начале XX века. В 1881 году пушечный завод был перепрофилирован в снарядоделательный, очевидно, тогда же проводили модернизацию и реконструкцию производства.
Ещё один элемент конструкции литейного цеха того же периода - опорная крестовина.
На заднем плане - опорная колонна всё того же цеха, а на переднем - бегуны чугунные для размола флюсов для плавки металла, такие использовались с XVIII века.
Эти каменные жернова не имеют сопроводительной таблички, возможно, они выполняли ту же функцию, что и чугунные бегуны.
Массивная шестерня - часть сверлильного механизма пушечно-сверлильного цеха. Её вместе с некоторыми другими экспонатами нашли при проведении земляных работ на территории завода в 1968 году.
Ещё одна часть того же механизма - перовое сверло, которым высверливали ствольные каналы пушек. В музее промышленной истории Петрозаводска есть действующий масштабный макет такого механизма.
Сверло лежит рядом с фрагментами "чугунного колесопровода" - заводской узкоколейной железной дороги, которая предназначалась для перевозки на вагонетках пушек из доменного цеха в сверлильный. Эта железная дорога, построенная в 1780 году, считается первой в России.
Ещё один интересный экспонат не имеет отношения к заводу, но тоже относится к металлургии - это кустарная крестьянская сыродутная домница, в которой выплавляли чугун из болотной железной руды.
А этот экспонат относится уже к XX веку - это корпус авиабомбы времён Великой Отечественной, причём похоже, что бомба немецкая. В таком случае она могла остаться от тех времён, когда в Петрозаводске хозяйничали оккупанты, разместившие на территории завода свои мастерские по ремонту вооружения и техники.
Есть в Петрозаводске и памятник, посвящённый "тракторному" периоду истории завода - трелёвочный трактор ТДТ-40, про него я уже писал.
Сегодня, 18 мая, отмечается Международный день музеев. Присоединяюсь к праздничным мероприятиям и хочу показать небольшую музейную экспозицию, выставленную в Губернаторском парке Петрозаводска, во дворе Карельского государственного краеведческого музея. Она посвящена истории главного предприятия города - Онежского тракторного завода, впрочем, в тот период его истории он был ещё и не Онежским, и не тракторным. Открытый в 1774 году Александровский пушечно-литейный завод располагался недалеко от ещё более раннего пушечного завода, построенного ещё при Петре I и являлся его историческим преемником. Как и следует из его названия, основной продукцией завода изначально были артиллерийские орудия.
Вот такие пушки отливались когда-то на заводе.
Все эти экземпляры - из бракованных, либо имевших дефекты при отливке, либо не выдержавших испытания стрельбой.
Вот эта железяка - тавровая балка литейного цеха, построенного в конце XIX - начале XX века. В 1881 году пушечный завод был перепрофилирован в снарядоделательный, очевидно, тогда же проводили модернизацию и реконструкцию производства.
Ещё один элемент конструкции литейного цеха того же периода - опорная крестовина.
На заднем плане - опорная колонна всё того же цеха, а на переднем - бегуны чугунные для размола флюсов для плавки металла, такие использовались с XVIII века.
Эти каменные жернова не имеют сопроводительной таблички, возможно, они выполняли ту же функцию, что и чугунные бегуны.
Массивная шестерня - часть сверлильного механизма пушечно-сверлильного цеха. Её вместе с некоторыми другими экспонатами нашли при проведении земляных работ на территории завода в 1968 году.
Ещё одна часть того же механизма - перовое сверло, которым высверливали ствольные каналы пушек. В музее промышленной истории Петрозаводска есть действующий масштабный макет такого механизма.
Сверло лежит рядом с фрагментами "чугунного колесопровода" - заводской узкоколейной железной дороги, которая предназначалась для перевозки на вагонетках пушек из доменного цеха в сверлильный. Эта железная дорога, построенная в 1780 году, считается первой в России.
Ещё один интересный экспонат не имеет отношения к заводу, но тоже относится к металлургии - это кустарная крестьянская сыродутная домница, в которой выплавляли чугун из болотной железной руды.
А этот экспонат относится уже к XX веку - это корпус авиабомбы времён Великой Отечественной, причём похоже, что бомба немецкая. В таком случае она могла остаться от тех времён, когда в Петрозаводске хозяйничали оккупанты, разместившие на территории завода свои мастерские по ремонту вооружения и техники.
Есть в Петрозаводске и памятник, посвящённый "тракторному" периоду истории завода - трелёвочный трактор ТДТ-40, про него я уже писал.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]