Орёл. Чуть более ста лет...Прогулка 7
---
Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури.
Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О... (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины...
(Иван Тургенев. Дворянское гнездо)
Как и обещал в прошлый раз — посещаем дворянское гнездо:
Вот спутниковый снимок с высоты его птичьего полета:
И мы — на первую смотровую площадку дабы посмотреть и повспоминать, сегодня более обращаясь к культурно-историческим аспектам нежели фотографическим свидетельствам...
Ландшафтный парк «Дворянское гнездо» — литературно-культурный заповедник города Орла. Парк и прилегающая к нему территория — это литературный заповедник «Дворянское гнездо». Это памятник истории. Он расположен на левом крутом берегу реки Орлик. Н. С. Лесков, который провёл здесь детские годы, отмечал, что дворянскими гнёздами исстари называли места, на которых «раскинулось множество привольных помещичьих усадеб». Октябрьская улица (бывшая Верхне-Дворянская) вплотную подходит к видовой площадке парка, с которой открывается вид на лежащую внизу извилистую ленту реки и дальние городские окраины.
Сквер «Дворянское гнездо» открыли в 1903 году по инициативе общества любителей изящных искусств. В жизни просвещённых людей того времени сквер играл огромную роль. Сюда приходили послушать музыку, посмотреть пьесы, а многие горожане хотели просто полюбоваться природой. Вокруг открывались необычайно красивые пейзажи.
Тут надо сказать, что орловские места — жутко тургеневские, и, скорее всего, в культурный лексикон само понятие «Дворянское гнездо» вошло и закрепилось по результатам прочтения тургеневского одноименного произведения.
В непосредственной близости к скверу был расположен дом дворянки Евдокии Коротневой. Она была современницей великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.) и стала прототипом Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо». Теперь этот дом так и называют — «Дом Лизы Калитиной».
Особо фотографий тех времен и не могло сохраниться, поэтому сопровожу краткое изложение тургеневской истории и в целом поста иллюстрациями к роману...
Суть произведения Тургенева состоит в амурных перипетиях судьбы несколько автобиографичного персонажа — Фёдора Ивановича Лаврецкого (как раз дворянина). По окончании сурового детства в глубинке Фёдор Иванович постигает науки в Москве, где случайным образом в опере пересекается с Варварой Павловной и непременно сочетается с ней законным браком с переездом на дальнейшее место жительства в Париж. Варвара Павловна ведет там достаточно публичный образ жизни, по итогам которого и была в чем-то там уличена Фёдором Ивановичем. Вследствие чего и последующих обид Фёдор Иванович откланялся и отбыл в родные пенаты, где начинает выезжать "в свет" и общаться с многочисленными родственниками, там же и знакомится как раз с Лизой Калитиной. А уж после прочтения во французской прессе известия о кончине Варвары Павловны новоиспеченная пара на практически законных основаниях взаимно призналась в любви со всеми вытекающими перспективами.
К сожалению Фёдора Ивановича французская пресса оказалось достаточно желтой, и как-то раз дома он застал нагрянувшую Варвару Павловну во всей красе. Короче, ничего нового не срослось в рамках морали и нравов той эпохи, и Фёдор Иванович опять отбыл в родные пенаты.
Минули годы, Фёдор Иванович вновь посещает всё тех же родственников с визитом и погружается в сладостные воспоминания, находя в их трагичности какую-то особенную красоту.
Вот знаете, наряду с термином «тургеневские женщины» я бы ещё ввел понятие — «тургеневские мужчины»...
Да, а воспоминания о домике Лизы Калитиной всё ещё свежи в народной молве...
Во время пожара 1850 года дом очень сильно пострадал и был отстроен заново. В последующие годы домом владели разные люди. Сейчас он частично разрушен и требует капитального ремонта, но место исторической ценности не потеряло. Представьте, по этой земле ходил Иван Сергеевич Тургенев. Общаясь с горожанами, он обдумывал сюжет своего нового романа «Дворянское гнездо». Таких мест осталось очень мало, и они являются культурным наследием не только города Орла, но и всей нашей страны. Многие орловцы искренне надеются, что рано или поздно дом восстановят, и в нём будет открыт литературный музей.
