Татьяна Лиознова - режиссер знаменитых "Семнадцать мгновений весны". Интересные факты
---
Этот пост о потрясающей женщине и талантливом режиссере Татьяне Лиозновой.
Постаралась собрать интересные факты из жизни этого удивительного Человека.
Родилась в Москве 20 июня 1924 г в еврейской семье.
Родители: Моисей Александрович и Ида Израилевна Лиозновы.
Отец Татьяны Лиозновой, инженер-экономист, погиб в ВОВ в 1941, сражаясь в народном ополчении.
Татьяна Лиознова – создатель легендарного образа Штирлица – сняла за свою карьеру всего девять картин.
Ею были созданы картины «Евдокия», «Рано утром», «Им покоряется небо».
Особое место в творчестве этого режиссера занимает кинолента «Три тополя на Плющихе» (1967г). После знаменитого многосерийного фильма "Семнадцать мгновений весны" Лиознова сняла следующие картины: «Карнавал» (1981г). «Мы, нижеподписавшиеся».
Замужем не была; осталась приёмная дочь (дочь друга, летчика Василия Калашенко, Людмила)
29 сентября 2011 г скончалась в Москве после продолжительной болезни на 88-м году жизни. После кремации урна с прахом захоронена на Донском кладбище в могиле матери
Про "Семнадцать мгновений весны"
Съемки «17 мгновений весны» начались 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочная группа побывала в Германии, Прибалтике и Грузии.
Ни один костюм не шился без утверждения консультанта полковника Брауна, ранее служившего в разведке. С российской стороны главным консультантом фильма был Семён Кузьмич Цвигун - первый заместитель Председателя КГБ СССР, в титрах он был указан генерал-полковник С.К. Мишин. Уточнялось все - от маленьких значков до петлиц и погон. Костюмы шили мастера из генеральских ателье. Когда группа впервые приехала на съемки в Германию, немцы безграмотно одели массовку. Но советская съемочная группа привезла с собой из СССР шестьдесят ящиков с костюмами. Только для Вячеслава Тихонова было приготовлено сто рубашек - их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге во время съемок даже статисты одевались так, что немцы были просто потрясены.
Были на площадке и забавные истории. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Дело в том, что у Вячеслава Тихонова на левой руке была вытатуирована наколка «СЛАВА». Загримировать ее было трудно, она все равно была заметна. Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старался спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Руки Штирлица на самом деле принадлежали ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Он же писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого был плохой почерк.
Воротничок рубашки в одной из сцен оказался для Леонида Броневого узким, ему это не нравилось, и он непроизвольно дергался. Лиознова решила это оставить, придумав нервный тик для Мюллера.
Долго не могли найти актера на роль Гитлера. Пробовался даже Леонид Куравлев. Получалось неубедительно. В конце концов, Адольфа Гитлера сыграл немецкий актер Фриц Диц, а Куравлеву досталась роль одноглазого эсэсовца Айсмана.
Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Констанция из «Трех мушкетеров» Ирина Алферова. На роль жены Штирлица пробовалась Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. А супругой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок. Сцены свидания в кафе в романе не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, настоящим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными. Сперва Лиознова собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи. А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев – съемки шли долго, а дети росли.
А это выдержка из интервью Татьяны Лиозновой :
-- Говорят, первым картину показали Андропову? Якобы ему на дачу возили по две-три смонтированные серии, и глава КГБ решал, что убрать, а что оставить.
-- Ерунда! Мне об этом ничего неизвестно. Знаю другое: Брежнев каждый вечер неотрывно сидел у телевизора, не пропуская ни одной серии, после чего звонил председателю Гостелерадио Лапину. Очень переживал из-за происходящего на экране. Случалось, даже плакал. Однажды так расчувствовался, что побежал к домашней аптечке, желая выпить сердечных капель, но по ошибке схватил слабительное... Еще был случай, когда Леонид Ильич позвонил актрисе Градовой, игравшей радистку Кэт. Стал расспрашивать о здоровье, о детях, успокаивать. Он не видел разницы между артисткой и ее героиней.
-- А еще рассказывают, генсек хотел дать звезду Героя Советского Союза Вячеславу Тихонову. За совершенный подвиг.
-- Не в курсе, кто и что хотел, но факт: Штирлиц действительно стал Героем. Правда, Социалистического труда. А мне за картину дали орден Октябрьской революции. Видимо, в ЦК КПСС посчитали, что при создании фильма актер важнее режиссера... Конечно, это был удар, но не хочу сейчас о нем вспоминать. Таких пощечин мне пришлось вынести немало. Лучше уж рассказывать курьезные эпизоды. К примеру, Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках. Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех двенадцати серий сразу!
Что же касается Андропова, то он просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата.
