Очень длинный день: три страны, три маршрутки, два автобуса, два групповых и три частных такси
10.05.2017 868 0 0 pashalena

Очень длинный день: три страны, три маршрутки, два автобуса, два групповых и три частных такси

---
0
В закладки
Садитесь поудобней, налейте чашку чая или кофе и наслаждайтесь, ведь настало время дорожных историй! Ещё никогда мы столько не пересаживались в один день с одного вида транспорта на другой. Автобусы, маршрутки и такси, лица попутчиков и водителей, страны и города слились в один бесконечный ряд, так что для написания поста пришлось потренировать память, а без заметок на телефоне восстановить ход событий едва ли удалось бы. Сегодня расскажем, как за один день побывали в трёх странах и добрались транзитом через Узбекистан из киргизского Оша в таджикский Худжанд, потратив на двоих чуть больше 700 рублей.



Чуть не забыли, открываем Таджикистан, одиннадцатую страну азиатского марафона:

Лаос --> Таиланд --> Мьянма --> Малайзия --> Сингапур --> Индонезия --> Филиппины --> бонус: Гонконг --> бонус: Макао --> Южная Корея --> Казахстан --> Киргизия --> Таджикистан --> страна 12

1. Утром проснулись в гестхаузе в киргизском Оше. Смотрите, какие обои любят в странах Средней Азии.



2. Коридор устлан коврами и украшен искусственными цветами в горшках, органично вписавшимися в обстановку.



Обратите внимание на расстояние между дверями и полом. Везде, где мы жили, были зазоры, поэтому коридор и все номера являются единым пространством, и все ваши разговоры являются достоянием соседей, а их — вашим :) Региональная фишка.

3. Лестницу тоже цветами украсили.



4. Пустынное и мокрое воскресное утро в Оше. О Киргизии ничего толком ещё не рассказали. Всё будет, только чуть позже.



5. В наших перемещениях без ста грамм карты не разобраться, поэтому вот. Карта кликабельна.



6. Граница Кыргызстана и Узбекистана находится в 10 км от Оша, доехать можно на маршрутке или на такси. В первой был такой аншлаг, что даже стоять было негде, так что поехали на такси (транспорт №1). Домчали до границы быстро, заплатили 150 сумов (130 рублей).



Фотографировать таможню запрещено, поэтому ограничимся рассказом. В нейтральной зоне есть магазин, ведущий торговлю через колючую проволоку. Какая такая необходимость в шопинге в именно в этом месте, неясно. На случай огромных очередей что ли?

Киргизский пограничник неожиданно попросил Пашу снять очки. Паспорта листали внимательно, изучая диковинные штампы азиатских стран. Перед осмотром Лениного паспорта пограничник плюнул себя на пальцы и обслюнявил документ. Каждому из нас задали несколько вопросов, уточнив наши отчества, года рождения и количество дней, проведённых в Кыргызстане. На этом с десятой страной марафона мы попрощались и, миновав нейтральную территорию, оказались на узбекской границе.

В первом зале расположился санитарный и ветеринарный контроль. Лену никто не притормозил, а Пашу окликнул мужчина в белом халате и внёс данные паспорта в свою тетрадку, не производя, впрочем, никакого осмотра. Во втором зале перед будкой с двумя пограничниками выстроились очереди из ярко одетых женщин. Пограничник, отпустив очередную женщину, позвал нас к себе вперёд всех и поставил заветные штампы, уточнив цель визита. Было неловко, но что поделать. На въезде в Узбекистан в декларации нужно терпеливо перечислить всю ввозимую технику, поставив около каждой «б/у», а также задекларировать всю валюту. Заполнили декларации в двух экземплярах (второй нужно отдать на выезде из страны) и вручили таможеннику. Ленин рюкзак осматривать не стали, а Пашу попросили показать пакет с лекарствами. Удовлетворившись цитрамоном и другими безобидными препаратами, отпустили с миром. На всё ушло минут тридцать.

7. Взгляд назад на таможню.



8. Группки мужчин справа – назойливейшие таксисты.



