Здесь больше не взлетит стальная птица, моторов не будет слышен гул
---
Оригинал взят у under_world_ru в Здесь больше не взлетит стальная птица, моторов не будет слышен гул
История этого места начинается с середины 1930-х гг. Фактически, аэродром в Мурмашах был первым наземным аэродром на Кольском полуострове.
Начало освоения кольского неба было положено в 1933 г. созданием Апатитского авиазвена. Его технической базой являлись три гидросамолёта Ш-2, базировавшиеся в бухте Тик-Губы. Зимой гидропланы переставляли на лыжи, и они использовали в качестве аэродрома лёд замёрзшего озера.¹
В середине 1930-х гг. развитие Северного флота и активное военное строительство в регионе подстёгивали развитие авиации, и встала острая необходимость создания наземного аэродрома. Для его размещения была выбрана южная окраина посёлка Мурмаши.²
Во время финской войны, длившейся 3,5 месяца, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г., с аэродрома в Мурмашах поднимались самолёты штурмовой авиации 147 полка.
Фото из альбомов группы Мурманск
После окончания военных действий началась реконструкция аэродрома. При расширении лётного поля под землю была убрана часть ручья Кротовый, протекающего с восточной стороны аэродрома. Во время строительства коллектора ручья было применено необычное инженерное решение, о котором речь пойдёт немножечко позже.
До 1949 г. аэродром функционировал как военный, позднее, с 1952 г. он начал обслуживать регулярные пассажирские рейсы из Архангельска, Ленинграда, а с 1954 г. и из Москвы. Так продолжалось до 1979 г., когда вступили в силу новые требования к лётным полосам аэродромов, устанавливающие минимальную длину ВПП полосы 1200 м. Аэродром Мурмаши имел ВПП длиной 1100 м, и из-за сложного рельефа местности не было возможности удлинить полосу.³ Тогда аэродром перестал принимать гражданские и военные самолёты и стал использоваться для обслуживания лёгкой авиации, а впоследствии был передан Мурманскому спртклубу ДОСААФ.⁴
Фото из альбомов группы Мурманск
Сейчас аэродром в Мурмашах полностью заброшен. Точную дату, когда с него прекратились полёты лёгкой авиации установить сложно, но есть видеоматериалы, датированные 2008 г., на которых видно, что на территории аэродрома ещё находились самолёты.
А мы отправимся вниз, в недра аэродрома, в коллектор ручья Кротовый.
Перед нами нижний (выходной) портал. Высота портала более 2,5 м.
А это - вид от портала вниз по течению.
Рядом с порталом обнаруживается ещё один вход, спуск в который защищён каменным бортиком. Высота этого входа около 1,6 м.
Оказавшись внутри, идти неудобно: приходится сильно пригибаться, под ногами доски и всяческий мусор.
Но вскоре участок с низкими сводами заканчивается, и взору открывается просторное помещение высотой более 3 м, в дальней стене которого находится такой же низкий проход дальше.
Воды мало, она лишь слегка прикрывает подошву заброд.
Двигаемся дальше. Минуем короткий низкий участок у противоположной стены, за ним поворот направо и выход в основной коллектор ручья.
Такое архитектурное решение тогда показалось странным. Этот участок был очень похож на обгонный коллектор, но у входа в него, со склона впадает небольшой ручеёк, т.е. получается, что попадая в обгонный коллектор, он течёт навстречу основному потоку (против течения, в случае заполнения обгонного коллектора). И уровень пола здесь выше, чем в основном коллекторе, более чем на полметра.
Вид из основного коллектора вниз по течению
Следующая "необычность", которая бросается в глаза, оказавшись в основном коллекторе, это наличие в нём добротного деревянного настила.
Местами доски прогнили, и настил обвалился. Но есть участки, где он сохранился в отличном состоянии.
Интересно и то, что наличие этого настила было спроектировано заранее, при строительстве коллектора ручья. Он уложен на капитальные бетонные выступы в нижней части стен коллектора.
О хорошем качестве работ можно судить по множественным сохранившимся с 1941 г. участком дощатого настила, несмотря на неблагоприятные условия - высокую влажность, периодический подъём уровня воды выше настила (что хорошо видно по отметкам на стенах), замерзание ручья в зимний период и весенний ледоход.
Продвигаться вверх по течению становится труднее. Мешает обвалившийся местами настил и сильно возросшая глубина.
Впереди виднеется хорошо сохранившийся участок настила.