Первое пожелание мы выполнили легко, а над вторым пришлось голову поломать. К счастью, вспомнила, что у меня есть кадры хроники с Эрнстом Тельманом. Мы ловко вмонтировали эту сцену в уже готовую серию. Вот и все вмешательство Андропова в фильм. Еще, помню, телевизионное начальство насмерть стояло, чтобы в картине не появился Молотов.
-- Почему?
-- Может, потому, что он был еще жив. В итоге важную для развития сюжета мизансцену вручения ноты советского правительства английскому послу пришлось снимать в урезанном виде, показывая Молотова со спины. Компромисс.
-- Вы были готовы к успеху фильма?
-- Нет, конечно. Мы многим рисковали. Тогда ведь о съемках телесериалов все знали понаслышке, но в итоге наш расчет оказался верен. Люди поверили в экранных героев, им понравилась выбранная нами интонация. Зрителей подкупала и иллюзия документальности картины. Чтобы создать ее, пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники -- нашей и немецкой. Иной раз от увиденного становилось дурно, выбегала из зала, чтобы не упасть в обморок, но все равно заставляла съемочную группу, включая артистов, ездить в Красногорск, в архив кинофотодокументов.
Личная жизнь.
Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. На съемочной площадке она была беспощадна к актерам, во всех своих интервью советского периода она была необычайно лаконична - никаких подробностей ни то что о личной жизни, а даже об увлечениях и хобби. Отсюда и сложилосьубеждения, что Лиознова была старой девой, никогда никого не любившей. Разумеется, в действительности все было совсем не так. В жизни Лиозновой случались романы, довелось ей пронести через все свою жизнь и большую любовь...
ЗНАМЕНИТЫЙ РЕЖИССЕР
В одном из интервью Татьяна Михайловна как-то обронила - в юношестве была увлечена Станиславом Ростоцким, но не сложилось. И в самом деле , роман между двумя будущими звездами советской кинорежиссуры оказался коротким. Познакомились они на съемках фильма «Земля и люди» в 1954 году. Он - подающий надежды режиссер, любимец Козинцева, она - его молодая ассистентка, недавно уволенная с киностудии имени Горького. Совместная работа Ростоцкого и Лиознову очень сблизила.
- В последние годы она говорила Ростоцком исключительно как о друге, - рассказал «Комсомолке» главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, близко знавший Татьяну Михайловну. - Я помню день, когда стало известно о смерти Станислава Иосифовича. Я приехал в Выборг, там был кинофестиваль. Нас встретили устроители, сказали, что Ростоцкий вчера в Выборге умер. Я позвонил Лиозновой, мы минут двадцать говорили на самые несущественные темы. А в конце она сказала: «Ты, наверное, мне звонишь, чтобы сказать, что Ростоцкий умер?» Я говорю: «Да» – «Я знаю, я плакала». И наш разговор закончился. Все-таки, думаю, она всю жизнь воспринимала его как большого друга.. Хотя по молодости все отношения из одного состояния часто переходят в какое-то другое. Так что ничего удивительного в том, что их роман начался и закончился....
ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК
В 1963 году Татьяну Лиознову утвердили в качестве режиссера на картину «Им покоряется небо». Фильм о летчиках-испытателях не стал громким хитом, даже несмотря на участие в нем Николая Рыбникова. Однако именно съемкам этого фильма было суждено было навсегда изменить жизнь режиссера.
Консультантами Лиозновой стали несколько настоящих летчиков-испытателей. Среди них был и Василий Калашенко - герой Советского Союза, красавец-мужчина. Василий Петрович покорил Лиознову своими безупречными манерами, обходительностью, мужественностью. Вся съемочная площадка наблюдала за развитием их отношений.
- В то время Калашенко он был молодым вдовцом., - продолжает Шмыров. - У него было две дочки. Дочки, конечно, маленькие были, они требовали материнского участия, женского внимания.
Увлечение Калашенко в итоге привело к тому, что Лиознова взяла на воспитание одну из его дочерей - Людмилу. Ту самую Людмилу, которая на долгие годы стала самым близким для Лиозновой человеком, которая ухаживала за ней после тяжелой операции в начале 2000-х. Почему же рядом с Лиозновой не было отца Людмилы?
- Их отношениям не суждено было продолжиться из-за характера Татьяны Михайловны, - вздыхает главный редактор журнала «Кинопроцесс». - Когда проходила первая влюбленность и начиналась совместная жизнь, Татьяна Михайловна отчетливо понимала, что все мужчины мелковаты для нее. Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти .
- Даже полярного летчика она не считала ровней?
- Ну дело же не в физических качествах. Так или иначе она разочаровалась в нем как в постоянном спутнике жизни. Но она умела сохранять отношения - как и с Ростоцким, они с Калашенко остались друзьями, а Людмила стала ее названной дочерью.