Мы стараемся не ехать с тёртыми «стоячими» таксистами, особенно с приграничными, тем более до соседнего города ходит маршрутка. Решили пройти в ближайшую деревню и спросить, где остановка – не у заинтересованных же таксистов спрашивать. Первые полкилометра за нами бежало несколько предлагающих свои услуги извозчиков, а когда те отстали, нас нагнали две машины такси, начавшие вести переговоры на ходу. Мы спросили было у местных, где остановка маршрутки, но те кивали в сторону таксистов, боясь показать её нам при них. Нервы начали сдавать, и мы немного нагрубили особо надоедливому таксисту, после чего он развернулся и уехал, а мы спокойно дошли до другого местного жителя, который посадил нас на маршрутку (транспорт №2).

9. Узбекистан активно строит шоссе по две полосы в каждую сторону.



10. К сожалению, не везде дороги уже построены.



11. Микроавтобусы в Узбекистане совсем микро (на фото справа).



Бюджетные микроавтобусы Damas до недавнего времени производились на заводах Daewoo в Узбекистане и чрезвычайно распространены в этой стране.

12. Асфальт, как видите, далёк от совершенства.



13. Лене выделили место спереди, а Паша попал в очень тесный задний ряд. Не знаем, совпадение или нет, но женщины сидели в передней части маршрутки, а Паша с ещё одним мужчиной расположился в последнем ряду.



Узбекские женщины общительные и улыбчивые, всю дорогу увлечённо беседовали.

14. Наконец добрались до первого города — Ходжабаада. Узбекских денег (сумов) у нас не было, поэтому собрались платить за проезд киргизскими сомами. Проезд за двоих стоил 5 000 сумов, которые мы конвертировали в сомы согласно курсам конвертера валют в интернете, забыв про разницу официального и реального курсов. Дело в том, что в Узбекистане можно разменять деньги по официальному курсу в банках и обменниках, но так никто не делает — все пользуются услугами уличных менял, курсы у которых выгоднее в разы. Мы это всё забыли, и, передав водителю 200 сомов, собрались было уходить. Но не тут-то было! Бойкая узбекская женщина моментально отобрала у водителя нашу купюру, взяла себе, разменяла её на четыре купюры по 5 000 сумов, одну из которых передала водителю, три – нам,



после чего, узнав, куда нам нужно двигаться дальше, сосватала нас в групповое такси (15)



и сама было села в него, но решила сперва зайти на базар. Транспорт №2 обошёлся нам примерно в 40 рублей за двоих (здесь и далее курс сумов базарный).

Но до того, как упорхнуть на базар, наша узбекская тётенька-ангел-хранитель уболтала водителя и, чтобы избежать возможных махинаций, взяла у нас 5 000 сумов (40 рублей) и отдала ему в руки в счёт оплаты за наш проезд.

16. Пусть улыбка таксиста не вводит вас в заблуждение, в Узбекистане между городами возят очень хитрые люди, которые своего не упустят.



Таким образом, групповое такси до города Андижана стало нашим транспортом №3.

Групповые такси – распространённый вид междугороднего транспорта в Средней Азии. Цена за проезд фиксирована и известна всем местным. Таксисты были рады зарядить путешественникам, но жители каждый раз спасали нас от переплаты. Отправляется групповое такси по наполнению (четыре пассажира: один спереди, три сзади). В нашем случае сзади сидели мы и женщина с дочкой, спереди ещё одна женщина — всего пять пассажиров. Групповое такси может ехать и неполным, только в этом случае пассажирам придётся заплатить за недостающих.

17. В Андижане выяснилось, что женщине с ребёнком дальше нужно ехать туда же, куда и нам, поэтому водитель позвонил другому водителю, который таксует на следующем участке — из Андижана до Коканда — и привёз нас прямо к следующему групповому такси (транспорт №4).



18. Новый водитель тоже улыбчивый и хитрый.



Заплатили 20 000 сумов (около 160 рублей) за двоих за 130 км пути. Как видите, очень дёшево, конечно, если платить столько же, сколько платят местные, а не ту цену, что выкатывает иностранцам таксист. И на этот раз наша попутчица нас отстояла.