Но пока городское руководство не стремится приукрасить имеющуюся действительность и выглядит всё это наследие достаточно печально.
Но давайте вернемся всё-таки в эстетическую плоскость и, отринув материальное несовершенство будничной жизни и её начальствующих устроителей, вспомним для полноты картины о фильме Кончаловского 1969 года.
Вот Вам — Фёдор Иванович (Леонид Кулагин):
И Лиза Калитина (Ирина Купченко):
Ну, и напомню какие-то моменты фильма «Дворянское гнездо» и воссоздаваемой им дворянской жизни...
Всё-таки вернемся в историческую действительность! В 1903 году в сквере был установлен бюст Тургеневу И.С. Это была копия с оригинального бюста работы скульптора Антокольского М.М. (оригинал был создан в 1880 году). К большому сожалению в последующие неспокойные годы памятник был безвозвратно утерян. Отдавая дань великому писателю и своему земляку, в 1908 году было принято решение переименовать Верхнюю Дворянскую улицу (ныне ул. Октябрьская) в ул. Тургенева.
Оккупация немцами Орла нанесла большой урон парку. Было вырублено много деревьев. Пришлось восстанавливать заново весь зелёный массив. Общественность, коллективы близлежащих заводов, школьники, студенты машиностроительного института выполняли эту работу. Хорошо разрослись липа обыкновенная, клён остролистный, берёза плакучая, тополь, дуб, сирень, чубушник, акация; воссоздавая прежний облик "Дворянского гнезда".
Как бы в научном плане многие исследователи и краеведы подтверждают, что "Дворянским гнездом" называлось в Орле место расположения лучших барских усадеб, прилегавших к обрывистому берегу реки Орлик (Н. Чернов. Литературные места Орловского края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; автор ссылается на рассказ "Несмертельный Голован" Н. С. Лескова, описавшего те же, что и Тургенев, места над обрывом Орлика). По свидетельству старожилов, Тургенев с большой точностью описал в романе действительно существовавший в названной местности дом и окружавший его большой сад (Н. Чернов. Литературные места Орловского края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; ср.: "Орел". Материалы для описания Орловской губернии. Изд. П. Александрова, Рига, 1903, стр. 34; "Орловский вестник", 1913, Э 198 от 22 августа; И. А. Бунин. Повести. Рассказы. Воспоминания. "Московский рабочий". М., 1961, стр. 347-348).
И ещё обратимся к подвернувшимся под руку пожелтевшим страницам газеты «Орловский вестник» от 2 мая 1903 года: «Орловское общество любителей изящных искусств, расширяя свою деятельность, решило открыть свой сад, сосредоточив в нём детские игры, отсутствие которых составляло большой пробел в жизни Орла…»
Далее подробно рассказывается о том, что ожидает жителей и гостей города после открытия нового публичного сада, предназначенного как для детских забав, так и для культурного отдыха взрослых. Тут и исполнение комедий и водевилей, и танцевальные вечера, и гулянья при духовом оркестре 142-го пехотного Звенигородского полка. Во время праздничных гуляний «сад будет декорирован и иллюминирован и будет сжигаться фейерверк».
Фото нулевых годов прошлого столетия
В 1967 г. «Дворянское гнездо» было благоустроено по проекту архитекторов О.В. Девитского и С.Т. Агановой. На краю обрыва соорудили ротонду, а в начале Октябрьской улицы — смотровую площадку, имеющую плавный заасфальтированный спуск к реке. В 1971 г. здесь установили новый мраморный бюст И.С. Тургенева работы скульптора Г.П. Бессарабова.
Это мы уже вдоль реки Орлик движемся — пройдемся подробнее следующим разом...
P.S. Тридцать пять лет назад
Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О... (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины...
