Из истории пассажирских авиасообщений УНР с Европой, в разгар гражданской войны.
03.05.2017 495 0 0 foto-history

Из истории пассажирских авиасообщений УНР с Европой, в разгар гражданской войны.

---
0
В закладки
ГИГАНТЫ В НЕБЕ УКРАИНЫ



Военно-политическое положение Украинской Народной Республики (VHP) в начале 1919 г. было критическим. Пришедшая к власти вследствие антигетманского переворота Директория оказалась неспособной наладить эффективное сопротивление многочисленным противникам, окружавшим государство, прежде всего большевикам. На западных границах тоже было неспокойно — с молодым польским государством велась война за Галичину, а Румыния заняла позицию недружественного нейтралитета.

Украинское правительство пыталось наладить контакты с государствами Антанты и сохранить связи с Германией — хотя и потерпевшей поражение в войне, но сохранявшейся как единое государство. Однако наземное сообщение с этими странами было в тех условиях делом долгим и опасным. Единственным способом связи с Европой оставался воздушный путь. Таким образом можно было перевозить не только людей (прежде всего, дипломатических представителей), но и некоторые особо важные грузы.


R.XIV Германия, 1917 год.

На территории Украины ранее уже функционировали воздушные линии сообщения. Прежде всего, их организовывали в интересах обеспечения связью оккупационных войск. Так, с 20 марта 1918 г. работала австро-венгерская регулярная линия Вена-Краков-Львов-Киев. Сеть воздушных сообщений создали и германские войска, использовавшие для этого в качестве опорного пункта Брест-Литовск. Пытались наладить авиационные линии и украинские правительства Центральной Рады и Гетмана П. Скоропадского, но практически безуспешно.

В новых условиях немногочисленная военная авиация Директории не была способна взяться за реализацию масштабного проекта сообщений с Европой, и было решено обратиться к иностранной фирме — германскому обществу «Дойче Люфт-Ридерей» (Deutsche Luft-Reederei GmbH-DLR).


Виктор Алексеевич Павленко - Георгиевский кавалер и бывший командир авиационной охраны царской
ставки, после революции - главнокомандующим авиации армии УНР, а затем военный министр УНР.

Фирма DLR была организована еще в мае 1918 г в Берлине. Ее задачей стало налаживание воздушного сообщения Германии с нейтральной Швецией. Для этого предполагалось использовать переделанные военные аэропланы, в том числе и выведенные из первой линии самолеты-гиганты — «ризенфлюгцойги» (Reisenflugzeug), созданные фирмой «Цеппелин-Штаакен». Реализовать «шведский» проект до окончания войны не успели, но DLR продолжила работу.

Уже 5 февраля 1919 г. демилитаризованный военный самолет AEG J.II, получивший временную гражданскую регистрацию DLR 13, совершил первый полет по маршруту Берлин-Веймар. 1 марта было открыто воздушное сообщение между Берлином и Гамбургом. Одновременно общество DLR сосредоточило в своих руках довольно большое количество бывших военных самолетов, переоборудовав их для перевозки почты и пассажиров.

Как раз в то время, когда DLR разворачивала свою деятельность, правительство УНР пыталось доставить в Украину отпечатанные в Германии банкноты. Наземным путем перевезти такой груз в тех условиях было попросту нереально, и украинские власти обратились к германскому правительству за разрешением на использование для этой цели немецких самолетов. Проведенные с руководством «Дойче Люфт-Ридерей» переговоры были успешными. Но везти столь ценный груз без «репетиции» не рискнули. Поэтому сначала один из самолетов DLR выполнил пробный рейс из Германии (вероятнее всего, из Бреслау, ныне Вроцлав) над территорией Польши в Каменец-Подольский, где в то время находилась Директория.


"Ризенфлюгцойг" общества DLR после завершения очередного рейса в Украину. Каменец-Подольский, лето 1919 г.

