Селфи: почему мы делаем это?
---
Только не говорите, что вы никогда не делали селфи. И даже не знаете, что это такое? Удивительно. Потому что это сегодня один из главных атрибутов жизни в сети. Мы попросили психоаналитика Андрея Россохина объяснить, почему селфи завоевали такую популярность.
Пожалуй, главная черта любителей селфи — ориентированность на других людей. Те, кто активно сами себя фотографирует, делают это, чтобы делиться этими портретами в социальных сетях, пересылать друг другу, собирать отклики друзей. Они снимают себя в разных позах, передают мимикой свое настроение, делятся важными событиями. И все это — при помощи камеры обычного смартфона. Кто-то снимает себя в компании друзей, кто-то — во время важного события или встречи. Некоторые признаются, что селфи для них просто ежедневный ритуал, без всякого смысла. Хотя смысл, безусловно, есть. Именно привычка постоянно отмерять ход своей жизни в таких визуальных единицах и вызывает особенный интерес.
Селфи на церемонии вручения премии «Оскар» 2014 года. Только за первый час после публикации его просмотрели почти полтора миллиона раз. В кадре Эллен Дедженерес, Брэдли Купер, Брэд Пита, Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Дженнифер Лоуренс, Кевин Спейси и Анджелина Джоли
Способ самовыражения
Тем из нас, кто по какой-то причине в обычной жизни не решается показать другим свой внутренний мир во всей полноте, селфи дает такой шанс. Камера телефона становится безопасным посредником, с помощью которого которого они имеют возможность открыться, показать все богатство своей эмоциональной жизни. Необязательно иметь конкретную реакцию — внимание или одобрение. Важно само представление, фантазия: меня поняли, меня оценили. Все мы, так или иначе, живем в пространстве своего внутреннего мира.
Реальный мир представляется нам более многогранным, многомерным. Посылая свои фотографии, мы включаем себя в этот мир и расширяем свой внутренний мир за счет внешнего. Есть здесь и элементы творчества. Найти тему, удачное выражение, ракурс — это в любом случае требует творческого усилия. Те, кто сами себя фотографирует, посредством этого образа пытаются сотворить что-то новое. Пусть даже тогда, когда речь идет о том, чтобы вписаться в некий тренд или поддержать сетевой флешмоб.
«Селфи на орбите» в исполнении японского астронавта Акихико Хосидэ
Ложное «Я»
Но контакт с другими, желание поделиться собой — не всегда именно та цель, которую преследуют те, кто увлекается селфи. В самом слове (от английского self — «я») скрыта некая пародийность, игра в самого себя. Эта пародийность может расширять пространство образов «Я», но может и формировать некое фальшивое «Я».
Мы предъявляем миру уже не самого себя, а тот образ, который нам хотелось бы показать. Даже снимая себя в непривлекательном виде (без макияжа, с растрепанными волосами, с гримасой на лице), мы хотим, чтобы это вписалось в некий тренд, выглядело актуальным, даже по-своему стильным. Мы начинаем строить свой образ на основе наших представлений о том, каким нас ожидает увидеть наше окружение. Селфи превращается в аналог детского фальшивого «Я», о котором писал психоаналитик Дональд Винникотт. В противовес истинному «Я» ребенок создает вспомогательную структуру личности, чтобы угодить своей матери. Но развитие истинного «Я» при этом останавливается.
Подтверждение своего существования
Распространяя фото самих себя в разных ситуациях, мы как бы заявляем миру: «Я есть. Я существую». Мы нуждаемся в том, чтобы мир нам ответил, отразил наше присутствие в нем. «Лайки», комментарии — это как раз и есть подтверждения. Маленький ребенок осознает свое существование через связь с матерью. Для него она и есть весь мир. Если она не говорит с ним, не прикасается к нему — он начинает думать, что мир его отвергает, он не нужен. И это тревожный момент, когда такая схема начинает проигрываться уже в достаточно взрослом возрасте.
По сути, одержимо рассылая селфи, мы пытаемся докричаться до мира. И чем больше мы зависим от ответной реакции, тем больше начинаем сомневаться в собственной самодостаточности, впадаем в зависимость от «лайков».
Одно из первых селфи папы Римского Франциска
Недостаток реальных переживаний
Проведем мысленный эксперимент. Представим себе человека, который активно снимает и выкладывает свои снимки. И вот у него появляются не просто отношения, а глубокие отношения. Он начинает активно общаться, открыто. Будет ли он после этого столь же много внимания уделять своему сетевому образу? В конце концов, нельзя сказать, что сам феномен селфи чем-то плох. Вопрос лишь в том, для чего это нам самим. Если ты способен творчески реализовывать себя и любить другого человека, ты можешь позволить себе игру со своим «Я», не впадая в зависимость.
Многие творческие люди используют селфи скорее как инструмент. Вспомним недавние фотографии с папой Римским. Это попытка привлечь молодежь, показать, что христианство более открытое, современное. Важно четко представлять себе границы, где заканчивается демонстративное селфи и начинается настоящее self — я сам.