Забравшись на него можно увидеть остатки старого сиденья, вероятно, тоже находящегося здесь со времён постройки коллектора.
Продолжаем двигаться дальше. Вскоре коллектор плавно поворачивает. Глубина с этого места заметно уменьшается.
Пройдя вперёд ещё несколько шагов, отчётливо становится виден верхний портал ручья.
А так он выглядит снаружи.
Впоследствии, предположение относительно возраста настила подтвердилось. И стало ясно, с какой целью был сделан обгонный коллектор.
Благодаря коллегам из Мурманска и, частично, найденным уже по возвращении в Москву материалам, удалось выяснить, что коллектор ручья изначально при строительстве имел двойное назначение: во-первых, для расширения площади аэродрома ручей требовалось убрать под землю; во-вторых, инженеры, проектировавшие коллектор, решили использовать его как бомбоубежище и командный пункт. Коллектор был засыпан сверху восьмиметровым слоем земли.⁵ А внутри был уложен настил, чтобы во время вражеских бомбардировок личный состав аэродрома мог укрыться в коллекторе. Помещение, ошибочно принятое за обгонный коллектор, было построено для размещения в нём командного пункта. Таким образом, это необычное бомбоубежище имело три входа/выхода: два портала ручья и портал командного пункта.
Несмотря на то, что коллектор представляет из себя почти прямолинейный участок длиной около 300 м и достаточно прост архитектурно, он оставил очень интересное впечатление.
А напоследок - предрассветный аэродром Мурмаши. :)
А для любителей визуального ряда :) есть видео, которые рассказывают не только об этом месте, но и ещё о многих интересностях из моей поездки по Кольскому полуострову.
- - -
Ссылки:
¹Становление авиаотряда (Апатитский период 1936-1941, 1946-1956 гг.) - http://murmashilive.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85:ch1r1gl4&catid=35:airport
АМСГ «Мурманск», Наша история - http://www.aviamet-szf.ru/?page_id=29
²Возникновение поселка Мурмаши - http://murmashilive.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=53&Itemid=66
³Семенов, Денис Геннадьевич. История военного строительства на Мурмане
⁴АМСГ «Мурманск», Наша история - http://www.aviamet-szf.ru/?page_id=29
⁵Мурмаши военного периода - http://murmashilive.ru/index.php?id=54&Itemid=67&option=com_content&view=article
История этого места начинается с середины 1930-х гг. Фактически, аэродром в Мурмашах был первым наземным аэродром на Кольском полуострове.
Начало освоения кольского неба было положено в 1933 г. созданием Апатитского авиазвена. Его технической базой являлись три гидросамолёта Ш-2, базировавшиеся в бухте Тик-Губы. Зимой гидропланы переставляли на лыжи, и они использовали в качестве аэродрома лёд замёрзшего озера.¹
В середине 1930-х гг. развитие Северного флота и активное военное строительство в регионе подстёгивали развитие авиации, и встала острая необходимость создания наземного аэродрома. Для его размещения была выбрана южная окраина посёлка Мурмаши.²
Во время финской войны, длившейся 3,5 месяца, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г., с аэродрома в Мурмашах поднимались самолёты штурмовой авиации 147 полка.
Фото из альбомов группы Мурманск
После окончания военных действий началась реконструкция аэродрома. При расширении лётного поля под землю была убрана часть ручья Кротовый, протекающего с восточной стороны аэродрома. Во время строительства коллектора ручья было применено необычное инженерное решение, о котором речь пойдёт немножечко позже.
До 1949 г. аэродром функционировал как военный, позднее, с 1952 г. он начал обслуживать регулярные пассажирские рейсы из Архангельска, Ленинграда, а с 1954 г. и из Москвы. Так продолжалось до 1979 г., когда вступили в силу новые требования к лётным полосам аэродромов, устанавливающие минимальную длину ВПП полосы 1200 м. Аэродром Мурмаши имел ВПП длиной 1100 м, и из-за сложного рельефа местности не было возможности удлинить полосу.³ Тогда аэродром перестал принимать гражданские и военные самолёты и стал использоваться для обслуживания лёгкой авиации, а впоследствии был передан Мурманскому спртклубу ДОСААФ.⁴
Фото из альбомов группы Мурманск
Сейчас аэродром в Мурмашах полностью заброшен. Точную дату, когда с него прекратились полёты лёгкой авиации установить сложно, но есть видеоматериалы, датированные 2008 г., на которых видно, что на территории аэродрома ещё находились самолёты.