Удивительно, как быстро и слаженно работает система: мы пересаживались с одного автомобиля на другой и мчались по стране со скоростью частного авто. Автобусы на длинные расстояния в Средней Азии, как в Иране и Турции не ходят: все ездят на групповых такси или на маршрутках и часто с большим числом пересадок.

19. Широченные дороги Узбекистана.



20. На всём протяжении шоссе вдоль обочины высажены цветочки и саженцы деревьев.



Зачем высаживают деревья понятно: когда-нибудь вдоль магистралей в Узбекистане будут рощи. Но зачем сажают цветочки? Неужели выживут?

21. КПП на въезде в Ферганскую область.



22. До Коканда доехали быстро. Деньги мы так и не разменяли, поэтому наша новая узбекская тётенька-ангел-хранитель заплатила за нас и отвела к меняле на рынке, чтобы мы отдали ей за дорогу.



23. Не рынок, а восточная сказка: играют музыканты



и продают лепёшки со старых детских колясок (24).



25. Запоминаем название Коканд, надо будет сюда вернуться.



26.



На рынке все глазели и обсуждали нас на узбекском, со всех сторон раздавалось и шепотком, и в полный голос «туристы, туристы». Вообще, в течение всего дня в нас не признавали россиян, поскольку у нас рюкзаки ярких цветов, с какими чаще европейцы ходят. Таксисты на хлебных местах почти всегда обращались на английском.

27. Обедали тут же, в рыночной столовке.



28. «Ош» в переводе с узбекского значит «еда», «кушанье», этим же словом узбеки называют свою главную еду — плов. Отсюда и слово «ошхана» — столовая. Разнообразием блюд многие «ошные» не побалуют: к обеду готовят плов, распродав который, заведения закрываются. В нашей столовке был более широкий ассортимент: помимо плова шашлыки и салат.



29. Обед на двоих человек (плов, три порции овощного салата и порция неизвестной нам кисломолочной закуски с огурцами, лепёшка и чайник чая) обошёлся нам в 80 (!) рублей. По-русски никто не говорил, но после Ирана и Китая для нас это не проблема. Тем более сотрудники дружелюбные и готовы помочь. Плов традиционно очень жирный за счёт того, что казан густо промазывают бараньим жиром. Мяса, естественно, баранины, в плове немного — это нормально для недорогих столовых.



Чай заваривают в чайнике, который создаёт приемлемый вкус при заварке даже чайного пакетика, да простят нас ценители чая. От сосуда для заваривания многое зависит.

Пора в путь дорогу — решили мы и по совету местных жителей сели на автобус, на котором нужно было доехать до автовокзала. На вокзале нам предстояло пересесть на транспорт до Бешарыка, что неподалёку от границы с Таджикистаном. Автобус по городу (транспорт №5) стоил всего 1 000 сомов за двоих (около 4 рублей с человека!).

30. Когда мы зашли, все бросились уступать нам место, но мы не сели, показав, мол, пусть дети садятся. Дети так и остались стоять, мы же прошли в конец автобуса, где для нас снова нашлись места: узбекские мужчины сразу же освободили их путешественникам. Гостеприимство без границ.



31. Мечеть.



32. В Узбекистане используют и английские, и русские вывески. И в тех, и в других постоянно делают ошибки.



Встретили даже парикмахерскую Stil Men (видимо, имелся в виду стильный мужчина). Ещё видели продуктовый магазин с логотипом McDonalds.

33. Жизнерадостный водитель автобуса в Коканде доставил нас до автовокзала и направил куда нужно.



34. До Бешарыка ехали на автобусе (транспорт №6) за 3 000 сомов (25 рублей) за двоих.



Лена по дороге мучалась от аллергии: весь Узбекистан засажен тополями, которые сейчас активно цветут, цветут и одуванчики, а через открытое окно и дверь в салон автобуса попадала пыль с обочины.

Автобус еле-еле тащился, преодолев 30 км за час с небольшим. Дёшево и сердито. Народу почти не было, но всё равно помимо водителя маршрут обслуживал кондуктор — молодой парень, расслабленно болтавший с не менее расслабленным шофёром. Мы на юге Узбекистана, и люди здесь южные: ловят кайф и живут на полную катушку.