(Иван Тургенев. Дворянское гнездо)
Как и обещал в прошлый раз — посещаем дворянское гнездо:
Вот спутниковый снимок с высоты его птичьего полета:
И мы — на первую смотровую площадку дабы посмотреть и повспоминать, сегодня более обращаясь к культурно-историческим аспектам нежели фотографическим свидетельствам...
Ландшафтный парк «Дворянское гнездо» — литературно-культурный заповедник города Орла. Парк и прилегающая к нему территория — это литературный заповедник «Дворянское гнездо». Это памятник истории. Он расположен на левом крутом берегу реки Орлик. Н. С. Лесков, который провёл здесь детские годы, отмечал, что дворянскими гнёздами исстари называли места, на которых «раскинулось множество привольных помещичьих усадеб». Октябрьская улица (бывшая Верхне-Дворянская) вплотную подходит к видовой площадке парка, с которой открывается вид на лежащую внизу извилистую ленту реки и дальние городские окраины.
Сквер «Дворянское гнездо» открыли в 1903 году по инициативе общества любителей изящных искусств. В жизни просвещённых людей того времени сквер играл огромную роль. Сюда приходили послушать музыку, посмотреть пьесы, а многие горожане хотели просто полюбоваться природой. Вокруг открывались необычайно красивые пейзажи.
Тут надо сказать, что орловские места — жутко тургеневские, и, скорее всего, в культурный лексикон само понятие «Дворянское гнездо» вошло и закрепилось по результатам прочтения тургеневского одноименного произведения.
В непосредственной близости к скверу был расположен дом дворянки Евдокии Коротневой. Она была современницей великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.) и стала прототипом Лизы Калитиной в романе «Дворянское гнездо». Теперь этот дом так и называют — «Дом Лизы Калитиной».
Особо фотографий тех времен и не могло сохраниться, поэтому сопровожу краткое изложение тургеневской истории и в целом поста иллюстрациями к роману...
Суть произведения Тургенева состоит в амурных перипетиях судьбы несколько автобиографичного персонажа — Фёдора Ивановича Лаврецкого (как раз дворянина). По окончании сурового детства в глубинке Фёдор Иванович постигает науки в Москве, где случайным образом в опере пересекается с Варварой Павловной и непременно сочетается с ней законным браком с переездом на дальнейшее место жительства в Париж. Варвара Павловна ведет там достаточно публичный образ жизни, по итогам которого и была в чем-то там уличена Фёдором Ивановичем. Вследствие чего и последующих обид Фёдор Иванович откланялся и отбыл в родные пенаты, где начинает выезжать "в свет" и общаться с многочисленными родственниками, там же и знакомится как раз с Лизой Калитиной. А уж после прочтения во французской прессе известия о кончине Варвары Павловны новоиспеченная пара на практически законных основаниях взаимно призналась в любви со всеми вытекающими перспективами.
К сожалению Фёдора Ивановича французская пресса оказалось достаточно желтой, и как-то раз дома он застал нагрянувшую Варвару Павловну во всей красе. Короче, ничего нового не срослось в рамках морали и нравов той эпохи, и Фёдор Иванович опять отбыл в родные пенаты.
Минули годы, Фёдор Иванович вновь посещает всё тех же родственников с визитом и погружается в сладостные воспоминания, находя в их трагичности какую-то особенную красоту.
Вот знаете, наряду с термином «тургеневские женщины» я бы ещё ввел понятие — «тургеневские мужчины»...
Да, а воспоминания о домике Лизы Калитиной всё ещё свежи в народной молве...
Во время пожара 1850 года дом очень сильно пострадал и был отстроен заново. В последующие годы домом владели разные люди. Сейчас он частично разрушен и требует капитального ремонта, но место исторической ценности не потеряло. Представьте, по этой земле ходил Иван Сергеевич Тургенев. Общаясь с горожанами, он обдумывал сюжет своего нового романа «Дворянское гнездо». Таких мест осталось очень мало, и они являются культурным наследием не только города Орла, но и всей нашей страны. Многие орловцы искренне надеются, что рано или поздно дом восстановят, и в нём будет открыт литературный музей.