Полет завершился благополучно, и пра/36/вительство УНР взяло в аренду у DLR три пятимоторных самолета «Цеппелин-Штаакен» R.XIVa вместе с экипажами, а также шесть двухмоторных «Фридрихсхафен» G.III и G.IV. Арендованные «ризен-флюгцойги» имели серийные номера R.69/18, R.70/18 и R.71/18, а также гражданскую регистрацию D.129, D.130 и D.131 соответственно. «Фридрих-схафены» несли серийные номера G.505/17, G.506/17, G.507/17, G.510/17, G.511/17 и G.513/17. Помимо перевозки грузов, их можно было применять и в качестве пассажирских: пятимоторные машины могли взять на борт до 13 пассажиров, а двухмоторные — шесть. Стоимость билета составляла 10000 либо 20000 гривен — в зависимости от пункта назначения. При отказе пассажира от путешествия возвращалась только половина стоимости билета.

Первый полет в Каменец-Подольский с грузом успешно выполнил самолет R.69. Около 4.00 29 июля 1919 г он отправился в обратный путь, имея на борту нескольких пассажиров — официальных представителей УНР, атакже двух бывших германских военнопленных, возвращавшихся на родину. Но в ходе полета два из пяти моторов гиганта остановились, и пилоты приняли решение совершить вынужденную посадку на аэродроме Вена-Асперн.


Борт D.129 после вынужденной посадки на аэродроме Вена-Асперн. 29 июля 1919 г.

Около полудня немногочисленные люди, находившиеся на венском аэродроме, заметили приближавшийся большой самолет. После его посадки оказалось, что это не британская или французская машина, как поначалу предполагали, а германский «Штаакен» борт D.129.

Прилет самолета стал сенсацией — его фотографии появились на первых страницах венских газет, был даже снят короткий фильм о нем. Вся эта шумиха в прессе отнюдь не содействовала спокойному ремонту машины. 30 июля на аэродроме появились представители военной миссии Антанты в Вене. Самолет конфисковали как германскую собственность и выставили у него караул из итальянских солдат. Ни один ангар на аэродроме Асперн не мог вместить гиганта, и «Штаакен» остался под открытым небом, к тому же не пришвартованный — никому в голову не приходило, что погодные условия могут причинить вред «ризенфлюгцойгу». Но несколько дней спустя сильнейшая буря бросила «Штаакен» на близлежащий ангар, и машина была разбита вдребезги...

Второй R.XIVa был потерян в трагических и до конца не выясненных обстоятельствах. 4 августа 1919 г в окрестностях Ратибора (Нижняя Силезия, в районе немецко-польской границы) разбился самолет, на борту которого находились семь человек: экипаж, возглавляемый л-том Олерау (Ohierau) и два пассажира. Одним из них был возвращавшийся из Парижа п-к Дмитрий Витовский, бывший командующий Галицкой Армией, а в то время — член Чрезвычайной комиссии Директории УНР на мирных переговорах с Польшей. Его сопровождал адъютант сотник М. Чучман.
Кроме того, самолет вез очередную партию банкнот Все находившиеся на борту погибли.
Очевидцы описывали трагическое событие так: «В далекiй висотi почувся нечайний вибух i лiтак у видi огненноi кулi почав спадати вниз, за ним потягнулася тiльки струйка черного диму, як у хвостi комети. ... Одна особа вискечила iз горючего лiтака в аппаратi для спаду, але апарат не вiдчинився».


Обломки самолета, в котором погиб Дмитрий Витовский. 4 августа 1919 г.

Созданная германскими властями следственная комиссия исключила из перечня возможных причин катастрофы технические неисправности и террористический акт. По мнению комиссии, самолет был сбит зенитным огнем польских пограничников, но и эта причина является малоправдоподобной — в то время линию границы еще окончательно не определили, и у Ратибора не было польских частей.

Таким образом, причины гибели самолета остаются неясными до сих пор. Более того, неизвестно, какой точно «Штаакен» разбился у Ратибора. Вероятнее всего, это был борт R.71/18. Некоторые источники указывают на самолет более ранней модификации R.V1 (борт R.39/16). Но последнее представляется маловероятным, поскольку «Цеппелин-Штаакены» в таком варианте общество DLR не эксплуатировало.

Чтобы избежать в дальнейшем инцидентов, подобных венскому, на бортах «Штаакена» R.70/18 закрасили кресты и вместо них нанесли причудливую смесь украинских опознавательных знаков — трезубцев — и аббревиатуры фирмы DLR. Эта машина несколько раз летала в Украину, но известны подробности лишь последнего полета.