35. Цветочки прям как у нас растут.



36. В Бешарыке автобус финишировал у рынка, и мы отправились на поиски того, кто доставит нас на границу с Таджикистаном.



37. Через пару мгновений мы уже садились в Matiz сговорчивого водителя (транспорт №7). Забавно, но таксисты у рынка с нами ехать отказались: они развозят по городу тех, кто выходит с покупками.



Наш водитель несколько лет жил в подмосковной Малаховке, работал в Люберцах и никак не понимал, почему в Москве на Третьем кольце пробка стоит с утра до вечера, и куда все едут днём, ведь работать же нужно. Редкий таксист в Средней Азии не связан с Москвой или другими российскими городами: или сам работал, или в молодости был, или сейчас выросших детей на заработки отправил, поэтому тем для разговора всегда хватает. Водители «из народа» в Средней Азии держат слово и можно быть уверенными: до искомой точки довезут, а денег попросят ровно столько, сколько обговорили при посадке. Кое-кто и вовсе денег не возьмёт — всё для гостя дорогого.

38. Когда таксист высадил нас у границы, мы остались в полной тишине и одиночестве. Никогда не видели такой пустынной дороги у КПП, что особенно непривычно было видеть в Средней Азии с их шумными и людными границами.



39. Отношения между Узбекистаном и Таджикистаном уже много лет натянутые, поэтому гражданам для посещения стран-соседок нужна виза или особый повод (по справке о свадьбе или похоронах пропускают). Визу делать долго и сложно, поэтому регулярные контакты фактически прекратились. Последнее фото до КПП.



Узбекские таможенники сидели за столом-партой и смотрели по телевизору бокс. С нами общались, не отрываясь от просмотра. Границу проходили долго и напряжённо. Таможенник говорил тихим и спокойным голосом, но давил психологически. Подробно расспрашивал про цель визита, маршрут, изучал и сравнивал утреннюю декларацию ввозимых и вывозимых денег и техники, задавал много вопросов. На Пашином телефоне попросил показать фото и видео, спросил, что на Ленином фотоаппарате, но мы сказали, что ничего нет (Лена на всякий случай предварительно вынула флэшку). Попросил Пашу показать рюкзак и изучал содержимое сумки для ноутбука. Мы много раз проходили разные границы, но этот досмотр и беседа стали одними из самых психологически сложных в нашем большом путешествии. Всё было подчёркнуто вежливо, в рамках закона.

Наконец Узбекистан нас выпустил, и мы дошли до закрытых ворот Таджикистана. Пограничник посмотрел наши паспорта и оставил ждать на полчаса у закрытой калитки и слушать пение горлиц: тишина стояла полная — ни одной машины, ни человека, кроме пограничника с автоматом.

Наконец нас пригласили войти, пограничник плохо говорил по-русски, но мы смогли изъясниться. В середину своей фразы на русском вставил таджикские слова, проверяя, точно ли мы не понимаем его язык. После заполнения миграционных карт отпустил. Багаж на этот раз не проверяли.

40. Первые кадры из Таджикистана.



41. Граница с таджикской стороны.



42. Через сто метров после границы стояла маршрутка (транспорт №8) до ближайшего города — Каннибадама. Водитель раньше работал в Красной Пахре, что совсем недалеко от Троицка, где выросла Лена. Уже почти не удивились :)



43. Салон почти как в лимузине.



44. Пока ждали третьего пассажира (больше не набралось), наблюдали за пасущимися тут же ослицей и ослёнком.



45.



46. Если бы у нас был свой зоопарк, первым делом завели бы ослика.



47. Осёл в Средней Азии – важное подспорье в хозяйстве. Ослик пашет землю, на нём перевозят тяжести и себя.



48.



49. Первые пару-тройку километров маршрутка тащилась со скоростью 10 км/ч. На ходу завалились сильно пьяные ребята, сразу заприметившие нас. Говорить мог только один из них, второй был настолько пьян, что разговаривать не мог, а третий мало того, что был сильно пьян, так ещё и русский не знал. Наш собеседник с восточным именем Али работает в Петербурге, а кайфует и тратит заработанное в Таджикистане, отправляясь в Россию, когда деньги заканчиваются. Цены в Таджикистане низкие, так что после несколько месяцев работы в России можно по полной загулять на Родине. Ребята скоро вышли, но перед этим мы их сфотографировали на память (Али на фото справа).