Но пока городское руководство не стремится приукрасить имеющуюся действительность и выглядит всё это наследие достаточно печально.
Но давайте вернемся всё-таки в эстетическую плоскость и, отринув материальное несовершенство будничной жизни и её начальствующих устроителей, вспомним для полноты картины о фильме Кончаловского 1969 года.
Вот Вам — Фёдор Иванович (Леонид Кулагин):
И Лиза Калитина (Ирина Купченко):
Ну, и напомню какие-то моменты фильма «Дворянское гнездо» и воссоздаваемой им дворянской жизни...
Всё-таки вернемся в историческую действительность! В 1903 году в сквере был установлен бюст Тургеневу И.С. Это была копия с оригинального бюста работы скульптора Антокольского М.М. (оригинал был создан в 1880 году). К большому сожалению в последующие неспокойные годы памятник был безвозвратно утерян. Отдавая дань великому писателю и своему земляку, в 1908 году было принято решение переименовать Верхнюю Дворянскую улицу (ныне ул. Октябрьская) в ул. Тургенева.
Оккупация немцами Орла нанесла большой урон парку. Было вырублено много деревьев. Пришлось восстанавливать заново весь зелёный массив. Общественность, коллективы близлежащих заводов, школьники, студенты машиностроительного института выполняли эту работу. Хорошо разрослись липа обыкновенная, клён остролистный, берёза плакучая, тополь, дуб, сирень, чубушник, акация; воссоздавая прежний облик "Дворянского гнезда".
Как бы в научном плане многие исследователи и краеведы подтверждают, что "Дворянским гнездом" называлось в Орле место расположения лучших барских усадеб, прилегавших к обрывистому берегу реки Орлик (Н. Чернов. Литературные места Орловского края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; автор ссылается на рассказ "Несмертельный Голован" Н. С. Лескова, описавшего те же, что и Тургенев, места над обрывом Орлика). По свидетельству старожилов, Тургенев с большой точностью описал в романе действительно существовавший в названной местности дом и окружавший его большой сад (Н. Чернов. Литературные места Орловского края. Изд. 2. Орел, 1961, стр. 19-20; ср.: "Орел". Материалы для описания Орловской губернии. Изд. П. Александрова, Рига, 1903, стр. 34; "Орловский вестник", 1913, Э 198 от 22 августа; И. А. Бунин. Повести. Рассказы. Воспоминания. "Московский рабочий". М., 1961, стр. 347-348).
И ещё обратимся к подвернувшимся под руку пожелтевшим страницам газеты «Орловский вестник» от 2 мая 1903 года: «Орловское общество любителей изящных искусств, расширяя свою деятельность, решило открыть свой сад, сосредоточив в нём детские игры, отсутствие которых составляло большой пробел в жизни Орла…»
Далее подробно рассказывается о том, что ожидает жителей и гостей города после открытия нового публичного сада, предназначенного как для детских забав, так и для культурного отдыха взрослых. Тут и исполнение комедий и водевилей, и танцевальные вечера, и гулянья при духовом оркестре 142-го пехотного Звенигородского полка. Во время праздничных гуляний «сад будет декорирован и иллюминирован и будет сжигаться фейерверк».
Фото нулевых годов прошлого столетия
В 1967 г. «Дворянское гнездо» было благоустроено по проекту архитекторов О.В. Девитского и С.Т. Агановой. На краю обрыва соорудили ротонду, а в начале Октябрьской улицы — смотровую площадку, имеющую плавный заасфальтированный спуск к реке. В 1971 г. здесь установили новый мраморный бюст И.С. Тургенева работы скульптора Г.П. Бессарабова.
Это мы уже вдоль реки Орлик движемся — пройдемся подробнее следующим разом...
P.S. Тридцать пять лет назад
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]