Почему ребенок ворует и как это прекратить
07.06.2021 10 498 0 +308 Morya4ok

Почему ребенок ворует и как это прекратить

---
+308
В закладки
Полная семья, достаток, хватает всего — еды, игрушек, одежды. И вдруг ребенок украл чужую вещь или деньги. Родители недоумевают, что они сделали не так. Почему дети воруют и как быть в такой ситуации?

Почему ребенок ворует и как это прекратить ребенка, ребенок, может, ребенку, чтобы, тревога, чужое, взять, семье, кражи, воровство, понять, почему, важно, своим, случае, поступок, годам, родителей, могут

Когда ко мне обращаются родители, чей ребенок совершил кражу, я первым делом спрашиваю: «Сколько ему лет?» Иногда ответа достаточно, чтобы понять, как действовать дальше.

ВОЗРАСТ ВОЗРАСТУ РОЗНЬ

До 3-4 лет дети не разграничивают мир на «мое» и «чужое». Они без стыда берут совок у соседа по песочнице или вещи из чужой сумки. Малыши не оценивают свой поступок как плохой. Для родителей это повод поговорить в доступной форме о границах — своих и других людей, о том, что хорошо и что плохо. Эту беседу придется повторить не раз — маленьким детям сложно осознать такие абстрактные понятия.

К 5-6 годам дети уже знают, что воровать плохо. Но в этом возрасте еще не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль и волю. Стэнфордский эксперимент с зефиром показал: единственное, что удержит пятилетнего ребенка от того, чтобы взять со стола запретную сладость, — страх наказания. А если похищения никто не заметит, то он может не совладать с собой и взять желанное. В этом возрасте сознательность еще только созревает.

К 6-7 годам дети уже регулируют свое поведение и следуют социальным правилам. Сила привязанности к своему взрослому тоже уже зрелая: ребенку важно быть значимым и любимым. А плохие поступки ставят отношения под угрозу. В то же время ребенку становится важно то место, которое он занимает среди сверстников. И мотивом для кражи может быть зависть к другим детям.

Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь

Но бывают дети, которые и к 8 годам еще испытывают сложности с самоконтролем. Им трудно управлять своими желаниями, сидеть на месте, концентрируясь на одном занятии. Так может происходить из-за врожденного устройства психики или на фоне стрессовых ситуаций.

У школьников старше 8 лет понятия «свое» и «чужое», «хорошо» и «плохо» уже сформированы, и эпизоды воровства крайне редки. Это может случиться, если развитие волевой сферы отстает от возрастной нормы — по физиологическим причинам или из-за сложных обстоятельств жизни. Либо из-за педагогических ошибок родителей, таких как гиперопека и попустительствующий стиль воспитания. Но даже уступив своему желанию взять чужое, ребенок будет чувствовать острый стыд и отрицать случившееся.

В 12-15 лет воровство — уже осознанный шаг, а может, и укоренившаяся привычка. Подростки отлично понимают нормы приличия, но им трудно управлять своим поведением — ими движут эмоции, на них влияет гормональная перестройка. Часто подростки воруют под давлением компании, чтобы доказать свою смелость и быть принятыми сверстниками.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БЕРУТ ЧУЖОЕ

Отнюдь не бедность семьи толкает ребенка на воровство. Дети из обеспеченных семей, ни в чем не испытывая дефицита, тоже крадут. Чего же не хватает ребенку, который совершает такой поступок?

Недостаток осознанности и жизненного опыта

Это самая безобидная причина. Ребенок просто не подумал, что владельцу украденного будет обидно. Или решил сделать кому-то сюрприз и взял деньги у родителей — спросить он не мог, иначе сюрприз бы не получился. Чаще всего по этой причине чужое присваивают дети до 5 лет.

Отсутствие нравственности, морали и воли

Ребята 6-7 лет воруют из зависти или из желания самоутвердиться, получить признание сверстников. Подростки могут совершить кражу по этой же причине, протестуя против установленных правил, демонстрируя свою дерзость и непокорность.

Нехватка внимания и любви родителей

Воровство может стать «криком души» ребенка, которому не хватает теплого отношения в семье. Часто у детей, растущих в подобных условиях, есть и другие особенности: агрессивность, плаксивость, вспыльчивость, склонность к непослушанию и конфликтность.