Все факты свидетельствуют о том, что Лиознова даже после окончания романа с Калашенко продолжала его любить. Простой пример. Через четыре года после фильма «Им покоряется небо» она снимает один своих главных шедевров - «Три тополя на Плющихе». Тон фильму задает песня Александры Пахмутовой«Нежность», посвященная как раз летчикам.И в нем Татьяна Михайловна впервые в своей режиссерской карьере рассказывает очень личную историю - историю женщины, которая навсегда упускает возможность любить и быть и любимой.
- История их взаимоотношений - это 50 очень разных лет, - резюмирует Шмыров. - Я видел Калашенко всего один раз, на праздновании 85-летнего юбилея Лиозновой. Было заметно, что это очень близкие друг к другу люди.
ОСТАП БЕНДЕР
Про свой роман с Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Остапа Бендера в "Двенадцати стульях" Гайдая, Лиознова вспоминала разве что со смехом. Амбициозный грузинский актер, заслышав, что уже набравшая к тому моменту популярность Лиознова собирается снимать «Семнадцать мгновений весны», тут же нцелился на роль... Штирлица. В обаянии и напоре Гомиашвили никогда нельзя было отказать, но он не знал одного - Лиознова никогда не снимала своих друзей и мужчин. В итоге их короткий роман очень быстро превратился фарс.
- Весь день Лиознова проводила кастинг на роль Штирлица, и никак не могла найти подходящую кандидатуру, - говорит Вычеслав Шмыров. - Вечером вся съемочная группа собиралась ехать в ресторан «Арагви», где за всех платил Гомиашвили. Он вообще не жалел денег - делал Лиозновой подарки шикарные. И вот Лиознова садится в автобус, к ней тут же подсаживается Юлиан Семенов и говорит: «Господи, где же нам взять этого Штирлица?» Тут его взгляд падает на сидящего впереди Гомиашвили. «Да вот же он, Танечка». Эта сцена была достаточно пошло срепетирована. Лиознова страшно разозлилась, и на перспективах Гомиашвили был поставлен крест - причем речь не только о перспективах на роль Штирлица. Долгое время они пребывали в состоянии «холодной войны». Думаю, здесь Татьяна Михайловна резала по живому, потому что с Арчилом они потом восстановили отношения. Он помогал ей деньгами в последние годы. Я знаю, что каких-то дальних родственниц, которые приезжали к Татьяне Михайловне с Украины, даже на работу устраивал. Она могла ему сказать: «Арчил, я хочу так». Он ее слушал. Ну, это уже когда те страсти улеглись. Он ведь ее называл женой в своих последних интервью. А она отмахивалась: «Ну какой он мне муж?» И в то же время резко не отрицала.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОСЫГИНА
Самый странный роман Татьяны Михайловны случился, когда она была в зрелом возрасте. В середине 80-х она собралась снимать фильм про испытание атомной бомбы. Картину курировал Совмин СССР и лично заместитель Косыгина Владимир Кириллин - один из самых влиятельных чиновников в стране, курирующий атомную энергетику. Познакомившись с Лиозновой, Кириллин в одно мгновение потерял голову.
- И хотя Татьяна Михайловна его никогда не любила, она решила, что стоит попробовать, - вспоминает Шмыров. - Зачем ей это было нужно? Знаете, к тому моменту она хотела просто выйти замуж, чтобы пожить в таком выставочном браке. Это была очень романтическая история, они читали друг другу стихи. Но Лиознова, как истинная советская женщина, требовала, чтобы он сначала развелся. И он к ней пришел с открытым паспортом. У двери стоял и показывал, что там есть отметка о разводе.
- Почему же замужество не состоялось?
- Этот брак расстроили два обстоятельства. Однажды Кирилин вместе с Лиозновой поехали во МХАТ смотреть спектакль «Мы, нижеподписавшиеся». Лиознова тогда работала над экранизацией этой пьесы. Он ей сказал: «Не вздумай это снимать, тебя посадят». Она тут же вынесла вердикт - трус. А вторая причина состоит в... богатстве Кириллина. Как-то раз она приехала в его кваратиру и оторпела от советской номенклатурной роскоши. И в этот момент в ней взбунтовалось ее нутро московской девчонки с окраин. Она поняла, что никогда не сможет жить, в этих хоромах. И еще осознала, что эта огромная квартира означает то, что ей придется стать частью партийной номенклатуры. А вот этого вынести она уже не смогла...
Роман с Кириллиным стал последним в жизни Лиозновой. На протяжении оставшихся 25 лет жизни она заводила исключительно дружеские отношения. И как говорят близкие люди никогда не переживала об отсутствии настоящей семьи.
Источник
---
Рада, если нашлись осилившие этот не короткий, но очень интересный текст ))
Оригинал взят у ledy_lisichka в Татьяна Лиознова - режиссер знаменитых "Семнадцать мгновений весны" . Интересные факты
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]