50. Неразговорчивый друг Али (к сожалению, не представился) в щегольской голубой рубашке поцеловал Лене на прощание руку и послал воздушный поцелуй всем читательницам нашего блога.



51. Проезжаем заброшенный завод, где раньше масло делали.



52. Маршрутка свела нас ещё с одним мужчиной, который, узнав, что нам нужно разменять деньги, позвонил знакомому меняле, и тот пришёл встречать нас в городе на остановке. Мы поменяли деньги (нас подождала маршрутка!) и доехали до вокзала. Люди в Средней Азии в беде не оставят, можете не сомневаться.



53. На автовокзале Каннибадама.



54.



55. Провожающие.



56. На переднем сидении новой маршрутки (транспорт №9) нам повстречался самый колоритный пассажир в нашей жизни. Но так как дяденька был в религиозном сане, фотографировать в лицо не решились.



57. Таджикистан – горная страна. Если присмотреться, вдалеке можно увидеть красные скалы.



58. Дороги не очень, временами заплатка на заплатке, как в Тверской области.



59. Поездка на «Газели» и так не верх комфорта, а тут ещё и дорога шатучая, и народу набралось. Смотрите, сколько!



Тащились еле-еле, за дорогу население «Газели» сменилось полностью раза три. На нас все таращились и обсуждали, одна подвыпившая женщина даже на русском.

60. На КПП по дороге гаишники тормозили всех подряд, и из соседней маршрутки выскочил гневный мужчина и начал орать на представителя власти.



Представитель власти, кстати, был в такой физической форме, в какой точно не смог бы сдать норматив. У нас таких при Димоне всех переувольняли.

Причину остановки потом пояснила русскоговорящая дама: дескать, одна из маршруток перевозила людей без лицензии, вот водителя и задержали. Нас, к счастью, не задержали, и мы продолжили путь, и наконец добрались до Худжанда — нашей конечной точки на сегодня.

К сожалению, наша последняя маршрутка, стоившая 14 сомани за двоих, или 90 рублей, не доехала до центра города, а высадила нас на вокзале на окраине. Мы уже порядком устали от пересадок и дороги и, не торгуясь, поймали такси за 20 сомани (транспорт №10, 130 рублей).

61. Попросили таксиста завезти нас в салон связи, поскольку владельцы гестхаузов просят отзваниваться перед заселением. Купить симкарту, к сожалению, не удалось, т.к. не было регистрации в Таджикистане. Таксист пытался купить нам симку на свои права, но у него потребовали паспорт, а его с собой не было. Дорогие соотечественники! Когда в России таксист будет готов оформить вашу симкарту на себя, пожалуйста, дайте знать. Страна должна знать своих героев. Наш который уже за день ангел-хранитель позвонил в гестхауз, довёз до искомой улицы, долго плутал и повторно созвонился с хозяйкой, а напоследок отнекивался от дополнительных 5 сомани, которые мы буквально всучили ему.



Таксист уехал, и мы спросили хозяйку на пороге дома, работает ли обещанный в объявлении интернет. Нет, не работает, сказала она, роутер сломался. Таким тоном обычно говорят про какую-нибудь маловажную вещь в номере, вроде фена в тридцатиградусную жару или кондиционера в тёплый, но не жаркий летний день.

62. За сим мы сразу распрощались (хозяйка так и не нашлась, что сказать, но её 60 баксов от неё определённо уплыли, хотя были под самым носом) и побрели куда глаза глядят поближе к центру по тихим сонным улочкам.



63. Худжанд напомнил нам иранский Йезд, только вообще без туристов.



64. Советский автопром.



65. А ещё в Худжанде любят «опели» и «мерседесы».



66. Улица Чехова. Неподалёку ещё и улица Лермонтова есть.



