Как пройти в искусство: "Художник – не тот, кто хорошо рисует, а тот, кто хорошо думает"
---
BestLJ продолжает знакомить с экспертами в области современного искусства. Просто о сложном говорят кураторы фонда V-A-C. Кто может отличить инсталляцию от мусора, зачем нарушать табу, какие темы будут актуальны всегда – рассказывает арт-критик, историк искусств Андрей Паршиков.
Куратор провел более 30 выставок в России, США и Европе. Преподавал в Британской высшей школе дизайна, Институте современного искусства, Московской школе по гендерным исследованиям, РГГУ, Академии изящных искусств в Хельсинки.
Кураторская карьера Андрея Паршикова начиналась с интереса к системам креативных индустрий и отношений внутри них (проект "Сверхновая вещественность"). Последние несколько лет он занимается вопросами нематериалистического знания, исследованием магического и паранормального в искусстве. Этому была посвящена большая выставка в старинном дворце в Италии "У розы есть зубы во рту зверя" ("A Rose Has Teeth in a Mouth of a Beast").
В составе команды V-A-C, KADIST и ММОМА участвовал в создании "Генеральной репетиции". Этот проект — манифест методологии, основанной на коллективной работе и совмещении различных художественных практик. Фонд V-A-C продолжит ее развитие на собственной площадке в Доме культуры "ГЭС-2".
"Генеральная репетиция" фонда V-A-C и ММОМА, на пять месяцев заняла три этажа Музея современного искусства на Петровке, 25
Андрей, согласно свежему социологическому исследованию, у довольно большой части москвичей есть подсознательная установка, что классическое искусство оказывает терапевтическое воздействие, сеет "разумное, доброе, вечное", в то время как современное искусство ставит неудобные вопросы, его воспринимать некомфортно. Что думаете по поводу такого противопоставления?
Не думаю, что такое противопоставление возможно. Если вы посмотрите картину Франциско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына", это не покажется вам комфортным для восприятия. Работы Энди Уорхола гораздо более щадяще обращаются со зрителем. Вообще классицизм – это конкретный период в искусстве, популярное в Европе направление, основанное на подражании античным образцам. Скорее, тут можно говорить о традиционном искусстве. Что касается современного искусства, действительно есть стереотип, что для его восприятия должна быть экспертиза, человеку "с улицы" его не понять. Но это не так. В Доме культуры "ГЭС-2" мы как раз надеемся развеять этот ореол сакральности.
Могут ли быть в искусстве табуированные темы?
Да все может быть, вопрос в степени уместности. Нарушение табу ради эпатажа – это не интересно. Интересно то, например, как с запрещенными, неприятными темами работает один из художников польской волны среднего поколения Збигнев Либера. В 1997 году он был выбран представлять Польшу на 46-й Венецианской биеннале, но его работа "Лего – концентрационный лагерь" (Lego – Concentration Camp) была снята с выставки по цензурным соображениям. Он представил конструктор, схематично воссоздающий лагерь смерти Аушвиц: пластиковые бараки, человечки-скелетики, железная проволока. Этой работой он поднял много вопросов. И о власти мира корпораций (потому что датская компания LEGO Group — второй по величине производитель игрушек в мире). И вопрос сохранения исторической памяти. Должны ли дети играть в такие игрушки?
У него же есть серия фотографий "Позитивы". Он взял за основу известные документальные репортерские снимки войны, уничтожения, смерти и сделал реконструкцию с помощью приглашенных актеров. Разница в том, что на его снимках люди, все без исключения улыбаются.
В конце прошлого века польский художник Збигнев Либера представил работу "Лего – концентрационный лагерь/Lego – Concentration Camp"
Могли бы рассказать о современном критическом дискурсе? Если некоторое время назад было много работ, посвященных BLM и экологии, то что сейчас актуально?
Тема темной экологии никуда не уйдет (Это понятие прочно связано с именем историка литературы и философа, автора книги "Темная экология" Тимоти Мортоном. Это концептуальная работа, цель которой — заострить внимание на новом восприятии природы и окружающего мира. "Светлому", привычному пониманию мира философ противопоставляет "странный", "неопределенный", "нестабильный" — "темный" – ред).
Искусство всегда отражает картину мира. И если Пуссен и Лорен описывали добродетели античности, то современный мир очень изменился и тем стало намного больше. Пока в мире будет будет неравенство, будут актуальны и работы на эту тему. Что-то подсказывает мне, что ситуация изменится не скоро. Художники всегда будут на стороне угнетенных, меньшинств. Актуальны сейчас пост-гендерная квир-идентичность, политика заботы, любовь.
Всегда ли работы современного искусства связаны с актуальной политической повесткой? Если художник много лет назад взялся за одну из вечных тем, может ли его работа сейчас называться современным искусством?
Скорее, идеи могут быть переработаны, переосмыслены. Вряд ли старые работы можно назвать современными.
В сфере искусства критерии оценки так или иначе субъективны. Есть масса шаблонных шуток, в которых мусор принимался за арт-объект и наоборот. Как искусство отличить от не искусства?
Если работа находится в галерее, это уже искусство. Художественное сообщество, а не зритель определяет, является ли работа искусством. Хорошая ли это работа – это уже второй вопрос. Да, были случаи, когда уборщицы разрушали работы, но они не должны разбираться в искусстве. Это проблема организаторов выставки, оформителей, которые не разместили табличку, или поставили ее в незаметном месте.
Справедливо ли, что за каждой настоящей работой стоит мощная свежая идея?
Да, конечно. Художник – не тот, кто хорошо рисует, а тот, кто хорошо думает.
Художник Покрас Лампас расписал крышу "Colosseo Quadrato" ("Квадратный Колизей") самого высокого здания в Риме, которое является штаб-квартирой дома Fendi. Каллиграфия на площади в 1250 кв. м. стала проектом для F is For Fendi — онлайн-платформы, поддерживающей стиль и творчество миллениалов
Как думаете, почему сейчас крупные бренды заигрывают с художниками и хотят быть ближе к искусству?
Потому что работы стали менее дизайнерскими. А крупные бренды пытаются концептуально обогатить свой язык и свою повестку.
Какую коллаборацию считаете удачной? Саша Фролова работает для Samsung, Nike, D&G, Покрас Лампас – сотрудничает с YSL, Fendi и тем же Nike…
Не считаю, что это самые интересные примеры.
Что думаете о мировой поп-индустрии?
Мне очень нравится следить за тем, что происходит в поп-культуре. Интересно как преломляются и трансформируются авангардные идеи и становятся массовым достоянием.
Я всегда хожу на какую-то ерунду, когда внезапно поп-звезда сделала выставку. Это мало когда интересно, но не ходить невозможно.
Кадр из фильма Роберта Эггерса "Ведьма" с Аней Тейлор-Джой в главной роли
Какие режиссеры вам близки эстетически? Тарантино, Ким Ки Дук, Джармуш?
У Джармуша мне нравится только первый его фильм – "Отпуск без конца". Все фильмы Алексея Германа-старшего считаю безупречными. Нравится то, что делает тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакул. Фильм "Ведьма" Роберта Эггерса 2015 года показался мне интересным. Но лучше фильмов Стэнли Кубрика уже ничего никогда не будет.
Кадр из мистического фильма Апитчатпона Варасетакула "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни"
Источник: mirtesen.hello.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]