Об авторе: Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ.
Пожалуй, главная черта любителей селфи — ориентированность на других людей. Те, кто активно сами себя фотографирует, делают это, чтобы делиться этими портретами в социальных сетях, пересылать друг другу, собирать отклики друзей. Они снимают себя в разных позах, передают мимикой свое настроение, делятся важными событиями. И все это — при помощи камеры обычного смартфона. Кто-то снимает себя в компании друзей, кто-то — во время важного события или встречи. Некоторые признаются, что селфи для них просто ежедневный ритуал, без всякого смысла. Хотя смысл, безусловно, есть. Именно привычка постоянно отмерять ход своей жизни в таких визуальных единицах и вызывает особенный интерес.
Селфи на церемонии вручения премии «Оскар» 2014 года. Только за первый час после публикации его просмотрели почти полтора миллиона раз. В кадре Эллен Дедженерес, Брэдли Купер, Брэд Пита, Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Дженнифер Лоуренс, Кевин Спейси и Анджелина Джоли
Способ самовыражения
Тем из нас, кто по какой-то причине в обычной жизни не решается показать другим свой внутренний мир во всей полноте, селфи дает такой шанс. Камера телефона становится безопасным посредником, с помощью которого которого они имеют возможность открыться, показать все богатство своей эмоциональной жизни. Необязательно иметь конкретную реакцию — внимание или одобрение. Важно само представление, фантазия: меня поняли, меня оценили. Все мы, так или иначе, живем в пространстве своего внутреннего мира.
Реальный мир представляется нам более многогранным, многомерным. Посылая свои фотографии, мы включаем себя в этот мир и расширяем свой внутренний мир за счет внешнего. Есть здесь и элементы творчества. Найти тему, удачное выражение, ракурс — это в любом случае требует творческого усилия. Те, кто сами себя фотографирует, посредством этого образа пытаются сотворить что-то новое. Пусть даже тогда, когда речь идет о том, чтобы вписаться в некий тренд или поддержать сетевой флешмоб.
«Селфи на орбите» в исполнении японского астронавта Акихико Хосидэ
Ложное «Я»
Но контакт с другими, желание поделиться собой — не всегда именно та цель, которую преследуют те, кто увлекается селфи. В самом слове (от английского self — «я») скрыта некая пародийность, игра в самого себя. Эта пародийность может расширять пространство образов «Я», но может и формировать некое фальшивое «Я».
Мы предъявляем миру уже не самого себя, а тот образ, который нам хотелось бы показать. Даже снимая себя в непривлекательном виде (без макияжа, с растрепанными волосами, с гримасой на лице), мы хотим, чтобы это вписалось в некий тренд, выглядело актуальным, даже по-своему стильным. Мы начинаем строить свой образ на основе наших представлений о том, каким нас ожидает увидеть наше окружение. Селфи превращается в аналог детского фальшивого «Я», о котором писал психоаналитик Дональд Винникотт. В противовес истинному «Я» ребенок создает вспомогательную структуру личности, чтобы угодить своей матери. Но развитие истинного «Я» при этом останавливается.
Подтверждение своего существования
Распространяя фото самих себя в разных ситуациях, мы как бы заявляем миру: «Я есть. Я существую». Мы нуждаемся в том, чтобы мир нам ответил, отразил наше присутствие в нем. «Лайки», комментарии — это как раз и есть подтверждения. Маленький ребенок осознает свое существование через связь с матерью. Для него она и есть весь мир. Если она не говорит с ним, не прикасается к нему — он начинает думать, что мир его отвергает, он не нужен. И это тревожный момент, когда такая схема начинает проигрываться уже в достаточно взрослом возрасте.
По сути, одержимо рассылая селфи, мы пытаемся докричаться до мира. И чем больше мы зависим от ответной реакции, тем больше начинаем сомневаться в собственной самодостаточности, впадаем в зависимость от «лайков».
Одно из первых селфи папы Римского Франциска
Недостаток реальных переживаний
Проведем мысленный эксперимент. Представим себе человека, который активно снимает и выкладывает свои снимки. И вот у него появляются не просто отношения, а глубокие отношения. Он начинает активно общаться, открыто. Будет ли он после этого столь же много внимания уделять своему сетевому образу? В конце концов, нельзя сказать, что сам феномен селфи чем-то плох. Вопрос лишь в том, для чего это нам самим. Если ты способен творчески реализовывать себя и любить другого человека, ты можешь позволить себе игру со своим «Я», не впадая в зависимость.
Многие творческие люди используют селфи скорее как инструмент. Вспомним недавние фотографии с папой Римским. Это попытка привлечь молодежь, показать, что христианство более открытое, современное. Важно четко представлять себе границы, где заканчивается демонстративное селфи и начинается настоящее self — я сам.
Об авторе: Андрей Россохин, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]