Пришли в первую попавшуюся гостиницу, уточнили цены, осмотрели номера разных категорий, проверили интернет и заселились. Заселял нас охранник, устроивший настоящую экскурсию по гостинице. В люксах в гостиной стоит мебель, как с помойки, а бюджетный номер неожиданно приличнее смотрится.

Ура-ура, наконец-то мы в номере! Но рано мы радовались: интернет, оказывается, очень нестабильный, а вернувшись после ужина и включив свет, обнаружили на стене в прихожей огромного, почти как в Юго-Восточной Азии, таракана (помните, Лена ужасно боится тараканов). Но это уже совсем другая история :)

Подведём финансовые итоги дня: проехали около 350 км, бОльшую часть на такси и маршрутках, потратив всего около 350 рублей на человека. В Средней Азии очень дёшево, если не переплачивать :) Можно было, конечно, проделать весь путь на одном такси, но это совсем не спортивно.

67. Напоследок покажем вам прекрасный худжандский закат, вид из нашего номера.



Все посты «Азиатского марафона»:

Стартуем «Азиатский марафон»: 12 стран за два месяца!

Страна 1, Лаос -->
1. Азиатский марафон — поехали!
2. Луангпрабанг – Европа посреди Лаоса
3. готовится
4. Как мы с бэкпэкерами жили, или «it was great experience»
5. Два дня в медленной лодке по Меконгу

Страна 2, Таиланд -->
6. Чиангмай – город-разочарование
7. Адский сад для тайских грешников
8. готовится

Страна 3, Мьянма -->
9. Мьянма, она же Бирма: открываем третью страну
10. Янгон: бриллиант Британской империи и эталон веротерпимости
11. Янгон – мужчины в юбках, властные женщины и чай со сгущёнкой
12. Речной Янгон: вода цвета кофе с молоком, чайки и затопленный колокол
13. 33 факта о Мьянме: электричество по часам, бетель и белые обезьяны
14. готовится
15. готовится

Страна 4, Малайзия -->
16. Приветствуем Малайзию — четвёртую страну азиатского марафона
17. Куала-Лумпур: национальный микс, хиджаб-шампунь и транспорт
18. Грязноустьинск — нефтяная столица Малайзии

19. Горный курорт по-азиатски: зачем вы это сделали?

Страна 5, Сингапур -->
20. Сингапур — пятая страна азиатского марафона
21. Сингапур современный: а мы точно в Юго-Восточной Азии?
22. Малоэтажный Сингапур: дорогая подделка под Азию
23. готовится
24. готовится

Страна 6, Индонезия -->
25. Индонезия — шестая страна азиатского марафона
26. Вечер с детьми трущоб Джакарты
27. Джакарта: сюрпризы на тротуарах, скоростной автобус в деле и метро на бумаге
28. Погружаемся в ритм Джакарты
29. готовится
30. готовится

31. готовится

Страна 7, Филиппины -->
32. Филиппины – седьмая страна азиатского марафона
33. Манила — город не-сказка, город не-мечта
34. Забытая богом и президентом Манила
35. готовится
36. готовится

Бонус: Гонконг и Макао -->

37. Привет, Гонконг!
38. готовится
39. Что будет, если китайцы захватят Португалию

40. готовится

Страна 8, Южная Корея -->

40. Привет, Корея!
41. Корейские ноу-хау и традиции: мелочи, улучшающие жизнь
42. Весна в Сеуле
43. готовится
44. готовится

45. готовится

Страна 9, Казахстан -->

46. Большой перелётный день, или как мы на Родине побывали
47. готовится
48. готовится
49. готовится

50. готовится

Страна 10, Киргизия -->

51. Привет, Киргизия!
52. готовится
53. готовится
54. Как грузин и армянин в турецком самолёте летели
55. готовится

56. готовится

Страна 11, Таджикистан -->

52. Очень длинный день: три страны, три маршрутки, два автобуса, два групповых и три частных такси
53. готовится
54. готовится
55. готовится

54. готовится

Все посты блога

Подписывайтесь на обновления блога в соцсетях:
ВКонтакте Facebook Instagram Паши Instagram Лены Twitter YouTube

Подписывайтесь на обновления блога в ЖЖуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]