А мы отправимся вниз, в недра аэродрома, в коллектор ручья Кротовый.
Перед нами нижний (выходной) портал. Высота портала более 2,5 м.
А это - вид от портала вниз по течению.
Рядом с порталом обнаруживается ещё один вход, спуск в который защищён каменным бортиком. Высота этого входа около 1,6 м.
Оказавшись внутри, идти неудобно: приходится сильно пригибаться, под ногами доски и всяческий мусор.
Но вскоре участок с низкими сводами заканчивается, и взору открывается просторное помещение высотой более 3 м, в дальней стене которого находится такой же низкий проход дальше.
Воды мало, она лишь слегка прикрывает подошву заброд.
Двигаемся дальше. Минуем короткий низкий участок у противоположной стены, за ним поворот направо и выход в основной коллектор ручья.
Такое архитектурное решение тогда показалось странным. Этот участок был очень похож на обгонный коллектор, но у входа в него, со склона впадает небольшой ручеёк, т.е. получается, что попадая в обгонный коллектор, он течёт навстречу основному потоку (против течения, в случае заполнения обгонного коллектора). И уровень пола здесь выше, чем в основном коллекторе, более чем на полметра.
Вид из основного коллектора вниз по течению
Следующая "необычность", которая бросается в глаза, оказавшись в основном коллекторе, это наличие в нём добротного деревянного настила.
Местами доски прогнили, и настил обвалился. Но есть участки, где он сохранился в отличном состоянии.
Интересно и то, что наличие этого настила было спроектировано заранее, при строительстве коллектора ручья. Он уложен на капитальные бетонные выступы в нижней части стен коллектора.
О хорошем качестве работ можно судить по множественным сохранившимся с 1941 г. участком дощатого настила, несмотря на неблагоприятные условия - высокую влажность, периодический подъём уровня воды выше настила (что хорошо видно по отметкам на стенах), замерзание ручья в зимний период и весенний ледоход.
Продвигаться вверх по течению становится труднее. Мешает обвалившийся местами настил и сильно возросшая глубина.
Впереди виднеется хорошо сохранившийся участок настила.
Забравшись на него можно увидеть остатки старого сиденья, вероятно, тоже находящегося здесь со времён постройки коллектора.
Продолжаем двигаться дальше. Вскоре коллектор плавно поворачивает. Глубина с этого места заметно уменьшается.
Пройдя вперёд ещё несколько шагов, отчётливо становится виден верхний портал ручья.
А так он выглядит снаружи.
Впоследствии, предположение относительно возраста настила подтвердилось. И стало ясно, с какой целью был сделан обгонный коллектор.
Благодаря коллегам из Мурманска и, частично, найденным уже по возвращении в Москву материалам, удалось выяснить, что коллектор ручья изначально при строительстве имел двойное назначение: во-первых, для расширения площади аэродрома ручей требовалось убрать под землю; во-вторых, инженеры, проектировавшие коллектор, решили использовать его как бомбоубежище и командный пункт. Коллектор был засыпан сверху восьмиметровым слоем земли.⁵ А внутри был уложен настил, чтобы во время вражеских бомбардировок личный состав аэродрома мог укрыться в коллекторе. Помещение, ошибочно принятое за обгонный коллектор, было построено для размещения в нём командного пункта. Таким образом, это необычное бомбоубежище имело три входа/выхода: два портала ручья и портал командного пункта.
Несмотря на то, что коллектор представляет из себя почти прямолинейный участок длиной около 300 м и достаточно прост архитектурно, он оставил очень интересное впечатление.
А напоследок - предрассветный аэродром Мурмаши. :)
А для любителей визуального ряда :) есть видео, которые рассказывают не только об этом месте, но и ещё о многих интересностях из моей поездки по Кольскому полуострову.
- - -
Ссылки:
¹Становление авиаотряда (Апатитский период 1936-1941, 1946-1956 гг.) - http://murmashilive.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85:ch1r1gl4&catid=35:airport
АМСГ «Мурманск», Наша история - http://www.aviamet-szf.ru/?page_id=29
²Возникновение поселка Мурмаши - http://murmashilive.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=53&Itemid=66
³Семенов, Денис Геннадьевич. История военного строительства на Мурмане
⁴АМСГ «Мурманск», Наша история - http://www.aviamet-szf.ru/?page_id=29
⁵Мурмаши военного периода - http://murmashilive.ru/index.php?id=54&Itemid=67&option=com_content&view=article
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]