19 сентября 1919 г самолет вылетел из Бреслау в Каменец-Подольский. Им управлял экипаж из семи человек, в т.ч. командир гауптман Ганс Вольф фон Хара (Hans Wolf von Harah) и пилоты Хайнрих Шмильц (Heinrich Schmilz) и Хайнрих Треткен (Heinrich Tretken).
На борту находились 303 миллиона гривен (интересно, что на банкнотах стояли даты эмиссии: 5, 6 и 24 октября 1919 г.!), кредитные билеты на 80 миллионов гривен, медикаменты, а также детали типографского станка для печати банкнот. Из-за нехватки топлива машине пришлось садиться на территории Буковины, оккупированной румынскими войсками.

Румынские власти «Штаакен» конфисковали. Украинских пассажиров, включая делегата Министерства финансов УНР, который сопровождал деньги, переправили на левый берег Днестра — на территорию УНР. Немецкий же экипаж был временно задержан. Украинские власти пытались добиться возвращения если не самолета, то хотя бы его груза, но безуспешно. Впоследствии румынские летчики перегнали «Штаакен» в Бухарест, но в воздух он не поднимался. Несколько лет гигант простоял на краю летного поля, а затем был разобран.


"Цеппелин-Штаакен" R.XIVa (сер. № R.70/18), интернированный Румынией

В настоящее время от него сохранился лишь деревянный винт, находящийся в военном музее Бухареста. Что же касается информации о полетах двухмоторных самолетов, то она гораздо менее подробная. Известно, что во второй половине октября 1919 г. два Фридрихсхафена (G.511/17 и G.506/17) из-за аварий двигателей совершили вынужденные посадки на занятой поляками территории Галичины под Угриньковцами и Делятином, соответственно. Поляки доставили самолеты в находившийся во Львове 3-й авиапарк и приступили к их ремонту, но из-за отсутствия запчастей завершить его так и не смогли и в марте-апреле 1920 г перевезли аэропланы железной дорогой в Познань. Кроме того, еще три «Фридрихсхафена» фирмы DLR были разбиты в авариях.

История воздушной линии Германия-Украина завершилась в декабре 1919 г, когда армия УНР под натиском превосходящих сил противника вынуждена была перейти к партизанским формам борьбы, потеряв контроль над остатками территории УНР.

Прекрасно осознавая значение воздушных коммуникаций для Украины, вдохновленная примером DLR группа военнослужащих авиации УНР, которую возглавлял начальник Воздушного флота УНР Виктор Павленко, в сентябре 1919 г. создала «Инициативный кружок по обустройству воздушных путей на Украине». Согласно разработанному проекту, предполагалось создать опорный пункт — своеобразный «хаб» — в словацком городе Кошице. Оттуда легкие самолеты должны были курсировать в европейские города Прагу, Вену, Бреслау, Берлин. Между Кошице и Каменец-Подольским летали бы тяжелые многомоторные машины. Предусматривалось также создание отдельной авиалинии в южном направлении для сообщения Каменец-Подольского с Бухарестом.


Летчики самолета "Цеппелин-Штаакен" R.XIVa (сер. № R.69/18)

Расчеты показывали, что для обслуживания всей сети коммуникаций требовалось 7 тяжелых и 16 легких самолетов, а также немногим более 100 человек личного состава. Авиатехнику предполагалось приобрести в Германии или в других странах. Были сделаны даже расчеты экономической эффективности проекта — возможно, чересчур оптимистические. В частности, утверждалось, что тяжелый самолет окупит свою стоимость уже за 1 -2 рейса с товарами в Каменец-Подольский.


Один из бортмехаников самолета "Цеппелин-Штаакен" R.XIVa

Членами кружка был разработан еще один интересный проект, предусматривавший в случае полного освобождения территории Украины установление регулярного авиапочтового сообщения между пятнадцатью ее крупнейшими городами (Киевом, Харьковом, Полтавой, Одессой, Екатеринославом и пр.). Естественно, этот план так и остался на бумаге...

Впоследствии в связи с подписанием военно-политического союза между Польшей и УНР украинское государство обрело возможность получать необходимые товары наземным путем, и идея воздушной коммуникации на время утратила свою актуальность.

Авиация и время. 2011. № 6. С. 36-38.

ТАКЖЕ: 1-я Запорожская авиационная эскадрилья Армии УНРуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]