Тревога и попытка ее успокоить

Когда потребности ребенка долго не замечают, не удовлетворяют, он перестает доверять своим чувствам, желаниям и теряет контакт с телом. Растет тревога. Воруя, он не осознает, что делает. После кражи тревога ослабеет, но затем вернется, усугубленная чувством вины.

Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус

Если ситуация осложнена высокой чувствительностью ребенка, недавним переездом, рождением младших, началом учебы в школе, потерей близких, то тревога усиливается многократно и может вылиться в невроз. На его фоне ребенок не управляет своей импульсивностью.

Нет четких правил в семье

Дети копируют поведение взрослых. И не понимают, почему маме можно взять у папы из кармана кошелек, а им нельзя? Стоит регулярно обсуждать, как в семье относятся к своим и чужим границам, имуществу. Можно ли скачивать фильмы и музыку с пиратских сайтов, приносить канцтовары с работы, подбирать потерянный кошелек или телефон и не искать владельца. Если об этом с ребенком не говорить, приводя понятные ему примеры, то он поступит в меру своего понимания того, как правильно.

Дефицит поддержки взрослых и низкая самооценка

Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус, заслужил право быть частью компании. Важно, насколько ребенок доверяет взрослым. Если чаще родители его критикуют и обвиняют, не вникая в ситуацию, то на их защиту он не рассчитывает. А своровав под давлением раз, дети рискуют стать жертвами шантажа и вымогательств.

Проблемы с психологическим здоровьем

Самый сложный, но и наиболее редкий у детей фактор — такое психологическое расстройство, как клептомания. Это патологическое влечение к воровству. Похищенный предмет может быть не нужен и не ценен. Человек может его испортить, отдать даром или спрятать и никогда им не пользоваться. С этим состоянием работает психиатр.

КАК РЕАГИРОВАТЬ ВЗРОСЛЫМ

Родители, чей ребенок взял чужое, в растерянности и отчаянии, боятся за его будущее. Конечно, такому они его не учили. И как реагировать — непонятно.

Что же делать?

  • Не спешите наказывать ребенка, чтобы «навсегда отбить охоту к воровству». Нужно устранить корень проблемы. Попробуйте понять, почему ребенок так поступил. Многое зависит от его возраста, мотивов кражи, дальнейших планов на похищенное и отношений с его владельцем.
  • Важно, как обнаружился факт кражи: случайно или ребенок сам рассказал. Важно и то, как он относится к поступку: считает, что все в порядке вещей, или ему стыдно, он раскаивается? В одном случае нужно попытаться пробудить совесть ребенка, в другом — разъяснить, почему он поступил плохо.
  • Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь! Не угрожайте милицией, не сулите криминального будущего. Он должен чувствовать, что по-прежнему достоин хорошего отношения.
  • Осуждайте сам поступок, но не ребенка. Главное — не вызвать чувство вины, а объяснить, что ощущает тот, кто лишился своего имущества, и показать возможные варианты выхода из ситуации.
  • Хорошо дать ребенку шанс исправить все самому: вернуть вещь, извиниться. Не делайте это за него. Если стыд его сковывает, помогите ему вернуть вещь без свидетелей.
  • Если раскаяния нет, нужно однозначно выразить свое неодобрение. Четко дать понять, что такой поступок в вашей семье неприемлем. При этом важно спокойно транслировать ребенку: вы верите, что больше он так не поступит.
  • Если ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, обратитесь к специалисту. Определите, из-за чего у него растет тревога, и постарайтесь ее снизить, хотя бы частично удовлетворяя его потребности.
  • В конфликте со сверстниками займите сторону ребенка. Заверьте, что не дадите его в обиду, и предложите вместе найти выход из ситуации.
  • Укрепляйте в ребенке веру в себя. На протяжении месяца после эпизода отмечайте и подчеркивайте то, что ему удается, и не фиксируйте внимание на том, что у него не получается.
Если ребенок присвоил себе чужое, не паникуйте. Скорее всего, после одной обстоятельной беседы о нормах и ценностях, о желаниях ребенка и ваших взаимоотношениях в семье такое больше не повторится.

Даже если вы поняли, что причина в допущенных вами воспитательных ошибках, не ругайте себя. Просто примите этот факт и меняйте ситуацию. Придерживайтесь правила: «Ответственность должна быть без чувства вины».

Об авторе

Анна Уткина — детский и подростковый психолог, выпускница программ Института Ньюфелда (Канада).
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]